Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 24.11.2014.
Просмотров - 3781

Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг

Ефимова Наталья Николаевна

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

студент

Тордия Инна Валентиновна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, заведующий кафедрой гражданского права и процесса


Аннотация:
В статье рассматриваются правовые коллизии относительно законодательства Российской Федерации, регулирующее обязательства, возникающие вследствие нанесения ущерба и причинения вреда, в частности проведен анализ Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»


Abstract:
In the article legal collisions are examined in relation to the legislation of Russian Federation, regulative obligations arising up because of causing and damnification damage, in particular the analysis of law of Russian Federation is conducted "About the protection of consumers"


Ключевые слова:
вред; возмещение вреда; закон; судебная практика

Keywords:
harm; compensation of harm; law; judicial practice


УДК 34.096

В последние годы весьма динамично стало развиваться Российское законодательство, регулирующее обязательства, возникающие вследствие нанесения ущерба и причинения вреда. Но, как показывает практика, процессы применения законодательства, в вышеуказанных отношениях, не до конца определены и нередко возникают сложные юридические вопросы, по-разному решаемые не только в современной науке, но и в судебной практике. Это связано, прежде всего, с неопределенностью, несогласованностью отдельных положений закона, а также неурегулированностью некоторых вопросов, что естественным образом негативно сказывается на обеспечении эффективной судебной защиты прав и свобод граждан.

Сложность толкования и применения законодательства, регулирующего данные обязательства, объясняется и тем, что при рассмотрении гражданских дел, названной категории, суд должен выяснить и дать правовую оценку целому ряду факторов, в числе которых: обстоятельства причинения вреда; наличие или отсутствие вины в действиях причинителя; особенности гражданско-правового положения причинителя вреда, а также третьих лиц, на которых возлагается обязанность по его возмещению; характер причиненного ущерба, его последствия и их тяжесть и т.д.

В данной статье будут рассмотрен и проведен анализ Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», который поможет раскрыть и сделать соответствующие выводы, относительно сложившейся современной тенденции в регулировании отношений по возмещению вреда. Если говорить об актуальности данного исследования, то она обусловлена следующими факторами:

- во-первых, возмещение причиненного вреда имеет многовековую историю становления и развития. Оно предусматривалось в римском праве более двух с половиной тысяч лет назад;

- во-вторых, весьма парадоксально то обстоятельство, что до настоящего времени в гражданско-правовой науке отсутствуют единые определения правовых категорий убытков и вреда;

- в-третьих, изучив современную научную литературу по данной теме можно отметить, что проблема обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, достаточно полно исследована и разработана в современной научной литературе, однако некоторые ее аспекты требуют более тщательной проработки и осмысления.

И так, мы рассмотрим вред, как один из видов ущерба, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товаров, работ или услуг. Право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет, так же данный вид ущерба подлежит возмещению в полном объеме, если он причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (услуги).

Изготовитель может быть освобожден от ответственности только в двух случаях:

- если представит доказательства того, что вред причинен вследствие непреодолимой силы;

- если докажет, что вред причинен по вине потребителя - из-за нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнитель обязан обеспечить безопасность услуги в процессе ее оказания потребителю, и безопасность работы - в процессе ее выполнения и в течение срока службы. Тем самым, в отношении результатов работ, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителя, исполнитель указывает сроки службы в обязательном порядке (п. п. 1, 2 ст. 5 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

Так, закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» призван защищать права покупателей, которые зачастую оказываются жертвами недобросовестных продавцов. Однако законодательные формулировки вышеуказанных законодательных актов были признаны одними из самых лояльных в мире, что естественно создало предпосылки для манипулирования нормами Закона. Впоследствии,  расплывчатость отдельных законодательных формулировок породило целый ряд недобросовестных клиентов, которые используют положения данного закона с целью наживы, получивших название «потребительских рэкетиров» или «потребительских экстремистов». 

Выражение «покупатель всегда прав», вошло в обиход еще во второй половине 20 века и настолько врезались в умы людей, что до сих пор покупатели настолько убеждены в данном изречении, что подтверждают его не только словом, но и делом. Как показала практика, такие ситуации моделируются ими в сфере выполнения работ или оказания услуг.

Данный пример покажет, как бесчестные покупатели используют «гибкость» законодательства и манипулируют юридическими нормами в корыстных целях, не для защиты своих права, а для получения определенной выгоды и дохода. 

Так, юрист в одной из фирм по производству пластиковых окон, заявлял, что каждый второй из заказывающих нестандартные окна – «потребительский террорист». Нестандартность обычно заключалась в размере и цвете. Как правило, менеджеры либо замерщики, оформлявшие заказ, не досконально согласовывали с производством сроки изготовления таких окон. А ведь если изделие нестандартное, то и срок изготовления может затянуться. А дальше - нарушение сроков выполнения работ и неустойка в размере 3% от суммы заказа ежедневно (абсолютно законное требование потребителя, основанное на статье 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»). Второй любимой уловкой клиентов – «потребительских террористов» был и есть цвет. Волеизъявление клиента: - «мне бы бледно желтого цвета» заставляло волноваться сотрудников организации в предчувствии беды. Такое волнение, как правило, оправдывало себя. После установки такого окна, зачастую поступала жалоба, что цвет, который он видел на образце, не соответствует цвету, который он получил («а на свету - вообще другой»), и просил окно забрать, поставить на его место старое, а деньги вернуть.

Как правило, заказ такого плана с неординарным цветом и размером, как правило, больше не интересовал ни кого из потребителей. В результате чего перед организацией вставала  необходимость возврата стоимости товара, если не полностью, то частично. Так потребитель получал окна  фактически за копейки.

На сегодняшний день, в судах по всей России рассматриваются множество дел, возбужденных по искам «потребителей-экстремистов». Зачастую, объектом шантажа становятся компании, продукция которых достаточно популярна. Такие компании дорожат своей репутацией и знаком качества. В расчете на это вымогатели требуют небывалых компенсаций в обмен на свое молчание. Поскольку даже недоказанный факт может отрицательно повлиять на имидже компании.

Несмотря на то, что Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» претерпел несколько редакций и стал крайне эффективным инструментом регулирования потребительского рынка и разрешения споров на нем, с каждым годом учащаются случаи злоупотребления законом со стороны общественных объединений и отдельных граждан.

В связи с этим, одним из важнейших инструментов по предотвращению сложившейся негативной ситуации является инициирование изменений в законодательстве в сторону установления взвешенного баланса интересов сторон и создание правовых механизмов, усложняющих работу отдельных субъектов потребительского экстремизма.

Продавцам и исполнителям необходимо детально осуществлять информирование потребителей и заключать договора. Это позволит дисциплинировать как продавца, так и покупателя.

Таким образом, судебная практика, конечно, на стороне потребителей, но не стоит злоупотреблять правом, т.к. предъявление необоснованного иска влечет наложение на покупателя всех судебных издержек.

Во избежание правовых коллизий и предотвращения конфликтных ситуаций всем участникам правоотношений необходимо соблюдать общественные нормы – соблюдать закон!

Библиографический список:

1. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 05.05.2014 г. Федеральным законом № 112-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // СЗ РФ. – 1996. - №3. – С. 140.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх