Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 24.10.2014. Последняя правка: 25.10.2014.
Просмотров - 3995

Обзор мирового рынка консервированных маринованных грибов за 2013-2014 гг.

Селезнёва Людмила Владимировна

магистрантка

Донецкий национальный университет экономики и торговли

Студентка

Писаренко Татьяна Павловна, старший преподаватель, Донецкий национальный университет экономики и торговли


Аннотация:
В статье представлены результаты исследования мирового рынка консервированных маринованных грибов. Также анализируется экономические тенденции и объемы роста продукта в целом, а также для отдельных стран. Изучено производства консервированных грибов по видам, то есть грибы шиитаки, шампиньоны и другие.


Abstract:
The article contains the results of the research of the global market of canned marinated mushrooms. Also examines trends and volume growth of the product as a whole, as well as for individual countries. Consideration of production of canned mushrooms by type, ie shiitake mushrooms, champignons and others.


Ключевые слова:
мировой рынок; консервированные маринованные грибы, тенденции роста; объем производства; страны производители; маринованные шампиньоны; шиитаки

Keywords:
world market; canned marinated mushrooms; growth trends; the volume of production; the country's manufacturers; mushrooms; shiitake


УДК 330.34

Ежегодный рост объемов производства промышленных грибов в мире свидетельствует об увеличении популярности данного вида продукта и признание его как питательной и полезной составляющей здорового пищевого рациона человека, чему способствовали разработка и воплощение индустриальных методов выращивания культурных грибов за последние 35-40 лет. Грибная продукция может стать одним из важных источников покрытия белкового дефицита, мировой показатель которого составляет около 25% в соответствии с рекомендуемой нормы ФАО. Поэтому вопросы развития рынка грибной продукции является актуальным и требует постоянного внимания.

Сейчас над расширением мирового рынка грибной продукции работают современные отечественные и зарубежные ученые, в частности, Н.А. Быско, В.Т. Былай, Эбергард Петерс, Йохен Винкхофф и другие. Однако дальнейшее изучение вопросов динамики развития мировых тенденций на рынке грибной продукции обусловлено необходимостью развития этого вида бизнеса в Украине и проблемой его выхода на международные рынки грибной продукции и определяет актуальность и перспективность данного исследования.

Среди промышленных грибов, выращиваемых в искусственных условиях, первое место занимают шампиньоны, которые имеют около 38% всего объема мирового грибного производства. Второе место принадлежит экзотическом грибу шиитаке (около 17%). На долю разновидностей гриба "вешенка", что имеет сравнительно недавнюю историю культивирования, однако получает все большее распространение в мире, приходится 16% объема мирового производства промышленных грибов. Культивирование шампиньонов распространено в странах Европы и Северной Америки. Страны Юго-Восточной Азии (Китай, Япония, Тайланд) отдают предпочтение выращиванию экзотических грибов вешенки и шиитаке.

Основными странами-производителями этой продукции являются Китай, США, Нидерланды, Франция.

Важной особенностью грибного производства является короткий срок между посевом и сбором урожая по сравнению с другими сельскохозяйственными культурами. Поскольку производители грибов могут заниматься круглогодичным их выращиванием, то общий уровень урожайности грибов по сравнению с другими основными культурами является достаточно высоким. Так, согласно данным ФАО, в течение 2010 года в мире было выращено 3,4 млн. т. грибов на площади более 15 тыс. га .

Таким образом, средняя мировая урожайность грибов в 2010 году составила 222,8 т / га, тогда как данный показатель, например, для пшеницы составил 2,8 т / га, а для картофеля - 16,7 т / га.

Такие особенности технологии выращивания промышленных грибов обусловливают рост рынка грибной продукции.

Продукция грибоводства как объект мировой торговли представлена ​​на международном рынке в трех основных видах: консервированном, свежем и сушеном. Доля консервированной продукции в 2013 году в мире составила 59,8% в натуральных единицах от общего торгового объема грибной продукции и 33,6% в денежных единицах. Свежие грибы в натуральном и стоимостном выражении имели соответственно 41,8 и 49,7% от совокупного торгового объема грибной продукции.

Главными экспортерами грибной продукции на мировой рынок является Китай (50,4% совокупного экспорта в 2013 году, что составляет 450,6 тыс. т. в натуральном выражении) и Нидерланды (19,1%, или 199,9 тыс. т.), которые вместе обеспечивают более 60% всех экспортных поставок грибов в мире.

Показательным примером развития грибного бизнеса служат Ирландия и Польша. Эти страны, обладая развитым аграрным сектором и имея рядом крупных импортеров, таких как Великобритания и Германия, смогли занять ключевые позиции как в объемах производства грибов, так и в экспортных поставках их на международные рынки.

Великобритания, Германия и Нидерланды имеют ключевые позиции в структуре импорта грибной продукции. Это обусловлено тем, что высокий курс английского фунта по отношению к евро делает английские грибы не конкурентными на внутреннем рынке, а рынки грибной продукции Германии и Нидерландов имеют наибольшую емкость не только в Европе, но и в мире, что обусловлено спросом населения на эту продукцию.

Итак, в результате проведенного исследования мирового рынка продукции грибоводства можно говорить о высоких темпах его развития в период с 2015-2017 гг. Рост популярности грибной продукции, в частности в экономически развитых странах Европы, обусловило потребление данного продукта до уровня 2-3,2 кг грибов на душу населения. Поэтому путь становления украинского грибоводства должен развиваться с учетом опыта стран, где производство, при сходных условиях, достигло значительного успеха.

Лучшим примером может служить опыт Польши, которая по темпам прироста грибного производства опережает все экономически развитые страны Западной Европы по аналогичному виду деятельности. Объём экспорта польских шампиньонов за 2013 год составил 183,4 тыс. тонн, на общую сумму около 271 млн. евро.

Только за четвёртый квартал 2013 года из Польши было экспортировано 47,0 тыс. тонн шампиньонов на сумму 67,5 млн. евро, что составляет 26,8% годичного экспорта с точки зрения количества, а также 24,9% с точки зрения цены. Из этих данных видно, что грибной сектор является очень важным компонентом в польском экспорте продуктов питания.

В 2013 году большая часть польских шампиньонов попала в Германию (38,1 тыс. тонн), что составляет 20,9% от общего экспорта. Второе место в этом списке занимает Россия, а третье Великобритания.

В сравнении с 2012 годом, в 2013 году экспорт шампиньонов из Польши увеличился. С точки зрения количества грибной продукции, рост которой составил 4,7%, а ее цена составила 9,15 млн. евро (+3,6%).

Значительное преимущество в развитии рынка грибной продукции предоставляет Украине соседство с Россией - крупным мировым импортером грибной продукции. Сейчас доля мирового грибного импорта России составляет 12,7% и ежегодно увеличивается, что создает благоприятные условия и возможности для сбыта больших объемов грибов, выращенных в нашей стране, на российских рынках.

В результате проведенного исследования, можно сказать, что мировой рынок консервированных грибов является недостаточно изученным, так как, он динамичный и зависит от многих факторов. Так в период 2014-2017 гг. будет фиксироваться рост объемов реализации как свежих, так и консервированных грибов в среднем на 2 % ежегодно. Эта тенденция объясняется следующими факторами: увеличением дохода жителей многих стран, численностью населения планеты, изменением потребительских предпочтений, повсеместным ростом спроса на грибы, как альтернативный источник белка и других питательных веществ, которые необходимы человеку для поддержания здорового и правильного рациона питания. Исходя из всего выше сказанного, видно, что грибная продукция является популярным товаром, так как, её объемы продаж и потребления растут с каждым годом и, следовательно, активно развивается и совершенствуется производство грибной продукции, начиная с ее выращивания и кончая различными видами консервации.

Для поддержания конкурентоспособности, особенно для участников мирового рынка, необходимо внедрять новейшие методы промышленного культивирования в области грибоводства, а также уделять внимание разработки современных комплексов машин и специального оборудования для обслуживания процессов производства мицелия, приготовления компостов и субстратов.

Важнейшими этапами в процессе приготовления консервированных грибов являются методы выращивания, сбора и переработки плодовых тел грибов, которые необходимо усовершенствовать и разрабатывать новые технологии для осуществления данных процессов. Развитие этих этапов в грибной промышленности оказывают значительное влияние на качество производимой продукции, повышают конкурентоспособность данного товара и, следовательно, способствуют росту производства грибной продукции в нашей стране и расширению рынков ее сбыта.

В заключение можно сказать, что основными производителями грибной продукции выступают такие страны: Китай, США, Нидерланды, Франция.

Самыми популярными грибами, которые культивируются практически во всем мире, являются шампиньоны, второе место по объему выращивания занимают грибы вешенка, также в последнее время активно развивается культивирование экзотического гриба шиитаки в таких странах как Китай, Япония, Тайланд.

Основными экспортерами на мировом рынке грибной продукции является Китай, а также Нидерланды.

В целом, грибная промышленность активно развивается и увеличивает выпуск продукции, также разрабатываются новые виды грибных консервов, путем изменения рецептур и процессов приготовления данной продукции.

Мировой рынок грибов не слишком насыщен, так как новые страны выходят на этот рынок со своей продукцией, при этом составляют конкуренцию ведущим игрокам рынка, в результате чего происходит довольно жесткая конкуренция между производителями грибной консервации, что в свою очередь дает толчок для развития и применения новых технологий и методов производства такой продукции.

Библиографический список:

1. Быско Н. А. Современные тенденции развития грибоводства в мире // Агро Перспектива. - 2012. - № 2 (26). - С. 18 - 19.
2. Косяк А. А. Развитие мирового рынка грибов и продуктов их переработки // Экономика АПК. - 2013 - № 9 - С. 146-149.
3. Косяк А. А. Экспортно-импортная торговля продукцией грибного производства// Вестн. Харьк. аграрного нац. ун-та. - Вып. 2 - Х., 2010 - С. 34-39.




Рецензии:

24.10.2014, 21:21 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Из статьи очень сложно понять каковы же мировые тенденции развития рынка маринованных грибов, о чем заявлено в названии статьи. Кроме того статья изобилует стилистическими ошибками, вот примеры некоторых из них: "где производство, при сходных условиях, было достигнуто значительного успеха"; "является не достаточно изучен"; "продукция является популярной товаром"; "на втором месте по объему выращивания занимают"; "набирает популярности культивирование"; "причем составляют значительную конкуренции" и т.п. Статья требует значительной доработки.

25.10.2014, 0:47 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Просмотреть стиль написания, ошибки, знаки препинания, окончания в предложениях. Непонятен вывод, в чем новизна, если обзор, нет тенденций , хотя бы за 5 лет по стране или странам. Общие фразы, нет обоснованности по цифрам! Не рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх