Статья опубликована в №15 (ноябрь) 2014Разделы: ФилологияРазмещена 24.11.2014. Последняя правка: 24.11.2014.
Просмотров - 9246
Юнгианские мифологические архетипы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Быкова Елизавета Александровна
ЗабГУ
Магистрант
Воронченко Татьяна Викторовна, профессор, доктор филологических наук ЗабГУ
Аннотация:
Статья посвящена анализу романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» с точки зрения мифопоэтического подхода и концепции архетипических образов К. Г. Юнга.
Abstract:
The article is devoted to analysis of the novel “Master and Margarita” by M. Bulgakov in respect to mythological approach and conception of archetype types by C. G. Jung.
Ключевые слова:
миф; архетип; образ; персонаж; амбивалентность; трикстер
Keywords:
myth; archetype; type; character; ambivalence; trickster
УДК 882
Среди произведений М.А. Булгакова самым известным является роман «Мастер и Маргарита». Жанр этого многослойного произведения трудно однозначно определить: критики называют его романом-притчей, романом, включающим в себя многочисленные элементы фарса, фантастики, мистики и сатиры, но с точки зрения мифологической традиции мы можем считать произведение романом-мифом.
Согласно К.Г. Юнгу, архетипы – это первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и априорно формирующие активность воображения, а потому выявляющиеся в мифах и верованиях, в произведениях литературы и искусства, снах, бредовых фантазиях. Однако архетипы – это не сами образы, а схемы образов, их психологические предпосылки, их возможность [2, с. 56].
В книге «Душа и миф» Карл Юнг выделяет шесть архетипов: Младенца, Девы, Матери, Мудрого Старца/ Старухи, Тени, Анимуса/ Анимы. Все эти архетипы являются амбивалентными, т.е. несут в себе и положительное и отрицательное начала [2]. Попытаемся обнаружить данные архетипы в образах главных персонажей.
Мастер – писатель, автор романа об Иешуа и Понтии Пилате; несет в себе мужское начало, таким образом, являет собой архетип Анимуса, а также является символом творчества.
Маргарита – красивая молодая женщина, любовница Мастера. Она жена известного инженера, но брак с ним ей наскучил, а жизнь заполнилась пустотой и душевной тоской. Случайно повстречав Мастера на улицах Москвы, полюбила его и единственная из всех поверила в успех написанного им романа. Чтобы вернуть себе любимого, пропавшего без вести, она заключает сделку с дьяволом и становится королевой сатанинского бала, Маргарита – Анима, женское начало; символ любви и самопожертвования во имя другого человека.
Воланд – сатана, прибывший в Москву под видом иностранного профессора черной магии, «историка». Воланд одновременно представляет собой и мифологический архетип Тени, и библейский архетип дьявола, символ зла. Амбивалентен по своей функции, так как несет в себе и творческое, позитивное начало. Сам автор в эпиграфе романа дает ему определение: «… часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Заметим, что эти слова, принадлежащие первоначально Мефистофелю в поэме Гете «Фауст», цитирует К.Г. Юнг в книге «Душа и миф», в главе, которая посвящена архетипу Тени [2].
Персонажи Фагот, известный так же под фамилией Коровьев, Азазелло и Кот Бегемот в романе являются спутниками Воланда, его свитой.
Фагот все время ходит в нелепой клетчатой одежде и носит сломанное пенсне. В своем подлинном облике – это рыцарь, вынужденный расплачиваться постоянным пребыванием в свите Сатаны за один когда-то произнесенный неудачный каламбур о свете и тьме. И его внешний вид, и мотив двойничества свидетельствуют, что образ восходит к архетипу Тени.
Азазелло – демон-убийца с отталкивающей внешностью. Кстати, Азазель – это демон, давший мужчинам оружие, а женщинам – косметику, зеркала. Не случайно именно он отправляется к Маргарите, чтобы передать ей крем. С точки зрения мифологической традиции, мы имеем дело с архетипом Тени.
Кот Бегемот – появляется в романе то в образе гигантского кота, ходящего на задних лапах, то в виде полного гражданина, с физиономией, похожей на кошачью. В своем истинном облике Бегемот оказывается худеньким юношей, демоном-пажом. Способность к перевоплощению, зооморфные черты – также признаки архетипа Тени.
Кроме того, рассматривая образы Фагота, Азазелло и Кота Бегемота с точки зрения мифологической традиции, необходимо упомянуть о том, что данные персонажи являются трикстерами. Трикстер — архетип в мифологии, фольклоре и религии. Трикстером называют божество, дух, человека или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. По Юнгу фигура трикстера – это коллективный образ Тени, объединение всех низших черт характера в людях [3]. Для персонажей из свиты Воланда характерны вышеперечисленные черты: они хитры и ловки, их действия и поступки не вписываются в общепринятые нормы поведения, им присущи зооморфные черты, а так же они способны к перевоплощению.
Иешуа Га-Ноцри – странствующий философ из Назарета, описываемый Воландом на Патриарших прудах, а также Мастером в его романе. Внешнее неблагообразие (синяки, ссадины от побоев) контрастируют с красотой его души и чистотой его идеи о торжестве правды и добрых людей (а злых людей, по его убеждению, нет на свете). Иешуа Га-Ноцри – омифологизированный архетип Бога, символ добра и терпения.
В заключение необходимо решить вопрос о том, каким образом юнгианские архетипы проникли в творческое сознание М. Булгакова в процессе работы над романом «Мастер и Маргарита». Во-первых, архетипы живут в подсознании каждого человека; попадая туда в процессе обработки сознанием жизненного опыта. В момент активизации бессознательного архетипы «прорываются наружу» и воплощаются в образы, согласно концепции К.Г. Юнга. Во-вторых, как считает Е.М. Мелетинский и другие представители отечественной исторической поэтики, мифологические архетипы сохраняются и передаются жанрами: от мифа – к эпосу и роману [1, 22]. В результате читатель имеет дело с произведением, которое раскрывает нам вечные общечеловеческие особенности нашего сознания и поведения. Сказанное с полным правом можно отнести к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Библиографический список:
1. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: Изд-во РГГУ, 1994. 135с.
2. Юнг К. Г., Кереньи К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов / Сост. В.И. Менжулина. Киев – Москва: Порт-Рояль. – Совершенство, 1997. 384с.
3. Трикстер. URL https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80 (дата обращения: 21.11.2014)
Рецензии:
24.11.2014, 10:54 Кобланов Жоламан Таубаевич
Рецензия: Автор статьи ссылаясь на труды К.Г. Юнга хорошо анализировала образы в произведении М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".Тем более автор не многословен, вывод краткий и ясный. Статью рекомендую опубликовать в журнале. Кобланов Ж.Т.
24.11.2014, 22:12 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Краткость. Логичность. Ясность изложения.Видна авторская позиция. Рекомендуется к печати.
Комментарии пользователей:
27.09.2023, 21:50 Dvoretskov Boris Aleksandrovich
Отзыв: Спасибо Вам за ваш труд! Как вы думаете? Есть-ли в этом романе место главенствующему архетипу? Архетипу Самости. Авторская точка в романе не была поставлена, может быть об этом недосказал автор. Интересно то, что К.Юнг вероятно был потомком Иоганна Гёте. А роман "Мастер и Маргарита" - это фаустиада. Хочу еще так-же добавить, что архетип Тени обитает в бессознательном, а архетипы божественной пары "Анимус и Анима" обитают в коллективном бессознательном. По Юнгу, именно архетип самости способен проинтегрировать архетипы, выводя их из тени бессознательного. Тогда это уже пророческое произведение, и согласитесь, сын и внук профессоров богословия, вряд-ли бы стал хулить на Бога, просто были такие времена, и о боге можно было говорить только "от противного". Это всего-лишь мысли вслух.
|
Оставить комментарий