ТАШКЕНТСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ
Студент
Махкамов Мирджамол Юлчиевич, заведующий отдела Сервис Центра “Мерседес-Бенц”; Махкамова Ш.Ю., руководитель проекта ИСИ при КМ РУз; Алламуратов Руслан Женгисбаевич, студент ТАДИ(ТАШКЕНТСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ)
УДК 629.113
В условиях модернизации и либерализации экономики правительством уделяется большое внимание на разработку программ по улучшению и коренному изменению инфраструктуры города, а также городского пассажирского транспорта.
В свете решения этих задач под руководством Президента Республики Узбекистан были приняты последовательно ряд постановлений по обеспечению городских пассажирских перевозок с самыми современными автобусами большого класса Мерседес-Бенц. Автобусные парки АК «Тошшахартрансхизмат» обеспечены немецкими автобусами марки «Мерседес-Бенц» моделей О 405, О 345 Conecto, сосредоточенные в 10-ти автобусных парках. Первые автобусы Мерседес-Бенц модели О 405 St 277 ед. поступили в период 1995-1998 гг. и эксплуатируются в Ташкенте на протяжении 10-15 лет. Автобусы модели CONECTO О 345 300ед. поступили в 2000-2004 годах эксплуатируются более 7- 10 лет.
Согласно постановлению Республики Узбекистан от 6 февраля 2008 года за №. ПП-788, и 6 мая 2009 года за № ПП-1109 «О мерах дополнительного обеспечения г. Ташкента пассажирскими автобусами» были поставлены 400 ед. автобусов «Мерседес-Бенц Conecto Low Floor». На сегодняшний день количество автобусов «Мерседес-Бенц», обслуживающих население города Ташкента составляет 977 ед.
В Автобусных парках эксплуатация автобусов «Мерседес-Бенц» показывает, что с увеличением пробега с начала эксплуатации автобусов количество отказов увеличивается, трудоемкость возрастает, а эксплуатационная надежность снижается. Одним из существенных резервов повышения производительности, снижения затрат на поддержание работоспособности, повышения технической готовности, обеспечения безопасности движения автобусов является совершенствование проведения сервисного обслуживания с целью повышения эксплуатационной надежности транспортных средств при перевозке пассажиров на городском транспорте. Это и является актуальностью настоящего исследования.
Работа выполнена в рамках 6 - приоритета развития науки и технологий, утвержденного Кабинетом Министров Республики Узбекистан «Разработка наукоёмких технологий, нового поколения машин, оборудования и материалов, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих ресурсосбережение» и непосредственно связана с планами научно-исследовательских работ Ташкентского автомобильно-дорожного института (ТАДИ). Работа является продолжением исследований, выполняемых в рамках программы ГНТП 18.24 «Разработка нормативов ТЭА в Республике Узбекистан» за 2000-2005 годы и ГНТП №А-13-04 «Разработка режимов сервисного обслуживания автомобилей, разрабатываемых в Республике Узбекистан» за 2006-2008 годы, а также госбюджетной научно-исследовательской работы, выполняемой на кафедре «ТЭА» ТАДИ, по разработке нормативов технической эксплуатации транспортных средств.
Вопросам ТЭА, в том числе надежности в реальных условиях эксплуатации, посвящены учебники, научно-исследовательские работы ряда авторов Республики Узбекистан, ближнего и дальнего зарубежья, однако развитие и совершенствование сервисного обслуживания и повышения эксплуатационной надежности транспортных средств в реальных условиях эксплуатации изучены в недостаточной степени.
Сервисное обслуживание автобусов осуществляется согласно руководящим материалам по ремонту и обслуживанию автобусов, а также отдельных агрегатов. Однако, в период эксплуатации автобусов «Мерседес-Бенц» приходится корректировать режимы СО и ремонта существенно влияющие на эксплуатационную надежность автобуса .
Условия эксплуатации автомобилей влияют на режимы работы его агрегатов и деталей, от которых зависят реализуемые значения показателей надежности и эффективности технической эксплуатации автомобилей. Наиболее существенное влияние на условия эксплуатации оказывают транспортные, дорожные и природно-климатические факторы [1].
Автомобили могут работать в различных условиях эксплуатации, которые влияют на их показатели надежности и нормативы ТЭА [2,3,4].. Исследований по установлению нормативов ТЭА с учетом конкретных условий эксплуатации в Узбекистане недостаточны. Не учитываются при планировании профилактических работ пробеги периода обкатки и с начала эксплуатации автомобилей, и не исследуются автомобили имеющие пробег более 1 млн. км., которые являются основой для управления нормативами ТЭА. Не учитывается пробег периода обкатки и обслуживания после подвергания комплексному ремонту агрегатов и узлов автомобилей в реальных условиях эксплуатации при технологическом расчете производственной программы по ТО и Р АТК. Не определена при оценке существующих проектов АТК весомость факторов, влияющих на ТЭП. Не разработаны нормативы ТЭП для определения направлений развития ПТБ действующих АТК, требующих реконструкции. Не разработано математическая модель и компьютерная программа расчета удельных значений ТЭП, в том числе для АТК со смешанным подвижным составом. Решение всех вышеуказанных проблем нашли свое отражение в исследовании.
На основании обобщения опыта эксплуатации и обзора теоретических исследований выдвинута гипотеза о возможности повышения эффективности технической эксплуатации автомобилей за счет корректирования нормативов с учетом условий эксплуатации и пробегов с начало эксплуатации и совершенствования планирования проведения профилактических работ, мероприятий по повышению надежности автобусов. При анализе условий эксплуатации рассматривались природно-климатические условия, транспортные и дорожные условия. Природно-климатические условия характеризуются температурой окружающего воздуха, барометрическим давлением, относительной влажностью воздуха, скоростью ветра и т.д.
Осуществлена оценка показателей надежности при наличии основной экспериментальной информации о составных частях объекта и информации о его структуре (расчетно-экспериментальный метод). Оценки показателей надежности объектов вычисляются в два этапа: определяются точечные и интервальные оценки показателей надежности составных частей объекта; определяются точечные и интервальные оценки показателей надежности в целом.
Контроль нормируемых показателей надежности должен включать: получение и математическая обработка исходных данных; принятие решения о соответствии или несоответствии изделия установленным требованиям; анализ причин и последствий отказов с целью разработки по повышению надежности изделий.
В зависимости от способа получения исходных данных методы контроля показателей надежности подразделяются на расчетные, экспериментальные и расчетно-экспериментальные.
Расчетные методы основаны на вычислении показателей надежности изделия по справочным данным о надежности его составных частей с учетом функциональной структуры изделия и видов разрушений, по данным о надежности изделий-аналогов, по результатам экспертной оценки надежности, по данным о свойствах материалов, элементов изделий и нагрузке на них, механизме отказа и по другой информациям, имеющемся к моменту расчета надежности.
Экспериментальные методы основаны на использовании статистических данных, получаемых при испытаниях изделий на надежность, или данных опытной или подконтрольной эксплуатации.
План контроля показателей надежности должен содержать следующее: число испытуемых образцов, стратегию проведения испытаний с восстановлением и (или) заменой отказавших изделий, без восстановления и (или) заменой отказавших изделий; правила прекращения испытаний; число независимых наблюдений и отрицательных исходов этих наблюдений, позволяющих принимать решение о соответствии / несоответствии изделий заданным требованиям по уровню надежности; а также правила принятия решений.
При испытаниях на надежность наблюдается время безотказной работы изделия, продолжительность его восстановления и т.п., отрицательным его исходом наблюдения - наступление отказа ( предельного состояния), невозможность восстановления в течение заданного времени и т.п.
Повышение надежности транспортных средств при перевозке пассажиров за счет совершенствования регламентных работ по периодичности сервисного обслуживания и повышения эксплуатационной надежности требует разработку следующих групп методик:
Нами разработаны вышеназванные методы, а также рекомендовано и установлено периодичность СО при планировании проведения профилактических работ с учетом пробегов 1 млн. км. и срока службы автобусов с начала эксплуатации.
Ниже приведены результаты распределения отказов автобусов Мерседес_Бенц О 405 по агрегатам и системам на пробеге 0÷1250 тыс.км. (табл. 1). Распределение отказов автобусов Мерседес-Бенц О 405 по показателям по безотказности и ремонтопригодности на пробеге 0÷1250 тыс.км. На основе обработки информации по отказам разработана карта надежности автобусов Мерседес-Бенц О 405 по агрегатам и системам на пробеге 0÷1250 тыс.км. (рис. 2). Разработаны карты надежности двигателя , АКПП, переднего моста, заднего моста и рулевого управления систем автобусов Мерседес-Бенц О 405 с указаниями графиков безотказности деталей, лимитирующих надежность агрегатов.
Из сопоставления результатов теоретических и экспериментальных исследований по оценке приспособленности конструкции и выбора подвижного состава, следует что автобусы Мерседес-Бенц О 405 более приспособлены к условиям эксплуатации при перевозке пассажиров в условиях эксплуатации города Ташкента. Показатели безотказности высокие, однако, по подверганию ремонту и обслуживанию среди деталей и узлов лидируют подвески ходовой части переднего и заднего моста. На них повлияли дорожные условия эксплуатации и стиль езды. Результаты анализа показывают целесообразность разработки комплексных мероприятий по улучшению дорожно-транспортных условий и маневренности автомобилей.
Результаты исследования показывают, что для условий эксплуатации в городе Ташкенте перспективными являются современные автобусы Марки Мерседес следуюших поколений, таких как Сitaro O 530, Turismo, Conecto Lov floor, Integro и других производителей по стандарту SO 2009 городского типа автобусов производимые в европейских странах.
Предложены и внедрены в производство следующие усовершенствованные конструкции:
- разработан перечень профилактических работ и периодичность сервисного обслуживания пробега в 1 млн. км;
Таблица 1.
Распределение отказов автобусов Мерседес_Бенц О 405
по агрегатам и системам на пробеге 0÷1250 тыс.км*
№ |
Наименование узлов и деталей |
Количес тво деталей, ед |
Количество отказов деталей |
Безотканость, %
|
Ремонто-пригодность, % |
1 |
Двигатель ОМ 447 Н |
12 |
1860 |
8,5 |
5,9 |
2 |
Автоматическая коробка ZF 4 HP 500 |
21 |
1801 |
8,2 |
4,4 |
3 |
Передняя ось |
16 |
1035 |
4,7 |
4,3 |
4 |
Задняя ось |
27 |
1094 |
5,0 |
4,6 |
5 |
Рулевое управление |
7 |
802 |
3,6 |
3,7 |
6 |
Шасси , кузов и надстройка |
27 |
1807 |
8,2 |
13,6 |
7 |
Топливная система |
22 |
499 |
2,3 |
3,1 |
8 |
Компрессор |
15 |
621 |
2,8 |
2,6 |
9 |
Система охлаждения двигателя |
16 |
1847 |
8,4 |
6,2 |
10 |
Подрессоривание и подвеска |
8 |
3455 |
15,7 |
25,8 |
11 |
Подвеска двигателя |
4 |
200 |
0,9 |
0,6 |
12 |
Карданная передача |
2 |
46 |
0,2 |
0,3 |
13 |
Тормозная система |
20 |
1362 |
6,2 |
6,9 |
14 |
Электрооборудования |
25 |
2622 |
11,9 |
10,2 |
15 |
Электрооборудования кузова |
12 |
1558 |
7,1 |
1,6 |
16 |
Отопления и циркуляция |
17 |
1364 |
6,2 |
6,2 |
17 |
Итого |
251 |
21974 |
100,0 |
100,0 |
*Составлено и рассчитано авторами на основе данных центра «Мерседес-Бенц» г.Ташкента.
- увеличение ресурса агрегатных изделий (заднего моста, рулевого управления, АКПП, двигателя и других узлов автобуса) путем применения усовершенствования периодичности контрольно - сопроводительных работ обслуживания;
- увеличение степени сохранности элементов шасси и уменьшение времени выполнения регламентных работ СО путем применения дополнительных сооружений и оборудований с полным охватом ремонтного процесса.
Для совершенствования технологического процесса технического обслуживания и ремонта были разработаны и внедрены в производства АТП следующие дефицитные агрегаты и узлы, критические по надежности импортного автобусов за счет унификации деталей и агрегатов автозаводов Узбекистана: установка автостекол, изготовление наружных обшивок и сервисных люков и бамперов, изготовление стремянок подвески заднего моста; накладка и прочие детали.
Осуществлена оценка экономической эффективности на основе приведенных теоретических расчетов предложенных нововведений, которая составила 554,83 млн.сум.
На основе вышеприведенных данных сформулированы следующие выводы и рекомендации:
1. На основе выполненных исследований решена научно-практическая задача по повышению эффективности технической эксплуатации автомобилей за счет совершенствования их конструкции и повышения эксплуатационной надёжности.
2. Разработана методика оценки приспособленности конструкции и выбора подвижного состава в городских условиях эксплуатации.
Выбор подвижного состава по эксплуатационным свойствам осуществлен теоретическими и экспериментальными исследованиями, а также результатами опроса ведущих специалистов, экспертными методами.
Результаты исследования показали, что для эксплуатации в условиях г. Ташкента является перспективными современные автомобили передовых стран Европы и производимые в Республике Узбекистан - ISUZU NP 37.
Выявлены наиболее весомые факторы эксплуатационных свойств, влияющих на выбор подвижного состава для перевозки пассажиров по городу Ташкенту; к которым относятся пасажировместимость, маневренность, удобство и комфорт для водителей и другие.
3. Определены показатели свойств безотказности автобусов Мерседес-Бенц на пробеге 0 .... 1250 тыс.км. которые составили - 1661 отказов 148 видов, по автотягачам Ford-Cargo 1827 - 21974 отказов 251 видов.
4. Выявлены детали, критические по надежности безотказности. Детали лимитирующие надежность автобуса «Мерседес-Бенц» на пробеге 0 ÷ 1250 тыс.км по критерию безотказности, составляют 49 наименований.
5. Разработаны карты надежности автобусов Мерседес-Бенц О 405, которые необходимы при усовершенствовании конструкций, в производстве и эксплуатации автобусов .
6. Выявлены детали, лимитирующие перечень профилактических воздействий по автобусов Мерседес-Бенц О 405 включающие в себя соответственно 49 и 78 наименования деталей и узлов.
7. Разработанные рекомендации по совершенствованию конструкций различного подвижного состава: увеличение степени сохранности элементов шасси и уменьшение времени выполнения регламентных работ ТО автобусов путем применения дополнительного перечня контрольно - профилактических работ. Установлены нормативы периодичности , трудоемкости и перечень работ СО 10000 км, СО 30 000 км, СО 50 000 км ,СО 90 000 км. для автобусов Мерседес-Бенц О 405, О 345 имеюшие пробег в 1 млн км и более ; внедрены при сервисном Центре и Автопредприятий АК Ташавтобустранс. Эффективность от внедрения результатов исследования по совершенствованию конструкции и повышению эксплуатационной надежности составила 96,83 млн.сумов по 40 ед. автобусов в год .
Рецензии:
29.11.2014, 7:41 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Авторы рассмотрели разноаспектную актуальную проблему, но если сосреточмлмсь на исследовании автомобилей одного (Мерседес-Бенц), то не целесообразно вспоминать мимоходом без обоснования другие. Аннотацию по размеру необходимо сократить до стандартной. После доработок рекомендуется к печати.
29.11.2014, 14:38 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Статья интересная, подготовлена на актуальную тему, выводы базируются на сатистическом материале. Целесообрзно добавить перечень ученых, занимавшихся подобными исследованиями и выделить нерешенные имм задачи. После доработки статья может быть рекомендована к печати.
30.11.2014, 18:18 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: статья может быть рекомендована к печати после доработки: автору необходимо сократить аннотацию до стандартных размеров; указать авторов, кто занимался исследованием данной проблемы; разместить список литературных источников в алфавитном порядке.
27.12.2014, 16:21 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья, безусловно, интересна и актуальна, но необходима корректировка названия. Речь идет не об управлении автотранспортом, а о системе управления развитием автотранспортного хозяйства. Предлагаю: "Региональные особенности системы управления развитием автотранспортного хозяйства". Конечно, аннотацию следует сократить.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий