кандидат педагогических наук
Сумской филиал Харьковского национального университета внутренних дел
доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Научный руководитель: Тюрина Валентина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, полковник милиции, профессор кафедры Харьковского национального университета внутренних дел
УДК 378.017 : 351.74
Введение.Профессиональная деятельность сотрудников ОВД (органы внутренних дел) - чрезвычайно сложная, напряженная, опасная. Она требует как профессионального отбора будущих милиционеров, так и профессиональной подготовки их к работе в различных условиях, в том числе и экстремальных. Следствием этого является формирование их готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
Рассмотрим состояние разработанности проблемы формирования готовности будущих правоохранителей к работе в экстремальных условиях, которая является составной частью подготовки будущих правоохранителей в ВУЗ МВД Украины, в теории профессиональной педагогики.
Актуальность.Существующие исследования раскрывают необходимость, сущность и пути реализации в профессиональной подготовке будущих специалистов в ВУЗ компетентностного (Н. Ничкало, А. Пометун, Е. Федоренко), деятельностного (А. Дубасенюк, В. Тюрина, А. Янкович и др.), акмеологического (Н. Кузьмина, Л. Рыбалко, Г. Яворская и др.), системного (В. Лозовая, А. Троцко и др.), синергетического (А. Романовский, А. Семенова и др.), личностного (В. Гринева, В. Сластенин и др.), аксиологического (Н. Ткачева) подходов и т.д. Также проблему формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности рассматривали в научных исследованиях с позиций формирования психологической готовности (М. Дьяченко, Л. Кандибович, Н. Кузьмина, А. Мороз, А. Штейнмец и др.), морально-психологической готовности (Л. Кондрашова), профессиональной готовности к педагогической деятельности (И. Исаев, В. Сластенин, А. Троцко), акмеологии как вершины профессиональной деятельности (О. Деркач), как результат подготовки специалиста, комплекс базовых навыков и компетентностей (В. Михайлова, Ю. Сенько).
Цель статьи:проанализировать и обосновать подходы российских и отечественных ученых к проблеме формирования профессиональной готовности к работе в экстремальных условиях у будущих работников ОВД.
Изложение основного материала. Ценным для нашего исследования является внимание не только к процессуальной составляющей подготовки, но и к личности работников ОВД, которые реализуют профессиональные функции в экстремальных условиях, от которой зависит качество выполнения этих функций. Похожие акценты находим в исследованиях подготовки офицеров разных родов войск к работе в экстремальных ситуациях.
Так, В. Горяйнов считает, что теоретико-методологическую стратегию воспитания у курсантов военного вуза ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности составляет сочетание системного, проблемно-деятельностного и личностно ориентированного подходов. Автор разработал систему воспитания у курсантов ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности, которая характеризуется направленностью на воспитание ценностного, информационно-познавательного и поведенческого компонентов, а также включает совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: целевого, управленческого, содержательного, процессуального и результативного [5].
В своем исследовании В. Лефтеров раскрывает теоретические подходы к развитию личности и психологические особенности, пути и средства психосоциального и профессионального развития специалистов экстремальных видов деятельности [10]. Но это исследование отдельно не касается будущих правоохранителей, хотя является полезным для нашего исследования в аспекте личностного подхода.
Таким образом, основными теоретическими подходами к подготовке специалистов к работе в экстремальных ситуациях являются системный, деятельностный, личностно-ориентированный, личностный.
В учебнике М. Ануфриева, А. Бандурки, А. Ярмыша «Высшее учебное заведение МВД Украины» обобщен опыт работы ведомственных высших учебных заведений, нормативно-правовая база их деятельности, рассматриваются вопросы структуры, управления, организации учебного процесса, методической, научно-исследовательской, воспитательной работы. Авторами использован значительный фактический материал и большой собственный опыт руководящей, научной, педагогической деятельности в системе МВД Украины [2].
Педагогические исследования раскрывают вопросы подготовки будущих правоохранителей к работе в экстремальных условиях. В. Дяченко утверждает, что «...требования к подготовке будущих работников системы МВД качественно изменяются, так как высшие учебные заведения призваны не только дать определенную программами сумму знаний будущему работнику ОВД, но и научить его мыслить творчески, нестандартно, принимать быстрые и единственно правильные решения порой в сложных, экстремальных ситуациях, настойчиво преодолевать трудности и временные неудачи в служебной деятельности. В связи с этим, необходимо радикально изменить систему подготовки офицерского состава органов внутренних дел, ведь именно в процессе обучения в высшем учебном заведении закладываются основы профессионального мастерства будущих правоохранителей ОВД» [6].
Как отмечает Л. Криворучко, во время выполнения правоохранителями служебных обязанностей случаются несчастные случаи, последствиями которых часто становятся травмы и гибели работников, действующих в экстремальных условиях. Обеспечить абсолютную безопасность в таких случаях совсем невозможно, однако возможно снизить степень риска до безопасных условий труда. Повышение уровня профессиональной подготовки правоохранителей к действиям в экстремальных условиях автоматически повышает и уровень безопасности во время службы в нормальных условиях [8]. Впервые автором предложена методика моделирования профессиональной подготовки работников ОВД к действиям в экстремальных условиях и определен главный критерий состояния профессиональной подготовки работников ОВД Украины - определение уровня травматизма, впервые предоставлена классификация негативных условий воздействия на работников милиции в процессе выполнения служебных задач по признаку особенностей выполнения службы в экстремальных условиях [8]. Следует отметить, что автор не исследовал реализации личностного подхода в процессе подготовки будущих правоохранителей к экстремальным ситуациям, исследование касалось организации подготовки. Основными подходами, которые рассматривались в исследовании, были деятельностный и компетентностный, в то время как педагогическая и психологическая подготовка не были предметом исследования автора.
В. Дяченко доказал необходимость специальной деятельности по формированию профессиональной устойчивости у курсантов ВУЗов МВД Украины в процессе их подготовки. Под профессиональной устойчивостью работника ОВД он понимает сложное интегративное качество, которое обеспечивает совместно со специальными способностями быстрое становление работника ОВД как мастера своего дела, синтез свойств и качеств его личности, что дает возможность уверенно, самостоятельно, без эмоционального напряжения выполнять свою профессиональную деятельность в различных, порой непредсказуемых условиях на протяжении всей профессиональной деятельности с минимальными ошибками. Профессиональная устойчивость в милицейской деятельности предусматривает способность работника органов внутренних дел не отклоняться от своих личностных установок, взглядов и убеждений во время различных воздействий в процессе этой деятельности [6].
Личный вклад В. Дяченко заключается в определении понятия “профессиональная устойчивость работника органов внутренних дел” и критериев оценки устойчивости, разработки и внедрения методики целенаправленного формирования профессиональной устойчивости курсантов в учебно-воспитательном процессе ВУЗ образования системы МВД Украины [6].
В. Шалаев рассмотрел вопросы развития эмоционально-волевого компонента профессиональной готовности курсантов ВУЗ на занятиях специальной физической подготовки. На основе проведенного экспериментального исследования показана эффективность применения использованных методов и средств физической подготовки, направленных на развитие эмоционально-волевого компонента [16].
Кроме того, Г. Яворской в пособии «Педагогика для юристов» освещаются важнейшие положения педагогики с учетом специфики правоохранительной деятельности и раскрываются общие основы педагогики как науки, теории и практики организации учебного и воспитательного процессов, особенности системы юридического образования в Украине и в других странах. А также определены педагогические составляющие в деятельности юриста: педагогическое наблюдение, педагогический анализ, принятие педагогического решения, педагогическое общение, педагогическое влияние и педагогическая оценка. Важно и то, что в этой работе можно найти описание составляющих педагогической техники юриста: психотехника, педагогическая техника использования языковых и неязыковых средств и много других техник и приемов [18].
Согласно исследованиям К. Платонова, существует три значения готовности личности к деятельности: во-первых, это готовность как результат трудового воспитания, которая проявляется в желании трудиться, а также осознание необходимости участвовать в совместной трудовой деятельности; во-вторых, это готовность к определенной работе, которая является профессией и одновременно результатом профессионального обучение, воспитания и социальной зрелости; в-третьих, это готовность к труду как результат психологической подготовки и внутренней мобилизации [12].
Все они взаимосвязаны и входят в понятие профессиональной готовности. Обратимся к истокам этого понятия. В психологическом словаре понятие „готовность к действию” рассматривается в нескольких аспектах: как вооруженность человека необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками и как согласие на выполнение любых действий [13, c. 112].
Профессиональная готовность является широким действием, состоит из определенных действий в соотношении с целью, которая и определяет выбор перечня действий, средств деятельности. С другой стороны, за М. Каганом [7], качества личности формируются в той деятельности, которую человек выполняет и которая требует этих качеств. Следовательно, включение в профессиональную подготовку будущих правоохранителей к экстремальным ситуациям будет способствовать формированию профессиональной готовности к работе в экстремальных условиях. Поэтому необходима профессионализация процесса подготовки в ВУЗ МВД.
В. Тюрина характеризует готовность как способность и стремление осуществлять какую-то деятельность, то есть наличие определенной системы знаний, умений, навыков, волевых качеств, а также профессиональных качеств личности [15, с. 77]. В. Тюрина рассматривает способность как функцию знаний, умений и навыков, где знание - это понимание и сохранение в памяти системы фактов и их обобщений, отражающих реальную действительность; умение - это возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями; навыки - многократные повторения одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях, что доведенные до автоматизма. Стремление - это желание и возможность выполнять любую деятельность [15, с. 78], внутренние побуждения к деятельности. Таким образом, готовность является результатом не только профессиональной, но и учебной деятельности.
Структурными компонентами готовности являются: мотивационный (ответственность, чувство долга), ориентационный (знания об условиях деятельности), волевой (самоконтроль, мобилизация), оценочный (самооценка собственной самоподготовки) [96], содержательно-операционный [15].
Профессор Л. Лазор отмечает, что трудовая правосубъективность - это не наличие у лица трудовых прав и обязанностей, а предусмотренная законом способность иметь эти права и обязанности и самостоятельно их реализовывать [9]. Таким образом, от готовности личности зависит успешность и эффективность любой профессиональной деятельности.
О. Адаев выделяет сущность и содержание понятия психологической готовности работников ОВД к деятельности в экстремальных ситуациях и обосновывает технологию экспертной оценки психологической готовности работников ОВД к деятельности в экстремальных условиях [1].
Рассмотрим сущность профессиональной готовности к деятельности в экстремальных условиях. Понятие боевой готовности и «мобилизационной готовности» Б. Вяткин [3, с. 7] отождествляет, а O. Столяренко определяет готовность как «совокупность морально-психологических и боевых характеристик работников и военнослужащих, которые позволяют им в любое время и при любых обстоятельствах выполнять все функции по обеспечению законности, безопасности и правопорядка». При этом в структуре готовности к выполнению служебно-оперативных задач, он выделяет такой важный психологический компонент как психологическая выдержка. Под ней понимает умение сдерживать эмоциональные всплески и не допускать необдуманных действий, при необходимости терпеливо ожидать начало и окончания служебных операций, сдерживать эмоции, вызванные обидой, насмешкой, грубостью и т.д. [14, с. 58].
Похожие мысли находим у А. Ганюшкина, который определил боевую готовность как одну из трех форм предстартовых состояний для которой характерны: эмоциональный подъем, легкое возбуждение, уверенное ожидание старта, “рабочие мысли”. Состояние психической готовности в структуре боевой готовности он охарактеризовал уверенностью в своих силах, стремлением активно и до конца бороться за достижение результата, способностью управлять своими действиями, чувствами, мыслями [4, с. 93].
То есть, умственная деятельность влияет на другие процессы формирования человека в экстремальных условиях и является сознательной. Как отмечает Б. Вяткин: 1) такое состояние не возникает само по себе, а должно формироваться сознательно и целенаправленно, путем мобилизации сил для выполнения определенной деятельности; 2) человек может быть в такой готовности только при условии, что он подготовлен заранее к предстоящей деятельности; 3) особое значение имеет фактор времени, поскольку силы должны быть использованы в необходимый момент; 4) структура мобилизационной готовности является моделью для выполнения будущей деятельности на самом высоком уровне [3, с. 11]. Это является важным для подготовки будущих правоохранителей к работе в экстремальных условиях, которая должна быть: профессионально направленной, целеустремленной, сопровождаться активностью и усилиями самой личности, повторяющейся в разных формах и времени, моделировать экстремальные условия в учебном процессе, быть результатом усилий всех специалистов и личности самого будущего правоохранителя.
Интересной здесь является мысль об индивидуальной и групповой готовности к профессиональной деятельности, которую подтверждает В. Некрасов, с мнением которого согласуется понятие «мобилизационная готовность - это состояние при котором ОВД и внутренние войска МВД способны в установленные сроки провести мобилизацию» [11]. Это означает, что профессиональную готовность будущих правоохранителей надо формировать индивидуально и дифференцированно, учитывая факторы сложности ситуаций и те общие требования, которые они накладывают на всю систему ОВД.
Это подтверждается и тем, что разработанная В. Шалаевым методика дифференцированного подхода к формированию профессиональной готовности и примененная на занятиях по специальной физической подготовке значительно улучшает уровень профессиональной готовности курсантов. Это свидетельствует о целесообразности ее использования для подготовки будущих работников правоохранительных органов [16].
Выводы. Таким образом, обращаясь к педагогическим исследованиям профессиональной подготовки будущих правоохранителей, необходимо обоснование целесообразности педагогической, психологической, правовой и физической подготовки будущих правоохранителей к работе в экстремальных условиях, выделения отдельных психологических качеств, свойств и качеств личности, необходимых для такой работы, пути, модели их формирования на основе системного, личностного, личностно-ориентированного, деятельностного, психофизиологического подходов. Особое место в подготовке занимает формирование готовности к работе как интегрированное качество личности.
Следовательно, все звенья подготовки специалистов в высших учебных заведениях МВД Украины должны работать на формирование готовности будущего правоохранителя, это должна быть система, которая профессионально направлена во всех своих компонентах: цели, отборе содержания, организации процесса обучения, результатах.
Рецензии:
19.11.2014, 22:16 Трубавина Ирина Николаевна
Рецензия: статья актуальна в контексте теории высшего образования и профессиональной педагогики.тема важная и , как убедительно доказывает автор, недостаточно исследована. содержание соответствует названию и цели, автор проработал значительный объем материала, показал знание состояния разработанности проблемы на материале различных источников. автор выделяет главное, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, идти от общего к частному.статья научна, логична, завершена.может быть рекомендована к печати
21.11.2014, 15:25 Попова Галина Валентиновна Отзыв: Автору, на наш взгляд, можно предложить расширить аудиторию рецензентов разделом "Образование", учитывая акцент статьи на "подготовке" (как одной из форм обучения, с одной стороны, и задач оптимизации образовательного процесса, - с другой). В этом журнале такая возможность есть, а в научной специальности 13.00.08 именно "подготовка" выделена в формуле Паспорта. |
9.12.2014, 19:14 Лучинкина Анжелика Ильинична Отзыв: Очень интересная статья! |