ГККП Политехнический колледж
библиотекарь
Исмагулова Мария Шагмановна, зав. библиотекой ГККП Политехнический колледж г.Астана
УДК 808.51:02
Меняющаяся концепция образования предполагает освоение нового содержание образования, овладение инновационными технологиями, внедрение таких методов воспитания и обучения, которые учитывали бы социальные и культурные изменения характерные для XXI века.
Перестройка системы образования обусловлена новыми целевыми ориентирами - «поворот» к личности и создание условий для ее развития.
Для эффективной деятельности в различных сферах будущим специалистам необходимо овладеть высокой речевой культурой.
Студентам учебных заведений технического и профессионального образования это особенно важно, так как преподавание специальных дисциплин, занимающее большую часть учебного времени, предполагает, прежде всего, работу с техническими текстами, нормативными документами, схемами, письменное оформление графических решений, защита курсовых и дипломных проектов.
Вопросы формирования навыков речевой культуры в Политехническом колледже г. Астаны (Республика Казахстан) актуальны и проходят по многим направлениям. Непосредственно развитием устной речи студенты занимаются на 1-2 курсах, где изучаются общеобразовательные дисциплины, где происходит развитие практических навыков общения и поведения, в том числе при изучении гуманитарных дисциплин «Русский язык и культура речи», «Деловое общение».
А.Н. Ксенофонтова рассматривая термин «культура речи» утверждает, что культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднительное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. [10]
С целью продвижения чтения средствами визуальной культуры и повышению культуры речи, сотрудники библиотеки разработали классный час и презентацию по подготовке к публичному выступлению «К выступлению готов!», где обозначены критерии успешного публичного выступления.
Студентам 1 курса предлагается экспромт-выступление по предложенным слайдам по специальности: «Необычные отели мира», «Престижные автомобили мира», «Безопасный Интернет» и по темам на выбор: «Речевое поведение сверстников», «Молодежный жаргон», «Художественное выступление» или на свободную тему, придерживаясь структуры выступления: вступление, основная часть, заключение, c применением факторов убедительности. После каждого сообщения подводятся предварительные итоги, все присутствующие высказывают свои пожелания и замечания. По общему мнению, неотъемлемые качества хороших ораторских манер - непринужденность, корректность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В финале выбирается лучший оратор, чья речь в полной мере соответствовала всем параметрам оценки.
На этапе подготовки речи главенствующая роль принадлежит логике, использование законов которой необходимо в процессе подбора и отбора фактического материала, разработки плана и композиции выступления, формулировки тезиса, обеспечения доказательности и аргументированности речи. [6]
Языковая культура оратора и техника речи обеспечат эффективность, доходчивость и выразительность выступления.
Так же оратору должны быть присуща высокая культура, это поможет оратору преодолеть возможные недостатки своего характера, развить необходимые свойства собственной личности, психологические качества, которые нужны для работы с аудиторией.
Наиболее удачные выступления становятся сюжетами учебных видеофильмов, которые используются на мероприятиях библиотеки по межличностному общению. В библиотеке ведется исследовательская работа по изучению особенностей общения подростков. В ходе мероприятий по культуре общения студенты проводят наблюдения, принимают участие в опросе по проблемам речевого поведения сверстников. Результаты исследования войдут в методическую разработку библиотеки на тему «Культура общения обучающихся колледжа и ее формирование».
Если проанализировать все этапы подготовки и проведения устного публичного выступления можно установить, что для успешного публичного выступления оратору необходимо привлекать данные различных наук, опираться на их категории и законы, пользоваться на практике методологическими правилами, применять широкий диапазон умений и навыков. [7]
Таким образом, одна из задач библиотеки пробудить интерес к книге, сформировать информационную культуру у подрастающего поколения, воспитать навыки творческого чтения у различных читательских групп.
Повышение уровня профессионально-творческой подготовки студентов, совершенствование форм привлечения молодежи к научным исследованиям одна из задач учебно-воспитательного процесса.
Важным направлением в формировании речевой культуры как фактора профессионального становления специалиста является применение риторических приемов и методов в учебной деятельности, в том числе, во внеклассной работе библиотеки по ораторскому мастерству. Полученные навыки используются при защите научных работ: рефератов, докладов. Определенным практическим результатом учебной деятельности можно считать защиту курсовых и дипломных проектов. Преподаватели получают возможность оценить плоды своих совместных усилий по развитию культуры речи будущих специалистов. Процесс формирования коммуникативной культуры находит отражение в совместной деятельности преподавателей разных дисциплин, в стремлении работать в команде единомышленников. Прослеживаются межпредметные связи, подкрепленные внеурочными мероприятиями библиотеки. В целях адаптации первокурсников к учебному процессу с сентября текущего года в библиотеке проведены: литературный вечер «Истоки нравственности родной земли. Саин Муратбеков: жизнь и творчество» в рамках поддержки Республиканской Акции «Одна страна - одна книга. Саин Муратбеков. Горький запах полыни» совместно с группой С-14-16б, куратор Грошева Евгения Юрьевна; турнир «Право быть равными» Ис-13-1б, куратор Камбарова Ж.Б.; лекторий «Восхождение по ступенькам права» П-13-30гб, куратор Мухтарова Торгай Есемжановна; 90 лет (1924) со дня рождения «Халык Каhарманы» Рахымжана Кошкарбаева и 90 лет (1924) со дня рождения выдающегося писателя, Лауреата Государственной премии СССР Абдижамила Керимулы Нурпеисова презентация, классный час из цикла «Время. События. Люди» Ис-14-2б, куратор Абдрахманова Жанна Есембековна; Урок русского языка в библиотеке. Лексические словари. Практическая работа со словарями. «Кітапханалық нұсқаушы: мыңдаған дана беттер. Библиогид: Тысяча мудрых страниц» в группах 1 курса совместно с преподавателем русского языка Павлович Ириной Иосифовной; подготовка к публичному выступлению «К выступлению готов!» ОГХ-14-2б, куратор Есмурзина Елукуль Ахметжановна; классный час «Безопасный Интернет» П-14-34б, куратор Бейсембаева Ляззат Кокенаевна; «Битва займется – меня там ищите…», к 120- летию (1894) со дня рождения писателя Беймбета Майлина классный час из цикла «Время. События. Люди» П-14-32гб, куратор Турганбаева Арманай Ураловна; марафон «1 декабря - День Президента» Ск-14-13б, Качанова Вера Григорьевна.
В читальном зале библиотеки традиционно проходят Отчеты по итогам производственно-технологической практики по одной из специальностей колледжа.
В текущем году заседание Круглого стола прошло с участием студентов специальности «Строительство зданий и сооружений». На заседание были приглашены представители социальных партнеров: ПСК «Клен», корпорации «Базис-А», холдинг BI Group Дивизион «МЖК». Защита проходила в форме устных выступлений студентов за мультимедийным цифровым подиумом с использованием компьютерной презентации.
Практиканты групп ССК-12-11Б (руководители практик - Елибаева З.Т., Качанова В.Г) проходившие практику в «АстанаТрансСтрой» и ПСК «Клен» на объектах «Арман кала», «Черемушки» отметили, что на местах прохождения практики были созданы необходимые условия: выделены помещение для отдыха, спецодежда, почасовая оплата труда, проведен инструктаж.
По итогам практики в «МЖК» студенты группы С-11-4гб (руководитель - Сейтжанова А.Г.) отметили наставничество и поддержку студентов на местах прохождения практик, а руководитель практики Елибаева З.Т. поблагодарила мастера участка Капышева К.Б., бригадира Джамалова Д.К., зам. бригадира Жанабекова О.Т. за теплое отношение к обучающимся.
Студенты наглядно продемонстрировали практическое владение технической документацией. Среди них, Асылбеков Айбат, которому был доверен сложный участок работы как контроль и приемка работ по дефектам строительства. Айбат отметил, что под качеством строительства, понимают совокупность функциональных, технологических, конструктивных и эстетических свойств вводимых в эксплуатацию объектов и наглядно проиллюстрировал свое выступление примерами допущенных дефектов строительства. Руководители практики, охарактеризовали Айбата, как ответственного и грамотного практиканта, который успешно справился с поставленной задачей и ему уже поступило предложение по трудоустройству.
Приглашенные представители организаций и предприятий баз практик, которые совместно с руководителями от предметно-цикловых комиссий колледжа подвели итоги работы студентов, вынесли оценку, высказали замечания и пожелания. Начальник участка ПСК «Клен», Вольский Александр Иосифович отметил в выступлениях студентов: владение профессиональной терминологией, теоретическое знание технологии организации строительного производства, освоение практических навыков, подтвержденные в представленных презентациях.
Заместитель директора по учебно-производственной работе Куликова Г. Р. подчеркнула, что «…в колледже создана материально-техническая база для освоения теоретических знаний. Производственная практика была организована в соответствии с графиком учебного процесса на основе договоров, заключенных между колледжем и работодателями. В ходе круглого стола мы убедились, что производственная практика студентов IV курса на ведущих предприятиях стройиндустрии г. Астаны закрепили теоретические и практические знания, полученные в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Круг задач, решаемых в ходе практики, охватывает вопросы, связанные с проектированием и строительством объектов, изучением стандартов и инструкций, современного программного обеспечения и многое другое. Ребята приобрели практические знания и умения будущей профессии, получили консультации от инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих. Заслушанные отчеты и презентации показали успешное прохождение практики».
Таким образом, существующая организация учебного процесса в колледже способствует приобретению необходимых знаний по специальностям и создает условия для непрерывного получения и накопления профессиональных умений и навыков, в том числе и опыта публичных выступлений.
В заключении, отметим, что проводимые мероприятия библиотеки совместно с кураторами групп, творчески работающими преподавателями способствуют становлению культуры личности будущего специалиста: его общей культуры, индивидуальности, способности, самовоспитания и постоянного самообразования.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий