РВУЗ "Крымский инженерно-педагогический университет"
Преподаватель кафедры психологии
УДК 159.9.072.43
Постановка проблемы. Глобализация общества, развитие информационных технологий привело к быстрому увеличению числа пользователей Интернетом. В последние годы в Сети появились группы по интересам, к которым относятся и профессиональные Интернет-сообщества. Люди, вступая в такие сообщества, получают возможность обмена опытом не только в рамках своей населенной местности, но и по всему миру.
Проблема заключается в том, что влияние профессиональных интернет-сообществ на личность пользователя мало изучено, в том числе на формирование у пользователя профессиональной картины мира.
Цель исследования заключается в сравнении профессиональных картин мира субъектов, принадлежащих и не принадлежащих профессиональным сообществам в Интернете.
Анализ последних исследований по теме. Образовательные возможности сетевых сообществ Интернета связаны с современными представлениями о личности в образовании, о путях реализации самого образования, целью которого является личностное развитие и субъектное становление обучаемых. При этом сетевые сообщества являются предметом целенаправленного изучения именно информатики, которая выступает как базовая образовательная область для обучения в сетевых сообществах Интернета. Это определяет профессионально значимые характеристики личности учителя информатики в контексте его подготовки к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернета.
В исследовании С.Н. Майоровой-Щегловой акцентировано внимание на сетевом сообществе социологов. Исследовательница определяет научное сетевое сообщество как «социально-профессиональную общность, представляющую собой совокупность людей, осуществляющих обмен научной информацией, вступающих в профессиональное научное общение (в форме консультаций, взаиморецензий и т.д.), совместную исследовательскую деятельность, контакты которых опосредуются новыми информационными технологиями (интернет, электронная почта, чаты и форумы и др.) [4]
Изложение основного материала. Мы считаем, что в профессиональных интернет-сообществах за счет больших информационных потоков и их высокой скорости происходит трансформация теоретических и эмпирических знаний, рождается интернетно-профессиональный сленг, что находит свое отражение в профессиональной картине мира.
Рассмотрим основные направления изучения структуры профессиональной картины мира. Ценностно-мотивационная структура профессиональной картины мира предложена в исследованиях Э.Ф. Зеером[2]. Исследователь выделил следующие компоненты структуры: профессиональная направленность - мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработную плату, благосостояние, квалификацию, карьеру, социальное положение и др.), профессиональную позицию (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус; профессиональная компетентность - совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.
В исследованиях Л.Б. Шнейдер профессиональная картина мира базируется на оценочном компоненте: профессиональная идентичность, профессиональная пригодность и профессиональная готовность.
Ресурсный потенциал личности раскрывается в работах Е.А. Климова[1]: профессиональное самоопределение («профориентация» и «профконсультация»); профессиональное обучение и профессиональное проектирование.
В результате рассмотренных подходов изучения структуры профессиональной картины мира выявлено, что в качестве центрального элемента картины мира личности выделяется профессиональное самосознание. Структурные компоненты профессионального самосознания, которые выделены в исследованиях А.А. Деркач и О.В. Москаленко: когнитивный, реализующийся в самопознании; мотивационный, реализующийся в самоактуализации; эмоциональный, реализующийся в самопонимании; мотивационный, реализующийся в саморегуляции.
Эмпирическую выборку составили участники профессиональных интернет-сообществ в сети «ВКонтакте», а именно: респонденты, не входящие ни в одно профессиональное интернет-сообщество – первая группа; респонденты, состоящие в группах «Тыжпсихолог», «Злой психолог», «Типичный студент − психолог», «Анестезиологи и Реаниматологи КГМУ им С.И. Георгиевского», «Первая студенческая группа КГМУ им С.И. Георгиевского» – вторая группа.
Исследование проходило в два этапа. На первом этапе нами исследовались когнитивные, эмоциональные, мотивационные, межличностные характеристики профессиональных интернет-сообществ в сети «ВКонтакте» и контента контрольной группы.
Анализ когнитивного аспекта профессиональных сообществ предполагал выявление профессиональных убеждений, доли познавательной информации в контенте.
Респондентам было предложено сформулировать пять основных убеждений о своей работе.Все профессиональные убеждения были объединены в 3 группы: материальная обеспеченность, востребованность, элитарность и самореализация.У респондентов, состоящих в профессиональных интернет-сообществах, преобладающими были профессиональные убеждения об элитарности своей профессии, и стремлении к самореализации, в то время как первая группа больше тяготела убеждениям, связанным с материальной обеспеченностью, востребованностью и элитарностью профессии.
В ходе анализа эмоциональной составляющей контента нами исследовались ассоциативные профессиональные цепочки обеих групп, невербальные проявления в контенте: типы высказываний, смайлики, иконки, значки, мемы – для Интернет-сообществ, и аналогичные характеристики в реале – для первой группы испытуемых. Изучение профессиональных ассоциативных цепочек показало, что у тех, кто состоит в профессиональных сообществах, преобладают положительные ассоциации относительно своей специальности. Например, психология – работа – удовольствие – солнце – лето – жизнь. Ключевая линия: психология – жизнь. У респондентов, не состоящих в профессиональных интернет-сообществах, преобладают отрицательные ассоциации, например: психология – клиенты – мало денег – надоело – жуть. Ключевая линия: психология – жуть. Статистический анализ результатов исследования подтвердил достоверность различий ассоциативных рядов для обеих групп (Uэмп =325, что больше Uкрит. = 292 при уровне значимости 0,01).
Мотивационный аспект профессиональной картины мира в контенте респондентов анализировался по следующим критериям: профессиональные жизненные планы и профессиональные стили мотивации. С этой целью обоим группам респондентов было предложено написать мини-сочинение «Мой профессиональный выбор» о мотивах выбора и отношении к своей профессии. За единицу контента нами принимались дихотомии О.Ф. Потемкиной; ориентация на процесс, ориентация на результат, ориентация на труд, ориентация на деньги, ориентация на власть, ориентация на свободу.
Существуют достоверные различия (для ⍴=0,05) в мотивации выбора и профессиональной деятельности респондентов обеих групп. Респонденты, состоящие в профессиональных интернет-сообществах, указывают на свое желание развиваться и хорошо зарабатывать в рамках своей профессии. Кроме того, 63,4% респондентов этой группы ориентированы на достижение результатов своей работы, что и привело в профессиональное интернет-сообщество для получения необходимой помощи и поддержки. Респонденты, не состоящие в профессиональных интернет-сообществах, в большей степени ориентированы на процесс деятельности, а не на ее результат, т. е осуществляет деятельность механически, не учитывая изменения в условиях человек. Ориентация на деньги у респондентов этой группы низкая.
Анализ убеждений и высказываний членов профессиональных интернет-сообществ показал высокий уровень заинтересованности в рамках своей специальности, желание получать больше новой информации, стремление к самореализации как профессионала. В группе респондентов, не состоящих в профессиональных интернет-сообществах, 59,8% выборки не заинтересованы своей профессией, не видят своё будущее в выбранной профессиональной сфере, отсутствует желание изменить свое представление о профессии, найти положительные стороны. Респонденты этой группы пишут, что это «не то, чего они хотели», что это «не в их вкусе», что «не имеют никакого интереса связывать своё будущее».
Вывод. Существуют специфические особенности профессиональной картины мира респондентов, включенных в работу профессиональных интернет-сообществ, а именно:
- в когнитивных установках о профессии: респонденты данной группы стремятся к самореализации себя в выбранной сфере, признают элитарность выбранной профессии;
- респонденты, включенные в работу профессиональных интернет-сообществ, оценивают свою профессию более позитивно, чем представители других групп, гордятся своей принадлежностью к профессиональному сообществу;
- респонденты данной группы мотивированы на достижение результата и получение денег в большей степени, чем их коллеги.
Рецензии:
14.11.2014, 8:14 Кедярова Елена Александровна
Рецензия: Статья актуальна, теоретически и практически обоснована, соответствует требованиям и рекомендуется к публикации. С уважением, Е.А. Кедярова
14.11.2014, 8:46 Лучинкина Анжелика Ильинична
Рецензия: Статья актуальная и грамотная. Перенос деятельностей в интернет-пространство, действительно, открывает новые возможности профессионального роста личности. С учетом таких характеристик Интернета как анонимность, быстрое реагирование, гипертекст - актуальность проводимых автором исследований высока. Автором учтены все структурные элементы. Грамотно проведен анализ литературы. Сделана заявка на серьезное научное исследование. Статью можно рекомендовать к печати.
14.11.2014, 11:50 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Присоединяюсь к мнению Уважаемых коллег-рецензентов. Статья в теоретическом и практическом ракурсах актуальна. Рекомендую к изданию. С уважением, Н.А.
15.11.2014, 0:08 Юдеева Татьяна Васильевна
Рецензия: Тема, раскрываемая в данной статье, несомненно, является актуальной и мало изученной. Изложение и выводы аргументированы. Статья соответствует квалификационным требованиям и может быть рекомендована к печати.
17.11.2014, 13:40 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья действительно затрагивает актуальной методологической тематики.Нужно одинако иметь в виду факт, что интернет-сообществ являются социометрическом образований и нужно в ход постановки проблемы и верификаций при помощи приложения диагностичного инструментариума нужно иметь все ето в виду!
17.11.2014, 13:40 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья действительно затрагивает актуальной методологической тематики.Нужно одинако иметь в виду факт, что интернет-сообществ являются социометрическом образований и нужно в ход постановки проблемы и верификаций при помощи приложения диагностичного инструментариума нужно иметь все ето в виду!
19.02.2015, 12:05 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья интересна и содержательгна.Материал актуален.Рекомендуется к печати.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий