ТПУ
Студентка
Криницына З.В., кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента ИСГТ ТП
УДК 005
Проблема рационального и эффективного использования ресурсов в современных условиях становится все более популярной, особенно она актуальна для России, богатой природными, но бедной человеческими ресурсами. В связи, с чем понятие ресурсоэффективности может быть рассмотрено в различных научных областях, в частности в области менеджмента.
Так, для ТПУ, национального исследовательского университета в области ресурсоэффективности, данная тема имеет принципиальное значение. Тем не менее, анализ научных публикаций, посвященных ресурсоэффективности в области гуманитарных наук показал, что на сегодняшний день исследование понятия ресурсоэффективности представлено лишь в отдельных статьях, в частности, Дульзона А.А., Рыжковой М.В., Могильницкой Г.О., Ардашкина И.Б., Воробьевой И.П., Лукьяновой Н.А. и др. При этом, основная доля публикаций, представляют исследования понятия ресурсоэффективности в области технических наук. В связи с чем, рассмотрим понятие «ресурсоэффективность» и определим область его применения в области менеджмента.
Для более подробного ознакомления с понятием ресурсоэффективности необходимо рассмотреть составляющие данного термина: ресурсы и эффективность. С экономической точки зрения ресурсы представляют собой все то, с помощью чего производятся первичные блага, удовлетворяющие потребности человека. Другими словами это те блага, с помощью которых производятся новые блага, следовательно, данные ресурсы еще носят название производственные или экономические ресурсы, которые включают в себя следующие виды:
В то время Аристотель, а вслед за ним и средневековые мудрецы считали труд одним из самых важнейших экономических ресурсов. Аналогичный подход разделяла и первая экономическая школа — меркантилизм. Школа физиократов особенное значение приписывала земле как экономическому ресурсу. А. Смит анализировал такие всем известные экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Большинство современных экономистов склонны думать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор «знания», называя его по-разному — технология, научно-технический прогресс, наука, информация [1].
Как известно, экономическим ресурсам характерно свойство редкости и ограниченности. В самом определении ресурсов встречается слово потребность, которое заключается в ощущении нехватки чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности. Отсюда вытекает противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов, которое не в состоянии устранить даже научно-технический прогресс.
Что касается рассмотрения понятия эффективности, то в самом общем виде эффективность можно определить как связь между результатом и затратами на этот результат[2]. Эффективность организации оценивается комплексно, по показателям двух блоков.
Первый блок включает в себя объективные (экономические) показатели:
Второй блок включает в себя субъективные (психологические, физиологические, социально-психологические) показатели:
В экономике часто встречается ситуация, когда эффективное использование одного экономического ресурса может компенсировать нехватку другого. Вот почему необходимо было разобраться со следующими понятиями: ресурсы, эффективность.
Анализируя данные определения, можно дать определение понятию ресурсоэффективность – эффективное, рациональное использование доступных ресурсов с минимальными затратами или получение максимально возможного объема продукции с помощью данных ресурсов. Так как ресурсы подразделяются на материальные (земля и капитал) и человеческие (труд и предпринимательские способности, знания) необходимо, чтобы между ними соблюдался баланс.В современном мире существуют необходимость управления, как технологическими предприятиями, так и человеческими ресурсами и информацией. Зачастую богатство природных ресурсов еще не означает, что экономика достигнет высокого уровня своего развития, здесь важно правильно и эффективно распорядиться этими ресурсами, а помогают в этом предпринимательские способности и знания.
Не стоит путать понятия ресурсоэффективности и ресурсосбережения. Согласно словарю С.И.Ожегова ресурсосбережение – это сокращение: сбережение ресурсов. [5] Поэтому, оперируя понятием ресурсоэффективности, не стоит забывать о доминирующем моменте – рациональном использовании ресурсов, которое не означает сокращение использования ресурсов.
Ресурсоэффективность как важный элемент управления, применим на практике как на предприятиях с использованием высоких, сложных технологий, на промышленных предприятиях, так и в управлении человеческими ресурсами. Отсюда вытекает необходимость в определении ресурсоэффективности в области менеджмента – рациональное использование и применение человеческих ресурсов в управлении предприятием, организацией, которое повлечет за собой эффективное использование доступных организации ресурсов.
Так, становится актуальным исследование проблем ресурсоэффективности в образовательном процессе. В качестве примера можно рассмотреть структуру университета: взаимодействие студентов и преподавателей. Главный вопрос для преподавателей нашей страны: как мотивировать студентов на максимально эффективное получение знаний, как научить обучающихся пользоваться доступными им информационными и другими ресурсами? В связи с возникшими вопросами, ВУЗам России стоит включить в учебные планы обязательную для всех направлений дисциплину «Основы ресурсоэффективности».
Таким образом, дальнейшее исследование ресурсоэффективности в области менеджмента позволит предложить технологии ресурсоэффективного управления предприятием (организацией), которые позволят применить накопленный опыт, инструменты, механизмы современного менеджмента для решения задач в области ресурсоэффективного управления.
Рецензии:
11.11.2014, 8:02 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Статья отвечает требованиям, предъявляемым к научным статьям. Рекомендуется к опубликованию.
11.11.2014, 10:26 Зень Сергей Николаевич
Рецензия: Тема, поднятая в работе, достаточно актуальна. Еще с советских времен известен девиз: "Кадры решают все". Студентка кратко рассмотрела сущность ресурсоэффективности в менеджменте, отметила роль вузов в формировании данной культуры. Однако, хотелось бы отметить основные недостатки:
- название работы слишком общее, не отражает полностью содержание текста и конечные выводы.
- уникальность текста составляет 70,38 %, надо доработать 4, 5, 7, 8 абзацы.
- автор не совсем обоснованно делает выводы о формировании определения "ресурсоэффективноси в менеджменте", необходимо более обстоятельно провести анализ данного определения.
- слудует очертить причинно-следственную связь между ресурсоэффективностьюв общем, ресурсоэффективностью в менеджменте и ресурсоэффектвиностью в образовательном процессе...
Рекомендую к публикации после доработки.
С уважением, Зень Сергей Николаевич.
11.11.2014, 17:56 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Согласна с рецензией Зень С.Н. Определение "Рациональное использование и применение человеческих ресурсов в управлении предприятием, организацией, которое повлечет за собой эффективное использование доступных организации ресурсов" никак не может быть отнесено к менеджменту в целом, потому что касается только "трудовых ресурсов" или "человеческого капитала" (какой подход к трактовке понятия вам больше импонирует). Трудовые ресурсы или человеческий капитал - только лишь один из видов ресурсов, поэтому для менеджмента такая трактовка слишком узкая. Ресурсоэффективный подход должен лежать в основе управления наравне с маркетинговым, ситаационным, логистическим и т.д.
12.11.2014, 8:04 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Рекомендую автору улучшить аннотацию и после можно опубликовать.
17.11.2014, 15:02 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к печати после доработки, а именно: автору необходимо переделать аннотацию. По автору:В данной статье рассказывается о то, корректнее - статья посвящена рассмотрению или в статье анализируется и т.д., а также допущена грамматическая ошибка в слове том ...отсутствует окончание буква "м". Также в тексте статьи отсутствует ссылка на источник литературы под № 4.
29.03.2015, 22:18 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья актуальна, соответствует требованиям, однако просмотрите ошибки и знаки препинания. Доработать, после чего рекомендуется к печати
14.04.2015, 14:30 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий