Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:

Статья опубликована в №15 (ноябрь) 2014
Разделы: Филология
Размещена 20.11.2014. Последняя правка: 20.11.2014.
Просмотров - 13004

Магический реализм в романе Джона Фаулза «Волхв»

Быкова Елизавета Александровна

ЗабГУ

Магистрант

Воронченко Татьяна Викторовна, профессор, доктор филологических наук ЗабГУ, niifmkchita@mail.ru.


Аннотация:
Статья посвящена анализу романа «Волхв» (“The Magus”) британского писателя Джона Фаулза (John Robert Fowles) с точки зрения магического реализма как художественного метода. Автор на основе мифо-поэтического и герменевтического методов выявляет базисные черты магического реализма в тексте.


Abstract:
The article is devoted to analysis of the novel “The Magus” by British writer John Robert Fowles in respect to magic realism as artistic method. The author discovers principal features of magic realism in the text on basis of mythological and hermeneutical methods.


Ключевые слова:
Магический реализм; литература Великобритании; мифология; миф; фольклор; архетип; символ; пограничная ситуация; двойная реальность

Keywords:
Magical realism; Great Britain literature; mythology; myth folklore; archetype; symbol; frontier situation; double reality


УДК 882

В литературе Великобритании второй половины ХХ века появляется все больше авторов, широко применяющих элементы «чудесной» реальности. Как отмечает Т. Н. Красавченко, доктор филологических наук  ИНИОН РАН, «современные английские романисты пришли к «фантастическому реализму» независимо от латиноамериканских коллег». Социальные и эстетические силы, породившие творчество, например, Г. Маркеса и английских романистов, различны. Г. Маркес основывался на жизни колумбийского городка, деревни, национальном фольклоре. Специфика английского романа по сравнению с более «непосредственным» латиноамериканским – необычайно сильная связь с литературной традицией [2, 128].

Творчество Джона Фаулза сочетает в себе мифологическую, экзистенциалистскую и постмодернистскую основы, проявляющиеся, соответственно, в стремлении автора создать многозначительный подтекст, т.е. уровень классических архетипов, реализации проблемы становления личности, проходящей испытания «пограничной ситуацией», а также в создании интертекста и выборе игровых моделей [4, 110].

Произведения Джона Фаулза – «Коллекционер», «Волхв», «Женщина французского лейтенанта», повесть «Башня из черного дерева», «Мантисса», «Червь» и другие – создали «удивительный и многообразный мир писателя, в котором стиль викторианского романа неотделим от латиноамериканского «магического реализма», мир, сотканный из несметного сочетания самых неожиданных литературных ассоциаций: от средневековых французских баллад до современных писателей-абсурдистов» [1, 45]. 

Роман «Волхв» создавался автором под влиянием трех литературных источников: «Большого Мольна» Анри Алена-Фурнье, «Бевиса» Ричарда Джеффриса и, в большей степени, «Больших надежд» Чарльза Диккенса. Фактически основной темой романов «Волхв» и «Большие надежды» выступает тема крушения иллюзий. Кроме того, в произведениях Фаулза звучит тема одиночества, сквозная тема магических реалистов, хотя главной темой его романов остается проблема становления и самопознания личности.

Главный герой романа – двадцатипятилетний англичанин Николас Эрфе, окончивший Оксфордский университет. С детства он воспитывается в традициях викторианской морали, что вызывает в нем неприязнь и желание отказаться от навязываемых ему правил и принципов. Встреча с австралийкой Алисон Келли, которая влюбляется в него, а также его поездка в Грецию приводит Николаса к тяжелому постижению своего внутреннего «я» и переоценке жизненных ценностей. 

Уже в начале романа мы можем обнаружить некоторые черты, свойственные произведению магического реализма. Главный герой страдает еще до начала трагических событий, таким образом, меняются местами причина и следствие. Николас Эрфе, в самом начале повествования (роман написан от лица главного героя), приходит к выводу, что прожил жизнь под маской другого, чужого ему человека. Пытаясь убежать от серьезных отношений и найти самого себя, Николас принимает решение кардинально изменить свою жизнь и уехать из Англии в Грецию – преподавать английский язык на острове Фраксос. В последние месяцы перед отъездом Николас знакомится с девушкой, Алисон Келли. Девушка влюбляется в него, и остаток времени герои проводят вместе, живя в одной квартире. Описывая любовные отношения персонажей, автор немало времени уделяет эмоциональной и сексуальной стороне, что также является одним из признаков магического реализма.  

Все меняется, когда Николас Эрфе попадает на греческий остров Фраксос. Уже в первые дни пребывания на острове Николас начинает терять ощущение времени. Во время многочисленных прогулок по острову Николас обнаруживает заброшенную виллу. Несколько дней спустя он знакомится с ее хозяином Морисом Кончисом и его свитой: Джулией и Джун де Сейтас, которые оказываются Лилией и Розой де Сейтас, сестрами-близнецами. Именно вокруг трех главных героев, Николаса Эрфе, Мориса Кончиса и Лилии де Сейтас разворачиваются основные, мистические и таинственные, события на острове.

Роман сочетает в себе две реальности: обыденную, повседневную (работа Николаса Эрфе в школе, его прогулки по острову) и «чудесную», «мистическую», которая представлена смешением исторической и мифологической реальностей: ретроспективы эпизодов Первой и Второй мировой войны, многочисленные «спектакли» Кончиса, обыгрывания мифологических сюжетов. Наличие двойственной реальности – один из важнейших признаков «магического» реализма. Раскрывая мифологическую и историческую основы романа, автор использует многочисленные символы и образы. Греция приобретает образ первой поэтессы, а Николас Эрфе становится ее рабом. Кроме того, Николаса автор фактически называет новым Одиссеем, по совету Цирцеи отправляющемуся в ад, чтобы узнать о своей дальнейшей судьбе у слепого прорицателя Тиресия. И действительно, герою предстоит узнать то, что перевернет его представление о себе. Испытания, которым подвергается Николас на роскошной вилле Кончиса, аналогичны спуску Орфея в подземное царство, тем более, что в одном из эпизодов Николас спускается в подземный тайник.

Вовлечение главного героя в пограничные ситуации, в пределы «чудесной» реальности активизирует его сенсорное восприятие действительности.

Необъяснимые, мистические факты, происходящие с Николасом на острове не дают ему покоя. Он пытается найти им рациональное объяснение, постепенно понимая, что оказался втянут в некую игру. Апофеозом этой игры является сцена суда, где Николас выступает в роли обвинителя и обвиняемого, в роли жертвы и палача.

Одним из основных мировоззренческих аспектов произведений магического реализма является поиск целей и смысла человеческого бытия. Магические реалисты ищут иррациональные способы изображения и толкования мира. В романе Морис Кончис своеобразной «игрой в бога» осуществляет этот поиск и вовлекает в него и Николаса Эрфе.  Благодаря Кончису он приближается к познанию себя самого, учится жить, а не играть некую социальную роль. Теперь, пройдя многочисленные испытания, Николас готов для реальной жизни.

Исходя из вышеприведенных примеров, можно утверждать, что роман «Волхв» являет собой пример художественного произведения, написанного в жанре магического реализма. Роман содержит в себе основные черты, характерные для данного метода:
1. Наличие двойной реальности и введение в повествование мотива чудесного при стремлении сохранить принцип жизнеподобия; наличие «необъяснимого элемента» магического;
2. Искажение пространственного жизнеподобия смещением границ между реальным и ирреальным; затруднение в попытке согласования противоречивых для понимания событий;
3. Субъективность и относительность времени как следствие отказа от рационально-мистического мышления и отражение поэтического ощущения мира;
4. Объяснение мотивов магического способностью автора и главного героя видеть реальность под определенным углом, предполагающее диалог мифологического, мистического и реалистического типов сознания;
5. Многочисленные детали сенсорного и эмоционального восприятия; использование символов и образов;
6. Открытый финал произведения.

Библиографический список:

1. Годованная Э. Г. Философско-эстетические доминанты русского и европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Краснодар, 2004. 213c.
2. Красавченко Т. Н. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе // Современный роман: опыт исследования. М.: Наука, 1990, 243с.
3. Фаулз Д. Волхв / пер. с англ. Б.Кузьминского. — М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2012. 848с.
4. Шамсутдинова Н. З. «Магический» реализм в современной британской литературе: Анжела Картер, Салман Рушди: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2008. 187с.




Рецензии:

20.11.2014, 20:03 Кобланов Жоламан Таубаевич
Рецензия: Cтатья написана очень грамотно, отвечает всем требованиям.Автор достиг поставленной цели. Поэтому рекомендую к публикацию данной статьи в журнале. Кобланов Ж.Т.

21.11.2014 12:12 Ответ на рецензию автора Быкова Елизавета Александровна:
Благодарю за рецензию!

24.11.2014, 22:11 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья актуальна,оригинальна, логична. рекомендуется к печати
25.11.2014 8:08 Ответ на рецензию автора Быкова Елизавета Александровна:
Благодарю!



Комментарии пользователей:

20.11.2014, 22:40 Обухов Андрей Дмитриевич
Отзыв: Интересный подход в рассмотрении данного вопроса. Актуальная тематика статьи!


25.11.2014, 8:54 Быкова Елизавета Александровна
Отзыв: Андрей Дмитриевич, благодарю за положительный отзыв!


Оставить комментарий


 
 

Вверх