Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №15 (ноябрь) 2014
Разделы: Психология
Размещена 14.11.2014. Последняя правка: 13.11.2014.
Просмотров - 3416

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА УЧАСТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ

Меджитова Зарема Серверовна

РВУЗ "Крымский инженерно-педагогический университет"

Преподаватель кафедры психологии

Аннотация:
Статья посвящена проблемам, связанным с влиянием профессиональных Интернет-сообществ на личность пользователя, а именно на формирование у него профессиональной картины мира. В результате исследования нами было выявлено, что существуют специфические особенности профессиональной картины мира респондентов, включенных в работу профессиональных Интернет-сообществ.


Abstract:
professional online community, professional picture of the world, professional beliefs, professional orientation, socio-professional community, professional identity.


Ключевые слова:
профессиональное Интернет-сообщество; профессиональная картина мира; профессиональные убеждения; профессиональная направленность; социально-профессиональная общность; профессиональное самосознание

Keywords:
professional online community; professional picture of the world; professional beliefs; professional orientation; socio-professional community; professional identity


УДК 159.9.072.43

Постановка проблемы. Глобализация общества, развитие информационных технологий  привело к быстрому увеличению числа пользователей Интернетом. В последние годы  в Сети появились группы по интересам, к которым относятся и профессиональные Интернет-сообщества. Люди, вступая в такие сообщества, получают возможность обмена опытом не только в рамках своей населенной местности, но и по всему миру.  

Проблема заключается в том, что  влияние профессиональных интернет-сообществ  на личность пользователя  мало изучено, в том числе на формирование у пользователя профессиональной картины мира.  

Цель исследования заключается в сравнении профессиональных картин мира субъектов, принадлежащих и не принадлежащих профессиональным сообществам в Интернете.

Анализ последних исследований по теме. Образовательные возможности сетевых сообществ Интернета связаны с современными представлениями о личности в образовании, о путях реализации самого образования, целью которого является личностное развитие и субъектное становление обучаемых. При этом сетевые сообщества являются предметом целенаправленного изучения именно информатики, которая выступает как базовая образовательная область для обучения в сетевых сообществах Интернета. Это определяет профессионально значимые характеристики личности учителя информатики в контексте его подготовки к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернета.

В исследовании С.Н. Майоровой-Щегловой акцентировано внимание на сетевом сообществе социологов. Исследовательница определяет научное сетевое сообщество как «социально-профессиональную общность, представляющую собой совокупность людей, осуществляющих обмен научной информацией,  вступающих  в профессиональное научное общение (в форме консультаций, взаиморецензий и т.д.), совместную исследовательскую деятельность,  контакты которых опосредуются новыми информационными технологиями (интернет, электронная почта, чаты и форумы и др.) [4]

Изложение основного материала. Мы считаем,  что в профессиональных интернет-сообществах за счет больших информационных потоков и их высокой скорости происходит трансформация теоретических и эмпирических знаний, рождается интернетно-профессиональный сленг, что находит свое отражение в профессиональной картине мира.

 Рассмотрим основные  направления изучения структуры профессиональной картины мира. Ценностно-мотивационная  структура профессиональной картины мира предложена в исследованиях Э.Ф. Зеером[2]. Исследователь выделил следующие компоненты структуры: профессиональная направленность - мотивы (намерения, интересы,  склонности,  идеалы),  ценностные  ориентации (смысл  труда,  заработную  плату, благосостояние,  квалификацию,  карьеру,  социальное  положение  и  др.),  профессиональную  позицию (отношение  к  профессии,  установки,  ожидания  и  готовность  к  профессиональному  развитию), социально-профессиональный статус; профессиональная компетентность - совокупность  профессиональных  знаний,  умений,  а также  способы  выполнения  профессиональной  деятельности. 

В исследованиях Л.Б. Шнейдер профессиональная картина мира  базируется на оценочном компоненте: профессиональная идентичность, профессиональная пригодность и профессиональная готовность.

 Ресурсный потенциал личности раскрывается в работах Е.А. Климова[1]: профессиональное самоопределение («профориентация» и «профконсультация»); профессиональное обучение и профессиональное проектирование.

В результате рассмотренных подходов изучения структуры профессиональной картины мира выявлено, что в качестве центрального элемента картины мира личности выделяется профессиональное самосознание. Структурные  компоненты профессионального самосознания, которые выделены в исследованиях А.А. Деркач и О.В. Москаленко: когнитивный,  реализующийся  в  самопознании; мотивационный,  реализующийся  в  самоактуализации;  эмоциональный, реализующийся  в  самопонимании;  мотивационный,  реализующийся  в саморегуляции.

         Эмпирическую выборку составили участники профессиональных интернет-сообществ в сети «ВКонтакте», а именно: респонденты, не входящие ни в одно профессиональное интернет-сообщество –  первая группа; респонденты, состоящие в группах  «Тыжпсихолог», «Злой психолог», «Типичный студент − психолог», «Анестезиологи и Реаниматологи КГМУ им С.И. Георгиевского»,  «Первая студенческая группа КГМУ им С.И. Георгиевского» – вторая  группа.

 Исследование проходило в два этапа. На первом этапе нами исследовались когнитивные, эмоциональные, мотивационные, межличностные характеристики профессиональных интернет-сообществ в сети «ВКонтакте» и контента контрольной группы.

Анализ когнитивного аспекта профессиональных  сообществ предполагал выявление профессиональных убеждений,  доли познавательной информации в контенте.

Респондентам было предложено сформулировать пять основных убеждений о своей работе.Все профессиональные убеждения были объединены  в 3 группы: материальная обеспеченность,  востребованность, элитарность и самореализация.У респондентов, состоящих в профессиональных интернет-сообществах, преобладающими были профессиональные убеждения об элитарности своей профессии,  и стремлении к  самореализации, в то время как первая группа  больше тяготела убеждениям, связанным с  материальной обеспеченностью, востребованностью и элитарностью профессии.

         В ходе анализа эмоциональной составляющей контента нами исследовались ассоциативные профессиональные  цепочки обеих групп, невербальные проявления в контенте: типы высказываний, смайлики, иконки, значки, мемы – для Интернет-сообществ, и аналогичные характеристики в реале  – для первой  группы испытуемых. Изучение профессиональных ассоциативных цепочек показало, что у тех, кто состоит в профессиональных сообществах, преобладают положительные ассоциации относительно своей специальности.  Например, психология – работа – удовольствие – солнце – лето – жизнь. Ключевая линия: психология – жизнь.   У  респондентов, не состоящих в профессиональных интернет-сообществах, преобладают отрицательные ассоциации, например:  психология – клиенты – мало денег – надоело – жуть. Ключевая линия: психология – жуть.  Статистический анализ результатов исследования подтвердил достоверность различий ассоциативных рядов для обеих групп (Uэмп =325, что больше Uкрит. = 292 при уровне значимости 0,01).

Мотивационный аспект профессиональной   картины мира в контенте респондентов анализировался по следующим  критериям: профессиональные жизненные планы и профессиональные стили мотивации. С этой целью обоим группам респондентов было предложено написать мини-сочинение «Мой профессиональный выбор» о мотивах выбора и отношении к своей профессии. За единицу контента нами принимались дихотомии О.Ф. Потемкиной; ориентация на процесс, ориентация на результат, ориентация на труд, ориентация на деньги, ориентация на власть, ориентация на свободу.

 Существуют достоверные различия (для  ⍴=0,05) в мотивации выбора и профессиональной деятельности респондентов обеих групп. Респонденты, состоящие в профессиональных интернет-сообществах, указывают на свое желание развиваться и хорошо зарабатывать в рамках своей профессии. Кроме того, 63,4% респондентов этой группы ориентированы на достижение результатов своей работы, что и привело в профессиональное интернет-сообщество для получения необходимой помощи и поддержки. Респонденты, не состоящие в профессиональных интернет-сообществах, в большей степени ориентированы на процесс деятельности, а не на ее результат, т. е осуществляет деятельность механически, не учитывая изменения в условиях человек. Ориентация на деньги у респондентов этой группы низкая.

Анализ  убеждений и высказываний членов профессиональных интернет-сообществ показал высокий уровень   заинтересованности в  рамках своей специальности, желание получать больше новой информации, стремление  к самореализации как профессионала. В  группе респондентов, не состоящих в профессиональных интернет-сообществах,  59,8% выборки  не заинтересованы своей профессией, не видят своё будущее в выбранной профессиональной сфере,   отсутствует  желание изменить свое представление о профессии, найти положительные стороны.  Респонденты этой группы  пишут, что это «не то, чего они хотели», что это «не в их вкусе», что «не имеют никакого интереса связывать своё будущее».

Вывод. Существуют специфические особенности профессиональной картины мира респондентов, включенных в работу  профессиональных интернет-сообществ, а именно:

-  в когнитивных установках о профессии: респонденты данной группы стремятся  к самореализации себя  в выбранной сфере, признают элитарность выбранной профессии;

-  респонденты,  включенные в работу  профессиональных интернет-сообществ, оценивают свою профессию  более позитивно, чем представители других групп, гордятся своей принадлежностью к профессиональному сообществу;

- респонденты данной группы мотивированы на достижение результата и получение денег в большей степени, чем их коллеги.

Библиографический список:

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения/
Е.А. Климов – Ростов, 1996. – 512 с.
2. Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // ж-л Высшее образование № 4. – 2005. – С. 23–29.
3. Шмелев А. Коммуникация, кооперация и конкуренция в самоорганизующихся профессиональных Интернет-сообществах / А. Шмелев. // журнал Образовательная политика № 9 - 2010 – С.45
4. Сетевое сообщество социологов: основные характеристики участников и формы взаимодействия электронный режим доступа: http://club.fom.ru/entry.html?entry=1893




Рецензии:

14.11.2014, 8:14 Кедярова Елена Александровна
Рецензия: Статья актуальна, теоретически и практически обоснована, соответствует требованиям и рекомендуется к публикации. С уважением, Е.А. Кедярова

14.11.2014, 8:46 Лучинкина Анжелика Ильинична
Рецензия: Статья актуальная и грамотная. Перенос деятельностей в интернет-пространство, действительно, открывает новые возможности профессионального роста личности. С учетом таких характеристик Интернета как анонимность, быстрое реагирование, гипертекст - актуальность проводимых автором исследований высока. Автором учтены все структурные элементы. Грамотно проведен анализ литературы. Сделана заявка на серьезное научное исследование. Статью можно рекомендовать к печати.

14.11.2014, 11:50 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Присоединяюсь к мнению Уважаемых коллег-рецензентов. Статья в теоретическом и практическом ракурсах актуальна. Рекомендую к изданию. С уважением, Н.А.

15.11.2014, 0:08 Юдеева Татьяна Васильевна
Рецензия: Тема, раскрываемая в данной статье, несомненно, является актуальной и мало изученной. Изложение и выводы аргументированы. Статья соответствует квалификационным требованиям и может быть рекомендована к печати.

17.11.2014, 13:40 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья действительно затрагивает актуальной методологической тематики.Нужно одинако иметь в виду факт, что интернет-сообществ являются социометрическом образований и нужно в ход постановки проблемы и верификаций при помощи приложения диагностичного инструментариума нужно иметь все ето в виду!

17.11.2014, 13:40 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья действительно затрагивает актуальной методологической тематики.Нужно одинако иметь в виду факт, что интернет-сообществ являются социометрическом образований и нужно в ход постановки проблемы и верификаций при помощи приложения диагностичного инструментариума нужно иметь все ето в виду!

19.02.2015, 12:05 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья интересна и содержательгна.Материал актуален.Рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх