СтГАУ
студент
Научный руководитель: Гурнович Т.Г. д.э.н., профессор Ставропольского государственного аграрного университета
УДК 339
Международный кредит представляет собой предоставление денежно-материальных ресурсов одними странами другим во временное пользование в сфере международных отношений, в т.ч. и во внешнеэкономических связях. Осуществление данного вида отношений происходит путем передачи товарных и валютных ресурсов иностранным заемщикам на условиях возвратности и уплаты процента, главным образом в виде займов [1].
Средства для международного кредита сосредоточены на международном рынке ссудных капиталов, а также на национальных рынках ссудного капитала. Они формируются за счет эксплуатации ресурсов государственных, региональных и международных компаний. Все условия предоставления кредита фиксируются в кредитном соглашении (договоре) между кредитором и заемщиком.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимо провести некоторые мероприятия. Такие как:
На современном этапе уровень исследований и анализа проблем по урегулированию рассматриваемого вида кредитных отношений Российской Федерации является недостаточным, это является причиной возникновения ошибок и порождает неэффективность в области использования и привлечения международных кредитов, а также привлечение иностранных финансовых активов.
Процесс проведения рыночной перестройки в экономике образовали условия для интеграции России во всемирное хозяйство, а также открыло путь к мировым рынкам ссудных капиталов. Для принятия решений с точки зрения формирования благоприятных условий для развития национальной экономики нужно создать налаженную систему анализа и контроля за развитием международных кредитных отношений.
На основе разносторонних направлений тенденции образования рыночной экономики, которые вызваны не существованием научно обоснованной концепции социально-экономического развития страны, произошло появление многообразных противоречивых законодательных и ведомственных правовых актов. Данные правовые акты не отражали действительные изменения в экономике и финансах страны. Это привело к снижению эффективности управления экономикой государства, включая международные кредитные отношения.
Одной из серьезных и актуальных проблем, с которой столкнулась экономика России, является внешний долг. Эта проблема производит многостороннее воздействие на макроэкономические показатели и мирохозяйственные позиции государства.
Регулирование международных кредитных отношений должно является основной составляющей стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Роль менеджеров, которые управляют внешней задолженностью страны, состоит в обеспечении руководства государства объективной и достоверной информацией о размерах задолженности страны и доступности внешних источников кредитования, а также в предложениях путей сокращения объемов внешней задолженности и использования внешних финансовых активов. Когда отсутствует такая информация или она является недостоверной, то просто нельзя разработать и реализовать политику поступательного и устойчивого экономического развития страны, а также гарантировать платежеспособность государства. Эта ситуация отрицательно отражается на репутации страны на мировых рынках капитала, уменьшается приток зарубежных финансовых ресурсов, помимо этого обостряется проблема нехватки капитала в экономике государства.
Усиление назначения государственного регулирования международных кредитных отношений происходит в ситуации кризиса платежеспособности страны и ограниченными возможностями решения возникающих проблем только рыночными методами.
Государственное регулирование внешней задолженности, учитывает существующие международные требования и включает их в расчеты и перспективные планы регулирования с учетом определенных направлений стратегии экономического развития государства.
Россия находится в числе стран с самым маленьким госдолгом, но, тем не менее, он есть. На июнь 2013 года у страны накопилось $44,6 млрд. задолженности. Правительство планирует и дальше наращивать долг, а эксперты нахваливают российские гособязательства [2].
Валовой внешний долг субъектов Российской Федерации составил $718,3 млрд. (на 2014 год). Чистый внешний долг – $294,9 млрд. Отсюда можно сказать, что внешние долговые активы государства больше, чем его обязательства, т.е. чистый внешний долг, является отрицательным. Краткосрочный внешний долг (т.е. долг до 1 года) равен $87,4 млрд., а краткосрочные внешние активы равны $711,6 млрд. Отсюда следует, что краткосрочный внешний долг – $624,3 млрд. Если рассматривать долгосрочный внешний долг, то он составляет $631 млрд., долгосрочные внешние активы составляют $301,5 млрд., следовательно, чистый долгосрочный внешний долг равен $329,4 млрд.
Общий внешний долг России постоянно увеличивается в последние годы. Так, в 2012 году он вырос на $92 млрд., а в 2011-м – на $50 млрд. В 2014 году произошло его уменьшение на $42,7 млрд. На 1 ноября 2014 года он составил $678,4 млрд., а на 1 января 2014 год его величина была $727,1 млрд. [2].
На современном этапе возникла необходимость упорядочения нормативно-правовой базы, и создания научно-обоснованной системы регулирования международными кредитными отношениями Российской Федерации.
Неурегулированным является вопрос получения Россией средств для погашения задолженности развивающихся стран.
Положительным фактором тенденции развития международных кредитных отношений Российской Федерации является постепенное преодоление практики часто неоправданной конфиденциальности информации по данному вопросу. Информация, которая публикуется в российских изданиях и предоставляется международным финансовым организациям, несмотря на недостаточность развития отечественной статистики, помогает дать объективную картину состояния экономики финансов страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что решение проблем платежей по внешнему долгу страны зависят от восстановления доверия к отечественной денежной единице и создания среды для процесса внутреннего инвестирования. И если вдруг денежная и экономическая стабилизация будут проходить очень активно, то и возникающие сложности с погашением внешних долгов будут преодолены. Но, больше чем в кредитах, Россия нуждается в инвестициях, это связано с тем, что именно инвестиции образуют экономическую активность и реальное богатство.
Итак, можно сказать то, что кредитная система играет важную роль в экономическом развитии каждого отдельно взятого государства и мирового воспроизводства в общем. Она обеспечивает непрерывность развития, повышает эффективность капиталовложений и способствует научно-техническому прогрессу. Грамотно составленная кредитная политика страны дает возможность экономического процветания всем экономическим субъектам этого государства.
Рецензии:
24.11.2014, 20:54 Исаева Джамиля Гамзатовна
Рецензия: Рецензия
на статью Cаркисян Татевик Анушавовны «Международные кредитные отношения Российской Федерации: проблемы и перспективы»
В статье рассмотрены проблемы кредитных отношений России и возможные перспективы развития данных отношений.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения.
Автором проделана большая работа, особенно, в вопросах интеграции России во всемирное хозяйство, госрегулирования.
Статья выполнена на достаточно высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес и рекомендуется к публикации.
Рецензент к.э.н., доцент Исаева Д.Г.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий