Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №15 (ноябрь) 2014
Разделы: Политология
Размещена 20.10.2014. Последняя правка: 01.11.2014.
Просмотров - 13310

ВЛИЯНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ ГОСУДАРСТВА

Гамидов Санан Салех оглы

аспирант

Астраханский государственный университет

Специалист

Усманов Рафик Хаматович, профессор, доктор политических наук


Аннотация:
Энергетический вопрос является важнейшей составляющей внешней политики государств мира и на внешнюю политику любого государства большое влияние оказывают экономические факторы, в число которых, наряду со многими другими, входит стремление к освоению внешних рынков для поставки своей продукции на экспорт.


Abstract:
The power question is the major the making foreign policy of the states of the world and on foreign policy of any state the great influence is rendered by economic factors which number, along with many others, includes aspiration to development of foreign markets for delivery of the production to export.


Ключевые слова:
Внешняя политика; энергетические ресурсы; международные отношения; нефть; газ; мировая политика; энергетическая политика; геополитика; международная торговля

Keywords:
Foreign policy; energy resources; international relations; oil; gas; world politics; power policy; geopolitics; international trade


УДК 328

При изучении внешней политики можно столкнуться с множеством подходов,  которые по своему объясняют ее сущность, функции, цели и задачи. Осуществляя свой внешнеполитический курс, государство преследует такие цели, как обеспечения национальной безопасности, экономического и политического роста государства, создание положительного образа страны среди других государств мирового сообщества. Внешняя политика государства – это комплекс действий, направленных на установление и поддержание отношений с международным сообществом, защиту собственных интересов и расширение своего влияния на других субъектов международных отношений.[1]

Экономическое развитие страны и его политическая стабильность зависит от внешней политики, таким образом, внешняя политика так же выполняет и экономическую функцию. Усиление экономической мощи является важной задачей внешнеполитического курса государства. Внешняя политика государства способствует продуктивному функционированию экономики, росту благосостояния общества. Ввиду этого в сферу ее задач входит резервация стратегических ресурсов государства, обеспечение для страны выгодного участия в разделение труда, поиск наиболее доступных по цене ресурсов, обеспечение наиболее рентабельных условий сбыта продукции.

Одним из важных направлений внешнеполитической деятельности государства на международной арене, является внешняя энергетическая политика. То есть речь идет о ресурсах, которые государство может использовать для достижения целей внешней политики.

После первого энергетического кризиса в середине 70-х годов XX в. энергетический фактор стал играть в мировой политике не меньшую роль, чем военный, что привело к формированию и дальнейшему развитию энергетической дипломатии в качестве инструмента международной политики. Ее важной особенностью стало тесное взаимодействие внешнеполитических ведомств и компаний, рост активной роли последних на международной арене в качестве самостоятельных игроков, повышение значимости в международных делах энергетической дипломатии.

Таким образом, на внешнюю политику любого государства большое влияние оказывают экономические факторы, в число которых, наряду со многими другими, входит стремление к освоению внешних рынков для поставки своей продукции на экспорт.

Под «внешней энергетической политикой» понимается сфера деятельности государства в международных отношениях по защите и отстаиванию национальных интересов, обусловленных производством, транспортировкой и потреблением энергоресурсов. Заметим, что цели, задачи, приоритеты и направления внешней энергетической политики тесно связаны с «внешней политикой». [2, С. 64-65]

В ее рамках взаимоотношения развиваются по следующим основным направлениям: между странами-импортерами, странами-экспортерами, между этими группами государств, объединенных в международные организации глобального и регионального значения, между странами-производителями и потребителями, а также ТНК, между самими ТНК. Можно выделить еще и комплекс отношений между странами-экспортерами и импортерами, а также странами, обеспечивающими транзит энергетических ресурсов.

На сегодняшний день энергетический вопрос стал одним из ключевых вопросов в мировой политике. В данной сфере пересекаются интересы крупнейших мировых акторов: России, США, Китая, ЕС. Следовательно, вопросы в области энергетики играют значительную роль при формировании внешнеполитических стратегий государств. Одним из средств осуществления таких стратегий является энергетическая дипломатия, а геостратегия в свою очередь осуществляет координацию курса дипломатических методов и средств для установления взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества в энергетической сфере.

Энергетический вопрос является важнейшим составляющей внешней политики государств мира. Отметим, что большинство стран мира являются импортерами энергоресурсов. Энергетическая безопасность этих стран напрямую зависит от положений на мировых энергетических рынках, и ни одна страна не хочет допускать бесконтрольной конкурентной борьбы. Поэтому страны готовы к активному сотрудничеству в области энергетической сферы, таким образом, во многих странах стало формироваться специальное направление их внешней политики и дипломатии, энергетическая политика и энергетическая дипломатия.

Основными задачами переговоров в этой отрасли являются:

  • баланс интересов;
  • дальнейшее развитие производства энергоресурсов;
  • формирование устойчивой и бесперебойной системы транспортировки;
  • урегулирование территориальных споров между странами по поводу смежных районов, богатых энергоресурсами;
  • разграничение прав на морские месторождения между соседними государствами;
  • решение инвестиционных проблем и развитие крупных энергетических проектов;
  • вопросы ценообразования и стабильности энергетических рынков.

В качестве механизмов реализации целей в процессе взаимоотношений используются традиционные организационные формы и общепринятые в международной практике разновидности политических и правовых документов. А именно на двусторонней основе распространены в качестве рабочих органов межправительственные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, в рамках которых созданы специализированные комитеты или постоянные рабочие группы по сотрудничеству в ТЭК. К примеру, рабочая группа по сотрудничеству в области энергетики между РФ и Великобританией, РФ и Болгарией, РФ и Вьетнамом (действующие в настоящий момент).[3] Также существуют множество примеров многосторонней энергетической дипломатии, например: ЕС, НАФТА, МЭА, ОПЕК.

Для обеспечения экономической безопасности государств международное энергетическое сотрудничество должно включать в себя не только экспортно-импортные операциями по обороту углеводородного сырья или других энергоносителей, но и сотрудничество по разработке и внедрению в практику новых технологий, в том числе связанных с исследованиями возобновляемых источников энергии. [4]

Отметим, что интенсивное развитие международной торговли энергоресурсами привело к формированию геополитических аспектов энергетики. К ним можно отнести географическое положение крупнейших месторождений газа, нефти, угля с точки зрения их отдаленности от рынков сбыта, а также способы транспортировки данных ресурсов. Если сравнивать страны Центральной Азии, богатыми углеводородными ресурсами и страны Персидского залива, то страны Центральной Азии не имеют выхода к морю, поэтому транспортировка ресурсов на внешние рынки осуществляется по системе трубопроводов, проложенных через территорию России. Следовательно, для успешной реализации международной торговли энергоресурсами, одним из направлений геополитики Стран Центральной Азии является формирование взаимовыгодных отношений.

Стоит принять к вниманию,  геополитические интересы того или иного государства в области энергетики и внешнеэкономические интересы не всегда могут совпадать. Как пример можно привести интересы Российской Федерации в Каспийском регионе, то есть эти интересы основаны не только на энергетических и внешнеэкономических факторах, но также и на геополитическом значении региона, важного для национальной безопасности страны, что чаще имеет большее значение, нежели экономическая выгода. [5, С. 60-61]

Поставки углеводородов в разные страны означает получение экономической прибыли и развитие, укрепление отношений с этими странами. Энергетическое сотрудничество может стать фундаментом для дальнейшего расширения связей. Значительные объемы поставок в какую-либо страну не зависят от цены за поставки энергии, скорее это означает, что данная страна имеет приоритетное значение во внешней политике страны-экспортера. Цена на энергоносители формируется в результате торга, который выходит за коммерческие рамки и включает в себя политические мотивы. Борьба за маршруты трубопроводов также имеет геополитическую окраску. Страна, через территорию которой пролегают маршруты трубопроводов, повышает свой политический вес как страны транзитера, а также снимает экономическую ренту за поставку ресурсов через свою территорию. Если трубопроводы идут в обход той или иной страны, то ее политическое значение может снизиться, и она лишается дополнительной статьи доходов.

Огромную роль, которую играют в мире углеводородные ресурсы, вызывают обострение противоборства между державами за контроль над ними. В виду того, что запасы нефти и газа ограниченны, невосполнимы и неравномерно распределены в мире, ситуация еще больше осложняется.[6]

На сегодняшний момент в мире насчитывается различные альтернативные сети транспортировки энергии в виде угля, газа, электричества, сланцев, тепловых электростанций, атомных электростанций. Отметим, что, несмотря на все вышеперечисленное, нефть является широко используемым энергоресурсом, а также универсальной и гибкой формой международной торговли энергетическими ресурсами.

Таким образом, следует, что проблема нефтегазовых ресурсов оказывает большое на процессы, происходящие в мире. Объяснить данный факт можно несколькими причинами: [7, С. 34-35]

  • во-первых, все государства мира крайне заинтересованы в обеспечении энергетической безопасности. Отсюда же вытекает появление некоторых долгосрочных союзов, которые определяют обстановку в ключевых нефтедобывающих регионах;
  • во-вторых, существенно влияет на внешнюю политику тот факт, что бизнес на «черном золоте» остается одним из самых прибыльных видов предпринимательства. Например, обнаружение в Ливии значительных запасов нефти быстро превратило отсталую страну в относительно влиятельное на международной арене государство;
  • в-третьих, нефтяная промышленность по своей природе носит интернациональный характер, что ведет к образованию очень крупных компаний. Эти компании действуют, невзирая на границы суверенных государств, не считаясь с политическими разногласиями между ними. Более того, крупнейшие нефтяные компании ведут переговоры с национальными правительствами и достигают с ними договоренностей, выступая, по сути дела, на равных.

Следовательно, можно сделать вывод, что влияние нефтегазовых ресурсов на внешнюю политику государства очень велико. Нефтегазовые ресурсы являются значительным показателем уровня политико-экономического взаимодействия между государствами и серьезным внешнеполитический инструмент. Как отмечалось ранее, существует прямая зависимость между ценовой политикой на основные энергоресурсы и текущим состоянием международных отношений.

Тот факт, что наличие энергетических ресурсов тем или иным образом влияет на внешнюю политику государства, является объектом изучения многих исследователей. Проанализировав эти работы можно заметить, что каждый исследователь разными подходами трактует факт важности энергетических ресурсов, при этом называя их как «серьезный внешнеполитический инструмент»[7], «стратегические ресурсы страны»[8] и т.д.

По мнению большинства ислледователей, наличие энерегетических ресурсов положительно влияет на внешнеполитические отношения страны. В своей работе "Внешняя энергетическая политика России" авторы Н. А. Филимонова и В. Н. Харламова рассматривают этот вопрос следующим образом: "Экспортно-импортные отношения между производителями и потребителями энергоресурсов выходят далеко за рамки сугубо экономических. Энергетическое сырье (энергоресурсы), прежде всего нефть, превращается в своего рода индикатор уровня политико-экономического взаимодействия между государствами и в серьезный внешнеполитический инструмент. Есть прямая зависимость между ценовой конъюнктурой на основные энергоресурсы и текущим состоянием международных отношений, стабильностью на планете".
Как показывает международный опыт, энергетический фактор эффективно влияет на понижение конфликтности в нестабильных регионах, повышение потенциала добрососедства и сотрудничества между странами и регионами. Словом, экспорт углеводородов, другие виды энергетического сотрудничества превратились в важный фактор внешнеполитической деятельности и внешней политики.

Библиографический список:

1. Цели и функции внешней политики [Электронный ресурс] // Электронная онлайн библиотека. – Режим доступа: http://banauka.ru/2361.html
2. Жизнин С. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. – М.: ООО Ист Брук, 2005. – 640 с.
3. Справочно-правовая система Консультант Плюс: Международное право.
4. Энергетика и глобализация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mir-politika.ru/168-energetika-i-globalizaciya.html
5. Жизнин С. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. – М.: ООО Ист Брук, 2005. – 640 с.
6. Сапир Ж. Энергетическая безопасность России и эффективность использования энергетических ресурсов // Социнтерн, 2006. –№ 1. – 53 с.
7. Харламова В. Н., Филимонова Н. А. Внешняя энергетическая политика России (на примере энергодиалога РФ—ЕС) //Вестник СПбГУ. Сер. – 2006. – Т. 5. – №. 4.
8. Милов В., Селивахин И. Проблемы энергетической политики //Рабочие материалы Московского Центра Карнеги. – 2005. – №. 4.




Рецензии:

31.10.2014, 21:41 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к печати после внесения определенных корректив: автору необходимо проанализировать работы ученых, исследователей, кто уже занимался изучением данной проблемы и разместить список литературы в алфавитном порядке.

01.11.2014 19:19 Ответ на рецензию автора Гамидов Санан Салех оглы:
Здравствуйте. Благодарю за рецензию. Доработал статью, и переделал список литературы.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх