Полесский Государственный Университет
студент
Недведцкий Вадим Марьянович, Полесский Государственный Университет, ассистент кафедры экономической теории
УДК 334.722
Понятия предпринимательства интересовало исследователей с момента зарождения экономической науки. Великие экономические деятели по-разному трактовали понятие «предпринимательство». Некоторые из трактовок можно увидеть на рисунке 1.
Примечание – источник: собственная разработка [1, с.17]
Таким образом, многие выдающиеся зарубежные ученые уделяли много внимания, чтобы определеть сущность предпринимательства, в связи с усилением роли предпринимательства при развитии рыночной экономики, т. к. ведущими хозяйствующими субъектами становились предпринимательские организации.
По мере увеличения в экономике доли активного занятого населения страны, возрастает и социально-экономическая значимость предпринимательства. Постоянный рост количества индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, увеличение их вклада в производство ВВП стоит рассматривать, как результат стремления большей части населения реализовать свои способности для того, чтобы улучшить уровень жизни. Сферы деятельности традиционного малого бизнеса невелика, а именно: индивидуальное производство товаров, розничная торговля, общественное питание, строительство, гостиничное хозяйство, транспорт, здравоохранение.
С неизбежным увеличением негосударственной собственности, а также развитием частного предпринимательства, в первую очередь связан переход к рыночной экономике.
Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективный сектор экономики, который постепенно увеличивает свою роль в обеспечение общего экономического роста.
Небольшие по размерам малые предприятия, их производственная, технологическая и управленческая гибкость, позволяет им быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции. На 01.01.2014 г. в Республике Беларусь хозяйственную деятельность осуществляли 91,6 тыс. организаций малого предпринимательства, из них 79,8 тыс. микроорганизаций (87,1 % к общей численности организаций малого предпринимательства), 11,8 тыс. малых организаций (12,9 % к общему количеству малого предпринимательства). По сравнению с 1 января 2013 г. численность организаций малого бизнеса возросло на 10,9 %.
На долю малого предпринимательства, по итогам 2013 года, приходилось 15,1 % валового внутреннего продукта, 19,4 % средней численности работников организаций, 9,5 % общего объема промышленного производства, 27,9 % объема внешней торговли товарами [2].
Для Республики Беларусь характерна тенденция к увеличению количества субъектов малого предпринимательства. Отраслевая структура малого предпринимательства в Республике Беларусь характеризуется двумя особенностями. Во-первых, для нее свойственно неравномерное распределение субъектов хозяйствования по сферам деятельности. Во-вторых, она отличается динамизмом. Эта динамики представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Численность организаций малого предпринимательства, осуществлявших производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, по видам экономической деятельности в 2011-2013 гг., единиц
|
2011 |
2012 |
2013 |
Всего |
77 605 |
82 612 |
91 596 |
обрабатывающая промышленность |
11999 |
12576 |
13278 |
горнодобывающая промышленность |
32 |
34 |
46 |
рыболовство, рыбоводство |
126 |
136 |
151 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
2 650 |
2 653 |
2 763 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
42 |
44 |
64 |
строительство |
7 216 |
7 548 |
8 448 |
торговля |
32 191 |
34 062 |
36 077 |
гостиницы и рестораны |
1 746 |
1 877 |
1 987 |
транспорт и связь |
7 152 |
7 968 |
11 366 |
финансовая деятельность |
354 |
381 |
431 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
716 |
769 |
810 |
образование |
464 |
539 |
614 |
аренда и предоставление услуг потребителям, операции с недвижимым имуществом |
9 541 |
10 480 |
11 729 |
предоставление социальных, коммунальных и персональных услуг |
3 376 |
3 545 |
3 832 |
Источник: [2].
К 2015 году планируется увеличить численность предпринимателей и их доли в ВВП страны до 30 %. В частном секторе, при этом, будет занято всего 1,8 млн. человек, или 38 % трудоспособного населения страны.
По данным таблице 2,можно сделать вывод, что объём производства продукции по всем видам экономической деятельности в 2013 году, по сравнению с 2011 годом, году увеличился практически в 2 раза, что также свидетельствует об устойчивой тенденции увеличения объёмов производства.
Таблица 2 – Объем производства продукции выполнение работ, оказание услуг, организациями малого предпринимательства по видам экономической деятельности в 2011-2013 гг., миллионов рублей
|
2011 |
2012 |
2013 |
Всего |
99 000 721 |
157 893 759 |
183 445 562 |
обрабатывающая промышленность |
38 112 912 |
49 783 142 |
54 084 201 |
горнодобывающая промышленность |
45 281 |
71 861 |
164 222 |
рыболовство, рыбоводство |
46 183 |
48 673 |
84 903 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
2 028 938 |
3 809 564 |
4 588 662 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
81 206 |
183 797 |
332 818 |
строительство |
9 518 632 |
17 846 988 |
29 144 933 |
торговля |
31 035 128 |
54 196 371 |
48 933 116 |
гостиницы и рестораны |
801 121 |
1 534 496 |
2 352 057 |
транспорт и связь |
6 012 531 |
10 955 690 |
14 993 001 |
финансовая деятельность |
1 525 324 |
1 634 398 |
2 310 162 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
288 740 |
627 982 |
1 084 036 |
образование |
149 963 |
268 313 |
435 903 |
аренда и предоставление услуг потребителям, операции с недвижимым имуществом |
8 169 948 |
14 226 868 |
21 453 209 |
предоставление социальных, коммунальных и персональных услуг |
1 184 814 |
2 705 616 |
3 484 339 |
Источник: [2].
Однако существуют факторы, которые препятствуют развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. Это, прежде всего:
Все перечисленные выше административные барьеры мешают успешному развитию индивидуального предпринимательства. Если коснуться политики полной занятости населения, то можно сказать, что это одна из причин по которой компании в большей степени заинтересованы в достижении социальных целей, чем в увеличении конкурентоспособности. Это в свою очередь объясняет довольно невысокий официальный уровень безработицы, который на 1 сентября 2014 года составлял 0,5 %, а также уровень мобильности рабочей силы, потому что на рынке отсутствуют факторы, которые привлекали бы людей в сферу предпринимательской деятельности.
Также, стоит отметить, что существующая система образования считается только сигналом для работодателя касательно качества рабочей силы, но не соответствует требованиям переходной экономики, в условиях которой обязаны работать предприниматели. Общая и правовая культура представителей данного вида субъектов хозяйствования также не велика, наблюдается склонность к псевдорыночному поведению. Следовательно, нужно проводить всевозможные виды тренингов, организовывать курсы по повышению уровня общей и правовой культуры, разрабатывать программы бизнес-образования для предпринимателей, для того, чтобы увеличивалась производительность их работы, а также уделять больше внимания на развитие прикладных способностей по ведению и управлению бизнеса.
В связи с возникающими проблемами, в Республике Беларусь шаг за шагом осуществляются следующие меры по поддержке малого бизнеса:
Инфраструктура поддержки в предпринимательстве в Республике Беларусь сложилась следующим образом:
Для того, чтобы объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений для развития малого предпринимательства работают советы по его развитию, как на республиканском уровне, так и в областях, в некоторых районах и городах.
Политика государства в сфере малого предпринимательства должна быть ориентирована на последующее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на базе улучшения форм и способов поддержки, обеспечивающих увеличение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования, а также рост производительности национальной экономики. Немаловажным является также привлечение в предпринимательскую деятельность широких слоёв населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищённых его категорий, повышение собственных доходов населения, а, следовательно, обеспечение общественной стабильности [3, с. 511].
Таким образом, приоритетными направлениями становления малого предпринимательства должны стать производство потребительских товаров, оказание услуг, выполнение работ, производство и переработка продукции в сельскохозяйственной местности, улучшение качества образования, научная и инновационная деятельность.
Рецензии:
24.11.2014, 21:05 Исаева Джамиля Гамзатовна
Рецензия: Рецензия
на статью Половниковой Юлии Валерьевны «Малое предпринимательство, его проблемы и способы поддержки в Республике Беларусь»
В статье рассмотрены показатели проблемы малых предприятий, способы их поддержки, даны авторские схемы.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения.
Автором проделана большая работа.
Статья выполнена на достаточно высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес и рекомендуется к публикации.
Рецензент к.э.н., доцент Исаева Д.Г.