ПолесГУ
студентка
Филитович Анастасия Валерьевна, УО Полесский государственный университет, ассистент кафедры экономической теории
УДК 338
Важнейшим подходом при принятии любого инвестиционного решения является оценка инвестиционной привлекательности территории. Степень инвестиционной привлекательности определяет состояние инвестиционного климата страны.
Под инвестиционным климатом понимается сфера, в которой протекают инвестиционные процессы. Формирование инвестиционного климата осуществляется под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций.
На уровне национального законодательства инвестиционная деятельность в Республике Беларусь регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов. Данный инвестиционный кодекс актуален для национальных и иностранных инвесторов. Помимо этого, в белорусском законодательстве закреплен принцип приоритета норм международных договоров Республики Беларусь над нормами национального законодательства (ICSID, MIGA; Соглашение о сотрудничестве в рамках СНГ, соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах – членах ЕврАзЭС и др).
Законодательство Республики Беларусь построено на европейских принципах. Оно гарантирует все права инвестора, допускает применение британского, швейцарского, итальянского и любого иного права и арбитража. Приветствуются самые современные формы инвестирования: от формирование иностранных, смешанных предприятий до концессионных соглашений.
Таким образом, одной из главнейших экономических задач, стоящих перед государством, является совершенствование инвестиционного климата страны с целью привлечения инвесторов. Современная Беларусь – государство с динамично развивающейся экономикой, низким уровнем безработицы, благоприятным инвестиционным и налоговым климатом, хорошей инфраструктурой, целым рядом преференций, выгодно отличающих страну от иных иностранных партнеров. [4]
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в I полугодии 2014 г. использовано 94 ,2 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 93,3% к уровню I полугодия 2013 г. При этом строительно-монтажные работы в I полугодии 2014 г. выполнены на 52,5 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 99,3% к уровню соответствующего периода предыдущего года. Удельный вес строительно-монтажных работ составил 55,8% от общего объема инвестиций в основной капитал. За этот период инвестиции на приобретение машин, оборудования, транспортных средств составили 31 трлн. рублей (32,9% общего объема инвестиций), или 87,8% к уровню I полугодия 2013 г. На долю импортных машин, оборудования, транспортных средств приходится 68,3% этих инвестиций. Из импортного оборудования 25% приобретено на территории Республики Беларусь. Основной объем инвестиций вложен в I полугодии 2014 г. в обрабатывающую промышленность (27,9%), транспорт и связь (10,2%), сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (9,1%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (8,4%).
Иностранные инвесторы в I полугодии 2014 года вложили в реальный сектор белорусской экономики (кроме банков) $8,3 млрд инвестиций, что на 6,2% больше, чем за первое полугодие 2013 года. По информации ведомства, основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (42,7% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (19,8%), Нидерландов (11%), Кипра (6,1%), Австрии (3,6%), Германии (2,4%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (34,8% от всех поступивших инвестиций), транспорта (25,2%), промышленности (21,4%). Однако наиболее привлекательными направлениями для вложения капитала в Республику Беларусь считаются биотехнологии, фармацевтика, альтернативная энергетика, автомобилестроение. Тем не менее, все отрасли экономики Беларуси открыты для иностранных инвестиций. [3]
Беларусь обладает целым рядом конкурентных преимуществ не только в европейском, но и глобальном масштабе. Рассмотрим некоторые из них.
1. Выгодное географическое положение в центре Европы
Благодаря своему выигрышному географическому положению является важным транспортным и торговым коридором между Европой и странами СНГ, несмотря на отсутствие выхода к морю. По территории Беларуси проходят многочисленные нефте- и газопроводы, железные и автомобильные дороги, водные пути и линии связи между Западной Европой, Россией и азиатскими странами.
2. Прямой доступ к рынку трех стран ЕЭП (Беларуси, России, Казахстана)
Сегодня, компании, инвестирующие в Беларусь, автоматически получают доступ на 180-миллионный рынок трех государств ЕЭП. В ближайшем будущем, к 2015 году, в рамках формирования Евразийского экономического союза будут созданы условия для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Будучи членом этого союза, мы одновременно участвуем в крупнейшей экономике мира. Это дает нам огромное преимущество, поскольку ни один альтернативный проект не дал бы Беларуси таких возможностей.
Как член Таможенного союза, Республика Беларусь взяла на себя те же обязательства, что и Российская Федерация перед ВТО. То есть «де факто» наша страна «вступила» в ВТО одновременно с Россией.
3. Конкурентоспособный инвестиционный и налоговый климат
Сегодня практически вся территория республики представляет собой совокупность успешно функционирующих всевозможных преференциальных режимов для осуществления инвестиций, в рамках которых инвесторам предоставляются налоговые, таможенные льготы и иные преимущества для создания и ведения успешного бизнеса. Сфера деятельности таких режимов обширна – от стимулирования высокотехнологичных и направленных на экспорт производств до развития регионов республики без привязки к определенным видам деятельности. По результатам ежегодного опроса коммерческих организаций, проводимого Министерством экономики, созданные в Республике Беларусь преференциальные режимы приветствуются инвесторами.
4. Развитая транспортная и логистическая инфраструктура
Каждый год через территорию Беларуси следует свыше 100 млн. тонн европейских грузов, из них около 90% - между Россией и ЕС. Вместе с тем далеко не исчерпан транзитный потенциал Беларуси: белорусские транспортные коридоры имеют загрузку не больше чем на 25-40% от их реальной пропускной способности. Таким образом, Беларусь является наилучшим связующим звеном между странами СНГ (прежде всего, Россией) и странами ЕС, что может быть выгодно использовано зарубежными компаниями при размещении на территории страны своих производственных, логистических и сбытовых подразделений.
5. Уникальные приватизационные возможности
Беларусь предлагает зарубежным компаниям уникальные возможности ускоренного развития их бизнеса, связанные с активизацией в стране процесса приватизации. На долю государственного сектора приходится около 70% промышленного производства. Беларусь сохранила наиболее крупные национальные предприятия в государственной собственности, в отличие от России, других стран СНГ и Восточной Европы, что позволило обеспечить им полноценную поддержку и, как результат, значительно увеличить их производственный потенциал и международную конкурентоспособность.
6. Высококвалифицированные трудовые ресурсы
Больше 90% населения имеют высшее, среднее или базовое образование. Высокий образовательный уровень населения страны и высокая квалификация работников достигнуты благодаря созданной в стране сильной системе подготовки кадров , что дает им возможность благополучно работать в компаниях любых отраслей.
7. Достойный уровень жизни
В рейтинге стран мира по уровню жизни, опубликованном в докладе ООН о человеческом развитии в 2014 году, Беларусь заняла достойное 53 место (из 187) и признана лидером среди всех стран СНГ. Проживание, жилье, образование и разнообразные культурные мероприятия в Беларуси значительно меньше по стоимости, чем в большинстве западно- и восточноевропейских стран.
В целом, можно сказать, что Беларусь открыта для иностранных инвестиций, взаимовыгодного сотрудничества и кооперации, готова более активно создавать совместные компании, строить заводы, интегрироваться в транснациональные корпорации. [2]
Одной из причин, негативно влияющих на инвестиционный климат Республики Беларусь является уровень налоговой нагрузки. Для того чтобы преодолеть данный недостаток и заинтересовать как можно больше зарубежных инвесторов в страну, белорусское государство всё же предпринимает определённые шаги, нацеленные на установление налоговых льгот для инвесторов.
К числу нормативных актов, действие которых направленно на создание благоприятного инвестиционного климата, можно отнести Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 года № 12 «О парке высоких технологий».
В рамках этого декрета резиденты Парка высоких технологий освобождаются:
- от налогов, сборов и иных обязательных платежей в государственный бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, установленных законом о бюджете Республики Беларусь на соответствующий финансовый (бюджетный) год, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности);
- от налога на прибыль;
- от налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров, работ, услуг и т.д.
В роли Резидентов Парка высоких технологий могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь. Регистрация резидентов ПВТ (бизнес-проектов нерезидентов ПВТ) осуществляется администрацией ПВТ на основании решения Наблюдательного совета Парка высоких технологий при условии ведения ими деятельности по анализу, проектированию и программному обеспечению информационных систем, по обработке данных, по проведению фундаментальных и прикладных исследований, экспериментальных разработок в области естественных и технических наук, и по другим IT-направлениям.[1]
Усилия Правительства Республики Беларусь направлены на привлечение иностранных инвесторов и либерализацию условий для национальных инвесторов с целью создания новых производств, модернизации действующих предприятий для выпуска конкурентоспособной на международных рынках продукции, тем самым обеспечив для инвесторов получение дохода, а для республики улучшение уровня благосостояния ее граждан.
Улучшая инвестиционный климат Беларуси для иностранных инвесторов, государство не открывает закрытые двери, а лишь распахивает их шире: в Беларуси уже успешно функционирует значительное количество иностранных и национальных компаний, являющихся лидерами в СНГ и Европе. Также правительство стремиться создать благоприятный инвестиционный климат для собственных компаний. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.
Инвестиционную привлекательность Беларуси определяют благоприятные налоговые и торговые режимы, взаимное доверие страны и бизнеса, частно-государственное партнерство, определенность в экономической политике. Белорусское государство, учитывая острую конкуренцию за инвестора на мировом рынке предпринимает беспрецедентные меры в предоставленном направлении.
Рецензии:
17.11.2014, 8:42 Зень Сергей Николаевич
Рецензия: Рецензия
Работа Тарасовец Оксаны Григорьевны «Анализ инвестиционного климата Республики Беларусь» достаточно актуальна. Сегодня проблема инвестиций значима для экономики Беларуси как никогда, имеет приоритетное значение в процессах поступательного развития хозяйственной деятельности и модернизации производства республики.
В статье проводится анализ понятия инвестиционного климата, рассматриваются основные моменты, отражающие его состояние в Беларуси. Доводы автора подтверждаются статистическими данными, что выгодно отличает работу.
Статья Тарасовец Оксаны Григорьевны «Анализ инвестиционного климата Республики Беларусь» подготовлена на достаточно высоком профессиональном уровне, может быть рекомендована к публикации.
С.Н.Зень