Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №15 (ноябрь) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 27.11.2014.
Просмотров - 4355

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МАГИСТРАНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Бопко Игорь Зиновиевич

кандидат педагогических наук

Мукачевский государственный университет

старший преподаватель кафедры английской филологии и методики преподавания иностранных языков

Аннотация:
В статье рассматриваются методы и подходы развития креативных способностей у магистрантов факультета иностранных языков. Особое внимание уделяется принципам тренинга для развития педагогической креативности преподавателей-лингвистов, обращается внимание на методы, которые преподаватель может использовать в данном контексте.


Abstract:
The article showcases methods and approaches of developing creative abilities of Master's degree students on the faculty of foreign languages. Particular attention is paid to the training principles for developing pedagogical creativity of the teachers, linguists; attention is also drawn to the methods that a teacher can use in this context.


Ключевые слова:
креативность; креативные способности; творчество; творческое мышление

Keywords:
creativity; creative abilities; сreativity; creative thinking


УДК 378.014

На современном этапе быстрого и динамичного развития общества государство нуждается в людях, которые способны принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики является воспитание одаренной и талантливой молодежи, ее творческое, интеллектуальное, духовное и физическое развитие.

Одной из решающих составляющих решения этого задания является развитие креативного мышления у студентов, ведь в современном обществе креативность является одним из важнейших факторов успешности человека, и в перечне требований к специалистам-претендентам на вакантные должности практически всегда отмечается умение творчески подходить к решению различного рода нестандартных ситуаций в профессиональной деятельности.

Именно творческое самосовершенствование в студенческий период обеспечивает стремительный рост уровня компетентности и мастерства личности, способствует актуализации творческого потенциала, необходимого в дальнейшей жизни для преодоления жизненных проблем, осуществления научных открытий и других достояний общественного и общечеловеческого значения.
Креативная личность является личностью самого высокого ранга, склонной к оригинальным поступкам, нестандартным решениям и отличается творческим отношением к жизни и профессиональной реализации.

Ученые убеждены, что развитие креативного потенциала в студенческой молодежи способствует формированию незаурядной личности, которая будет конкурентоспособной в профессиональной среде и способной к обеспечению перспективной динамики в общественном прогрессе [1].

Вопросам творчества, креативности в психологическом аспекте посвятили работы О.Волубаева, В.Моляко, М.Папуча, Я.Пономарев, М.Савчин, Е.Торренс, И.Фостер; педагогические проблемы развития творческой компетентности изучали Т.Базаров, А.Бермус, Н.Воитлева, О.Дубасенюк, В.Кан-Калек, Г.Мешко, М.Морайс, С.Сысоева, О.Тутолмин, А.Уоррен; отдельным аспектам индивидуально-творческого подхода посвящены работы Б.Ананьева, Ф.Гоноболина, В.Крутецкого, Н.Кузьминой, Н.Никандрова, А.Щербакова. Вопросы развития творчества при изучении иностранного языка изучали И.Бим, Р.Горбулина, И.Зимняя, С.Максимюк. Но данная проблема все еще остается недостаточно изученной.

Поэтому целью статьи является рассмотрение методов и подходов развития креативных способностей у магистрантов факультета иностранных языков.

Понятие «креативность» как психологический термин приобрело значение в начале 50-х годов ХХ-го столетия благодаря Дж.Гилфорду, который отождествил понятия креативности и творческого мышления. На сегодня существует большое количество определений креативности. Так, например, согласно концепции Д.Богоявленской, креативность является общей характеристикой личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности [2]. Но, на наш взгляд, более удачным является определение креативности как способности человека к генерированию новых и ценных достижений, которая как черта характера относится к личности человека, а не к характеристикам творческого продукта [9].

Развитие креативных способностей неразрывно связано с развитием творческих компетентностей, для овладения которыми необходима специально подготовленная и организованная деятельность. Но во время поиска и анализа научных исследований мы не нашли системных исследований по развитию креативных способностей в процессе изучения иностранных языков. А ведь именно во время обучения иностранному языку не только развиваются креативные способности будущих специалистов, не только идет процесс обучения и воспитания, но и у студентов формируется коммуникативная компетентность, развивается чувство уважения к культуре и традициям страны, язык которой изучается. И от того, насколько творческими будут занятия иностранным языком, зависит выполнение этой комплексной задачи, а значит и интерес студента к предмету, его успешность в жизни, ведь знание иностранного языка помогает в овладении многими профессиями и открывает широкие дальнейшие перспективы.

Развитие креативности личности, прежде всего, зависит от того, в какой среде она развивалась и насколько окружение способствовало развитию творчества, поддерживало и развивало индивидуальность [4]. Это процесс субъективный и довольно сложный, в то время как традиционная система образования представляет собой догматический тип обучения, продуктом которого, как правило, являются формальные знания.

Традиционная система обучения не всегда способна развить креативность, поскольку она основывается на механическом запоминании информации и накоплении фактов, вызывает угнетение креативных свойств личности. Поэтому эффективное развитие креативности возможно лишь в специально организованной среде, которая стимулирует развитие и использование творческого мышления студента [6].

Развитие креативности является сугубо индивидуальным для каждого студента. Считается, что задатки креативности присущи каждому человеку, но влияние среды, в которой он находится, учится, воспитывается, наличие множества запретов, социальные шаблоны могут вызывать блокирование творческих способностей. А это означает необходимость в положительном толчке для каждой личности с целью раскрытия и развития творческих способностей, необходимость в освобождении человека от психологических комплексов. Развивать творческое мышление означает формирование и совершенствование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения, классификации, планирования, абстрагирования. Молодой человек должен овладеть такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, скорость и вариативность. Большое значение имеет умение абстрагироваться от того, что уже известно и прежде имело положительный результат [10].

Формирование у студентов и магистрантов навыков креативного мышления заключается в целенаправленном взаимодействии, общем для педагога и студента процессе творчества в адекватных, специально организованных условиях с применением необходимых форм, методов и средств организации занятий [5]. Формы и методы организации занятия используются в комплексе и зависят от задач конкретного этапа формирования.

Для стимулирования развития креативных способностей следует применять различные методики и их комбинации. Это могут быть как общие методики психологического тренинга, так и специфические способы развития творчества преподавателя иностранного языка. Считается, что психологический тренинг формирует отношение к учебному предмету и педагогическому процессу как к средству самореализации, развития, создает благоприятную почву для проявления креативности. Среди основных принципов тренинга для развития педагогической креативности преподавателей-лингвистов, которые неразрывно связаны с общедидактический, можем выделить такие:
1) принцип создания мотивационной микросреды – участнику необходимы погружение в деятельность, увлечение этим процессом, позитивный настрой, мотивация достижения цели, умение поддержать соответствующую концентрацию внимания на деятельности;
2) принцип создания рефлексивной микросреды, который основывается на создании определенных условий: критического настроения, целевых установок для мотивации участника к действиям, организации действий по контролю и самоконтролю, оценки и самооценки, отношений кооперации во время совместного поиска основ для оценки результата и процесса творческой деятельности;
3) принцип организации поисково-эвристической микросреды, то есть создание в процессе тренинга специфической ситуации, которая обеспечивает у участников потребности в поиске выполнения профессиональных задач. Именно благодаря квалифицированному конструированию упражнений для тренинга креативности такая функция позволяет повысить значимость творческих решений;
4) принцип свободного выбора и безоценочных суждений предполагает понимание творчества как способности выразить свое особое неповторимое отношение к материалу, когда ведущий дает каждому участнику свободу выбора и возможность проявлять творческий подход к делу, а свобода выбора предполагает право на ошибку;
5) принцип учебных проблемных ситуаций – подтверждающий, что учебные проблемные ситуации способствуют формированию и закреплению креативных умений, вызывают потребность преодолевать трудности;
6) принцип чередования логической и эвристической деятельности – применяется для того, чтобы у участников тренинга не формировался стереотип выполнения однообразной работы по конкретным правилам [7].

Преподаватель иностранного языка при наличии соответствующих условий может обращаться к самым различным формам работы, которые могут помочь в развитии креативных возможностей и соответствующей настройке на творческое самосовершенствование самих студентов. Так, например, особенное значение сегодня приобретают: разработка компьютерных презентаций, создание видео роликов для реализации творческих задач, широкое использование наглядного материала, проведение занятий в форме круглого стола, применение метода проектов, метода создания проблемных ситуаций. Достаточно практичными и полезными методами, как для преподавателя, так и для будущего специалиста иностранного языка, могут быть: метод абсурда, заключающийся в том, что студентам специально предлагается не имеющее решения задание; метод ситуативного драматизации – заключается во введении определенных изменений в ходе работы; метод информационной перенасыщенности, основанный на сознательном включении лишних сведений в исходную условие задачи; метод внезапных запретов, содержание которого в запрете использования определенных средств на том или ином этапе работы; метод ролевой игры и т.п. [8].

Интересным, на наш взгляд, является личностно-креативный подход И. Кукуленко-Лукьянец, который обеспечивает значительно более высокую результативность учебно-познавательной деятельности учащихся, студентов на основе актуализации личностного творческого потенциала. Собственно, под ним автор понимает определенную совокупность концептуальных и методических средств развития и реализации творческого потенциала личности с целью нейтрализации психологических проблем субъекта, разблокировки его креативного потенциала, в результате чего происходит улучшение качества усвоения иностранного языка, повышение уровня речевой культуры и успешности его профессиональной подготовки в целом [3].

Так, например, на занятиях как средство активизации креативного потенциала субъекта можно использовать стихотворные переводы оригинальных произведений поэтов, которые автор называет "креативные стихотворные переводы". Личностную ориентацию такой вид работы приобретает тогда, когда перед студентами ставится задача сделать стихотворный перевод, воссоздав собственные внутренние переживания, вызванные произведением [3].

Указанные формы и методы работы требуют от преподавателя не только эрудиции, совершенного знания своего предмета, свободного владения коммуникативными навыками, но и методической и информационной сноровки; готовности к экспромтам и непредвиденным ситуациям на занятии; умения подавать новые идеи и направлять мнение студентов в нужное русло; импровизации; умения не только поддерживать аудиторию в постоянном напряжении, но и не забывать о моментах релаксации, проявления чувства юмора, способности педагога поддерживать интерес студентов к культуре народа, язык которого изучается.

Таким образом, обучение иностранному языку открывает широкие возможности для развития креативных способностей. Его стратегическим принципом является развитие творческих лингвистических способностей. В процессе обучения магистранты не только овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениям, но и создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта и будущего высококвалифицированного специалиста. Проявлениями креативности могут быть выполнение творческих заданий или тестов разного уровня сложности и участие в составлении методических указаний и пособий. Отдельное место принадлежит научной работе с талантливыми студентами по изучению творчества писателей и поэтов стран, язык которых изучается. Результатом этой работы является участие в международных конференциях, публикация научных работ.

И наоборот, стремление обеспечить развитие личностного, креативного потенциала студентов благодаря сочетанию креативных психотерапевтических техник и креативной лингвистики способствует эффективному усвоению ими иностранного языка, дает кумулятивный эффект для развития личности магистров.

Ну а педагогам следует помнить, что одной из основных составляющих успешного профессионального становления личности является творческому потенциалу, который необходимо не только развивать, но и поощрять и поддерживать студентов в процессе обучения в вузе.

Библиографический список:

1. Алимов А.Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения / А.Т.Алимов, И.Б.Савриева // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С.468-470.
2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. / Е.П.Ильин. – CПб.: Питер, 2009. – 443 с.
3. Кукуленко-Лук’янець І.В. Особистісно-креативний підхід у навчанні іноземної мови: навч.-метод. посіб. для студ. вищ. навч. закладів/ І.В.Кукуленко-Лук’янець. – Черкаси: Видавець Ю.А.Чабаненко, 2004. – 210 с.
4. Митченкова О.В. Развитие креативности студентов в воспитательном пространстве вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 / О.В.Митченкова. – Оренбург, 2010. – 22 с.
5. Нісімчук А.С. Сучасні педагогічні технології: навч. посіб. / А.С. Нісімчук, О.С.Падалка, О.Т.Шпак. – К.: Просвіта, 2000. – 368 с.
6. Освітні технології: навч.-метод. посіб. / О.М.Пєхота, А.З.Кіктенко, О.М.Любарська [та ін.] ; за ред. О.М.Пєхоти. – К.: А.С.К, 2002. – 255 с.
7. Остафійчук Т. Методологічні засади психологічного тренінгу педагогічної креативності викладачів-лінгвістів/ Т.Остафійчук// Вісник Академії управління МВС. – 2009. – №1. – С.128-137.
8. Пометун О. Інтерактивні технології навчання: теорія, практика, досвід / О.Пометун, Л.Пироженко. – К.: А.П.Н., 2002. – 136 с.
9. Швай Р. Творчість, креативність та інновація к важливі поняття сучасної педагогіки / Р.Швай // Вісник Львівського ун-ту. Серія: Педагогіка. – Львів, 2009. – Вип. 25 (Ч.2). – С.74-81.
10. Яремчук Н. Педагогічна творчість як складова професійно-педагогічної культури викладача вищої школи / Н.Яремчук / Вісник Львівського ун-ту. Серія: Педагогіка. – Львів, 2009. – Вип. 25 (Ч.1). – С.242-249.




Рецензии:

28.11.2014, 0:29 Горбатюк Роман Михайлович
Рецензия: Рекомендую статью к публикации

1.12.2014, 8:46 Пустовалова Наталья Ивановна
Рецензия: Статья является актуальной и носит практический характер. Автор статьи, анализируя различные источники и опираясь на собственный опыт работы, доказал, что одной из основных составляющих успешного профессионального становления личности является формирование у студентов и магистрантов навыков креативного мышления, которое заключается в целенаправленном взаимодействии, общем для педагога и студента процессе творчества в адекватных, специально организованных условиях с применением необходимых форм, методов и средств организации занятий. Рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх