РУДН
студент
Пилипенко Андрей Игоревич профессор, д.п.н,; к.ф.-м.н Российский Университет Дружбы Народов, кафедра «Экономико-математического моделирования»
УДК 339, 656
Введение. Транспортная система имеет основную роль в развитии экономики и международных связей страны. Она обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и уровня жизни населения. Совершенствование и дальнейшее развитие сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, улучшение качества жизни, укрепляющими ее территориальную целостность. Необходимо оценить важность развития транспортных коридоров для связи Европы со странами Азии для дальнейшего развития экономики и торговых отношений в мире.
Актуальность. В период глобализации именно развитие международных транспортных связей, осуществление согласованной инвестиционной политики по развитию приоритетных инвестиционных проектов для реализации транзитного потенциала и взаимной торговли между государствами-членами ЕврАзЭС, может стать необходимым катализатором межрегиональных и трансконтинентальных торгово-экономических отношений, способствующих выводу экономик стран-участниц на новый уровень роста и процветания.
Цель. Проанализировать основные проблемы международных перевозок и оценить транзитный потенциал ЕврАзЭС.
Задачи:
Методы. Теоретический метод анализа, системный подход, статистический анализ, дедуктивный метод. Теоретической и методологической основой курсовой работы являются законодательные акты, данные статистических сборников, периодические издания, труды зарубежных, казахстанских ученых в области экономических исследований международного проекта.
Результат. Выявлено значение транспортных коридоров и перспективы развития.
ЕврАзЭС в условиях глобализации
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) это международное содружество, сформированное для организации быстрого развития стран. Членами ЕврАзЭС являются следующие страны: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Украина. Основная цель сообщества в продуктивном использовании экономических ресурсов каждой страны в составе ЕврАзЭС в целях улучшения уровня жизни населения.
Руководители государств в составе ЕврАзЭС главной миссией сообщества, отражающей экономический эффект, выделяют создание целостной транспортной системы и целостного рынка транспортных услуг. Создание Единого транспортного пространства (ЕТП) означает достижение гармонизации законов в сфере транспорта, свободные транспортировки багажа, товаров, а также передвижения пассажиров и средств передвижения. Более того, ЕТП включает обеспечение технологической и промышленной совместимости транспортных процессов[2].
Деятельность ЕТП заключается в контроле работ всех видов транспорта, производителей транспортных и дополнительных услуг, имеющих прямую связь с осуществлением транспортировок, любых форм имущества, независимо от страны создания[4].
Образованное ЕТП включает в себя территорию, площадь которой составляет более 20 млн. кв. км и население около 280 млн. человек. Пространство охватывает все разновидности транспорта, посредствами которых осуществляются транспортировки пассажиров и грузов внутри ЕврАзЭС, а также между странами в составе ЕврАзЭС и странами, не являющимися членами содружества. В пределах ЕТП действуют больше 111 тыс. км железных путей и 890 тыс. км автомагистралей общего пользования, 110 тыс. км внутренних водных сообщений, 98 аэропортов международного значения, 37 аэродромов и перегрузочные комплексы морских торговых портов[4].
В 2000 году взаимный грузооборот между членами Сообщества (не считая газопроводного) составлял 120 млн. тонн. В 2005 году он составил 235 млн. тонн. В 2005 г. объем общего внешнеторгового оборота стран-членов ЕврАзЭС достиг уровня 30 млрд. долл., увеличившись при этом более чем в 2 раза п сравнению с 2000 годом. Наибольшие объемы перевозок грузов между государствами организуются по железнодорожным, автомобильным и трубопроводным путям[5].
Больший объем внешнеторговых перевозок между государствами в составе Сообщества и третьими странами осуществляется морским транспортом. Объем перевалки грузов в морских портах России и Казахстана превосходит 385 млн. тонн в 2005 году, по сравнению с данными за 2000 год – 187 млн. тонн[3].
Для организации сухопутных транспортировок пассажиров и товаров в пределах ЕврАзЭС используются транспортные коридоры, проходящие по территории государств-участников содружества. В свою очередь все авиационные перевозки реализуются по согласованным воздушным коридорам.
По транспортным сообщениям Республики Казахстан происходит практически вся транспортировка грузов между Россией и странами: Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.
Согласно статистическим данным Евразийского экономического сообщества за 2006 год,общий транзитный потенциал его государств-членов был равен 230 млн. тонн. Вместе с тем, согласно прогнозируемым данным, к 2020 г., общий транзитный потенциал достигнет цифры равной 490 млн. тонн.. [5].
По сравнению с 2005 г., к 2020 году объемы взаимных перевозок грузов могут вырасти в 1,87 раза и достигнуть значения 490 млн. тонн, а объемы перевозок пассажиров вырастут в 1,9 раза.[1]
В настоящее время в Сообществе действует единое железнодорожное пространство. Осуществляется применение общих норм на железнодорожном сообщении.
Широкую известность и интенсивно развитие получили международные транспортные коридоры (МТК), посредством которых, в условиях глобализации и объединении транспортных систем отдельных стран в единую мировую систему транспорта, осуществляются основные транзитные грузопотоки.
МТК- это совокупность магистральных транспортных сообщений, включающих разновидности транспорта таких как:железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный. Транспортные коридоры, осуществляющие основные международные транспортировки грузов и пассажиров между отдельными географическими районами, считаются исключительно сложной транспортной системой, имеющей колоссальное значение для стран.
Другими словами, транспортный коридор - это магистральные направления, которые обеспечивают использование различных комбинирующих видов транспорта, современных технологий за счет многопланового развития транспортной инфраструктуры и коммуникаций.
Развитую транспортную политику осуществляет Европейский Союз, который предложил проект по созданию международных коридоров, для объединения Западной и Восточной Европы.
Для формирования условий увеличения европейского рынка активно разрабатывается политика, направленная на развитие транспортных коридоров. Конкурентоспособная экономика с современной транспортно-коммуникационной инфраструктурой основа Единой Европы. Отсутствие новой и развитой транспортной инфраструктуры, залог потери объемов грузо- и пассажирооборота (медленная скорость перемещения), а также вреда причиненному окружающей среде. По причине устаревших автомобильных и железнодорожных сообщений для устранения вышеупомянутых проблем, необходимо проведение реконструкций и модернизаций транспортных сетей.
Главными намерениями формирования международных транспортных коридоров, так же, как и Единого транспортного пространства, является унифицирование национального законодательства, гармонизация транспортной системы Востока и Запада, создание единой международной транспортной инфраструктуры, действующие с использованием одинаковых технических норм и технологий перевозок. Переход к системам транспортных коридоров шел последовательно, но в настоящее время вопросы создания коридоров из фазы обсуждения перешли в фазу претворения в жизнь на практике. Большинство стран Европы и Азии стремятся добиться размещения МТК на своих территориях. Идея о создании транспортных коридоров появилась еще в 1978 году и приобретают все большую актуальность на сегодняшний день.
Международные транспортные перевозки стали приобретать достаточно крупные масштабы, что повлекло за собой потребность формирования транспортных путей международного значения, как пассажирского, так и грузового.
Формирование международных коридоров является необходимостью. Существует ряд причин, доказывающих данный факт. В первую очередь, это согласованность в развитии всей транспортной инфраструктуры страны, во-вторых, за счет коридоров оптимизируется процедура перевозок, сопровождаясь снижением издержек в результативной стоимости доставляемых товаров и улучшением качества, снижением скорости и стоимости передвижения грузов, в-третьих, это улучшение транспортной доступности отдаленных участков государства.
Международные транспортные коридоры имеют особую важность для каждой страны. Значимость международных коридоров колоссально не только с позиции коммерческой выгоды, но и с позиции национальной безопасности, в экономической, военной, промышленной, демографической и продовольственной и социальной сфер жизни государства. Международные транспортные перевозки, осуществляя динамичное развитие инфраструктуры так же способствуют активному росту промышленного, экономического, военного и демографического состояния населения и страны в целом.
Для определения роли и места транспортных коридоров в транспортных системах, в особенности тех систем, охватывающих несколько стран, важно учесть следующие теоретические аспекты:
По прогнозам ожидается, что международные коридоры будут приносить стране только положительные моменты, если и в будущем транспортная политика будет основываться на этих составляющих.
Многие развитые страны целеустремленно укрепляют свои позиции в мировой экономике во всех экономических составляющих развития государства, в том числе и в транспортной отрасли. Странам ЕврАзЭС в вопросе освоения международных транспортных путей, следует придерживаться тех же принципов.
В мире насчитываются три широко известных экономических полюса: Евросоюз, второй полюс объединил Восточную, Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию, и третий полюс - Северная Америка. Главной задачей стран ЕврАзЭС является отрегулирование транспортных коридоров, используя международные транспортные перевозки, для обеспечения устойчивых отношений с каждым из этих полюсов. [1]
Функции транспортных коридоров
Транспортные коридоры выполняют некий ряд функций, среди которых условно можно выделить прямые и косвенные функции. К прямым функциям можно отнести качественный сервис, экспортных и импортных перевозок, включая международный транзит. Для стран, расположенных по соседству, как правило, не возникают никакие трудности и осложнения с перевозками. Напротив, же для отдаленных партнеров данный вопрос стоит обычно ребром. Они стремятся выбирать для транзитного проезда те государства, предоставляющие им по минимуму бумажных и материальных дел, также операционных проблем другого рода.
Не меньшее значение имеют посреднические (косвенные) функции при товарообороте между азиатскими странами и Европой. На настоящий момент важность сухопутного транзита в этом направлении стало очень велико, по причине увеличения международных транспортных перевозок в несколько раз.
Помимо этого, международные коридоры стали неотъемлемой частью жизни всех сторон безопасности страны: промышленной, военной, технологической, демографической.
В современном мире при осуществлении транспортных перевозок международного значения придерживаются установленных стандартов, которые возникли в связи с глобализацией мировой экономики, интеграции азиатских дорог в мировую транспортную систему, а также по причине переноса большинства промышленных предприятий из Европы в Азию.
Растет спрос страны к формированию качественной транспортной инфраструктуры. Равным образом тенденцию к росту имеют требования к проверке за ввозимым и вывозимым товаром, за каждым грузовым автомобилем. Наиболее популярным методом обслуживания грузопотока на сегодня является логистика. Международными транспортными перевозками задействованы уже космическая навигация и информационно-аналитические системы. Более того, от насыщенности территории страны железными дорогами, автомобильными трассами, аэропортами, морскими портами т. д., прямым образом зависит и военная безопасность страны.
Главные международные железнодрожные коридоры[7]
• Транссиб (Брест – Минск – граница Финляндии – граница Украины
– Москва – Екатеринбург – Новосибирск – Владивосток – Улан-Батор – Пекин);
• Северный трансазиатский коридор (Чоп – Киев – Москва – Челябинск – Достык – Алашанькоу – Ляньюньган);
• Центральный трансазиатский коридор (Киев – Волгоград – Алматы – Актогай – Достык – Алашанькоу – Ляньюньган);
• Южный трансазиатский коридор (Стамбул – Анкара – Табриз – Тегеран – Машад – Серакс – Ташкент – Алматы – Актогай – Достык – Алашанькоу – Ляньюньган);
• ТРАСЕКА (Констанца – Варна – Ильичевск – Поти – Батуми – Баку – Ташкент – Алматы – Актогай – Достык – Алашанькоу – Ляньюньган).
Широкую огласность и значение на настоящий момент получил новый коридор «Западная Европа-Западный Китай» по маршруту «Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Казань - Оренбург - Актобе - Кызылорда - Шымкент - Тараз - Кордай - Алматы - Хоргос - Урумчи - Ланьчжоу - Чжэнчжоу – Ляньюньган», являющийся оптимальным путем из Европы в Китай, с минимальным количеством стран-участниц и границ[6].
Азия или Европа
Строительство коридора ЗЕ-ЗК имеет большое значение для улучшения внешнеэкономический связей и экономической ситуации стран, по территории которых будет проходить коридор (Россия, Казахстан). Высокий положительный эффект имеет соединение коридора с КНР. Данный факт обуславливается тем, что Китай, несмотря на внутренние проблемы страны, на данный момент является практически единственной страной с уверенно растущей экономикой.
Международная торговля в ближайшие годы будет способствовать росту мировой экономики. Объем международного товарооборота, увеличиваясь в год на 2,5 % вырастет с $10 трлн в 2013 году до $18 трлн в 2030 году. Количество и объем торговых потоков в двух направления так же имеет тенденцию к росту. При всем этом кардинально изменится структура мировой торговли и большую роль будет играть Китай. По прогнозам, именно Китай оставаясь одним из главных мировых производителей товаров в мире, превратится в ведущего потребителя. Развивающиеся страны будут активно торговать друг с другом, с увеличением объема торговли между собой на 6% в год в ближайшие 15 лет[8]. В связи с чем окрепнут связи азиатских государств, Индии, Сингапура и Китая.
В ближайшие годы Китай окажется центре международных торговых потоков. Страна, оставаясь основным мировым экспортером и производителем товаров, будет покупать все больше импортных товаров. Аналитики утверждают, что в 2030 году 12 из 20 существующих крупнейших торговых потоков будут приходится на Китай. На 2013 год таких потоков у КНР восемь[9].
Таким образом, страны ЕврАзЭС, занимая выгодное географическое расположение между Азией и Европой, не останутся в стороне, а напротив, сыграют важную роль в формировании логистики в торговых отношениях между Европой и Азией. Для осуществления данных действий особое значение имеют транспортные коридоры. Вероятно, что рост экономики азиатского региона и увеличение объемов торговли благоприятно повлияют на государства–члены Сообщества.
С одной стороны, использование МТК, способствует снижению себестоимости перевозок, увеличению финансовых возможностей для модернизации и развития элементов совместно используемой инфраструктуры, но с другой – накладывает более высокие требования на соблюдение мер безопасности, синхронизацию графика движения, а также определяет предел, который можно выделить для международных перевозок, не срывая при этом внутреннего товарообмена, что является основой для любого государства.
Рецензии:
29.01.2015, 13:56 Мизанбекова Салима Каспиевна
Рецензия: Статья отражает актуальные вопросы международной торговли, в которой существенное значение приобретают транспортные коридоры в Едином транспортном пространстве. Определено их значение и перспективы развития. Статья рекомендована к печати. Мизанбекова С.К. д.э.н РФ, д.э.н РК, профессор Казахского национального аграрного университета.
29.01.2015, 14:41 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья выполнена на актуальную тему. Поставленные цели достигнуты. Может быть рекомендована к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий