-
Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне
научный сотрудник
УДК 303.643.22
Термин «керамология» происходит от греческих слов «ceramos» (глина) и «logos» (слово, знание, учение, наука) и буквально означает «знание о глине». Соответственно «украинская керамология» − наука, которая изучает украинское гончарство, керамику. В украинской литературе термин «украинская керамология» впервые появился в 1995 году в статье керамолога Олеся Пошивайла «Гончарство і Україна» [2, с.17], в которой автор призывает изучать собственную керамику, найденную на украинских этнических территориях [2, с.16]. В настоящее время термин «керамология» окончательно утвердился в украинской научной литературе.
Заинтерисованность керамологическими знаниями припадает на последнюю четверть XVIII века. Еще в 1786 году Афанасий Шафонский детально описал Черниговское наместничество, во втором томе которого размещена информация о гончарном цехе в Чернигове, его структуре, обычаях и основных цеховых знаках (знамя, сукно, цешка) [8, с.301]. Это первое письменное свидетельство керамологического характера, дошедшее до наших дней. Всплеск заинтересованности керамикой в Украине припадает на первую половину ХІХ века. Этому способствовало развитие археологической деятельности и, как результат, создание первых музеев с колекциями керамики (преимущественно найденной в процессе раскопок археологических памятников). В отдельную научную дисциплину украинская керамология начала формироваться относительно недавно − со средины 1980-х годов. Движущим фактором этого процесса стало создание в 1986 году в Опошне первого профильного керамологического музейного учреждения − Музея гончарства в Опошне (поручение Совета Министров УССР от 11.03.1986 года №41-КО-13547/53 и решение Полтавского облисполкома от 12.08.1986 года №320). На его базе через три года, согласно постановлению Совета Министров Украины от 03.11.1989 года №272, начал развиваться Государственный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне − всеукраинский центр исследования, сохранения и популяризации гончарного наследия Украины. 29 марта 2001 Президент Украины Леонид Кучма подписал Указ №220/2001 «О предоставлении Государственному музею-заповеднику украинского гончарства статуса национального».
На современном этапе развития керамологии крайне актуально систематизировать и анализировать наследие предшественников как основы последующего научного развития, заняться разработкой теоретических проблем науки, изучением условий становления и развития керамологии в Украине. Основой развития любой научной дисциплины есть формирование собственной исследовательской базы источников. Ученые-керамологи в своих исследованиях используют три основных источника: керамологические коллекции, письменные документы и аудиовизуальные материалы. Поскольку украинская керамология в отдельную научную дисциплину сформировалась на базе Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне, то в данном исследовании обозначу формирование основных научных источников в упомянутом музее.
Вскоре после создания Музей гончарства разработал и напечатал отдельной брошюрой научную концепцию своей деятельности, в которой были определены основные направления :
«− збирання кераміки та предметів побуту гончарів;
− формування національної скарбниці гончарних виробів;
− проведення комплексних наукових експедицій на території України та поза її межами з метою вивчення національного гончарного промислу, фіксації, опису місцевих ремесел, сучасних форм їх побутування;
− наукове дослідження історичних шляхів найдавніших часів до сьогодення в його зв’язках із гончарством інших народів та іншими видами народної творчості;
− вивчення особливостей розвитку та побутування гончарства серед локальних груп українців, що проживають за межами території Української РСР;
− формування книгозбірні з питань гончарства, складання бібліографічних покажчиків з питань функціонування гончарного промислу;
− формування національного архіву українського гончарства;
− укладання картотеки і словника гончарів України;
− укладання словника народної гончарської термінології;
− написання «Енциклопедії українського гончарства»;
− створення каталогу-довідника творів українських гончарів, які зберігаються в музеях та приватних зібраннях Союзу РСР та за кордоном;
− проведення симпозіумів гончарства, науково-практичних конференцій, семінарів, практикумів з проблем і питань гончарного промислу;
− видання щорічника наукових праць та щорічного збірника польових етнографічних матеріалів, іншої наукової та науково-популярної літератури про гончарство, путівників, буклетів, художніх листівок, брошур, плакатів, значків;
− видання ілюстрованих каталогів, альбомів з творів народного мистецтва;
− фільмування виробничих процесів, пов’язаних з гончарством, звичаями та обрядами гончарів;
− формування фото-, фоно-, кінонегатеки народної технології, побуту та виробів гончарів» [1, с.16-18].
Как видим, в созданной новой институции были определены как приоритетные керамологические исследования, так и основные направления формирования колоссальной источниковой базы для их развития. Вышеперечисленные аспекты научной деятельности более активно стали разрабатываться с 2000 года – времени основания Института керамологии − отделение Института народоведения НАН Украины.
Уже с первых лет деятельности Музей гончарства стал многофункциональным керамолого-музейным учреждением, в структуре которого действуют, дополняя друг друга, несколько подразделений, занимающихся формированием источниковой базы керамологии.
Самое большое богатство Музея гончарства − его фондовые коллекции, насчитывающие более 50 000 единиц хранения (коллекция глиняных изделий народных мастеров-гончаров и художников-керамистов насчитывает около 45 000 единиц хранения). Глиняный изделия, хранящиеся в фондах музея, представляют гончарство всех этнографических регионов Украины во всех его проявлениях от древнейших времен до наших дней (есть образцы целых форм и фрагментов керамики, датируемые VI−ІІІ тыс. до н.э.). Вся коллекция керамики разделена на отдельные секторы, которые формируются в соответствии с их направлениями: археологическая керамика, гончарство Правобережной Украины, гончарство Левобережной Украины, гончарство Полтавщины, гончарство Опошни (давнее: конец ХІХ века – 1940-е года; современное: 1950-е года – наши дни), произведения современных художников-керамистов. В основу формирования упомянутых собраний положено несколько ключевых принципов: хронологический, функциональный, географический. На территории Музея гончарства постоянно функционируют уникальные керамологические экспозиции: Национальная галерея монументальной и садово-парковой глиняной скульптуры под открытым небом и Галерея символических панно ведущих художников-керамистов и гончаров Украины, в которых представлены работы как украинских, так и зарубежных мастеров. Поскольку анализ самого фонда керамики Музея гончарства, как и других музейных керамологических источников, слишком объёмный, то это станет материалом для последующего отдельного исследования.
Большой группой керамологических источников есть письменные материалы, в которых зафиксированы разнообразные сведения о гончарстве во всех его проявлениях, а также исследования развития гончарного ремесла специалистами разных направлений. Эти источники делятся на две большие группы: печатные материалы и рукописные. С целью формирования обеих групп в Музее гончарства было создано два структурных подразделения – библиотеку и архив. В 1987 году основано специализированную библиотеку по проблемам гончарства Украины и других стран − научно-исследовательский информационный центр, фонд которого составляет около 100 000 экземпляров. Ныне Гончарная Библиотека Украины владеет самым большим собранием литературы по проблемам украинского и мирового гончарства в Украине. В ней хранится редкая литература, касающаяся проблем керамологии, истории, археологии, искусства, музееведения, традиционных ремёсел и промыслов. Представлены в библиотеке также издания по вопросам философии, религии, литературоведения, публицистики, произведения классиков украинской и мировой литературы, мемуарные, периодические издания (газеты и журналы), прежде всего «гончарные», из многих стран Европы и Северной Америки. В фондах библиотеки собрано более 1 000 томов справочной литературы.
В 1992 году с целью популяризации керамологических знаний и аккумуляции их в отдельные специализированные печатные издания в структуре Музея гончарства основано новый отдел − издательство «Украинское Народоведение». Это научное издательство, полностью ориентированное на развитие национальных духовных ценностей, народного искусства, в частности гончарства как уникального феномена этнической культуры. В настоящее время это единственное научное издательство, расположенное в сельской местности. Однако, несмотря на это, объем материалов по проблемам народного гончарства, опубликованных издательством за период его деятельности, превзошел все, что было напечатано по вопросам керамологии в течение XIX-XX веков. Работы издательства неоднократно отмечались наградами престижных отечественных конкурсов книги и книгоиздателей. Первым его серьёзным научным достижением стало издание Национального культурологического ежегодника «Українське Гончарство», первая книга которого вышла в 1993 году. До конца ХХ столетия в свет вышло еще четыре книги издания [4-7]. Этот сборник стал заметным событием в популяризации керамологических материалов. Его ценность в том, что в нем впервые комплексно печатались материалы различных авторов, в которых поднимались вопросы формирования и сохранения керамологических коллекций в музейных собраниях Украины, освещались события, связанные с открытием музеев гончарства в Украине, печатали материалы этнографических экспедиций по гончарных центрах Украины, которые иллюстрировали состояние исследования гончарства в Украине и за рубежом. В целом же, по мнению керамолога Олеся Пошивайло «Українське Гончарство» было основным масс-медийным проводником идеи организованного структурирования отечественной керамологии [3, с.225].
В 1993 году в Музее гончарства был создан Национальный архив украинского гончарства, хотя материалы для его фонда собирались с первых лет деятельности Музея гончарства. В фондах архива хранятся кино-, фоно- и видеозаписи, фотографии, слайды, сделанные во время знаменательных событий в жизни Музея гончарства (выставки, конкурсы, симпозиумы, конференции), а также бумажные материалы, привезенные из керамологических экспедиций, диссертации известных исследователей гончарства, личные фонды украинских ученых, художников, краеведов, связанных с изучением и популяризацией гончарства, изготовлением гончарных изделий. Все архивные материалы систематизированы по отдельным направлениям, формируется электронный банк данных. В настоящее время в фондах Национального архива украинского гончарства находится более 25 000 единиц хранения.
В архиве сформирована наибольшая в Украине коллекция фильмов на темы гончарства, как украинского, так и США, Японии, Англии. Съёмкой и монтажом материалов занимается созданная одновременно с архивом Аудиовизуальная студия украинского гончарства «Відродження». Ее сотрудники специализируются на поиске, сборе и сохранении аудиовизуальных материалов по истории украинского гончарства, особенностям гончарного производства, формам и орнаментике глиняных изделий, специфике инструментов гончаров, о традиционном и современном быте мастеров, занимаются фотографированием и видеосъёмкой производственных процессов, связанных с гончарством, обычаев и обрядов гончаров, особенностей традиционного быта. Ныне ни один этнографический или художественный музей Украины не занимается созданием профильных для него фильмов (сюжетов) и не имеет в своей структуре подразделений по сохранению аудиовизуальных источников. Создание и деятельность в небольшом провинциальном посёлке аудиовизуальной студии, самостоятельно занимающейся съемкой видеосюжетов и созданием художественных фильмов, − явление уникальное не только для Полтавщины, но и, в целом, для Украины. За годы существования студии снято и архивировано около 4 тысяч видеосюжетов по проблематике украинского гончарства.
Итак, как видим, благодаря широкомасштабной деятельности Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне, стало возможным создание широкой уникальной исследовательской керамологической источниковой базы. Относительно небольшой период деятельности музея (14 лет) сделал возможным создание новой академической керамологической институции − Института керамологии − отделение Института народоведения НАН Украины, которая специализируется на изучении гончарства и утверждении украинской керамологии как полноправной науки.
Рецензии:
14.01.2015, 10:59 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Рецензия на статью Лыковой Оксаны Григорьевны
научного сотрудника
национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне
Формирование керамологических источников в Национальном музее-заповеднике украинского гончарства в Опошне
для научного журнала
«SCI-ARTICLE.RU»
Данная статья посвящена истории формирования национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне. Работа носит обзорный характер, однако достаточно интересна. Автор смогла аргументировать необходимость керамологического изучения истории и сделала детальный анализ, как это происходит на Украине.
Обращение к этническим корням и специфике керамических изделий на разных территориях даёт возможность историкам изучать взаимовлияние соседних племён друг на друга. Кроме того историки-этнографы, судя по данным приведённым в статье получают в своё распоряжение богатый материал для исследований. С этих позиций публикация данной статьи полностью оправдана.
Содержание работы соответствует заявленной теме и полностью раскрывает её.
Вместе с тем в работе имеются некоторые недостатки, которые оказывают влияние на восприятие:
1. много грамматических ошибок;
2. непонятно с литературой автор в тексте приводит одно название книги, а в библиографическом списке другое (О. Пошивайло);
3. «До конца ХХ столетия напечатано четыре книги издания [].» Что это такое?
После внесения исправлений работу можно публиковать.
Доцент, кандидат
исторических наук
УО «Гродненский государственный
медицинский университет» Гресь С.М.
15.01.2015, 21:53 Гресь Сергей Михайлович Отзыв: Добрый вечер Оксана Григорьевна. Позиция 2 в библиографическом списке не соответствует названию в тексте. Возможно я не правильно перевёл. |