Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №17 (январь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 13.12.2014. Последняя правка: 12.12.2014.
Просмотров - 8937

Проблемы правового статуса Центрального банка России

Соколова Маргарита Николаевна

к.э.н.

АНО ВПО "Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента"

доцент

Аннотация:
В статье представлен Банк России как государственный орган, обладающий особым конституционно-правовым статусом, наделенный специфическими функциями, реализация которых допускает возможность применение мер государственного принуждения. Банк России вправе осуществлять нормотворческие полномочия по вопросам, которые непосредственно отнесены к его компетенции. Изложены и проанализированы проблемы правового статуса главного банка страны.


Abstract:
The Bank of Russia as the government body possessing special constitutional legal status, allocated with specific functions which realization allows opportunity application of measures of the state coercion is presented in this article. The bank of Russia has the right to carry out rule-making powers on questions which are directly carried to its competence. Problems of legal status of the main bank of the country are stated and analysed.


Ключевые слова:
Конституция РФ; правовой статус; Центральный банк

Keywords:
Constitution of the Russian Federation; legal status; Central bank


УДК 336.7

Значимость исследуемого вопроса определяется изучением координации и упорядочения денежного обращения, гарантирующего стабильный подъем экономики общества, являющегося важной магистралью деятельности государства. Следовательно, важная роль в системе государственных органов принадлежит Центральному банку Российской Федерации – главному регулирующему органу кредитной системы страны. Конституция РФ и федеральное законодательство, в частности Федеральный закон от 2 декабря 1990 № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержат положения, определяющие структурно-функциональную миссию и компетентность главного банка России. Но сложная природа политических и социально-экономических метаморфоз в стране требуют новых мероприятий по формированию российской правовой доктрины в сфере особенностей устройства государства, рассмотрения конституционно-правового индигената Центрального банка и установления ремедиумов его мандат.

Таким образом, в современных конъюнктурных модификациях России, главным вопросом становится изучение принципов функционирования Центробанка, направлений корригирования его структуры, анализа системных связей с государственными органами, обеспечивающих проведение целостной денежно-кредитной и валютно-финансовой политики, сконцентрированной на выполнении валютного регулирования.

Применительно конституционным дефинициям разделения властей, являющихся краеугольным камнем всей системы организации государственной власти, при введении мажорант, возложенных на государственные органы, установлен независимый характер, в пределах присужденных полномочий. Стоить отметить, что реализация принципа подразделения властей не означает их полной автономии друг от друга. Поэтому, несмотря на обеспеченную суверенность, органы, исполняющие государственно-властные полномочия, фатально должны скоординировать инициативу и взаимодействовать между собой, определять тенденции работы органов социального управления, в систему которых и входит Центробанк России.

Центральный банк РФ совершает координацию действий с теми федеральными органами исполнительной власти, работающими в сфере экономики, денежно-кредитного обращения и финансов. К основным из них относятся: Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Разберем главные функции Центрального банка. Гарантия стабильности платежного средства на территории Российской Федерации - главная функция, т.к. согласно пункту 2 Статьи 75 Конституции РФ функция по защите и обеспечению устойчивости рубля является задачей, на результативность которой направлена вся деятельность Центрального банка России, определяющая природу компетенций, присужденных банку.

Законотворческая обязанность Центрального банка консолидирована в Положении ЦБ РФ от 15 сентября 1997 г. № 519 «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (с изменениями от 24 июня 1998г.). Отсутствие указанного нормативного акта в практической деятельности привело к тому, что различные вотумы стандартного и юридического характера оформлялись Центральным банком в форме писем, инструкций, приказов, положений, разъяснений, телеграмм, решений Совета директоров, выписок из протоколов заседания Совета директоров, распоряжений, сообщений, указаний, коллегиальных с Правительством РФ постановлений, и т.п. Таким образом, большой список актов Центрального банка, в которых содержатся правовые нормы, при отсутствии каких-нибудь правил, предопределяющих план их принятия и пределы применения, не санкционировали плодотворное управление банковской деятельностью в нашей стране.

Осуществляя валютное регулирование, Центробанк РФ действует в соообразности с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Законом РФ от 9 октября 1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» как узловой орган государственного валютного регулирования. Следуя праву, Центральный банк РФ и уполномоченные коммерческие банки осуществляют проверку ригоризма валютного законодательства при осуществлении сделок с иностранной валютой. Однако в действующем законодательстве и некоторых документах Центральному банку разрешено смешивание содержания наблюдения и функции управления.

Банковское регулирование - еще одна не менее важная функция, порученная Центральному банку России. Экономическое содержание осуществляемого банковского регулирования проявляется при установлении [1], в соответствии со статьей 61 Федерального Закона от 2 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», кредитным организациям обязательных нормативов. У упомянутых показателей есть, безусловно, экономический характер, но они облачаются в юридическую форму правовых коммендаций, ввиду того, что на их основе простираются государственно-властные полномочия Центробанка. Претворяемое в процессе банковского регулирования законотворчество является характерной деятельностью Центрального банка РФ как государственного органа.

В ходе совершения полномочий Банк России реализует функцию банковского надзора и контроля, которая представляет собой государственные действия по исполнению совокупности процедур, адресованных на обеспечение режима законности в подготовке и работоспособности всех элементов, формирующих банковскую систему, необходимых для обеспечения соответствующего соблюдения кредитными учреждениями банковского права и нормативных актов. На территории Российской Федерации Центральный банк признается институтом банковского регулирования и надзора, именно он руководит и управляет банковской системой, определяет особые условия для ее участников (банков и банковских групп), наделяет их статусом кредитных институтов, выдает им лицензии, осуществляя надзор за их деятельностью, координируя и исполняя валютный контроль и валютное регулирование.

Нужно отметить, что Центральный банк РФ, согласно Закону РСФСР от 10 октября 1991 № 1734-1 "Об основаниях бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", исполняет кассовое производство бюджета Российской Федерации и поэтому ему могут быть вверены определенные полномочия контроля в этой сфере. Таким образом, содержание и порядок выполнения указанных полномочий нуждаются в спецификации и закреплении в федеральном законе.

Функция Центрального банка РФ, сконцентрированная на взаимодействии с государственными органами РФ и кредитными организациями, не менее первостепенна. Предметом взаимодействия с правительственными органами является участие Центробанка в развитии экономической политики правительства РФ, а также воплощение в жизнь единой государственной кредитно-денежной политики.

Правовой статус ЦБ РФ изложен в конституции РФ [2] и федеральных законах. Фундаментальное положение среди них занимает Федеральный закон от 10 июля 2002 г., № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».[3] Юридическая основа Центрального банка РФ отличается определенной дуальностью. Законодательство, действующее в России, с одной стороны, не определяет правовую и организационную модель Банка России, с другой - не причисляет его к органам государственной или муниципальной власти, секвестрируясь определением Банка России как юридического лица. Специфика юридического статуса Банка России заключается в том, что Банк России, не будучи правительственным органом, обладает государственными деспотическими полномочиями, может быть ликвидирован только на основе акцепта федерального закона по корректировке к конституции Российской Федерации.

Аналогичная дуальность правового статуса Центробанка России в науке объяснена в международной банковской практике как намерение государства предотвратить потенциальность обращения взыскания кредиторов на большинстве ликвидных активов, находящихся в собственности и эксплуатации Банка России. Ввиду того, что изъятие и обременение золотых запасов и валютных резервов без согласия ЦБР или акцептования соответствующего федерального закона не разрешается, практически невозможно обратить взыскания на активах Банка России в пользу обеспечения долгов государства.

На основе сложного анализа задач, регулируемых Центральным банком России, можно выработать заключение, о том, что такого комплекса функций и операций, которые он выполняет, нет ни у одной банковской организации в мире. Нигде выдача лицензий и свидетельств о регистрации кредитным организациям, контроль и надзор за их деятельностью, расчетно-кассовое обслуживание, функции резервирования, а вдобавок еще и законотворчество, не концентрируются в одних руках. Некоторые ученые считают их даже равнонаправленными. Полным нонсенсом является сочетание всего этого с деятельностью Центробанка РФ как хозяйствующего субъекта.

Также Конституцией РФ закреплен один из ведущих принципов деятельности ЦБР, принцип суверенности. То есть, Банк России исполняет зафиксированные за ним функции и полномочия независимо от всех прочих органов: федеральной государственной власти, государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.[4]

В Федеральном законе так же сказано, что уставный капитал и другая собственность Банка России - это федеральное имущество. Банк России владеет, пользуется и маневрирует этой собственностью. Такое положение объясняется специфическими особенностями правового статуса Банка России, его суверенностью от государственных органов. Главные постулаты гражданского законодательства были созданы намного ранее, чем были созданы центральные банки. Поэтому немыслимо все уложить в те рамки, которые возникли в период существования золотого стандарта, когда деньги менялись на золото и серебро. Мир изменился. Возникли мировые резервные валюты. Центральные банки стали играть роль балансиров в денежных системах. Появилось и банковское законодательство, т.е. самостоятельная отрасль права, несводимая с отраслью гражданского права, регулирующая помимо прочего, правовой статус и, в том числе, цели и функции главного банка страны, как бы он при этом не назывался.

Материальная независимость Банка России содержится в осуществлении расходов за счет собственного доходов. В свою очередь, государство и Центральный банк РФ не отвечают по долгам друг перед другом. Исключение составляют лишь те случаи, когда они приняли на себя такие договоренности или иное предусмотрено в федеральных законах.

Подводя итоги, можно обозначить следующие положения: с одной стороны, Центробанк России является - орган государственной власти, занимающий особую позицию в банковской системе страны, и имеющий специальную компетентность в сфере управления этой системой, и с другой стороны, Центральный банк РФ - юридическое лицо с организационно-правовой формой, неведомой действующему Гражданскому кодексу РФ. На текущий момент, в законодательстве России нет органа, наиболее полно умеющего отразить всю специфику правового положения ЦБ РФ. Однако ряд ученых в качестве такого института рекомендуют категорию юридического лица гласного права. Такой итог следует из того, что Банк России является органом национальной власти, снабженный характерными полномочиями, и вся его жизнедеятельность, в том числе деятельность в качестве юридического лица, носит гласный характер.

Таким образом, необходимо вписать в ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» коррективы, касающиеся законодательного закрепления за Центробанком статуса юридического лица публичного права.

Так же стоит подкорректировать некоторые нормы ГК РФ. Во-первых, в ГК РФ недостаточно отображена государственная собственность. И самое главное - отсутствуют разборчивые ее границы и понимание происхождения. Во-вторых, странно сформулированы параметры универсалии «государственная казна» - это понятие определено в ГК по остаточному принципу. Банк России не представляется государственным учреждением и, стало быть, его имущество является составной частью государственной казны Российской Федерации.

И еще одна проблема заключается в том, что Банк России не объявляется органом государственной власти. Нелишне в соответствующих правовых документах предустановить, что действовать от имени Российской Федерации вправе не только органы государственной власти, но и Банк России, в пределах своих законоправ.

Урегулирование изученных вопросов на законодательном уровне необходимо для того, чтобы избежать в будущем возникновения различного рода неясностей, связанных с неоднозначным толкованием суверенного правового статуса Центрального банка России.

Библиографический список:

1. Батдиев А.Ф. Особенности правового статуса Банка России как государственного учреждения / А.Ф. Батдиев // Финансовое право. 2008. № 5.
2. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М., 2009.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32.
4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2009. № 4.




Комментарии пользователей:

31.01.2015, 23:22 Реунова Людмила Валерьевна
Отзыв: Исследование достаточно основательное. Статья актуальна и интересна, содержит сравнительные характеристики Банка России как государственного института, отличающегося суверенным конституционно-правовым положением, наделенным специфическими обязанностями, выполнение которых позволяет реализовать возможность применения мер общегосударственного принуждения. Центральный банк уполномочен осуществлять законотворческие компетенции по проблемам, которые непосредственно отнесены к его функциям. В исследовании достаточно точно изложены, проанализированы и даны рекомендации по вопросам правового статуса главного банка России. Статья рекомендуется к печати.


6.02.2015, 11:04 Гутов Альберт Альмирович
Отзыв: Статья содержит новизну, автор рассматривает проблемы правового статуса Центрального банка России, анализирует тенденции и обосновывает рекомендации. Судя по содержанию статья соответствует установленным требованиям. Статья может быть опубликована в открытой печати.


Оставить комментарий


 
 

Вверх