кандидат филологических наук
Волгоградский социально-педагогический университет
старший преподаватель
УДК 81
Цель настоящей статьи – проследить, чем обусловлено желание индивидуума избежать общения или нежелание в той или иной ситуации продолжать коммуникативный процесс, что поможет лучше понять способы и функции исследуемого явления.
Актуальность работы обусловлена потребностью в описании коммуникативных особенностей актуализации отказа от общения. Глубокое изучение данного явления позволит выявить его диструктивный или конструктивный потенциал в межличностной коммуникации.
Достижение цели предполагает решения следующих задач:
За единицу исследования принят коммуникативный акт отказа от общения, включающий в себя акт говорящего, акт слушающего и коммуникативную ситуацию. Материалом исследования послужили произведения художественной литературы второй половины XX - начала XI века, а также кинофильмы и скрипты бытовых разговоров, зафиксированные в процессе наблюдения, либо взятые из Интернета.
Анализ корпуса примеров показал, что все причины отказа от общения можно разделить на объективные и субъективные.
Объективные причины включают обстоятельства, не зависящие от участников общения, например, невозможность продолжать разговор из-за отсутствия времени, необходимости выполнить какую-либо работу, успокоить плачущего ребенка, оказать помощь больному человеку и т. д. Примерами завершения такого разговора служат типичные фразы: «Извини, некогда, нужно бежать…», «Давай позже договорим, а?» и т. п., как в следующей ситуации:
– Виталь, если у тебя нет никаких дел, пожалуйста, оставь нас. У нас очень много работы (х/ф «Отражение»).
В качестве объективных причин мы также рассматриваем барьеры и помехи, заставляющие коммуниканта отказаться от общения, вне зависимости от его воли и желания. Вслед за О. А. Леонтович мы считаем барьерами факторы, препятствующие осуществлению коммуникации как таковой (например, глухота и немота одного из собеседников, незнание иностранного языка в ситуациях межкультурного общения и т. д.) [2, с. 229]. При столкновении с барьерами индивидуум нередко вынужден выйти из коммуникативного процесса, поскольку продолжение коммуникации невозможно или сильно осложнено. Примером может послужить ситуация из романа А.В.Иванова «Географ глобус пропил», где контролеры отказываются связываться с глухонемым в электричке после попыток спросить у него билет.
К объективно существующим помехам, в свою очередь, относятся факторы, снижающие качество коммуникации: шум или плохая видимость, мешающие восприятию звуковых и визуальных сигналов, физическое расстояние и т. д. [2, с. 230]. В данном случае представляется возможным говорить об отказе от коммуникации на какое-то время; коммуникант не против возобновить процесс общения при устранении указанных помех и восстановлении нормального канала связи. Это может быть опосредованное общение с плохим качеством связи или разговор в очень шумном месте:
– Я ничего не слышу…алло…связь плохая. Давай позже созвонимся (КЗУР).
Отметим, что поскольку наличие таких барьеров и помех – явление довольно распространенное, коммуниканты, желающие выйти из ситуации общения, нередко используют их как предлог, позволяющий им прервать коммуникацию и в то же время сохранить лицо – как свое, так и собеседника, как в следующем примере:
Сноха звонит свекрови, чтобы пожаловаться на собаку, которую та ей подарила. Свекровь знает, что животное постоянно создает в доме проблемы, поэтому и избавилась от него, подарив внукам. На звонок снохи она реагирует так:
– Что? Собака погрызла? Что-то плохо слышно. Помехи какие-то… давай потом.
(Х/ф «Развод»).
Субъективные причины продуцируются самими участника- ми коммуникативного процесса. Они намного более многочисленны и вариативны, в связи с чем мы считаем целесообразным разделить их на группы.
I. Причины, обусловленные мотивами коммуниканта в ситуации общения
А. Попытка уйти от конфликта:
Надя громко ссорится с мужем, упрекая его во всех бедах.
– А что я сделаю? – развел руками Служкин.
– Ну сделай что-нибудь! Ты же мужчина!
– Э-э… пойду-ка я, пожалуй, на балкон покурить, – сказал, вставая, Служкин. – А ты успокойся, Надя. Все будет хорошо.
(А.Иванов. Географ глобус пропил)
B. Желание сохранить лицо, избежав общения с нежелательным в данную минуту собеседником:
Тед подавлен. Суд решил отдать его сына жене. Он не хочет, чтобы его видели в таком состоянии, поэтому запирается у себя дома и никого не впускает. Соседка хочет узнать, как у него дела:
– Тед, я только что узнала.
– Прошу тебя, уйди.
– У тебя все в порядке?
– Да, не беспокойся. Мне просто нужно побыть одному, Маргарет.
(Х/ф «Крамер против Крамера»)
C. Стремление манипулировать собеседником (использование отказа от общения в качестве наказания, средства доказать что-то собеседнику, добиться желаемого результата). Нередко родители выбирают отказ от общения с детьми как наказание или средство манипуляции: Уходи, ты меня обидел. Не подходи ко мне, ты плохо себя ведешь. Пока не уберешь игрушки, не буду с тобой разговаривать. Я с непослушными не дружу и т.д. (КЗУР).
D. Страх перед общением, которое может нанести вред. Например, причиной страха может послужить политическая ситуация в стране, когда общение с иностранцами или реиммигрантами не приносило людям ничего хорошего, кроме проблем с КГБ. Владимир Познер в своей книге «Прощание с иллюзиями» описывает случай, когда он после иммиграции вернулся в Россию и позвонил друзьям родителей, с которыми они тесно общались в США:
И вот на второй день пребывания в Москве я решил позвонить Борисовым, ставшим еще в Нью-Йорке близкими друзьями отца. Я по сей день помню этот разговор:
– Здравствуйте, как дела?
– Кто это?
– С трех раз угадайте.
– Кто говорит? (чуть раздраженно).
– Это я, Вовка, – именно так звали они меня тогда, в Америке.
– Какой еще Вовка?
– Вовка Познер.
– Ах вот как. Вы в Москве?
– Да! Когда увидимся?
Еще одна пауза.
– Мы сейчас очень заняты. Позвоните через неделю, хорошо? И передайте привет родителям. Всего хорошего.
Щелчок.
(В. Познер. Прощание с иллюзиями).
II. Причины, обусловленные личностными характеристиками коммуниканта
К психологическим особенностям, не позволяющим осуществлять полноценный процесс коммуникации, относятся замкнутость, застенчивость, некоммуникабельность, скрытный характер, подозритель- ность по отношению к чужим и т. д.
III. Причины, обусловленные эмоциональным состоянием коммуниканта
Отказ от общения может быть спровоцирован такими чувствами, как разочарование, обида, злость, гнев, любовные переживания и т. д. Под воздействием эмоций сторона может прервать коммуникацию либо не вступать в нее вообще. Так, персонаж рассказа Д. Рубиной «Чужие подъезды» Илья пришел поделиться переживаниями с другом, он сильно подавлен, однако его эмоциональное состояние мешает ему говорить:
– Пойду, – вяло сказал Илья.
– Ну ты постой, расскажи толково – где встретил, о чем говорили!
Илья молча махнул рукой и, не глядя на друга, словно забыв о нем, вышел из комнаты и побрел к лифту.
IV. Причины, обусловленные взаимоотношениями между коммуникантами
Антипатия как сильное чувство, испытываемое по отношению к партнеру, определяет характер сложившихся отношений и может привести к тому, что общение между коммуникантами не сложится вообще либо оборвется на самой ранней стадии, например:
– Девушка, а пойдемте с нами потанцуем?
– Извините, у меня другие планы.
(Х/ф «Расплата за любовь»)
Общение может прерваться не в самом начале, а после нескольких коммуникативных ходов, когда интенции одной стороны стали ясны адресату, как в следующей беседе между навязчивым мужчиной и его знакомой. Женщина просит не беспокоить ее, поняв, что ей неинтересны намерения мужчины.
– Что с вами?
– Я хотел поговорить.
– О чем?
– Я все время о вас думаю.
– Вы с ума сошли.
– Мне нужно вас видеть.
– Пожалуйста, больше не звоните мне. Я не хочу о вас ничего знать (уходит).
– Мужчина следует за ней. Она оборачивается и резко и громко просит:
– Не подходите ко мне.
(Х/ф «Измена»)
В некоторых случаях причиной отказа от общения может стать разочарование в партнере по коммуникации:
– Так ты – лжец? – сказала она. – Ты к тому же трус. Не просто трус, но безмозглый трус, раз считаешь, что из-за экзаменов можешь врать и обманывать меня. Я презираю тебя. Поди вон. И чтобы я больше не видела тебя никогда.
– Я не ответил ничего. Под угрозой расстрела я не смог бы вымолвить ни слова. Я повернулся и вышел, закрыв за собой дверь. (В.Познер. Прощание с иллюзиями).
Навязчивость одного из коммуникантов может утомить собеседника, который пожелает выйти из ситуации общения:
Матрена Ивановна встретила на улице старую знакомую, которая стала засыпать ее вопросами:
– Доброго здоровья вам! Могилку проведывали? Я и Тоню вашу встречала пару раз, а больше никого.
В словах вопроса не было, только в глазах любопытство, точно спичкой чиркнула и ждет, загорится беседа или нет.
И зря чиркала: старуха не имела ни малейшего намерения говорить о дочкиной операции.
– Так все работают, – ответила коротко.
(Е.Катишонок. Жили-были старик со старухой)
V. Причины, обусловленные ходом коммуникативного процесса
Коммуникация может быть прервана, если один или оба ее участника испытывают недовольство от того, каким образом она осуществляется. Это может происходить в случае нарушения принципа кооперации, выведенного П.Грайсом и включающего максимы полноты информации, качества информации, релевантности и манеры [6, с. 2], а также принципа вежливости, описанного Дж. Личем и включающего максимы такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия и симпатии [7, с. 250].
Интересными для нашей работы представляются результаты, полученные американской исследовательницей эффективной коммуникации Л. Экрот, которая выделяет пять причин, не располагающих к общению [4, 2004]:
Вышесказанное, а также данные, полученные в результате нашего исследования, позволяют обозначить следующие причины недовольства ходом коммуникативного процесса со стороны его участников, которые могут привести к коммуникативным сбоям и отказу от общения.
А. Качество, количество и релевантность получаемой информации.
Я попала в переплет. Милый и интеллигентный с виду человечек взялся обстоятельно, не пропуская ни детали, ни минуты, описывать собственную жизнь, аккурат от момента счастливого зачатия. Когда он подошел к своему появлению на свет, я уже была в обмороке. Понимая, что впереди меня ждут еще лет 60 этой бондианы, я отпросилась в туалет.
(Э.Чаландзия. Каблуки в кармане)
B. Тональность и стиль общения (например, грубость, резкость, неискренность, употребление бранной, нецензурной лексики, «сюсюканье», надменность, упреки, нравоучения и т.д.).
В следующем примере из романа А.Иванова «Географ глобус пропил» Маше не нравится, как Служкин реагирует на ее замечание:
– Маша, – устало отвечаю я. – Я старше тебя. Я больше перетерпел. Я опытнее. В конце концов я твой учитель. Но ведь я не учу тебя жить…
Маша встает и молча уходит в палатку.
C. Не располагающее к общению невербальное поведение коммуниканта. Американский исследователь С.Гинсберг [5, 2005] называет шесть особенностей поведения, препятствующих коммуникации: избегание контакта глаз, отсутствие улыбки, положение рук, поза, молчание и т. н. «щиты от причастности» (involvement shields).
Избегание контакта глаз. Контакт глаз является мощным коммуникативным сигналом к общению. Взгляд, направленный вверх, вниз, на часы, в стену, в пустоту и т. д., говорит о нежелании общаться. Трудно начать разговор с человеком, чей взгляд обращен в пол. Люди, едущие в лифте, часто стараются не смотреть друг на друга и тем самым блокируют канал общения.
Отсутствие улыбки. Улыбка выражает доброжелательность и может сигнализировать о желании общаться. Ее отсутствие может восприниматься как свидетельство нежелания вступать в коммуникацию.
Положение рук. К общению не располагает человек,прикрывающий глаза, рот, грызущий ногти, накручивающий волосы на пальцы или просто усердно разглядывающий руки. Скрещенные руки также считаются признаком «закрытости» и отталкивают собеседника.
D. Коммуникативный дисбаланс [3, с. 70; 1, 2005], проявлениями которого могут стать продолжительные монологи со стороны партнера, не дающие собеседнику возможности равного участия в беседе; частые перебивания; чрезмерное или недостаточное проявление коммуникативной инициативы и т. д. Примером может послужить ситуация, где человек прерывает коммуникативный акт из-за недовольства и неприятия поведения партнера по общению:
Кэролайн продолжала разглагольствовать. До тех пор пока не произнесла, остановившись перед Рембрандтом: «Вам не кажется, что ему становится чуть-чуть скучновато писать где-то посередине работы? Понимаете, что я хочу сказать? Мне никогда не удается почувствовать то, что я должна была бы почувствовать, глядя на его полотна. Понимаете?» И она издала глупенький смешок, словно бы говоря: «Ах, послушать только, что я такое мелю!»
А я смотрела на него, и вдруг его лицо на мгновение застыло, затвердело, словно его застали врасплох. Он не предполагал, что я вижу: что-то чуть-чуть изменилось в складке рта. Он бросил на нее быстрый взгляд. Глаза его будто бы даже смеялись. Но тон был совершенно ледяной: «Я должен идти. Прощайте».
(Д.Фаулз. Коллекционер)
Таким образом, мы рассмотрели основные причины отказа от общения, которые подразделяются на две основные группы по принципу субъективности и объективности. В своем исследовании мы не претендуем на создание исчерпывающего списка причин отказа от общения. Однако, опираясь на собранный корпус примеров, мы предприняли попытку классифицировать основные из них, что поможет выстроить типологию и обозначить функции исследуемого явления.
Рецензии:
27.10.2014, 20:10 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья написана живо, интересно. Однако необходимо: 1. Расширить аннотацию, раскрыв фабулу исследования. 2.Ввести в начале раздел "Актуальность", раскрыв значение исследования.3.После определения цели исследования необходимо указать измерительный инструментарий и материал, обосновав их выбор. 4.Выводы должны подводить итог, суммируя всю новизну сделанных выводов.После доработки статья может быть рекомендована к публикации
28.10.2014, 9:24 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема работы актуальна и интересна. Однако, статья требует некоторой переработке. Необходимо усилить выводы, пересмотреть аннотацию, детальнее пророаботать композицию.
1.12.2014, 16:41 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья написана живо, интересно. Однако необходимо: 1. Расширить аннотацию, раскрыв фабулу исследования. 2.Ввести в начале раздел "Актуальность", раскрыв значение исследования.3.После определения цели исследования необходимо указать измерительный инструментарий и материал, обосновав их выбор. 4.Выводы должны подводить итог, суммируя всю новизну сделанных выводов.После доработки статья может быть рекомендована к публикации
1.12.2014, 16:46 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Автор внимательно отнесся к предшествующим рекомендациям. Однако в его интересах было бы расширить выводы, сделав их более обширными. Но и в таком виде статья может быть рекомендована к печати.
Комментарии пользователей:
6.11.2014, 13:47 Гуляева Марианна Александровна Отзыв: Галина Ивановна и Елена Геннадьевна, благодарю Вас за прочтение моей статьи и ценные замечания. Я внесла кое-какие поправки, следуя Вашим советам. |