доктор педагогических наук, профессор
Государственное заведение „Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко”
заведующий кафедрой социальной педагогики
УДК 378.017 : 351.74
Деятельность правоохранительных органов всегда находится под пристальным вниманием общества, поскольку ее результаты непосредственно отражаются на безопасности личности, общества и государства, реализации прав и свобод граждан. Это предопределяет необходимость переосмысления содержания и организации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях МВД Украины, совершенствования профессиональной подготовки будущих работников органов внутренних дел (ОВД) к профессиональной деятельности.
Разные аспекты функционирования системы профессиональной подготовки будущих работников правоохранительных органов стали предметом исследований ведущих ученых-юристов, педагогов, психологов, в частности: усовершенствование профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях образования (В. Aндpocюк, O. Бандурка, В. Тюpинa), общие вопросы профессиональной готовности личности (М. Иcaенкo, A. Линeнкo и др.); формирование психологической готовности к профессиональной деятельности в правоохранительных органах, профессионально психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях (Н. Aндpeев, М. Лoгaчoв, В. Плиcкo и др.).
В системе профессиональной подготовки будущих работников OВД психологическая подготовка занимает особое место. Под психологической подготовкой, как правило, понимают процесс формирования, закрепления и активизации готовности личности (или группы) к определенному виду деятельности или выполнению задания [3], которая является одним из условий быстрой адаптации человека к обстоятельствам, связанным с угрозой для жизни, и факторами, которые способствуют возникновению психогенных заболеваний [1].
Основной целью в ходе профессионально-психологической подготовки является развитие профессионально важных индивидуально-психологических качеств у работника правоохранительных органов, и на их основе формирование психологической готовности к выполнению служебных заданий в разных, в том числе и в экстремальных, условиях деятельности. В системе профессионально важных качеств и особенностей личности, необходимых и психологически достаточных для эффективной профессиональной деятельности, ключевой является именно психологическая готовность к действиям в экстремальных ситуациях (максимальная мобилизованность к активным действиям по первичной, полученной в сжатом виде, информации об угрозе). К основным заданиям психологической подготовки принадлежат: воспитание чувства долга, ответственности; обеспечение личного состава системой знаний и представлений об особенностях и условиях деятельности, требованиях, к личности; формирование у будущих работников ОВД навыков и умений профессионально исполнять служебные обязанности в напряженных и сложных ситуациях; развитие эмоционально-волевой устойчивости, способности к эффективной саморегуляции при условиях осложнения ситуации; формирование умений реально оценивать уровень своей подготовленности к выполнению профессиональных заданий, прогнозировать результаты деятельности, корректировать свои поступки.
Таким образом, профессионально-психологическая подготовка курсантов и студентов является составляющей профессиональной подготовки будущих работников ОВД, поскольку составляющей профессиональной деятельности милиции является работа с разными слоями населения, которая, кроме правового, включает еще психологический и педагогический аспекты. Профессионально-психологическую подготовку будущих работников правоохранительных органов к работе в экстремальных условиях необходимо понимать как специально-организованный процесс обучения (преподавание и учения), направленный на формирование необходимых знаний, умений, навыков, которые позволяют выполнять определенный вид работы, а также формирование, профессионально важных качеств личности работников правоохранительных органов, что детерминируют эффективность работы в экстремальных условиях и выступают необходимым внутренним условием ее успешного осуществления. Это, в свою очередь, обеспечивает формирование качественно нового уровня готовности будущих работников ОВД к осуществлению профессиональной деятельности.
Психологическая подготовка специалистов в высшем учебном заведении должна быть направлена на формирование стойкости к негативным факторам оперативно служебной деятельности: напряженности, ответственности, риска, опасности, дефицита времени, неопределенности, неожиданности, и др. то есть факторов, которые значительно влияют на психику (вид крови, труппы, телесные повреждения и др.); ситуации противоборства (умение вести психологическую борьбу с лицами, которые противодействуют предотвращению, раскрытию и расследованию преступлений, противостояния психологическому давлению, не поддаваться на провокации и др.); влияние конфликтных ситуаций в служебной деятельности (умение проанализировать внутренние причины конфликта, разобраться в закономерностях его возникновения, хода, и способах разрешения конфликтных ситуаций); обида и насилие над личностью, хулиганство, грабеж, убийство, сопротивление представителю власти, вербальная и физическая агрессия и др., умение владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях. В ходе занятий по профессионально-психологической подготовке относительно формирования психологической готовности будущих работников OВД могут использоваться такие формы работы: тренинги развития профессиональной памяти, внимания и наблюдательности; психофизические тренинги преодоления препятствий (осложнение, полоса препятствий, лабиринты); идеомоторная тренировка; тренинги с использованием элементов неожиданности, дефицита времени, шумовых и огневых эффектов (морально-психологическая полоса); тренинги усвоения и преодоления ситуаций, связанных с восприятием страданий, крови, ранений, травм, убитых; обучение основам аутогенной тренировки; тренинги самоуверенности, настроения; ситуативно-образная психорегулирующая тренировка, мнимое перечисление работником индивидуально ценностных качеств и ситуаций, в которых ему что-то удалось.
С практической точки зрения проблема влияния экстремальных факторов на работников органов внутренних дел имеет несколько аспектов, а именно: прогнозирование поведения людей в экстремальных условиях, определение последствий их влияния и подготовка к адекватным стратегиям поведения личности в стрессогенных условиях. Выполнение этих заданий является актуальным для психологического обеспечения деятельности работников, которые выполняют профессиональные обязанности в экстремальных условиях, а также для предоставления помощи лицам, которые стали жертвами чрезвычайных и психотравмирующих ситуаций.
По мнению М. Cупpунa, психологическая стойкость – это свойство личности работника не поддаваться неблагоприятным психологическим обстоятельствам выполняемых заданий, не снижать под их влиянием качество выполнения профессиональных действий [5]. Это сложное свойство зависит от многих других качеств личности, укрепление которых способствует повышению психологической стойкости.
Важнейшая роль в формировании и проявлении психологической стойкости принадлежит личностным и моральным качествам человека. Значимость цели деятельности, ее личностный смысл определяют выбор человеком средств для ее достижения, настойчивость, самоотдачу и психологическую стойкость.
C. Cливкa [4] и др. научные работники отмечают, что все компоненты профессионального мастерства (знание, навыки, умения, привычки) влияют на психологическую стойкость, но специфическое значение имеют некоторые: 1) твердое знание и предсказание особенностей (трудностей) выполнения профессиональных заданий; 2) психологическая стойкость человека растет, если он знает, какие события состоятся, а действительное их развитие отвечает ожиданиям; ее росту способствует повышение осведомленности работников о ходе профессиональной, психологической подготовки, об особенностях будущих заданий, ознакомление, с психогенными факторами оперативно-служебной деятельности, возможным влиянием действий на психику человека; 3) натренированность в безукоризненном выполнении профессиональных действий в условиях максимальных психологических трудностей [4; 6].
Для профессионального мастерства особое значение имеет практическая выучка, наличие у работников прочных умений и навыков.
Профессиональные навыки – это автоматизированные способы выполнения профессиональных действий, персональная возможность каждого человека выполнять их правильно, быстро, экономно (легко), с высокими количественными и качественными показателями при минимальной концентрации внимания на технике исполнения. Навыки освобождают сознание от черновой работы – от вспоминания каждого движения и соблюдения при этом самых простых правил. Благодаря этому свойству, навыки экономят силы работников, позволяют действовать успешно в условиях дефицита времени и отвлекающих факторов. Иначе говоря, они обеспечивают работникам стойкости в тяжелой обстановке. Умение – проявляются в личной возможности работников гибко и быстро использовать знания и видоизменять доведенные до автоматизма действия в соответствии с обстоятельствами.
Эмоциональность и толерантность – проявляются в легкости и силе возникновения эмоций, переживаний, тревог, беспокойства и их устойчивости, у конкретных работников.
Выдержка, умение владеть собой – важное эмоционально-волевое качество, которое имеет существенное значение для психологической стойкости работников. Психологическая стойкость работников, как отмечают И. Киpичeнкo, М. Cупpун, зависит от психического состояния, в котором они находятся в момент возникновения конкретной ситуации. Даже хорошо подготовленные работники, захваченные врасплох, могут растеряться, наделать ошибок, сорвать выполнение задания. Поэтому для обеспечения высокоэффективных действий в психологически тяжелых условиях необходимо формировать у личного состава состояния высокой профессиональной готовности к безотлагательным высокоэффективным действиям. Для такого состояния характерными являются четкое понимание действий, которые должны состояться, условий, в которых они будут выполняться, трудностей и способов их преодоления, точный расчет действий; высокая наблюдательность, соизмеримая и предопределенная реальной угрозой, бдительность, быстрое и четкое мышление; оптимальный уровень психического напряжения, внутренний подъем, уверенность, в себе, серьезное отношение к возможности противодействия со стороны криминальных элементов; полная мобильность, собранность, владение, собой, готовность к проявлению инициативы и самостоятельности, выдержки и смелости; достаточный запас сил [2; 5].
При этом, исследователи отмечают, что психологическая стойкость у разных работников не одинакова, она имеет индивидуальный характер. Это проявляется в таких различиях: чувствительность работников к психогенным факторам, реакция на одни и те же факторы и их комплексы, степень деструктивного влияния интенсивности психического напряжения на всю психическую деятельность работников и на реальные результаты выполняемых ими оперативных служебных заданий, личная возможность притуплять неприятные психологические реакции.
Основным условием психологической стойкости является собственно-поисковая активность работников ОВД. Высокая потребность работников в поиске новых возможностей противодействия негативным факторам, творческое отношение к себе и окружающей среде, готовность к освоению приемов психологической техники (групповая терапия, социально-психологический тренинг и др.) для регуляции психолого-эмоциональных состояний позволят преодолевать деструктивное действие неблагоприятных жизненных обстоятельств и сформировать стойкость личности работников правоохранительных органов.
Таким образом, целесообразность проведения практических занятий, тренингов, оправдана существованием психологической закономерности: человек, который неоднократно попадал в экстремальные условия и справился с ними, имеет больше шансов выйти из экстремальной ситуации, чем тот, который никогда не попадал в них.
Проведенный анализ условий работы, при которых выполняются служебные задания работниками ОВД, показал необходимость усовершенствования методов формирования психологической стойкости к стрессогенному влиянию экстремальных ситуаций профессиональной деятельности.
В рамках ситуации, готовность как интегральный системный параметр психики работника правоохранительных органов характеризует функциональные особенности активности, целесообразности и направленности деятельности, эффективности ее реализации, регулируемости и стойкости к раздражителям, а также восстанавливаемости системы профессионально важных качеств работника для его последующих действий.
Обобщая результаты анализа особенностей деятельности работников OВД во время выполнения заданий в экстремальных условиях, нужно отметить наличие ряда требований к ним: сформированность у работников OВД реального представления о будущих служебных действиях в экстремальных ситуациях, способность реально воспринимать будущую угрозу во время выполнения своих профессиональных обязанностей; способность к достаточно высокой степени адаптации работников OВД к служебной деятельности в экстремальных ситуациях; адаптации к служебному коллективу и адаптации к выполнению заданий – к цели, условиям, информации, способам и средствам действий; высокая степень психологической стойкости; преимущество позитивных психологических состояний у всего личного состава подразделений OВД.
Осуществление профессиональной деятельности в этих условиях требует от будущих работников предельной собранности, мобилизованности, бдительности, внимания, активной мыслительной работы, уверенности в успехе, состояния эмоционально волевой стойкости, готовности к активной деятельности, а также наличия специфических профессиональных знаний, умений и навыков.
Определены особенности профессиональной готовности к работе в экстремальных условиях у будущих работников OВД, которые предопределены функциональными обязанностями будущих работников ОВД. Таким образом, наблюдается тенденция повышения экстремальности профессиональной деятельности работников ОВД, связанной с задержанием преступников, освобождением заложников, использованием оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, то есть имеют место непосредственные контакты с гражданами, ненормированный рабочий день, необходимость полной отдачи психических и физических сил в борьбе с преступлениями.
Поэтому, важными умениями работников правоохранительных органов являются умение формировать собственную стойкость к стрессорам, а также умение оказывать разные виды помощи людям, которые попали в стрессовую ситуацию. Нужными являются совершенствования изучения особенностей проявлений стрессоустойчивости, наработки новых подходов, к ее формированию в процессе жизнедеятельности каждого человека и подготовки профессионалов. Это определяет высокие требования к психической сфере работников ОВД их стрессоустойчивости и психологической готовности к работе в экстремальных условиях.
Рецензии:
31.10.2014, 17:28 Горбатюк Роман Михайлович
Рецензия: Cтатья может быть рекомендована к публикации
31.10.2014, 23:07 Трубавина Ирина Николаевна
Рецензия: Выбранная тема статьи является актуальной. В статье присутствуют все необходимые структурные элементы, и имеется четкое их разделение. Содержание статьи полностью отражает ее название. Исследования, представленные автором, направлены на формирование силами профессиональной подготовки и процесса обучения будущих работников правоохранительных органов профессиональной готовности к работе в экстремальных условиях.представлены составляющие готовности учитывают особенности работы правоохранителей.статья может быть рекомендована к печати
3.11.2014, 2:29 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Тема актуальна, поскольку профессиональная деятельность работников органов внутренних дел очень часто осуществляется именно вэкстремальных условиях. Статья хорошо структурирована. Рассматривается формирование профессиональной готовности будущих работников правоохранительных органов к работе в экстремальных ситуациях в процессе учебной деятельности. Рассмотрена структура указанной готовности. Рекомендую статью к печати.
3.11.2014, 12:19 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Присоединяюсь к мнению Уважаемых коллег-рецензентов. Статья профессора С.Я.Харченко отвечает требованиям нашего Журнала и может быть рекомендована к печати.
3.11.2014, 21:00 Кучер Зоя Сидоровна
Рецензия: Статья актуальна и современна, материал интересен. В статье сформированы ряд психолого-педагогических требований к подготовке работников органов внутренних дел к работе в экстремальных условиях, выделены основные необходимые умения формирования стойкости к стрессам. Содержание статьи соответствует заявленной теме и может быть рекомендована к печати.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий