Ставропольский государственный аграрный университет
студентка
Гурнович Татьяна Генриховна, д.э.н. профессор, кафедра финансового менеджмента и банковского дела СтГАУ
УДК 336.71
В современных условиях функционирования банковской системы актуальной проблемой является обеспечение конкурентоспособности коммерческого банка как внутри страны, так и на международной арене. На рынке банковских услуг современные коммерческие банки рекомендуют себя как специфические учреждения, которые привлекают свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования, а затем за счет них удовлетворяют всевозможные потребности физических и юридических лиц. В настоящее время коммерческие банки способны оказать до 300 видов банковских услуг, и со временем данный показатель увеличивается.
Основным и наиболее действенным фактором успешного функционирования банковской системы выступает политика внедрения и развития инновационных финансовых продуктов и технологий. Под ними следует понимать инновационные технологии, функционирующие в финансовой и банковской сферах и катализирующие эффективное выполнение коммерческими банками своих функций. В рамках улучшения экономики страны в целом банковская сфера выступает в качестве основной базы построения системы финансирования процесса модернизации, поскольку она занимает наибольшую долю в финансировании инновация в основной капитал организации.
Изменение законодательной и нормативной базы, рост конкуренции на рынке банковских услуг, существенные региональные различия по составу клиентов и возможностям расширения бизнеса, повышение требований к обеспеченности и доступности телекоммуникационных систем – все это является мотивации для инновационной активности.
Процесс реализации инновационной деятельности коммерческих банков тесно связан с планированием и реализацией приоритетных направлений их деятельности, которые обусловлены характерными особенностями развития банковской системы [4]:
В процесс разработки и внедрения новых технологий в уже сложившийся механизм функционирования следует не забывать о возможности рисковых ситуаций. По мнению Аюпова Айдара Айратовича рискам, образующимся в процессе инновационной деятельности, присущи следующие особенности [1]:
Необходимость в модернизации коммерческих банков во многом обусловливается изменениями, происходящими на международной арене. По словам Х. Перконкевича: «Эти изменения происходят на нескольких уровнях: глобальном, региональном и национальном», поскольку международная банковская система все больше представляется как глобальный финансово-информационный комплекс.
По экономическому содержанию банковские инновации можно подразделить на два типа – технологические и продуктовые. К технологическим традиционно относят: «домашний» банк, банковские карты, электронное движение денежных средств и тп.; к продуктовым – новые банковские продукты, изменения условий их регулирования, новые услуги и операции [2].
Между внедряемыми технологиями и потребностями клиентов коммерческих банков можно выявить логическую взаимосвязь. Первостепенные предпочтения клиентов удовлетворяются за счет дополнительных услуг банка. Наглядным примером служит индивидуальное обслуживание клиентов (Private banking) или дистанционное банковское обслуживание вне расчетно-кассового центра. Удаленное управление банковскими счетами осуществляется за счет следующих услуг:
Эволюция банковского обслуживания в сторону дистанционной модели объясняется рядом особенностей, а именно изменение образа жизни общества, постоянная динамика социальной и экономической среды банковской сферы, автоматизация банковских операций в условиях жесткой конкуренции.
В настоящее время совершенной инновационной технологией можно считать беспроводную технологию NFC (NearFieldCommunication). Дословный перевод означает «связь с ближним полем». NFC - технология была разработана компаниями Philips и Sony в 2002 г. Она представляет собой комбинацию технологии бесконтактной идентификации и коммуникационных технологий. Эта технология обеспечивает удобную, надежную и защищенную передачу данных по радиоканалу на короткие расстояния между различными электронными устройствами [3].
Использование данной технологии станет большим прорывом в развитии дистанционного обслуживания клиентов. Например, NFC – совместимые мобильные телефоны можно будет использовать вместо пластиковой карточки для работы с банкоматом. Пользователь помещает телефон рядом с банкоматом, который идентифицирует личность владельца и считывает всю необходимую информацию прямо с мобильника. Это информация должна быть хорошо защищена. Информация включает номер банковского счета, допустимый лимит средств на счете и другие сведения. Как только пользователь вводит свой PIN-код, то мгновенно получает доступ к своим средствам в обычном режиме. Большое преимущество данной технологии в том, что NFC-мобильные способны хранить данные нескольких банковских карт. В свою очередь эксперты предрекают в 2014-2015 гг. новый технологический бум в развитии инновационных технологий в сфере банковского бизнеса. Так, глава правительства VMWare в России и СНГ Александр Василенко заявил о новом массовом тренде – виртуализации рабочих мест в банке.
На сегодняшний день многие крупные банки уже внедрили и активно используют виртуализации рабочих мест. Яркий пример – банк ВТБ24, который внедрил систему VDI для создания call-центра. В результате реализации данного проекта 80 специалистов банка были обеспечены виртуальными рабочими местами при минимуме затрат и значительного увеличения штата [3].
Так же с подобными предложениями выступили Виктор Достов, председатель ассоциации «Электронные деньги, Евгений Пустозёров, руководитель направления Центра финансовых решений РДТЕХ и др.
Разрабатывая проекты данного типа, коммерческие банки смогут идти в ногу с технологическим прогрессом, разрабатывать бизнес процесс, и осуществлять on-line-обслуживание, тем самым привлекать вкладчиков и получать неоспоримое преимущество перед конкурентами.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий