Одесский областной институт усовершенствования учителей
Заведующий лаборатории методики преподавания информатики
УДК 378.046
Введение. Реформирование системы образования на современном этапе требует коренных изменений в организации учебного процесса системы повышения квалификации специалистов вообще, и педагогов в частности. При этом, педагогическое образование направлено на перспективу, оно должно предоставить учителям возможность получать знания и приобретать умения, дающие возможность максимально эффективно применять средства и методы доступа к информационным ресурсам и информационных коммуникаций, развития и практического применения современных педагогических технологий, которые являются необходимой составляющей профессиональной компетентности современного учителя.
Пути повышения квалификации педагогических работников теоретически и экспериментально обоснованы в работах Л. Даниленко, М. Дарманского, Т. Десятова, В. Олийныка, А. Пехоты, Н. Протасовой, М. Романенко, Т. Сорочан, Н. Чепурной и других. Но современное развитие общества накладывает новые требования к формированию профессиональной компетентности учителей, к ее высшему проявлению – педагогическому мастерству, в том числе внедрению и оптимальному использованию информационно-коммуникационных средств в учебный процесс.
Идеи внедрения средств ИКТ в профессиональную деятельность учителя нашли отражение в научных исследованиях В. Демьяненко, Л. Карташовой, Т. Койчева, А. Спирина, О. Трофимова, Н. Юсуповой. Но, на наш взгляд, недостаточно рассмотрены проблемы развития информационно-коммуникационной компетентности педагогов в системе последипломного образования, в частности учителей начальной школы, что, учитывая включение в учебный план предмета «Ступеньки к информатике», является актуальным.
Целью нашей статьи является рассмотрение организационно-педагогических условий развития информационно-коммуникационных умений учителей начальной школы в системе последипломного образования.
Изложение основного материала. Обоснование необходимости обеспечения организационно-педагогическими условиями развития информационно-коммуникационных умений учителей начальной школы в системе последипломного образования требует рассмотрения основных понятий исследования – цепочки «условие» - «педагогическое условие» - «организационно-педагогическое условие».
В литературе мы находим различные толкования понятия «условие», которые имеют много общего. Как пример, в Философском энциклопедическом словаре условие рассматривается «философская категория, в которой отражается универсальное отношение вещи к факторам, благодаря которым она возникает и существует» [11]. Мы же под условиями будем понимать совокупность объектов, процессов, отношений, которые необходимы для формирования, существования и изменения определенного объекта.
Под педагогическими условиями О.Федорова понимает совокупность объективных возможностей содержания образования, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешное решение поставленной задачи. А.Алексюк, А.Аюрзанайн, П.Пидкасистый рассматривают их как факторы, влияющие на процесс достижения цели и разделяют на: внешние (позитивные отношения преподавателя и студента; объективность оценки учебного процесса, место обучения, климат и т.п.) и внутренние (индивидуальные особенности студентов – состояние здоровья, свойства характера, опыт, умения, навыки, мотивация) [8]. Г.Голубева отмечает, что «педагогические условия – это особенности организации учебно-воспитательного процесса, детерминирующие результаты воспитания, образования и развития личности, которые обеспечивают целостность обучения и воспитания, способствуют всестороннему гармоничному развитию личности студентов и создают благоприятные возможности для выявления и развития их одаренности» [2].
Н. Болюбаш организационно-педагогические условия определяет как совокупность взаимосвязанных факторов, которые необходимы для целенаправленного процесса формирования профессиональной компетентности с целью формирования ключевых и базовых компетенций [1].
В рамках нашего исследования, под организационно-педагогическими условиями мы будем понимать комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, обеспечивающих целенаправленный процесс развития информационно-коммуникационных умений учителей начальной школы в системе последипломного образования.
Первым организационно-педагогическим условием мы выбрали обеспечение действенности информационной среды для организации дистанционного обучения.
Построение информационной среды на базе современных информационных технологий привносит в учебный процесс новые возможности: сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса, широкое использование информационных ресурсов, существенное расширение возможностей традиционных форм обучения, а также возможность создания новых эффективных форм обучения, т.е. высокую действенность для организации дистанционного обучения.
Можно выделить следующие общие положения информационной среды: при ее формировании необходимо решить вопросы содержания образования на современном этапе, соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационно-коммуникационных технологий, новых взаимоотношений ученика, учителя и образовательной среды; информационная среда включает технологические (аппаратные и программные), информационные и организационные ресурсы; при ее создании в учебном заведении растет значимость ИКТ-компетентности педагогов, работающих в условиях широкого применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном пространстве.
Так, например, как информационная среда в Одесском областном институте усовершенствования учителей разработан дистанционный ресурс для курсов повышения квалификации учителей начальных классов с правом преподавания информатики. Он включает в себя: управляющий блок (содержит название курса, данные об авторе-составителе, цель изучения, содержание, учебный план, пояснительную записку, литературу, темы для курсовых работ, глоссарий и т.п.), информационный блок (включает в себя короткие конспекты лекций, он-лайн доступ к полным текстам лекций с иллюстрациями и другим необходимым контентом), коммуникативный блок (осуществляет обмен информацией преподавателя и слушателей, а также предоставляет возможность слушателям общения между собой, содержит модули он-лайн и офф-лайн общения), контролирующий блок (содержит тестовые задания для проверки теоретических знаний).
Вторым организационно-педагогическим условием была выбрана организация процесса формирования умений работы учителей с информационно-коммуникационными средствами для обучения информатике учащихся начальной школы.
Учебный план курсов повышения квалификации учителей начальной школы с правом преподавания информатики определяет задачи, способствующие развитию информационно-коммуникационных умений, среди которых: формирование готовности учителей начальной школы к реализации стратегических целей развития информатики в начальной школе и интеграции в мировое образовательное пространство; овладение информационными технологиями обучения и педагогической технологиями; систематизация и углубление социально-гуманитарных, профессиональных знаний о сущности, специфике, ориентирах реализации основных направлений модернизации школьной информатики; модернизация профессионального потенциала как системного показателя готовности к инновационной деятельности, трансформации новейших достижений науки и передового педагогического опыта в практику работы учителя информатики; помощь в освоении новых интеллектуальных инструментов, педагогических и информационных технологий, внедрении необходимых изменений в учебно-воспитательный процесс в ИКТ-наполненной среде.
Для эффективного выполнения рассматриваемого учебного плана и дальнейшей профессиональной деятельности информационно-коммуникационная компетентность учителя-слушателя курсов должна включать в себя: понимание и использование терминологии, средств, оборудования, инструментов, программного обеспечения и методов ИКТ; информационно-коммуникационные технологии как составляющую своего рабочего места; роль ИКТ и их использование в предметной области, которую преподает учитель; правовые, этические и общественные аспекты доступа к ИКТ и использования этих технологий [10].
Среди основных путей развития информационно-коммуникационной компетентности учителя выделяем: теоретическое и практическое изучение компьютерных технологий обработки информации; изучение программного обеспечения различного назначения (общего, специального, учебного) и анализ возможности его применения в процессе обучения; выработка приемов практического применения, обоснования и доказательства эффективности использования ИКТ в обучении предмету; модификация методики обучения предмету с учетом возможности использования ИКТ, привитие культуры обмена опытом применения ИКТ на уроке с помощью телекоммуникаций [3].
Использование проектной технологии при выполнении творческих курсовых задач слушателями курсов повышения квалификации – рассматриваем как третье организационно-педагогическое условие.
Метод проектов в научно-педагогической литературе определяют как: технологию, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути [9]; педагогическую технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (часто путем самообразования) [7]; дидактическую категорию, определяющую систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью [4].
Активное включение слушателей в разработку тех или иных проектов дает им возможность освоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. По оценке Р.Гуревича, основными целями проектной деятельности слушателей курсов повышения квалификации выступают: получение навыков работы с Интернет для поиска и обработки информации; использование компьютерных информационных технологий для подготовки информации в электронном виде для передачи другим участникам проекта; обогащение опытом использования возможностей Интернет для обмена мнениями с участниками проекта и получения консультаций научного руководителя; получение и накопление опыта осуществления исследований, работы с источниками информации; получение опыта работы «в команде» (планирование, распределение функций, взаимопомощь и взаимоконтроль) [5].
В Одесском областном институте усовершенствования учителей слушателям курсов повышения квалификации учителей для преподавания информатики в начальной школе предлагается разработка и защита индивидуальных авторских проектов.
Мы выделяем следующие критерии к созданию проекта: наличие образовательной проблемы, сложность и актуальность которой соответствует учебным запросам, жизненным потребностям, интересам участников проекта; практическая, теоретическая, познавательная значимость прогнозируемых результатов; исследовательский характер поиска путей решения проблемы; структурирование деятельности в соответствии с классическими этапами проектирования; создание условий для выявления и решения психолого-педагогической проблемы (исследование, поиск путей решения, экспертиза и апробация версий, конструирование итогового проекта, его защита, оценка и внедрение); творческий характер; использование активных и интерактивных форм и методов; «продуктивность» проекта (если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – реальный результат внедрения); педагогическая ценность.
Следует отметить, что проектная деятельность в институте последипломного педагогического образования помогает преодолеть стереотипы в преподавании предмета, склонность к стандартам и позволяет слушателям курсов стать активными субъектами инновационной деятельности. Кроме того, при использовании технологии курсовых проектов решается целый ряд учебно-методических задач системы последипломного педагогического образования.
Выводы. Таким образом, рассмотренные организационно-педагогические условия развития информационно-коммуникационных умений учителей начальной школы в системе последипломного образования дают возможность эффективно объединить в учебном процессе: 1) информационную среду для организации дистанционного обучения учителей в рамках системы последипломного образования, предоставляющую возможность информационного взаимодействия участников образовательного процесса, в рамках которого педагогические и информационные технологии интегрируются в единую систему, сочетающую компоненты образовательной деятельности, учебно-воспитательного и педагогического процессов; 2) организацию учебного процесса с соблюдением выполнения поставленных обществом перед системой образования задач, формированием необходимых учителю информационно-коммуникационных компетенций и оптимальным распределением учебного времени курсов между теорией и практикой внедрения средств ИКТ в профессиональную деятельность слушателей; 3) практическую реализацию проектной деятельности, которая развивает у слушателей проектное мышление в сфере профессиональной деятельности, обогащает опыт работы, расширяет партнерские отношения между слушателями курсов и формирует положительную мотивацию к саморазвитию.
Рецензии:
30.11.2014, 13:37 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Содержание статьи в целом соответствует поставленным задачам и цели, структурировано. Единственно, над чем надо поработать автору - исправить пунктуационные ошибки в тексте. После этого статья может быть рекомендована к печати.
30.11.2014, 13:53 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикаций.Основания следущие:
1.Актуальность проблематики в контексте непрерывного обучение...
2.Информационная среда в конструкте последипломное образование имееет не только методическое, а в основоном методологическое значение.
3.Информационное обучение является фундаментальной основой преподавательской компетентности-в данном случае оно решено оптимальным способом при применения модульного структурирования(на основе дискурса блок).
30.11.2014, 14:28 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: в статье поднята важнейшая проблема развития информационно-коммуникационной культуры учителей. статья изложена логично. понятийный аппарат используется корректно. к сожалению. в работе есть стилистические и орфографические ошибки, которые необходимо исправить до ее публикации.
30.11.2014, 16:50 Горбатюк Роман Михайлович
Рецензия: Статью можно рекомендовать к печати. Предоставленные материалы имеют практическое значение для последипломного образования
1.12.2014, 6:41 Шангина Елена Игоревна
Рецензия: В данной работе заявленная тема раскрывается. Содержание статьи имеет четкую структуру: актуальность, цель. задачи, вывод, поэтому рекомендуется к печати.
1.12.2014, 8:40 Пустовалова Наталья Ивановна
Рецензия: Статья является актуальной и носит практический характер. Автор статьи, анализируя различные источники и опираясь на собственный опыт работы, доказал, что одной из основных составляющих успешного профессионального становления личности является формирование у студентов и магистрантов навыков креативного мышления, которое заключается в целенаправленном взаимодействии, общем для педагога и студента процессе творчества в адекватных, специально организованных условиях с применением необходимых форм, методов и средств организации занятий.
Рекомендуется к публикации.
1.12.2014, 8:42 Пустовалова Наталья Ивановна
Рецензия: Проблема, обозначенная в данной статье, является, безусловно, актуальной. Автор считает, что решение проблемы преподавания предмета «Ступеньки к информатике» учителями начальной школы возможно при создании организационно-педагогических условий, направленных на развитие у них информационно-коммуникационных умений в системе последипломного образования через курсы повышения квалификации.
В статье раскрываются общие положения формирования информационной среды учителей начальной школы; определены задачи, способствующие развитию информационно-коммуникационных умений учителей; рассматривается использование проектной технологии при выполнении творческих курсовых задач слушателями курсов повышения квалификации, овладение ими информационными технологиями для организации процесса обучения информатике учащихся начальных классов информационно-коммуникационными средствами.
Статья рекомендуется к публикации.
2.12.2014, 12:37 панченко ольга львовна
Рецензия: Изложение материала характеризуется системностью и четкой структурой изложения. Привлекает научный стиль изложения, использование научной терминологии. Вместе с тем, на мой взгляд, есть следующие недочеты. Во-первых, цель дублирует название статьи - это не приветствуется научным сообществом, читается, что цель должна отражать заявленную тему, но не дублировать ее. Во-вторых, есть некоторые обороты речи, которые лучше бы изменить - например, определение через само себя: "под условиями будем понимать совокупность ОБЪЕКТОВ, процессов, отношений, которые необходимы для формирования, существования и изменения определенного ОБЪЕКТА. В-третьих, не совсем удачно, на мой взгляд, выбрано обозначение второго условия: "Вторым организационно-педагогическим условием была выбрана организация процесса формирования умений работы учителей с информационно-коммуникационными средствами для обучения информатике учащихся начальной школы". Организация процесса - это задача, поставленная нами, а условием, по-видимому, будет СФОРМИРОВАННОСТЬ указанных умений. Указанные недостатки, безусловно, носят абсолютно субъективный характер и могут вполне быть оспорены автором. В целом, статья отвечает основным требованиям к научным статьям и рекомендуется к публикации.
5.12.2014, 10:32 Квасных Галина Сергеевна
Рецензия: Данная проблема является актуальной. В статье рассмотрены организационно-педагогические условия развития информационно-коммуникационных умений учителей начальной школы в системе последипломного образования, раскрыты способы их реализации в системе повышения квалификации учителей. Статья четко структурирована, в логике и последовательности раскрыты основные пути решения проблемы перспективности и непрерывности образования. Представлен собственный опыт решения затронутой проблемы. Статья рекомендуется к публикации.
Комментарии пользователей:
30.11.2014, 13:04 Малякова Наталия Сергеевна Отзыв: Работа посвящена актуальной проблеме формирования общекультурных компетенций современного учителя по работе с информацией, владению основными методами, способами и средствами ее получения, хранения и переработки в образовательных целях. Статья может быть рекомендована к публикации. |
30.11.2014, 22:58 Гапонова Елена Юриевна Отзыв: Спасибо рецензентам за отзывы, ошибки будут исправлены |