Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:

Статья опубликована в №15 (ноябрь) 2014
Разделы: Библиотековедение
Размещена 28.11.2014. Последняя правка: 28.11.2014.
Просмотров - 3460

Сотрудничество библиотекаря и преподавателя в формировании навыков речевой культуры в учебной библиотеке колледжа

Шабанова Александра Степановна

ГККП Политехнический колледж

библиотекарь

Исмагулова Мария Шагмановна, зав. библиотекой ГККП Политехнический колледж г.Астана


Аннотация:
Формирование навыков речевой культуры в библиотеке колледжа. С целью повышения культуры речи, разработка внеклассных мероприятий по подготовке и проведению публичного выступления в библиотеке с применением средств визуальной культуры. Знакомство обучающихся колледжа с критериями успешного публичного выступления, применение риторических приемов и методов библиотеки по ораторскому мастерству. Процесс формирования коммуникативной культуры отражен в совместной деятельности библиотекаря и преподавателя.


Abstract:
Forming of skills of speech culture is in the library of college. With the purpose of increase of culture of speech, development of extracurricular events on preparation and realization of live performance in a library with the use of facilities of visual culture. Acquaintance of student college with the criteria of successful live performance, application of rhetorical receptions and library methods on oratorical mastery. The process of forming of communicative culture is reflected in joint activity of librarian and teacher.


Ключевые слова:
библиотековедение; оратор; ораторское мастерство; культура речи; навыки речевой культуры; деловое общение

Keywords:
library science; speaker; oratorical mastery; culture of speech; skills of speech culture; business communication


 УДК 808.51:02

Меняющаяся концепция образования предполагает освоение нового содержание образования, овладение инновационными технологиями, внедрение таких методов воспитания и обучения, которые учитывали бы социальные и культурные изменения характерные для XXI века.

Перестройка системы образования обусловлена новыми целевыми ориентирами - «поворот» к личности и создание условий для ее развития.

Для эффективной деятельности в различных сферах будущим специалистам необходимо овладеть высокой речевой культурой.

Студентам учебных заведений технического и профессионального образования это особенно важно, так как преподавание специальных дисциплин, занимающее большую часть учебного времени, предполагает, прежде всего, работу с техническими текстами, нормативными документами, схемами, письменное оформление графических решений, защита курсовых и дипломных проектов.

Вопросы формирования навыков речевой культуры в Политехническом колледже г. Астаны (Республика Казахстан) актуальны и проходят по многим направлениям. Непосредственно развитием устной речи  студенты занимаются на 1-2 курсах, где изучаются общеобразовательные дисциплины, где происходит развитие практических навыков общения и поведения, в том числе при изучении гуманитарных дисциплин «Русский язык и культура речи», «Деловое общение».

А.Н. Ксенофонтова рассматривая термин «культура речи» утверждает, что культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднительное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. [10]

С целью продвижения чтения средствами визуальной культуры и повышению культуры речи, сотрудники библиотеки разработали классный час  и презентацию по подготовке к публичному выступлению «К выступлению готов!», где обозначены  критерии успешного публичного выступления.

Студентам 1 курса предлагается экспромт-выступление по предложенным слайдам по специальности: «Необычные отели мира», «Престижные автомобили мира», «Безопасный Интернет» и по темам на выбор: «Речевое поведение сверстников», «Молодежный жаргон»,  «Художественное выступление» или на свободную тему, придерживаясь структуры выступления: вступление, основная часть, заключение, c применением факторов убедительности. После каждого сообщения подводятся предварительные итоги, все присутствующие высказывают свои пожелания и замечания.  По общему мнению, неотъемлемые качества хороших ораторских манер - непринужденность, корректность, воодушевление, уверенность и  дружеский тон.  В финале выбирается лучший оратор,  чья речь в полной мере соответствовала всем параметрам оценки.

На этапе подготовки речи главенствующая роль принадлежит логике, использование законов которой необходимо в процессе подбора и отбора фактического материала, разработки плана и композиции выступления, формулировки тезиса, обеспечения доказательности и аргументированности речи. [6]

Языковая культура оратора и техника речи обеспечат эффективность, доходчивость и выразительность выступления.

Так же оратору должны быть присуща высокая культура, это поможет оратору преодолеть возможные недостатки своего характера, развить необходимые свойства собственной личности, психологические качества, которые нужны для работы с аудиторией.

Наиболее удачные выступления становятся сюжетами учебных видеофильмов, которые используются на мероприятиях библиотеки по межличностному общению. В библиотеке ведется исследовательская работа по изучению особенностей общения подростков. В ходе мероприятий по культуре общения студенты проводят наблюдения, принимают участие в опросе по проблемам речевого поведения сверстников. Результаты исследования войдут в методическую разработку библиотеки на тему «Культура общения обучающихся колледжа и ее формирование».        

Если проанализировать все этапы подготовки и проведения устного публичного выступления можно установить, что для успешного публичного выступления оратору необходимо привлекать данные различных наук, опираться на их категории и законы, пользоваться на практике методологическими правилами, применять широкий диапазон умений и навыков. [7]

Таким образом, одна из задач библиотеки пробудить интерес к книге, сформировать информационную культуру у подрастающего поколения, воспитать навыки творческого чтения у различных читательских групп.

Повышение уровня профессионально-творческой подготовки студентов, совершенствование форм привлечения молодежи к научным исследованиям одна из задач учебно-воспитательного процесса.

Важным направлением в формировании речевой культуры как фактора профессионального становления специалиста является применение риторических приемов и методов в учебной деятельности, в том числе, во внеклассной работе библиотеки по ораторскому мастерству. Полученные навыки используются при защите научных работ: рефератов, докладов. Определенным практическим результатом учебной деятельности можно считать защиту курсовых и дипломных проектов. Преподаватели получают возможность оценить плоды своих совместных усилий по развитию культуры речи будущих специалистов. Процесс формирования коммуникативной культуры находит отражение в совместной деятельности преподавателей разных дисциплин, в стремлении работать в команде единомышленников. Прослеживаются межпредметные связи, подкрепленные внеурочными мероприятиями библиотеки. В целях адаптации первокурсников к учебному процессу с сентября текущего года в библиотеке проведены: литературный вечер  «Истоки нравственности родной земли. Саин Муратбеков: жизнь и творчество»  в рамках поддержки Республиканской Акции «Одна страна - одна книга. Саин Муратбеков. Горький запах полыни» совместно с группой С-14-16б, куратор Грошева Евгения Юрьевна; турнир «Право быть равными»  Ис-13-1б, куратор Камбарова Ж.Б.; лекторий «Восхождение по ступенькам права» П-13-30гб, куратор Мухтарова Торгай Есемжановна; 90 лет (1924) со дня рождения «Халык Каhарманы» Рахымжана Кошкарбаева  и 90 лет (1924) со дня рождения выдающегося писателя, Лауреата Государственной премии СССР Абдижамила Керимулы Нурпеисова презентация, классный час из цикла  «Время. События. Люди» Ис-14-2б, куратор Абдрахманова Жанна Есембековна; Урок русского языка в библиотеке. Лексические словари. Практическая работа со словарями.  «Кітапханалық нұсқаушы: мыңдаған дана беттер. Библиогид: Тысяча мудрых страниц» в группах 1 курса совместно с преподавателем русского языка Павлович Ириной Иосифовной; подготовка к публичному выступлению  «К выступлению готов!» ОГХ-14-2б, куратор Есмурзина Елукуль Ахметжановна; классный час «Безопасный Интернет» П-14-34б, куратор  Бейсембаева Ляззат Кокенаевна; «Битва займется – меня там ищите…», к 120- летию (1894) со дня рождения писателя Беймбета Майлина классный час из цикла «Время. События. Люди» П-14-32гб, куратор Турганбаева Арманай Ураловна;  марафон    «1 декабря - День Президента» Ск-14-13б, Качанова Вера Григорьевна.                                       

В читальном зале библиотеки традиционно проходят Отчеты по итогам производственно-технологической практики по одной из специальностей колледжа.

  В текущем году заседание Круглого стола  прошло с участием  студентов специальности «Строительство зданий и сооружений».  На заседание  были приглашены представители  социальных партнеров:  ПСК «Клен», корпорации «Базис-А», холдинг BI Group Дивизион «МЖК».  Защита  проходила в форме устных выступлений студентов за мультимедийным цифровым подиумом с использованием компьютерной презентации.

Практиканты    групп ССК-12-11Б (руководители практик - Елибаева З.Т., Качанова В.Г) проходившие практику в «АстанаТрансСтрой» и ПСК «Клен» на объектах «Арман кала», «Черемушки» отметили, что на местах прохождения практики были созданы необходимые условия: выделены помещение для отдыха, спецодежда, почасовая оплата труда, проведен инструктаж.

       По итогам практики  в «МЖК» студенты группы С-11-4гб (руководитель - Сейтжанова А.Г.) отметили наставничество и поддержку студентов на местах прохождения практик, а руководитель практики Елибаева З.Т.  поблагодарила мастера участка Капышева К.Б., бригадира Джамалова Д.К., зам. бригадира Жанабекова О.Т. за теплое отношение к обучающимся.

        Студенты наглядно продемонстрировали практическое владение технической документацией. Среди них, Асылбеков Айбат, которому был доверен сложный участок работы как  контроль  и приемка работ по дефектам строительства. Айбат отметил, что под качеством строительства, понимают совокупность функциональных, технологических, конструктивных и эстетических свойств вводимых в эксплуатацию объектов и наглядно проиллюстрировал свое выступление примерами допущенных дефектов строительства. Руководители практики, охарактеризовали Айбата, как ответственного и грамотного практиканта, который успешно справился с поставленной задачей и ему уже поступило предложение по трудоустройству.

Приглашенные  представители  организаций и предприятий баз практик, которые совместно с руководителями от предметно-цикловых комиссий колледжа  подвели итоги работы студентов, вынесли  оценку, высказали замечания и пожелания. Начальник участка ПСК «Клен», Вольский Александр Иосифович отметил в выступлениях студентов: владение профессиональной терминологией, теоретическое знание технологии организации строительного производства, освоение практических навыков, подтвержденные в представленных презентациях.

Заместитель директора по учебно-производственной работе Куликова Г. Р. подчеркнула, что «…в колледже создана материально-техническая база для освоения теоретических знаний. Производственная    практика  была организована   в соответствии с графиком учебного      процесса  на  основе  договоров, заключенных между колледжем и работодателями. В ходе круглого стола мы убедились, что производственная практика студентов IV курса  на ведущих предприятиях стройиндустрии г. Астаны закрепили теоретические и практические знания, полученные в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Круг задач, решаемых в ходе практики, охватывает вопросы, связанные с проектированием и строительством объектов, изучением стандартов и инструкций, современного программного обеспечения и многое другое. Ребята приобрели практические знания и умения  будущей профессии, получили консультации от инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих. Заслушанные отчеты и презентации показали успешное прохождение практики».   

Таким образом, существующая организация учебного процесса в колледже способствует приобретению необходимых знаний по специальностям и создает условия для непрерывного получения и накопления профессиональных умений и   навыков, в том числе и опыта публичных выступлений.

 В заключении, отметим, что проводимые мероприятия библиотеки совместно с кураторами групп, творчески работающими преподавателями способствуют становлению культуры личности будущего специалиста: его общей культуры, индивидуальности, способности, самовоспитания и постоянного самообразования.

Библиографический список:

1. Искусство ораторского мастерства - Конструктор Успеха - [Электронный ресурс] - Режим доступа: constructorus.ru/samorazvitie/oratorskoe-iskusstvo.htm (5 авг. 2014)
2. Ораторское мастерство - [Электронный ресурс] - Режим доступа: orator-nika.kz/ (8 окт. 2014)
3. Ораторское мастерство и публичное выступление для ... - [Электронный ресурс] - Режим доступа: bezrukova.kz/.../oratorskoe-masterstvo-i-publichnoe-vy-stuplenie-dlya-d. (14 окт. 2014)
4. Ораторское искусство - Википедия - [Электронный ресурс]- Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Ораторское_искусство (14 окт. 2014)
5. Психология и развитие личности - BProfi.kz - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.bprofi.kz/category/personality_development (14 окт. 2014)
6. Риторика и её роль в развитии гуманитарных наук: Лекция по риторике: материалы факультатива - kondraschischool.narod.ru/sss/lekzia.doc (14 окт 2014)
7. Рогачев С. А. «Ораторское искусство»: научное сообщение - http://revolution.allbest.ru/languages/00039814_0.html(14.окт 2014)
8. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2012 – 440 с.
9.Устинов Дмитрий: Ораторское мастерство | Психология ... [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.ustinow.ru (14 окт. 2014)
10. Якушева С. Д. Формирование речевой культуры личности педагога-мастера -[Электронный ресурс]- Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2981-2012-05-30-12-06-51(14.окт.2014)




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх