бакалавр
ПГЛУ
Кафедра конфликтологии и журналистики.
Ануфриенко Светлана Викторовна, ФБГУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», Кафедра конфликтологии, связей с общественностью и журналистики, кандидат политических наук, доцент
УДК 316.37
Детское телевидение в России сейчас переживает подъем: появляются специализированные каналы для детей, которые 24 часа в день демонстрируют телевизионные программы, фильмы, мультфильмы. Подготовка передач для детей осуществляется под контролем детских психологов, растет возможность интерактивности для юных телезрителей. Главная особенность современных детских телеканалов в том, что они в свою сетку вещания включают программы, как и для самых маленьких, так и для детей подросткового возраста.
В течение всего времени существования детского контента телевидения журналисты, психологи и родители стремятся, прежде всего, оградить ребенка от негативного телевизионного влияния. Детские программы создаются с одной целью – вырастить здоровое, образованное молодое поколение.
Большой популярностью у телевизионной аудитории пользуются традиционные жанры детских программ – «Спокойной ночи, малыши!», «Ералаш», «НЕОкухня», «В гостях у Витаминки», «Фа-Соль. Мастерская», мультфильмы Диснея и т.д. Данные передачи представляют собой детские развивающие программы, мультфильмы–реконструкции, реалити-проекты для родителей и мультипликационные сериалы для детей. Из этого следует, что востребованы, в общем и целом именно такие форматы вещания, в которых присутствует элемент игры и достаточно высока степень зрительского участия. Каждый стремится показать что-то новое и интересное.
С одной стороны, новые творческие решения теперь в дефиците и юному зрителю приходится смотреть только мультфильмы. С другой стороны, аудитория получает широкие возможности выбора каналов, которые располагают форматы детских программ таким образом, чтобы их было удобно смотреть поочередности.
Помимо всех вышеперечисленных черт современных детских передач, важно подчеркнуть, что российские телеканалы стремительно увеличивают количество социальной тематики в эфире. Данная тема является крайне неуместной для данного контента и зачастую приводит к неверному мировосприятию. Следует помнить, что ядром концепции является убеждение в востребованности обществом и временем воспитательной функции детских телевизионных передач. Тем временем деятельность телевидения должна быть сфокусирована на сферах, где задачи воспитания и образования могут быть решены лучше, эффективнее с помощью телевизионного искусства, с максимальной пользой для маленького зрителя ТВ может подкреплять, полученные в школе знания, стимулировать детское творчество и образное мышление, задавать верный, «правильный» вектор общего развития.
Несомненное преимущество отечественной детской продукции в том, что она ближе и понятнее российскому зрителю, поскольку события разворачиваются на фоне привычной действительности. В основе сюжетов ‒ национальные традиции, ценности, которые учитывают особенности менталитета. Кроме того, в таких программах используется опыт российских
специалистов в области образования, культуры, здравоохранения и т. д., в силу чего полученные в ходе просмотра знания и информация могут быть с большим успехом применены ребенком на практике.
В череде подобных телепередач особое место занимает детская, развлекательно-познавательная программа «Спокойной ночи, малыши!», транслируемая на «Росии-1», телеканале «Карусель» и «Россия К». Передача «Спокойной ночи, малыши!» является самой популярной детской передачей, которая выходит в эфир уже более пятидесяти лет и является одной из долгожителей современного российского телевидения. Также не многие телевизионные проекты могут соперничать с программой с солидной репутацией. Она построена, прежде всего, на тщательном отборе информации для сюжетов, постоянной работе с психологами и бережном отношении к аудитории.
«Спокойной ночи, малыши!» – это единственная детская передача, которая является важным элементов режима дня детей дошкольного и младшего школьного возраста всей страны на протяжении 50 лет, но, к сожалению, в последние годы наблюдается как сокращение ее продолжительности, так и значительное снижение качества. В 1980-е года передача занимала 15 минут эфирного времени. В ней присутствовал познавательный сюжет, разыгрываемый ведущей и куклами, далее шел показ мультфильма. Во многих случаях тема мультфильма являлась продолжением темы обсуждения ведущих. Мультфильм показывался целиком и нес значительную смысловую нагрузку. В наши дни, время эфира передачи сократилось в 2 раза до семи минут, а старые шедевры советской мультипликации заменяются современными сериалами, выполненными с применением компьютерной анимации, которые не рассчитаны на целевую аудиторию передачи, а также отнюдь не способствуют правильному восприятию мира у детей, несут искаженное отображение семейных и общественных отношений, базовых жизненных ценностей. Да, у данной передачи есть свои отрицательные стороны: развивающая тематика, присутствующая в них, в значительной степени отличается от реальной воспитательной концепции молодых родителей. Последние не согласны с моральной стороной сюжетов многих мультфильмов, которые транслируются во второй части передачи, а также негативно относятся к некоторым высказываниям героев передачи. Но не смотря на это, телепрограмма является востребованной на рынке, и прежде всего делает акценты на воспитании младшего поколения.
Изходя из этого, следует отметить, что специфика деткой телепрограммы должна включать следующие задачи: воспитание личности ребенка как гражданина общества; формирование творческой саморазвивающейся личности; воспитание нравственных, моральных качеств ребенка; расширение общего кругозора; развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей личности.
Учитывая актуальность данной проблемы, мы пришли к выводу, что специфика создания детского телевизионного проекта, реализующая основные функции детского телевидения, способствующие социализации детей в современном пространстве, очень сложна. Поэтому, опираясь на исследования профессора латвийского университета Айварса Ласмани, мы выявили следующие специфические принципы создания детских телепередач [1]:
Рецензии:
9.12.2014, 5:28 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия: Статья Гюлнезеровой Алины из ПГЛУ "Специфика создания детской телепередачи, на примере ТВ программы "Спокойной ночи, малыши" заслуживает публикации в журнале, где дан аналитический экскурс программы "Спокойный ночи, малыши" от советского периода до современного времени на фоне появившихся специализированных телевизионных каналов и программ для детей.Автор выявила положительные тенденции данной ТВ передачи и отметила отрицательные моменты развития в настоящее время.Я рекомендую данную статью к публикации.
Комментарии пользователей:
17.02.2016, 10:22 Ятчук Ольга Михайловна Отзыв: Статья Гюлнезеровой Алины из ПГЛУ "Специфика создания детской телепередачи, на примере ТВ программы "Спокойной ночи, малыши" заслуживает публикации в журнале, проблематика затронутая автором является актуальной и требует большего внимания, как со стороны производителей контента, так и научного сообщества. Не смотря на то, что автор попыталась дать развернутые данные и типологизацию характерных черт детского вещания, многое осталось не охваченным и требует дальнейшего изучения. В целом статья оставляет позитивное впечатление и я рекомендую данную статью к публикации. |