Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №16 (декабрь) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 02.12.2014.
Просмотров - 5447

Проблема успешного выхода на рынок труда: ожидания и решения студентов вузов

Зороастрова Ирина Владимировна

НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

ст.преподаватель

Еремина Анастасия Витальевна, НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, преподаватель кафедры экономической теории и эконометрики


Аннотация:
В статье описаны основные проблемы, сопутствующие выходу молодых специалистов на рынок труда, определены ключевые подходы к их решению за счет вариативности набора личных качеств и компетенций, востребованных работодателями. Эмпирическую базу исследования формируют результаты анкетных опросов выпускников и студентов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород различных направлений обучения.


Abstract:
The article is devoted to problems, connected with the process of entrance of university graduates into the labour market. We put our research agenda on exploring key approaches to eliminating potential difficulties by varying personal characteristics and soft-skills of job-seekers. Data set for the research includes the results of questionnaire surveys of students and graduates of National Research University - Higher School of Economics.


Ключевые слова:
трудоустройство выпускников вузов; выход на рынок труда; проблемы трудоустройства; карьера

Keywords:
employment assistance of the university graduates; entry to the labor market; job placement problems; career


УДК 331.5 + 378.4

Международные исследования показали, что одной из наиболее острых проблем рынка труда молодых специалистов, в том числе выпускников университетов, в настоящее время является дисбаланс между ожиданиями работодателей и компетенциями, полученными вчерашними студентами. Так, около 40% работодателей из разных стран заявили о недостаточности навыков выпускников, необходимых для заполнения вакансий начального уровня, рассчитанных на молодых специалистов без существенного опыта работы [1; С.16]. В результате компании испытывают трудности в подборе кадров, а выпускники – в поиске перспективной работы, соответствующей полученной специальности и уровню образования. Зачастую корень проблемы следует искать даже не в качестве профессиональной подготовки, поскольку требования современного рынка труда не ограничиваются профессиональными навыками, квалификацией и образованием работников. Развитие информационно общества, быстро изменяющиеся условия экономической деятельности предопределяют изменение критериев эффективного найма. Помимо владения профессией, в XXI веке работнику необходимы определенный набор навыков обработки информации, а также различные поведенческие навыки, позволяющие успешно взаимодействовать с другими людьми и адаптироваться к изменениям среды [2]. Российские компании, принимающие на работу  выпускников вузов, как правило, несут дополнительные финансовые затраты, связанные с дообучением молодых специалистов, обеспечивающим осуществление интеграции вновь пришедших в корпоративную среду. При этом работодатели достаточно высоко оценивают базовые профессиональные навыки новых работников, но менее удовлетворены личностными компетенциями, необходимыми для эффективного решения производственных задач [3]. К числу таких компетенций (softskills) относятся, например: умение переучиваться, осваивать новые знания, умение работать в коллективе и организовывать работу других, лидерские качества, ориентация на результат, творческий подход к делу и т.п. Причины недостаточного соответствия выпускников реальным требованиям рынка труда, в данном случае, следует искать как в отсутствии необходимого личного опыта взаимодействия с работодателями (в том числе опыта работы), так и в низком уровне информационного обмена между рынком труда и рынком образования.   

Большинство современных студентов, совершающих осознанный выбор учебного заведения и типа образования, ответственно относятся к вопросам построения будущей карьеры. Еще до окончания вуза они стремятся приобрести необходимый опыт и знания, сформировать востребованные рынком личностные качества, расширить круг профессиональных компетенций за счет обучения на  программах и курсах.

Предлагаемое исследование фокусируется на анализе подобных превентивных мер, формирующих стратегии успешного выхода на рынок труда выпускников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Нижнем Новгороде (НИУ ВШЭ – Нижний Новгород). Материалами послужили проведенные авторами опросы выпускников и студентов различных направлений обучения, а также данные Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.

Получить представление об основных особенностях и проблемах  выхода молодых специалистов на рынок труда позволяют, в частности, результаты лонгитюдного исследования направлений профессионального развития выпускников НИУ ВШЭ (2011-2013 гг., ежегодный  опрос среди выпускников всех уровней обучения спустя полгода после окончания ВУЗа, хват: около 30% общего числа выпускников) [4]. По данным опроса, подавляющее большинство выпускников начинают трудовую деятельность еще на этапе обучения (70-80% респондентов), хотя трудовой опыт выпускников 2012 и 2013 гг. имеет ряд различий. Респонденты, окончившие университет в 2013 г., в студенческие годы (хотя бы на одном из курсов) реже выбирали разовую работу (2012 г.: 46%; 2013 г.: 25%)  или полный рабочий день (2012 г.: 65%; 2013 г.: 39%). При этом выпуск 2013 г. показал общее относительное увеличение занятых по сравнению с 2012 г. в разбивке по всем рассмотренным уровням образования (Табл.1). Наибольшее изменение по структуре наблюдалось в распределении ответов выпускников магистратуры: если в 2012 г. работу и учебу совмещали 79% магистрантов, то в 2013 г. уже все магистранты на момент получения диплома имели оплачиваемую работу. Стоит отметить также выраженную положительную корреляцию между уровнями образования и темпами роста числа работающих студентов. В 2013 году, по сравнению с 2012 годом, число выпускников программ бакалавриата, занятых во время обучения, увеличилось на 4%, специалитета – на 12%, магистратуры – на 21%. Приведенная статистика демонстрирует снижение возраста первичной профессиональной адаптации студентов и выпускников, и, следовательно,  более раннее знакомство респондентов с реалиями трудовой деятельности. Ранний выход на рынок труда ассоциируется с расширением возможностей самоидентификации на соответствие требованиям работодателей, оставляя  достаточное время для коррекции необходимых навыков и компетенций.

Таблица 1. Доля выпускников, имевших оплачиваемую работу в период обучения, по уровням итогового образования, %

Уровень образования

2012 г.

2013 г.

Только бакалавриат

58

62

Только специалитет

70

85

Только магистратура

80

100

Бакалавриат + магистратура

   Специалитет+ магистратура

79

92

Отметим, что выход студентов на рынок труда осуществляется преимущественно на 3-4 курсах обучения по программам бакалавриата, что зачастую совпадает с необходимостью прохождения производственной и преддипломной практики. При этом, с точки зрения большинства опрошенных выпускников, ценность практики обуславливается её высокой степенью соответствия полученной специальности (62%), а также возможностью применять полученные знания и навыки в реальных условиях (56%).  Кроме того, практика в ВУЗе позволяет не только приобрести важные прикладные навыки и компетенции, но и служит стартовым этапом для трудовой адаптации студентов еще в период обучения. Так, более 42% опрошенных остались работать в организации, в которой перед этим стажировались. Наиболее основательно к данному процессу относятся магистранты: в 69% случаев места прохождения практик стали для них местами трудоустройства на постоянной основе. В то же время выпускники программ бакалавриата и специалитета скорее завершают взаимодействие с компанией по итогам стажировки (оставались в тех же компаниях 26% выпускников бакалавриата и 36% выпускников магистратуры).

В сущности, в плане приобретения трудового опыта институт практик обладает определенной исключительностью, поскольку только в рамках данного формата взаимодействия с потенциальными кандидатами работодатель не предъявляет особых требований к их входным компетенциям, а напротив, содействует их формированию. Иначе дело обстоит с конкурентным набором молодых специалистов, где процесс найма сопряжен с рядом оценочных процедур, охватывающих, в том числе, профессиональные и личностные компетенции каждого кандидата. В этом случае анализ востребованности полученных в период обучения softskills и дополнительных прикладных навыков приобретает особое значение.

Отметим, что полученный в ВУЗе набор компетенций в своей профессиональной деятельности в значительной мере использовали немногим более половины опрошенных выпускников 2013 г. (12% в полной мере, 42% частично). Значительна доля выпускников (38%), которые совершенно не используют или скорее не используют полученные в ВУЗе знания и умения на своей текущей должности. Детальный анализ  рейтинга востребованных и невостребованных компетенций выпускников программ бакалавриата и специалитета, принявших участие в опросе 2013 г. показал, что наиболее важными для них в профессии оказались:

  • умение выполнять необходимую работу в срок за ограниченное время (4,6 баллов из 5);
  • умение сотрудничать с другими людьми и разрешать конфликты (4,5баллов из 5);
  • умение справляться с большим объемом работы (4,5баллов из 5).

При этом выпускники бакалавриата и специалитета, отмечая значимость ряда компетенций в своей текущей трудовой деятельности, испытывали трудности, связанные с их недостаточным развитием:

  • умение сотрудничать с другими людьми и разрешать конфликты (3,5 баллов из 5);
  • умение применять профессиональные знания на практике (3,4 балла из 5);
  • навыки самостоятельного целеполагания и определения способов достижения поставленных целей (3,4 балла из 5).

В свою очередь, в числе полученных в процессе обучения, но не столь востребованных в профессии компетенций выпускники данных программ назвали умение грамотно оформлять результаты своей работы (в виде презентаций, отчетов и пр.), умение публично представлять результаты своей работы, а также владение иностранным языком для профессиональных и личных целей.

Опыт выпускников магистратуры 2013 г. показывает, что наиболее существенными для их профессиональной деятельности оказались:

  • умение анализировать, оценивать полноту информации, при необходимости восполнять недостающую информацию и работать в условиях неопределенности (4,5 баллов из 5);
  • умение выполнять необходимую работу в срок за ограниченное время (4,5 баллов из 5);
  • умение справляться с большим объемом работы (4,5 баллов из 5).

Выпускники магистратуры, в сравнении со своими младшими коллегами, испытывали несколько иные затруднения, возможно связанные с изменением уровня ответственности и характера выполняемой работы:

  • умение грамотно излагать свои мысли письменно (3,3 баллов из 5);
  • навыки командной работы (3,1 баллов из 5).

В остальном ответы выпускников магистратуры не выявили кардинальных расхождений между степенью развитости навыков по итогам обучения и важностью их для профессиональной карьеры. Стоит отметить лишь, что несколько переоцененным, с точки зрения магистрантов, является владение иностранным языком для профессиональных и личных целей.

Иными словами, для выпускников всех ступеней высшего образования наиболее важными в процессе профессиональной адаптации представляются навыки межличностного общения (коммуникации, управления конфликтами), тайм-менеджмента, а также умение работать с большими объемами информации в условиях стресса. Одновременно сопоставление наиболее востребованных компетенций для различных уровней обучения позволяет сделать вывод о том, что выпускники магистратуры являются более профессионально зрелыми по сравнению с выпускниками программ бакалавриата и специалитета, поскольку испытывают меньше трудностей, связанных с применением на практике полученных в период обучения профессиональных знаний.

Оценка опыта трудоустройства выпускников, полученного после завершения обучения, безусловно, важна для университета. Отзывы, полученные по результатам обратной связи, способствуют преодолению определенного информационного вакуума между вузом и большинством работодателей. Тесно сотрудничая с работодателями-партнерами, университет зачастую имеет четкое представление о запросах и требованиях, предъявляемым лишь ограниченным кругом компаний. Принимая участие в ретроспективных исследованиях, выпускники оказывают ценную помощь alma mater, однако результаты опросов несущественны для самих респондентов. У выпускников, как правило, отсутствует возможность изменения собственного компетентностного профиля без прохождения программ дополнительного образования. В этой связи интересным с прикладной точки зрения является сопоставление выявленного опыта выпускников с самооценкой нынешних студентов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, поскольку их набор профессиональных качеств и навыков в настоящее время находится в процессе формирования.

С целью перекрестного анализа особенностей компетентностной самоидентификации студента НИУ ВШЭ – Нижний Новгород во время и по завершении обучения авторами был инициирован анкетный опрос. Исследование охватило 293 студента 3-4 курсов бакалавриата  и 1-2 курсов магистратуры различных факультетов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород (факультет бизнес-информатики и прикладной математики:  34,2%; факультет менеджмента: 25,4%;  факультет права: 20,3%; факультет экономики: 20%). Структура проведенного анкетного опроса состояла из  двух смысловых блоков: оценки студентами актуальных требований рынка труда и степени формирования собственных компетенций, а также выявления индивидуальной потребности в дополнительных знаниях и навыках из различных предметных областей.

Для определения уровня осведомленности о текущей ситуации на рынке труда в начале анкеты респондентам было предложено сформировать рейтинг из требований (ранг от 1 до 5), которые, на их взгляд, наиболее важны для работодателей при приёме на работу. Распределение наиболее часто встречающихся – модальных значений оценок требований приведено в Табл.2. По мнению опрошенных, при оценке кандидатов представители компаний фокусируют внимание преимущественно на таких качествах, как нацеленность на результат, умение применять знания на практике, наличие опыта работы. При этом такие характеристики, как стрессоустойчивость, навыки работы в команде, ведения переговоров были отнесены респондентами к числу факторов средней значимости (3-4 места в рейтинге из 5 элементов). Таким образом, в период обучения студенты ошибочно недооценивают роль навыков межличностного общения, их недостаток обнаруживается уже непосредственно в процессе построения профессиональной карьеры, о чем свидетельствуют вышеприведенные результаты опроса выпускников.

Таблица 2. Рейтинг наиболее важных, по мнению студентов, требований при приеме на работу

Требование

Место в рейтинге  (модальные значения)

Количество упоминаний в рейтинге

Нацеленность на результат

1

187

Умение применять знания на практике

1

153

Наличие опыта работы

1

211

Умение четко и убедительно излагать свои мысли, как письменно, так и устно

2

137

Стрессоустойчивость

3

172

Навыки  работы в команде

3

216

Наличие дополнительных сертификатов

3

185

Навыки ведения переговоров

4

210

Владение английским языком

4

91

Уровень общей теоретической подготовки

4

110

Знание офисных и специализированных компьютерных программ (1С, SAP  и т.д.)

4

152

При этом интересно, что умение четко и убедительно излагать свои мысли как письменно, так и устно является важным требованием работодателей к кандидатам с точки зрения студентов, но не развито в должной мере с учетом опыта выпускников. Напротив, совершенно оправдано позиционирование навыка владения иностранными языками как незначительного при приеме на работу. Некоторыми респондентами были предложены другие качества, на которые обращают внимание работодатели при проведении процедур отбора на позиции, в их числе: обучаемость, наличие мотивации, умение быстро реагировать на происходящие изменения.

Статистический анализ полученных данных позволяет также делать выводы относительно наличия выделенных компетенций, навыков и умений у студентов на текущем этапе обучения в соответствии с их собственным самоопределением (Табл. 3). Так, в числе своих сильных сторон потенциальные кандидаты чаще всего упоминали нацеленность на результат (58%), навыки работы в команде (47%), владение английским языком (47%). Справедливо отметить, что, несмотря на сравнительно низкую значимость навыков командной работы для работодателей (по мнению студентов), данный набор компетенций хорошо развит почти у половины опрошенных в соответствии с их собственной оценкой. При этом первичный профессиональный опыт выпускников показывает, что навыки межличностного взаимодействия, в том числе умение работать в команде, является важным, но не вполне развитым по итогам обучения в ВУЗе. Таким образом, возможно, нынешние студенты могут не до конца корректно воспринимать сущность и принципы командной работы, с которой они сталкиваются впоследствии при построении карьеры, а значит, испытывать иллюзии относительно наличия у себя данных компетенций.

Таблица 3. Компетентностный профиль: сильные и слабые стороны респондентов

Качества

Сильные стороны

Слабые стороны

Абс.

К общему числу ответивших

Абс.

К общему числу ответивших

Нацеленность на результат

185

58%

4

1%

Стрессоустойчивость

138

44%

60

19%

Умение четко и убедительно излагать свои мысли, как письменно, так и устно

54

17%

43

14%

Навыки ведения переговоров

27

9%

64

20%

Навыки  работы в команде

148

47%

26

8%

Умение применять знания на практике

49

15%

40

13%

Владение английским языком

149

47%

34

11%

Наличие опыта работы

34

11%

153

48%

Наличие дополнительных сертификатов

23

7%

62

20%

Уровень общей теоретической подготовки

56

18%

25

8%

Знание офисных и специализированных компьютерных программ (1С, SAP  и т.д.)

29

9%

81

26%

Другое

187

59%

159

50%

Наибольшее количество респондентов причисляют себя к целеустремленным, мотивированным кандидатам – 58%, что позволяет делать вывод об их ожидаемой привлекательности для работодателей с учетом высокой значимости данного критерия. В полученном распределении ответов весьма многочисленной является категория «Другое» - 59%, в которой опрошенные самостоятельно определяли собственные сильные стороны. Чаще всего в данной категории были упомянуты обучаемость (13,7%), коммуникабельность и умение общаться с людьми (13,31%), ответственность (11,6%).

Кроме выделенных в процессе опроса сильных качеств в целях исследования интерес также представляют слабые качества участников анкетирования по их собственным оценкам. Так, неудивительно, что в число компетентностных недостатков большинства респондентов вошел критерий отсутствия  опыта работы – наблюдается примерно у половины студентов (48%). Данный фактор является отличительной особенностью трудового статуса большинства выпускников ВУЗов и зачастую превращается в настоящую проблему, сопряженную с вовлечением выпускника в некий порочный круг: без опыта сложно трудоустроиться, а без трудоустройства, нет возможности приобретения необходимого опыта [5]. Понимая это, студенты стремятся к занятости в различных формах еще в период обучения.

Отсутствие знаний специализированных компьютерных программ (1С, SAP и т.д.) делает невыигрышным профессиональный профиль 26% кандидатов. Пятая часть опрошенных (20%) причисляют к своим слабым качествам отсутствие навыков ведения переговоров, что практически оправдано, поскольку развитие данных компетенций предполагает непосредственную вовлеченность в переговоры и практически нереализуемо в рамках аудиторного учебного процесса. Как и в случае с сильными характеристиками в распределении слабых сторон весьма многочисленна категория «Другое» (50%), в которой наиболее часто были названы такие качества как: лень (6,8%), вспыльчивость, конфликтность (6,5%), неуверенность в себе и своих силах (3,8%). Немногочисленная часть студентов свидетельствует также о проблемах с управлением собственным временем, стремлением всё выполнять в последний момент, отсутствием пунктуальности.

Вне зависимости от набора характеристик, которыми обладает кандидат, важным умением является способность презентовать их работодателю в ходе отборочных рекрутинговых процедур. Анализ результатов показал, что студенты высоко оценивают значимость данных умений: к примеру, 66% опрошенных готовы были бы принять участие в дополнительных образовательных программах по прохождению собеседований, а 44% респондентов хотели бы получить советы по составлению привлекательного резюме. Способность качественно «продать» себя высоко оценивается опрошенными не только на этапе трудоустройства в компанию, но и в процессе осуществления профессиональной деятельности в ней – это подтверждают 55% респондентов. Как и ожидалось в соответствии с ранее описанными результатами исследования, студенты еще на этапе обучения испытывают наибольшую потребность в собственном развитии по программам  тайм-менеджмента (41%), самоменеджмента (управление собой и своим временем) (38%), управления конфликтами (38%).

Освоение специализированных компьютерных и офисных программ с позиции участников опроса является одним из ключевых аспектов для успешного трудоустройства. Так, в большей степени выпускникам нужны дополнительные навыки по работе с программами 1С (бухгалтерия, предприятие, заработная плата и управление персоналом, кадры, склад) (51%), web-верстке (34%), работе с базами данных (32%), приложениями MS Office (Word, Excel, Outlook, PowerPoint) (32%).

Совокупность выделенных качеств, как правило, характеризует каждого участника опроса вне зависимости от направления и ступени обучения, вышеперечисленные навыки оцениваются работодателями в резюме любого кандидата. Однако не меньший интерес представляет оценка специальных и дополнительных компетенций, лежащих в основе дифференциации кандидатов по полученному образованию и профессии. С этой целью в анкете респондентам был предложен вопрос: «В какой области вы хотели бы приобрести дополнительные знания и навыки?» (Табл. 4).

Примечательно, что подавляющее большинство – более 90% респондентов всех факультетов выразили желание в получении дополнительных навыков работы с клиентами (убеждение, управление проектами, работа с возражениями, ведение деловой переписки, и пр.) Полученное распределение ответов тесно связано с преобладанием в экономике РФ сферы услуг, а также характером представленных на рынке труда вакансий, 80% которых предполагают умение продавать и работать с людьми.

Таблица 4. Распределение студентов факультетов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород по предметным областям  навыков в % к количеству респондентов на факультете

Факультет

Работа с клиентами

Экономика и финансы

Юриспруденция

Маркетинг

Управление персоналом

Логистика

Информ. технологии

Бизнес-информатики

и прикладной математики

91,9

68,7

56,6

77,8

68,7

55,6

84,8

Менеджмента

92,0

68,0

69,3

84,0

77,3

52,0

48,0

Права

95,0

45,0

93,3

63,3

63,3

38,3

30,0

Экономики

94,9

88,1

64,4

81,4

69,5

42,4

42,4

В числе существенных особенностей, выявленных на этапе анализа, следует назвать относительно высокую готовность студентов получать дополнительные компетенции и умения в той сфере, в которой они проходят обучение в настоящий момент. К примеру, несмотря на то, что навыки программирования являются  ключевыми для студентов факультета бизнес-информатики и прикладной математики в соответствии с базовыми и рабочими учебными планами, 84,8 из них проявили интерес к возможностям получения дополнительных знаний из их же профильной области (работа с типовыми программными продуктами 1С и программирование в 1С; применение и программирование HTML, CSS, PHP, Flash, 3D, XML, MSQL, JavaScript,  Linux; интеграция с 1С, AD, MS Office и др.). На факультете права отмечаются сходные результаты: 93,3% всех принявших участие в опросе заинтересовались дополнительными компетенциями в сфере юриспруденции (составление договоров, исковых заявлений, ходатайств, обжалование судебных актов, формирование пакета документов для подачи в суд иска, защита прав работника на основе ТК РФ).

Статистическая сводка и группировка полученных эмпирических данных позволили выявить еще одну интересную особенность в распределении востребованных студентами программ, связанную с потенциально высокой степенью перекрестной мобильности респондентов. Так, при выборе полезных для будущей карьеры компетенций и навыков, опрошенные проявляют повышенный интерес к смежным профессиональным областям. Например, 81,4% студентов факультета экономики, принявших участие в опросе, интересуются возможностями получения практических знаний из сферы маркетинга, 69,5% - из сферы управления персоналом. Аналогичные тенденции, но с меньшими количественными характеристиками прослеживаются в распределении ответов студентов факультета права: маркетингом и HR-сферой заинтересовались по 63,3% респондентов соответственно. Стоит отметить, что помимо работы с клиентами маркетинг является наиболее популярной сферой для большинства принявших участие в опросе на всех рассмотренных факультетах, что может быть связано с доминирующей ролью сферы продаж в формировании спроса на специалистов без опыта работы.

Таким образом, проведенный анализ показал, что тенденции, присущие международному рынку труда, находят свое отражение и в России:  выпускники НИУ ВШЭ – Нижний Новгород сталкиваются с растущими требованиями работодателей к поведенческим и личностным компетенциям. Увеличение спроса на softskills определяет профессиональные стратегии выпускников, которые начинают формироваться еще в период обучения в ВУЗе. Имея в целом объективное представление о реалиях рынка труда и собственном наборе навыков и знаний, студенты всё раньше задумываются о получении необходимого опыта работы и развитии востребованных работодателями личных качеств, что достигается за счет участия в различных образовательных программах, курсах и стажировках. Формирование компетентностного портрета студента сопряжено не только с  высоким стремлением обучающихся к получению прикладных знаний в профильных профессиональных областях, но и значительной степенью готовности к «дрейфу» в смежные карьерные сферы. Углубление и расширение набора профессиональных знаний и поведенческих компетенций способствует повышению конкурентоспособности выпускников ВУЗов, предупреждению потенциальных проблем их выхода на рынок труда и снижению связанных с данным процессом рисков.

Библиографический список:

1. Mourshed M., Farrell D., Barton D. Education to employment: Designing a system that works //McKinsey Center for Government. – 2012. – Т. 18. [Электронный ресурс]. URL: http://mckinseyonsociety.com/downloads/reports/Education/Education-to-Employment_FINAL.pdf
2. OECD Skills Outlook 2013: First Results from the Survey of Adult Skills, OECD Publishing. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/education/oecd-skills-outlook-2013_9789264204256-en
3. Рощина Я. М., Русских И. С. Стратегии работодателей в сфере обучения персонала в 2007, 2009 и 2010 гг //Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования. – 2011. – №. 7. – С. 54.
4. Результаты мониторинга выпускников // Центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: http://cim.hse.ru/results_alumni
5. Ерёмина А. В., Зороастрова И. В. Выпускники вузов: стратегии карьерного старта // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 12




Рецензии:

22.12.2014, 19:40 Левкин Григорий Григорьевич
Рецензия: Рецензируемая статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам и рекомендуется к изданию.

27.12.2014, 15:52 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья написана грамотно, логично выстроена. Тема актуальна. Цели раскрыты. Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

4.01.2015, 15:30 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: 03.01.2015. Адибекян Оганес Александрович, д.ф.н. Если посчитать, что статься написана не по "Экономике", о "Социологии экономики", то оценка ее ценности станет выше. Содержание статьи дает сведения, важные не только для самих студентов, их преподавателей, ректоров, но и для инициаторов заимствования и внедрения в образовательную систему России "Болонской конвенции". Именно этот документ утвердил массу времени для самостоятельной учебной работы студента, благодаря чему студент пропускает учебные занятия, потому что работает. Бесспорно студент изначально должен знать, где будет работать, в этом случае использование "дисциплин по выбору" станет продуктивней. Но в состоянии ли "работодатели" искать будущих у себя работников среди бакалавров 1-го или 2-го курса? Может ли преподаватель убеждать студента квалифицированно учиться, если он не уверен, что сможет найти работу по освоенной профессии? Автору статьи при дальнейшей работе над темой стоит все это учесть, если не добавлять других замечаний. Статья достойна для ознакомления даже членами Министерства образования и науки.


Оставить комментарий


 
 

Вверх