Полесский государственный университет
студент
Научный руководитель: Лисовский Максим Иванович, заведующий кафедрой финансов Полесского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент
УДК 330.59
Изучение уровня жизни населения считается одним из главных и важнейших направлений анализа социально - экономического совершенствования страны . Понятие «уровень жизни» показывает материальные возможности населения в удовлетворении собственных потребностей. Оно содержит в себе социальные аспекты общественной жизни: условия труда и быта, структуру и уровень доходов и расходов населения, потребление материальных благ и услуг, уровень совершенствования здравоохранения, сбережения, формы использования свободного времени, культуры, искусства и т.п .
Цель данного исследования состоит в изучение некоторых теоретических вопросов, касающихся уровня жизни населения; изучении методов прогнозирования основных показателей; характеристике современного состояния уровня жизни в Республике Беларусь и выявлении существенных факторов, которые его формируют, а также определении направлений повышения уровня жизни населения в Республике Беларусь.
Изучение проблемных вопросов, касающихся уровня жизни населения является актуальной проблемой, так как, понижение уровня жизни населения в последние годы повлекло за собой повышенный интерес со стороны государства, общественности и науки к этой проблеме . Споры по определению категории «уровень жизни населения», её значимости и месту в системе общественных отношений длятся и сегодня.
В настоящее время, как и в прошлые годы, остаётся важной и весьма актуальной задача повышения уровня и качества жизни населения. И для экономики Республики Беларусь, как и для многих стран мира, это также является одним из основных вопросов.
Так, уровень жизни населения - это обеспеченность населения всеми необходимыми для него материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления, и так же степень удовлетворения их рациональных потребностей [1].
Решения проблем, связанных с уровнем жизни влияют на преобразования в стране и, в конечном счете, на политическую, а, следовательно , экономическую стабильность в обществе.
Важнейшими составными элементами уровня жизни являются доходы и расходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия проживания и свободное время.
Анализ уровня и качества жизни ведется за счет таких характеристик как :
• показатели доходов населения;
• показатели потребления населением материальных благ, услуг;
• показатели расходов населения;
• сбережение населения;
• показатели накопленного богатства, имущества и обеспечение нормальных жилищных условий;
• показатели границ нищеты и бедности населения;
• показатели дифференциации доходов населения;
• обобщающие и комплексные показатели оценки уровня жизни [2, c. 205-206].
При проведении исследований , относящихся к уровню жизни населения значимым элементом является такой критерий, как его оценка, позволяющая изучать и охарактеризовать уровень жизни в динамике по годам, а также в региональном разрезе. Оценка уровня жизни населения является одной из главных характеристик развития общества в целом и характеризует эффективность проводимой в государстве социальной и экономической политики [1].
По результатам проведенного анализа уровня жизни населения с 2009 по 2013 гг. можно увидеть его динамику и определить перспективы дальнейшего развития.
На основе информации, предоставляемой статистическими сборниками, общий объем денежных доходов населения в 2013 году составил 442 285,8 млрд. руб. и по сравнению с 2009 годом увеличился в 5 раз. В 2013 году денежные доходы в расчете на душу населения в целом по республике составили 3 893,6 тыс. рублей в месяц и превысили минимальный потребительский бюджет в 2,1 раза. В 2013 году величина бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения составила 1 023,5 тыс. рублей в месяц (таблица 1).
Таблица 1 – Основные показатели денежных доходов населения Республики Беларусь за 2009-2013 гг.
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Денежные доходы населения, млрд. руб. |
87 401,0 |
108 467,7 |
165 713,9 |
321 570,8 |
442 285,8 |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц |
766,1 |
952,4 |
1 457,7 |
2 831,4 |
3 893,6 |
Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году |
102,7 |
115,1 |
99,7 |
121,9 |
116,3 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году |
103,7 |
114,8 |
98,9 |
121,5 |
116,3 |
Источник: собственная разработка на базе [3].
В 2012 г. денежные доходы в расчете на душу населения по сравнению с 2011 годом увеличились практически в 2 раза. За анализируемый период наблюдается увеличение реальных денежных доходов населения за исключением 2011 года [3].
Основные источники формирования денежных доходов населения – это оплата труда и трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия и другие трансферты населению), суммарный удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в 2013 году составил 85,1%, в 2012 - 84,6%, в 2011 - 85,4, в 2010 – 83,5% и в 2009 – 84,5% (таблица 2).
Таблица 2 – Структура денежных доходов населения Республики Беларусь за 2009 – 2013 гг.
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Миллиардов рублей |
|||||
Денежные доходы населения – всего |
87 401,0 |
108 467,7 |
165 713,9 |
321 570,8 |
442 285,8 |
в том числе: |
|
|
|||
оплата труда |
56 158,7 |
68 373,2 |
108 371,2 |
205 678,7 |
283 411,8 |
доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход |
9 958,7 |
13 790,0 |
17 625,6 |
33 632,1 |
45 415,7 |
трансферты населению |
17 667,3 |
22 110,7 |
33 202,2 |
66 583,3 |
92 888,7 |
доходы от собственности |
2 441,4 |
2 715,4 |
4 053,3 |
12 145,0 |
17 051,7 |
прочие доходы |
1 174,9 |
1 478,4 |
2 461,6 |
3 531,7 |
3 517,9 |
В процентах к итогу |
|||||
Денежные доходы населения – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|
|
|||
оплата труда |
64,3 |
63,1 |
65,4 |
63,9 |
64,1 |
доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход |
11,4 |
12,7 |
10,6 |
10,5 |
10,3 |
трансферты населению |
20,2 |
20,4 |
20,0 |
20,7 |
21,0 |
доходы от собственности |
2,8 |
2,5 |
2,5 |
3,8 |
3,8 |
прочие доходы |
1,3 |
1,3 |
1,5 |
1,1 |
0,8 |
Источник: [4, с. 56].
На протяжении всего анализируемого промежутка времени некоторый вклад в прирост доходов населения так же вносили и доходы от собственности и прочие доходы, однако в 2010 году их вклад сократился. Подобная ситуация объясняется тем, что, что значительный рост доходов населения в 2010 году стимулировался только за счет административных методов [4, с. 56].
Структура потребительских расходов домашних хозяйств во многом говорит об уровне жизни. Чем больше средств население тратит на продукты питания, тем ниже уровень жизни (в развитых странах расходы такого типа порядка 15%). В нашей же республике расходы домашних хозяйств в основном и приходятся на питание (около 40%).
До 2010 года наблюдалось снижение доли расходов домашних хозяйств на питание к потребительским расходам (таблица 4). С 2010 года по 2012 год доля расходов домашних хозяйств на питание к потребительским расходам увеличилась с 39,0% до 43,0% соответственно, а с 2012 года расходы домашних хозяйств на питание снизились.
Таблица 4 – Структура потребительских расходов домашних хозяйств по Республике Беларусь за 2009-2013 гг.
(в процентах к итогу)
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Потребительские расходы – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе на: |
|||||
питание |
40,2 |
39,0 |
41,3 |
43,0 |
39,9 |
алкогольные напитки |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
2,6 |
2,6 |
непродовольственные товары |
34,8 |
37,2 |
38,2 |
37,7 |
38,9 |
оплату услуг |
22,8 |
21,6 |
18,3 |
16,7 |
18,6 |
Источник: [6].
Также потребительские расходы домашних хозяйств включают в себя:
– расходы на обувь, ткани, одежду, транспорт и связь (10-15%),
–жилищно-коммунальные услуги, образование, мебель, культуру, отдых и спорт (5-8%),
–алкогольные напитки, табачные изделия (1-3%) и др.
В структуре расходов домашних хозяйств основные изменения наблюдались в 2012 году, и были связаны с увеличением потребления продуктов питания, в особенности мясной продукции, приобретением одежды и расходов на отдых и культуру [7].
Рост заработной платы в 2010 году способствовал росту внутреннего потребления, который в 2010 году стал важнейшим фактором высоких темпов экономического роста Республики Беларусь. Для поддержания роста в экономике органы власти возобновили стимулирующую политику доходов, которая способствовала ускорению роста потребления домашних хозяйств [8].
Важнейшим показателем обеспечения национальной безопасности любого государства является индекс человеческого развития. Он также характеризует развитие человека в странах, регионах и в мире в целом. Ежегодно, начиная уже с 1990 года, этот индекс используется ПРООН для межстрановых сопоставлений.
Индекс измеряет достижения страны, с позиции состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан.Он рассчитывается как среднее геометрическое таких субиндексов как:
1) Индекса ожидаемой продолжительности жизни (Life expectancy index, LEI),
2) Индекса образования (Education index, EI),
3) Индекса уровня жизни (Gross national income index, GNII).
Индекс человеческого развития измеряется в пределах от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя. Республику Беларусь можно относяти к странам с высоким уровнем человеческого развития.
Согласно последним данным, значение ИЧР для Республики Беларусь на протяжении 2009-2013 годов неуклонно росло: с 0,729 в 2009 году до 0,785 в 2012 году и 0,786 в 2013 году (таблица 5) [7].
Таблица 5 – Обобщающие показатели оценки уровня жизни населения Республики Беларусь за 2010 – 2013 гг.
Годы |
ИЧР |
Индекс ожидаемой продолжительности жизни, скорректированный с учетом неравенства |
Индекс образования, скорректированный с учетом неравенства |
Индекс дохода, скорректированный с учетом неравенства |
Квинтильный коэффициент дохода |
Коэффициент Джини |
|||
Значение |
Снижение (%) |
Значение |
Снижение (%) |
Значение |
Снижение (%) |
||||
2010 |
0,785 (61) |
0,716 |
8,8 |
0,683 |
8,0 |
0,599 |
11,1 |
4,0 |
28,8 |
2011 |
0,756 (65) |
0,736 |
7,4 |
0,735 |
5,4 |
0,617 |
12,1 |
4,0 |
27,2 |
2012 |
0,785 (50) |
0,737 |
7,4 |
0,819 |
5,4 |
0,636 |
12,1 |
4,0 |
27,2 |
2013 |
0,786 (53) |
0,726 |
7,6 |
0.781 |
4.8 |
0.685 |
11.1 |
3.8 |
26.5 |
Источник: [9].
Среди стран СНГ по уровню человеческого развития Республика Беларусь занимает лидирующую позицию.
В 2009 году Республика Беларусь по индексу человеческого развития занимала 68 место, в 2010 году – 61 место, в 2011 – 65 место, в 2012 году – 50 место, в 2013 году – 53 место, т.е. в 2013 году по сравнению с 2009 годом Республика Беларусь повысила свой рейтинг среди стран мира.
Согласно Докладу о человеческом развитии, подготовленному ПРООН в 2014 году, наша страна в 2013 году заняла 53-е место среди 187 стран в международном рейтинге по индексу человеческого развития, таким образом потеряв три позиции по сравнению с 2012 годом, а в 2012 году Республика Беларусь улучшила свой рейтинг на 15 строчек. Индекс ожидаемой продолжительности жизни, скорректированный с учетом неравенства в 2012 году снизился на 8,8 %, в 2011 и 2010 годах снизился на 7,4%. Индекс образования, скорректированный с учетом неравенства в 2012 году снизился на 8,0 %, в 2011 и 2010 годах снизился на 5,4%. Индекс дохода, скорректированный с учетом неравенства в 2012 году снизился на 11,1 %, в 2011 и 2010 годах снизился на 12,1% [10].
К важнейшим условиям развития человеческого потенциала, главным образом, можно отнести стабильность общества, эффективную социальную политику государства, призванную создать необходимые условия, которые обеспечат достойную жизнь и свободное развитие человека.
Главной целью социальной политики в долгосрочном периоде является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.
Основные направления социальной политики государства сформулированы в таких документах как:
В период 2001–2010 гг. важнейшими задачами в нашей стране были повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, а также создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения социального и материального благополучия.
На втором этап – 2011-2020 гг., необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики. [11, c. 66]
Повышение уровня и качества жизни населения предусматривает:
В 2014 запланирован рост ВВП на 3,3%, производительности труда (по валовому внутреннему продукту) - на 6,9%, экспорта товаров и услуг - на 8,6%. Среднегодовая ставка рефинансирования составит 14-16% годовых. В тоже время предусмотрен ввод в эксплуатацию 2,5 млн. кв. м жилья с государственной поддержкой. Так, достижение данных параметров позволит обеспечить качественный уровень жизни населения. Предполагается, что реальные располагаемые денежные доходы населения в 2014 году должны составить 103% к уровню 2013 года.
Основной целью социально-экономического развития Беларуси в 2014 году остается повышение производительности труда, выручки на одного занятого и заработной платы на основе ускорения модернизации производства и институциональных преобразований. При этом в прогнозе акцентировано внимание на соблюдение принципа опережения роста производительности труда над ростом заработной платы, оптимизации государственной поддержки.
По окончанию 2014 года можно сравнить фактические и запланированные показатели и сделать выводы о выполнении или невыполнении прогноза развития на 2014 год.
В 2015 году экономическое развитие Беларуси будет происходить в сложных условиях, связанных с замедлением экономического роста у партнеров из-за усиления геополитической напряженности, но не смотря на это предполагается сохранение положительной динамика уровня жизни населения. Согласно расчетам, реальные денежные доходы увеличатся на 1,7-2,1%. Предусматривается опережающий рост производительности труда над ростом заработной платы, сокращение разрыва между среднемесячной заработной платой работников бюджетной сферы и в целом по экономике.
Также прогнозируется экономический рост на уровне 2-2,4%, прирост экспорта - 4,3% (к ожидаемому уровню 2014 года). Уровень инфляции планируется замедлить до 12%.
Для достижения поставленных целей исследования потребовалось: проанализировать основные показатели, характеризующие уровень жизни населения; рассмотреть методику прогнозирования индекса развития человеческого потенциала; выявить основные мероприятия, направленные на повышение уровня жизни населения Республики Беларусь; рассмотреть работу органов социальной защиты населения Республики Беларусь по повышению уровня жизни.
В итоге можно отметить, что повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель и задача развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики повышения доходов и заработной платы, что и наблюдается в Республике Беларусь в 2009-2013 годах. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро - и микроуровнях. Судя по индексу человеческого развития, уровень жизни населения в Республике Беларусь за последние годы значительно повысился, так как с 2009 по 2012 годы по этому показателю Республика Беларусь поднялась с 68 на 50 место и занимает первое место среди стран СНГ. Значительную часть в доходах населения занимает заработная плата, а также трансферты населению, что говорит о том, что расходы государства по линии социальной поддержки населения занимают значительную часть в госбюджете.
Как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую сферу она оказывает за счет повышения культурного и образовательного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и др. Все это существенно влияет на производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободного времени работников.
Рецензии:
23.10.2014, 23:30 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Статья в основном соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к опубликованию в журнале после доработки и исправления следующих замечаний: 1) "К одному из важнейших показателей обеспечения национальной безопасности любого государства относится" - это и есть один важнейший показатель, который, по-вашему выражению, относится сам к себе; 2)"Поэтому совершенствование методологических положений планирования и прогнозирования показателей уровня жизни является весьма актуальным" - в заключении не следует доказывать актуальность каких-либо положений статьи; 3)"Свое влияние на экономическую сферу она оказывает за счет повышения культурного и образовательного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и др." - предложение не согласовано.
25.10.2014, 0:55 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: У вас хорошая статистика за 5 лет, так обоснуйте, покажите прогноз, тенденцию, дайте нормальный вывод.А у вас общие фразы, как в учебнике!!! Доработать.
21.11.2014, 23:23 Мосевич Наталья Викторовна Отзыв: Исправила. |