нет
Национальный Исследовательский Университет "Высшая Школа Экономики" - Санкт-Петербург
студент третьего курса Департамента прикладной политологии
Горный Михаил Бениаминович, канд. физико-математических наук, доцент кафедры прикладной политологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)
УДК: 323.2
Определение российского режима как авторитарного или демократического является достаточно сложной процедурой. Например, если мы основываемся на шумпетеровском понимании демократии как режима, где элиты меняются в результате работы института выборов [16, C. 213], то мы неизменно сталкиваемся с проблемой интерпретации результатов электоральных циклов последних 14 лет, когда выборы на всех уровнях не исполняли своей главной функции, напротив позволяя инкумбентам укреплять свои властные позиции. С другой стороны, если рассматривать демократию как систему, действующую по формуле «правление большинства + права меньшинства + регулярные выборы» (иными словами, когда мы говорим о полиархии [17, P. 112]), то с формальной точки зрения российский политический режим вполне этим требованиям удовлетворяет. Но стоит ли брать за образец эти, несомненно, важные и даже базовые, но устаревшие концепты, когда речь идёт о современных электоральных технологиях, позволяющих создавать фасад одного режима для прикрытия действующего механизма другого? Говоря о том, что Россия соответствует признакам классической либеральной демократии, не стоит упускать из виду сложившуюся «вертикаль власти», которая никак не соотносится с механизмами демократического администрирования и управления, фальсификационные (и по-сути исключающие) электоральные механизмы, которые направлены скорее на удаление нежелательных акторов с политической арены, чем на равное и честное соревнование, экономическую и политическую зависимость региональных элит от Центра, давление исполнительной ветви власти на законодательную и судебную и многие другие «провалы», которые никак не могут ассоциироваться с «правительством народа, управляемым народом и для народа». С другой стороны, не следует обвинять российскую политическую систему в советском ревизионизме и жёстком, подавляющем любую общественную активность, авторитаризме. Существование относительного плюрализма при принятии политических решений и формировании повестки дня и проведение выборов на всех уровнях властного механизма (примером тому служит возвращение прямых выборов губернаторов в 2012 году), не позволяет записать Россию в разряд чистых автократий.
На наш взгляд, Россия как государство, находящееся в процессе политического транзита, переживает этап оформления гибридного режима, то есть, режима, объединяющего в себе признаки и институты демократии и автократии. Мы попробуем доказать, что это государство находится в особом пространстве, называемом в научной литературе «серой зоной» [19, P. 1]. В этой работе мы сконцентрируем своё внимание на важнейшем для либеральной демократии институте – институте выборов, и постараемся понять, какую роль он выполняет в российской политической реальности. Для этого мы проанализируем 3 электоральных цикла: 2000-2004, 2004-2008 и 2008-2012.
Конституционные процедуры в первый президентский срок Владимира Путина (2000-2004)
Как известно, одним из важнейших факторов, которые влияют на принятие решений в демократии, является распределение мест в Парламенте страны среди конкурирующих друг с другом политических партий. С целью узнать, действительно ли российская Государственная Дума является реально функционирующим демократическим институтом, мы обратимся к формуле Г. Голосова [18, P. 117] по расчёту эффективного числа партий (ENP), то есть числа партий, которые реально могут участвовать в формировании политической повестки дня. Формула Г. Голосова выглядит следующим образом:`sum_(i=1)^n (p*i)/(p*i+p1^2-p*i^2)`
, где pi – результат любой партии, а p1 – наибольший результат, полученный по итогам голосования на выборах.
Выборы в государственную Думу четвёртого созыва ознаменовались победой партии «Единая Россия», которая впервые в Новейшей политической истории России смогла сформировать парламентское большинство. Помимо 120 мест в Думе, полученных в результате победы на выборах, она смогла получить дополнительно 103 места в одномандатных округах, что привело к получению партией в совокупности 223 мест [1]. В общей сложности, барьер в 5% прошли четыре списка: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и Блок «Родина».
Таблица 1. Результаты и распределение мандатов в Государственной Думе после выборов 2003 года [1]
Место |
Партии |
Процент |
Количество мест |
1. |
Единство и Отечество – «Единая Россия» |
37,57 |
223 |
2. |
КПРФ |
12,61 |
52 |
3. |
ЛДПР |
11,45 |
36 |
4. |
Блок «Родина» |
9,02 |
37 |
По формуле Г. Голосова получаем:
N = 0, 3757 0, 1261
0, 3757 + 0, 37572– 0, 37572 + 0,1261 + 0, 37572– 0,12612 +
0,1145 0,0902
0,1145 + 0, 37572– 0,11452 + 0,0902+ 0, 37572– 0,09022 = 2,37
Итак, эффективное число партий Государственной Думы четвёртого созыва равняется 2,37. Это означает, что на изменение политического курса могут полноценно влиять 2 партии. Необходимо отметить, что данные выборы могут считаться частично конкурентными или плюралистичными, поскольку «оппозиция хоть и не обладала силой для ведения реальной борьбы за власть, но была легитимизирована в глазах граждан и имела доступ к определенным инструментам политической инфраструктуры [12, C. 16]. Тем не менее, необходимо отметить тот факт, что «В 2003 году результат партии-победителя превосходит сумму голосов, отданных за все три партии, прошедшие вместе с ней в парламент, а результат каждой из этих партий он превосходит в 3—4 раза» [12, C. 17]. Это может означать, что процедура выборов была нечестной, было нарушено множество правил, касающихся агитации за голосование за оппозиционные партии (в частности, международные наблюдатели, такие как ОБСЕ, отметили чрезмерную агитацию в пользу Единства и Отечества через каналы СМИ в ущерб агитации за другие политические партии [7]).
Рассмотрим президентские выборы 2000 и 2004 годов. На выборы 2000 года было зарегистрировано 12 кандидатов, мы рассмотрим результаты первой пятёрки: В.В. Путина, Г.А. Зюганова, Г.А. Явлинского, А.Г. Тулеева и В.В. Жириновского. Эти выборы можно назвать плюралистическими, поскольку разрыв между лидерами составляет более 15 процентов. «Это произвольно выбранное значение, свидетельствующее о соизмеримости ресурсов основных конкурентов, а значит — и о наличии гипотетической возможности перехода власти по результатам выборов» [12, C. 16]. Тем не менее, оппозиция на этих выборах получила в совокупности 44,2%. голосов, а кандидат № 2 (Зюганов) получил поддержку почти 30 проц. избирателей [12, C. 16]. Несмотря на то, что практически исключается вероятность получения непредвиденных результатов голосования, оппозиция по-прежнему является серьёзным актором на политической арене и обладает такими инструментами, как СМИ, партийная инфраструктура и свобода агитации для консолидации своих сторонников [12, C. 17].
Таблица 2. Результаты Президентских выборов 2000 года [5].
Место |
Кандидат |
Партия |
Процент голосов |
1. |
В.В. Путин |
Самовыдвиженец |
52,94 |
2. |
Г.А. Зюганов |
КПРФ |
29,21 |
3. |
Г.А. Явлинский |
Яблоко |
5,80 |
4. |
А.Г. Тулеев |
Самовыдвиженец |
2,95 |
5. |
В.В. Жириновский |
ЛДПР |
2,70 |
6. |
Остальные |
--- |
3,58 |
Обратимся к выборам Президента РФ 2004 года. В этих выборах принимали участие 6 кандидатов, фактически ни один из представленных кандидатов от оппозиции не представлял реальную угрозу кандидату от действующей власти. Совершенно ясно, что эти выборы нельзя назвать конкурентными, поскольку в этом случае, в отличие от предыдущих выборов, оппозиция не обладала возможностью консолидировать своих сторонников, реальная борьба за власть отсутствовала, что проявилось в результатах: в совокупности оппозиционные кандидаты набрали менее 30 процентов голосов. Именно поэтому мы характеризуем эту электоральную гонку как неконкурентную.
Таблица 3. Результаты Президентских выборов 2004 года [2].
Место |
Кандидат |
Партия |
Процент голосов |
1. |
В.В. Путин |
Самовыдвиженец |
71,31 |
2. |
Н.М. Харитонов |
КПРФ |
13,69 |
3. |
С.Ю. Глазьев |
Самовыдвиженец |
4,10 |
4. |
И.М. Хакамада |
Самовыдвиженец |
3,84 |
5. |
О.А. Малышкин |
ЛДПР |
2,02 |
6. |
С.М. Миронов |
Российская партия жизни |
0,75 |
Конституционные процедуры во второй президентский срок Владимира Путина (2004-2008)
Выборы в Государственную Думу пятого созыва привели к победе «Единой России» и получению ей квалифицированного большинства, партия власти получила 315 мест. Это означает, что де-факто она получила возможность единолично принимать решения в российском Парламенте. В отличие от предыдущих выборов, в 2007 году они проходили по пропорциональной избирательной системе. В результате установления семипроцентного барьера и отмены избирательных блоков, в Государственную Думу смогли пройти лишь 4 партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Остальные 7 партий, участвовавших в выборах (Аграрная Партия России, «Яблоко», Гражданская сила, Союз Правых Сил, Патриоты России, Партия Социальной Справедливости и Демократическая Партия России) этот порог не прошли. При этом только 15 партий могли участвовать в выборах на основании ФЗ «О политических партиях».
Таблица 4. Результаты и распределение мандатов в Государственной Думе после выборов 2007 года [9]
Место |
Партии |
Процент |
Количество мест |
1. |
Единая Россия |
64,30 |
315 |
2. |
КПРФ |
11,57 |
57 |
3. |
ЛДПР |
8,14 |
40 |
4. |
Справедливая Россия |
7,74 |
38 |
По формуле Г. Голосова получаем:
N = 0, 643 0, 1157
0, 643 + 0, 6432– 0, 6432 + 0,1157 + 0, 6432– 0,11572 +
0,0814 0,0774
0,0814 + 0, 6432– 0,08142 + 0,0774+ 0, 6432– 0,07742 = 1,54
Итак, эффективное число партий в Государственной Думе пятого созыва составляло 1,54. Этот показатель намного ниже, чем показатель после выборов 2003 года. Наблюдается ситуация, при которой отрыв лидера гонки от своего ближайшего преследователя в разы превосходит сумму результатов, полученных кандидатами, свидетельствует о том, что реальной силой в сфере принятия политических решений обладает лишь одна партия (ЕР), в то время как остальные партии, прошедшие в Парламент либо ограничены в своём влиянии на политический курс, либо вовсе его не имеют.
Перейдём к президентским выборам 2008 года. На эти выборы было зарегистрировано 4 кандидата: Д.А. Медведев, Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский и А.В. Богданов. Как и выборы Президента 2004 года, эти выборы являются неконкурентными, поскольку отрыв лидирующего кандидата, поддерживаемого партией власти, а также партиями, подконтрольными «Единой России» превышает совокупность голосов, отданных за оппозиционных кандидатов, в несколько раз. Реальная конкуренция отсутствует. Важным фактом является то, что Ценризбирком ограничил количество и время пребывания международных наблюдателей на территории России на период выборов [13], что ещё раз подчёркивает нечестность и подконтрольность выборного процесса. Среди нарушений снова фигурируют диспропорции, связанные с доступом кандидатов к инструментам агитации.
Таблица 5. Результаты Президентских выборов 2008 года [13].
Место |
Кандидат |
Партия |
Процент голосов |
1. |
Д.А. Медведев |
Беспартийный (выдвинут «Единой Россией», поддержан «Справедливой Россией», «Гражданской силой», Аграрной Партией, «Зелёными» и «Патриотами России» [3]) |
70,28 |
2. |
Г.А. Зюганов |
КПРФ |
17,72 |
3. |
В.В. Жириновский |
ЛДПР |
9,35 |
4. |
А.В. Богданов |
Самовыдвиженец (поддержан Демократической Россией [3]) |
1,30 |
Конституционные процедуры в период президентского срока Дмитрия Медведева (2008-2012)
Выборы в Государственную Думу шестого созыва ознаменовались относительным провалом «Единой России», которая не смогла набрать половины голосов. Особенно важным является факт успеха как системной, так и внесистемной оппозиции, которая, в отличие от выборов 2007 в совокупности смогла собрать более 40 процентов голосов. «Единой России» удалось получить лишь 238 мест, потеряв 77 мест по сравнению с прошлыми выборами. На выборы было зарегистрировано 7 партий: Справедливая Россия, Либерально-Демократическая Партия России, «Патриоты России», «Правое Дело», Коммунистическая Партия Российской Федерации, «Единая Россия», «Яблоко». Семипроцентный барьер преодолели: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».
Таблица 6. Результаты и распределение мандатов в Государственной Думе после выборов 2011 года [14].
Место |
Партии |
Процент |
Количество мест |
1. |
Единая Россия |
49,32 |
238 |
2. |
КПРФ |
19,19 |
92 |
3. |
Справедливая Россия |
13,24 |
64 |
4. |
ЛДПР |
11,67 |
56 |
По формуле Г. Голосова получаем:
N = 0, 4932 0, 1919
0, 4932 + 0, 49322– 0, 49322 + 0,1919 + 0, 49322– 0,19192 +
0,1324 0,1167
0,1324 + 0, 49322– 0,13242 + 0,1167+ 0, 49322– 0,11672 = 2,23
Итак, эффективное число партий в Государственной Думе шестого созыва составило 2,23. По сравнению с аналогичным показателем за 2007 год, это число выше. Более того, оно практически равно эффективному числу партий в 2003 году. Несмотря на большое количество злоупотреблений, и нарушений во время выборного процесса, партия власти не смогла достичь результата в 50%. Отрыв «Единой России» от ближайшего преследователя - КПРФ превышает 30%, тем не менее, в совокупности результаты второго, третьего и четвёртого мест практически равны итоговому числу голосов, отданных за кандидата от действующей власти (44,1%). Это даёт им возможность оказывать большее влияние на действующий политический курс, чем в Государственной Думе пятого созыва. И всё же, большое количество фальсификаций и нарушений, отмеченных как международными наблюдателями, так и наблюдателями от оппозиции, а также большой разрыв между лидерами гонки позволяют считать эти выборы неконкурентными.
Теперь рассмотрим президентские выборы 2012 года. На выборах было зарегистрировано 5 кандидатов: В.В. Путин, Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский, М.Д. Прохоров, С.М. Миронов. Несмотря на то, что по сравнению с выборами 2004 и 2008 годов кандидат от власти набрал меньше голосов, эти выборы также являются неконкурентными. Отрыв лидирующего кандидата, как и по результатам двух вышеперечисленных выборов, превышает совокупность голосов, отданных за оппозиционных кандидатов. Успехи оппозиции на выборах в Государственную Думу и расширение общественного движения, требующего у власти подотчётности и честности процедуры выборов, отразилось в относительном успехе системной оппозиции и нового политического игрока – самовыдвиженца Михаила Прохорова. Тем не менее, статус-кво практически не изменился: реальная конкуренция отсутствует, электоральный процесс находится под контролем властных элит, использующих фальсификационные и манипулятивные механизмы для достижения необходимого результата, доступ оппозиции к инструментам агитации и консолидации сторонников ограничен.
Таблица 7. Результаты Президентских выборов 2012 года [8].
Место |
Кандидат |
Партия |
Процент голосов |
1. |
В.В. Путин |
Беспартийный (выдвинут «Единой Россией» [6]) |
63,60 |
2. |
Г.А. Зюганов |
КПРФ |
17,18 |
3. |
М.Д. Прохоров |
Самовыдвиженец |
7,98 |
4. |
В.В. Жириновский |
ЛДПР |
1,30 |
5. |
С.М. Миронов |
«Справедливая Россия» |
3,85 |
Электоральный цикл 2008-2012 годов можно назвать периодом испытаний для режима электорального авторитаризма в России. Экономический кризис, начавшийся практически сразу с приходом Дмитрия Медведева, который не обладал той же поддержкой элит и общества, которую имел предыдущий лидер, на пост Президента, привел к краху системы удержания граждан от участия во власти при помощи «покупки» их лояльности и поддержания легитимности режима при помощи распределения экономических благ. Вторым фактором, который создал реальную угрозу монополизму «Единой России», стало появление и консолидация сильных политических игроков – оппозиционных партий и движений, которые составили конкуренцию партии власти на Парламентских выборах. Кампания, развёрнутая партией власти в преддверии выборов оказалась недостаточно эффективной для привлечения «прогрессивной общественности», в отличие от оригинальной кампании оппозиции, которая использовала новейшие технологии агитации через сеть Интернет. Несмотря на то, что после провала 4 декабря 2011 года, власть приняла комплексные меры по противодействию оппозиции и сохранению статус-кво (что, как показали Президентские выборы 2012 года, ей удалось), дискредитация властных элит, изменение сознания части избирателей и сохранение у оппозиции протестного потенциала могут стать плацдармом для процесса окончательного слома российского электорального авторитаризма.
Выводы
Проведённый анализ трёх электоральных циклов доказал существование тенденции к транзиту российского режима в сторону авторитаризма:
Однако, несмотря на то, что все вышеперечисленные признаки характеризуют Россию как автократию, следует признать, что российская политическое система не является авторитарной в чистом виде по следующим причинам:
Рецензии:
1.12.2014, 20:24 Поляков Евгений Михайлович
Рецензия: Статья написана живым, грамотным языком на очень интересную тематику. рекомендую к печати с незначительной доработкой. Во-первых, в списке литературы работа Голосова под 18 номером, а когда она упоминается в тексте впервые, указан 17 (работа Даля). Во-вторых, указанный вывод об отсутствии доступа оппозиции к СМИ не вытекает из самой работы, посвященной другой проблеме - если так можно выразится, эффективности голосования (особенно за оппозицию) на парламентских и президентских выборах.