Полесский государственный университет
студент
Дмитрук Мария Николаевна, студент, УО Полесский государственный университет. Научный руководитель - Лукашик Лариса Александровна, УО Полесский государственный университет, старший преподаватель кафедры финансов
УДК 33.334
Европейский союз - экономико-политическое объединение, состоящее из 28 европейских государств. Европейским Союзом выработана единая политика в области торговли, регионального развития, сельского хозяйства. Свободное движение людей, товаров, капитала, услуг гарантируются общим рынком, который был создан с помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза. Также существует еврозона, которая заключается в обращении в 18 странах Евросоюза единой валюты - евро. Поэтому количество стран-участников Евросоюза довольно велико.
Из истории. ЕС возник после второй мировой войны. Первые шаги заключались в улучшении экономического сотрудничества в соответствии с принципом, что страны, которые ведут между собой торговлю, являются взаимозависимыми, и поэтому они будут избегать конфликтов. В 1958 г. было создано Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) - вначале тесное экономическое сотрудничество включало шесть стран: Бельгию, Францию, Голландию, Люксембург, Германию и Италию. С того времени удалось создать большой единый рынок, который постоянно развивается, позволяя европейцам полностью использовать его возможности. Конкретными целями создания ЕЭС были:
Организация, которая вначале была исключительно европейским экономическим союзом, начала постепенно охватывать все сферы политики. Результатом этого развития стало изменение названия с ЕЭС в Европейский Союз (ЕС) в 1993 г.
ЕС основывается на принципе верховенства права. Это означает, что в основе всех его действий являются договоры, принятые добровольно и демократически всеми государствами-членами. Договоры определяют цели ЕС во многих сферах его деятельности.
ЕС по-прежнему принимает все новые государства-члены, поэтому он стремится увеличить прозрачность своих учреждений и укрепить их демократический характер.
Экономика ЕС.
Благодаря установлению единого рынка, ЕС стал важной торговой организацией в мире.
Целью экономической политики ЕС является поддержание экономического роста путем инвестиций в транспорт, энергетику и научные исследования, а также минимизировать негативное влияние экономического развития на окружающую среду.
Экономика ЕС измеряется с точки зрения стоимости произведенных товаров и услуг, уровня занятости и безработицы. По итогам 2013-го года суммарный ВВП стран ЕС, по данным Всемирного Банка, составил $ 17 трлн. 335 млрд. 420 млн. Ведущей экономикой Европы остаётся Германия, доля которой в структуре ВВП Европейского Союза составляет 21%. Валовой рост экономики Еврозоны обеспечивается в основном тремя ведущими экономиками - Германией, Великобританией, и в меньшей степени Францией. Половина стран ЕС показала отрицательную динамику роста ВВП. Абсолютным рекордсменом по динамике роста ВВП стала Румыния, показав рост в 3,5%, из крупных экономик - Великобритания с показателем в 1,7%. Антирекорд установила Греция, достигнув рецессии в 3,9% ВВП. Средний показатель ВВП на душу населения по ЕС составил $ 31806,76. Наиболее материально обеспеченными являются граждане Люксембурга, ВВП на душу населения там выше $ 111 тыс. Самый низкий показатель у Болгарии, он уступает Люксембургскому более чем в 15 раз.
Безработица в Евросоюзе в 2013 году выросла на 278 тыс. человек, в 17 странах еврозоны - на 452 тыс. человек [3].
Общее количество безработных в целом по ЕС составляет 26,5 млн. человек, в странах еврозоны - 19,2 млн.
Самая плохая ситуация с занятостью в Греции, где без работы остаются 27,4% работоспособного населения, далее идет Испания с показателем 26,7% безработных. В то же время в Австрии официальный показатель безработицы составляет 4,8%, а в Германии - 5,2%.
Торговля. Хотя в ЕС живет всего 7% населения мира, ее доля в торговле с остальным миром составляет около одной пятой мирового экспорта и импорта.
Примерно две трети от общего объема товарооборота ЕС осуществляется между странами ЕС.
Хотя торговля пострадала в результате мирового экономического кризиса, ЕС сохраняет ведущую позицию в международной торговле. Объем внешней торговли ЕС с третьими странами в 2013 г. составил 3 трлн. 416 млрд. евро.
Экспорт товаров и услуг из Евросоюза в 2013 г. составил 1 трлн. 732 млрд. евро. Импорт стран ЕС в 2013 г. был равен 1 трлн. 683 млрд. евро [9]. Доля Евросоюза в мировой торговле в 2013г. составляла 20%. Крупнейшие торговые партнеры ЕС - США (объем взаимной торговли на конец 2013 г. составил 497,3 млрд. евро), Китай (433,74 млрд. евро) и Россия (335,9 млрд. евро).
Благодаря таможенному союзу сняты таможенные пошлины на внутренних пунктах пропуска, введена единая система пошлин на импорт. Таможенный союз - это единое торговое пространство, в рамках которого проводится свободный поток всех товаров, независимо от того, были ли они произведены в ЕС, или же за пределами его территории. Деятельность таможенных служб ЕС по-прежнему имеет очень большое значение, особенно если учесть объем товаров, ввозимых в ЕС. Таможенные службы ЕС поддерживают почти 16% мирового импорта - это более чем 2 млрд. тонн грузов в год.
Годовой бюджет ЕС составляет 142 млрд. евро.
В отличие от национальных бюджетов большинства стран ЕС, бюджет ЕС составляется на более длительный срок - по крайней мере, на 5 лет, а обычно даже 7.
Бюджетные средства используются там, где использование общих ресурсов имеет больший смысл, чем финансирование отдельных стран. Из бюджета ЕС финансирует строительство дорог, энергетических сетей и транспортных связей между государствами-членами, расходы по улучшению охраны окружающей среды в ЕС и повышению конкурентоспособности европейской экономики в глобальном масштабе, а также выделяет средства на поддержку международного сотрудничества ученых и исследователей из разных стран.
Самая большая часть бюджета ЕС тратится на поддержку экономического роста и занятости. Значительная часть тратится на сельское хозяйство и развитие сельских районов.
Расходы бюджета распределяются следующим образом:
v 41,6% средств - на поддержку производства безопасной и здоровой пищи, развитие инноваций в сельском хозяйстве, эффективное и устойчивое использование земли и лесов;
v 33,3% средств - на помощь убыточным регионам Европы и общественным группам, находящимся в неблагоприятном положении;
v 11,6% средств - на повышение конкурентоспособности европейских компаний.
Рассмотрим более подробно изменения в экономике и уровне жизни граждан стран-участников после их вступления в Евросоюз.
Польша
Польша присоединилась к Евросоюзу в 2004 году. На тот момент это было государство с $ 99 млрд. внешнего долга, низкой инфляцией (1,7%) и высоким уровнем безработицы (20%). Средняя зарплата в промышленности составляла 537 евро, а прямые иностранные инвестиции - 3,7 млрд. евро. В стране было много дотационных предприятий - в первую очередь угольные шахты и фермерские хозяйства.
От вступления в ЕС Польша ожидала, прежде всего, получения существенной финансовой помощи - как в виде кредитов, так и в виде инвестиций. Бизнесменов привлекала перспектива расширения рынка сбыта для их товаров и услуг.
Однако, присоединение к Евросоюзу оказалось не таким радостным, как это представлялось вначале. Во-первых, в первый же год в государстве начали массово закрываться дотационные предприятия. 300 тыс. человек потеряло работу из-за закрытия 90% угольных предприятий страны. Большинство из этих предприятий были нерентабельны и нуждались в господдержке, поэтому правительство решило от них избавиться одним махом. Оставшиеся шахты приватизировали. Тогда потеряли работу 75% шахтеров. Польские предприятия постоянно испытывают кадровый голод - более 2 млн. высококвалифицированных работников уехали за рубеж [5]. Во - вторых, не удалось избежать банкротства национальных предприятий, не выдержавших конкуренции. Яркий пример - признание банкротами двух знаменитых польских судоверфей в Гдыне и Щецине. В-третьих, постоянный рост внешнего долга государства - на конец 2012 года он уже превысил $ 364 млрд.
В целом Польшу принято считать одним из самых удачных примеров адаптации к реалиям ЕС. Подтверждением этому можно считать значительный рост ВВП на одного жителя страны - с $ 12 818 в 2003 году до $ 23 273 в 2013-м.
С момента присоединения к ЕС Польша получила из бюджета Евросоюза на 20 млрд. евро больше, чем составляли ее членские взносы. За эти деньги, в частности, строятся и ремонтируются автострады, железные дороги. Кроме того, в 2012 году количество инвестиционных проектов в стране выросло на 22% — это самый высокий показатель в Европе.
За девять лет пребывания в Евросоюзе уровень безработицы в Польше удалось снизить почти в два раза, до 11% в 2013-м. Полякам стало значительно проще решать и свои жилищные вопросы: кредиты на покупку жилья стали доступнее и дешевле.
Сейчас национальные банки выдают ипотеку на 35 лет под 5-8% годовых.
Латвия
Официальную заявку на вступление в ЕС Латвия подала в 1995 году. В 2004-м вместе с другими девятью странами она стала полноправным членом Европейского союза. Небольшому балтийскому государству с населением около 2 млн. человек было выгодно вступить в Евросоюз. От ЕС Латвия ожидала получить финансовую поддержку экономики, граждане мечтали о свободе передвижения по Европе и превращении Латвии в туристический центр ЕС.
Членство в ЕС позволило Латвии заметно расширить торговые связи с европейскими государствами, увеличив рынки сбыта и объемы продаж.
С другой стороны, определенные ограничения ЕС оказались фатальными для латвийских производителей. Из-за жестких квот на выпуск сахара в Латвии были ликвидированы все сахарные заводы.
Неприятным фактом явилось и то, что членство в Евросоюзе не защитило Латвию от мирового экономического кризиса. Финансовая поддержка ЕС была недостаточной, и в 2008 году страна стала лидером ЕС по количеству населения, живущего на грани бедности, - таковыми были признаны 26% ее жителей. В 2009-м ВВП государства упал на 17,8% и стал худшим показателем динамики ВВП в мире [6]. Уровень безработицы достиг 17%. По стране прокатилась волна протестов, которые из мирных митингов переросли в беспорядки.
До сих пор страна живет в режиме жесткой экономии, а размер зарплат латвийцев все еще меньше докризисного: если в 2008 году среднемесячный заработок здесь составлял 680 евро, то в 2013-м он не превышал 500 евро.
По данным опроса Eurobarometer Standard, который проводился в Латвии со 2 по 7 ноября 2013 года одной из главных проблем Евросоюза является финансовое положение стран-участниц (32%). Также к проблемам ЕС жители Латвии относят безработицу (22%) и иммиграцию (20%). Менее одной десятой латвийских граждан назвали в качестве проблем ЕС также рост цен/инфляцию (10%), преступность (8%), налоговую систему (8%), терроризм (5%) и влияние ЕС в мире (5%). Другие проблемы упоминались значительно реже.
Литва
Официальную заявку на вступление в Европейский Союз Литва подала 8 декабря 1995 года. Литва официально вступила в Европейский Союз 1 мая 2004 года.
По последним статистическим данным, жители Литвы и сегодня продолжают положительно оценивать ЕС и членство своей страны в этой организации. Результаты комплексных исследований общественного мнения за 2013 год, которые провело бюро статистики Европейской комиссии Eurobarometer, показали, какие плюсы жители Литвы видят в членстве страны в ЕС, а также какие надежды они связывают с этим членством. Так 67% опрошенных в качестве самого большого плюса Европейского Союза назвали принцип свободного передвижения людей и товаров в пространстве объединенной Европы. 38% опрошенных довольны тем, что вузы Литвы включены в общеевропейскую программу студенческого обмена Erasmus. Для 37% опрошенных жителей Литвы важным является то, что формат ЕС обеспечивает стабильность и мир в Европе. Экономическую мощь Европейского Союза в качестве положительного фактора отметили 23% опрошенных, а 22% указали, что членство в ЕС позволяет обеспечивать высокий уровень стандартов в сфере социальной защиты. Среди прочих положительных факторов Европейского Союза жители Литвы отметили роль ЕС в международной политике, общеевропейское регулирование сферы сельского хозяйства (для Литвы это важная отрасль экономики) и единую европейскую валюту евро. Стоит отметить, что лишь 5% опрошенных придерживались мнения, что членство Литвы в ЕС не принесло стране никаких положительных результатов.
Как и прогнозировалось Евростатом, ВВП Литвы в 2013 году, как и в предыдущем, значительно вырос. ВВП Европейского Союза во второй четверти 2013 года упал на 0,2 % по сравнению с предыдущем годом, тогда как ВВП Литвы вырос на 4 % [1].
За прогнозами банка Swedbank, экономика Литвы продолжит расти и в последующие годы. Так, рост ВВП должен составить в 2015 году - 4,5 %, ожидается снижение уровня безработицы до 8,5 %, зарплаты работников вырастут на 6 % .
Главными факторами роста экономики Литвы являются:
Среди проблем членства Литвы в ЕС необходимо отметить феномен трудовой миграции: немалый процент жителей страны отправился на заработки в Великобританию, Ирландию, Испанию. Это можно назвать существенной проблемой для демографического положения страны. В тоже время, характерным преимуществом является то, что эти люди работают в странах ЕС легально, обеспечены социальными гарантиями и наделены равными правами с прочими жителями Европейского Союза. По соглашению с ЕС Литве пришлось закрыть и свою атомную электростанцию в Игналине, что выглядит нерационально - особенно на фоне стремления страны обеспечить свою энергетическую независимость.
Греция
Греция вступила в ЕС 1 января 1981 года, став десятым государством-членом Европейского Сообщества. Серьёзных противников у этого решения тогда не было: большинство населения ожидало поднятия уровня жизни, роста экономики и снижения уровня преступности.
В 2001-м году Грецию признали развитым государством. В то время она стала одним из ведущих инвесторов в экономиках почти всех своих балканских соседей. Например, в 2006 году греческий Национальный банк купил 46% акций турецкого Finansbank и 99,44% акций сербского Vojvodanska Bank.
Но процветание длилось недолго - в 2009-м году Греция попала в затруднительное финансовое положение: дефицит бюджета составил 12,7% ВВП при разрешенных в еврозоне 3%.
Весной 2010-го года Греция оказалась на грани дефолта. Его удалось избежать только благодаря финансовой помощи 16 членов ЕС и МВФ, которые выделили государству 110 млрд. евро на борьбу с экономическим кризисом. Однако эти деньги стране дали, обязав ее сократить социальные выплаты и зарплаты, увеличить пенсионный возраст, повысить налоги. Греки отреагировали на новую социальную политику волной забастовок, массовых акций протестов и беспорядков.
Что сейчас представляет собой Греция? В 2013 году она попала во все учебники макроэкономики как первая в мире страна, лишившаяся статуса развитого государства. При этом внешний госдолг постоянно растет: за последние десять лет он увеличился почти в два раза и в первом полугодии 2013-го составил 321 млрд. евро. Уровень безработицы в Греции достиг рекордных 27% [4].
Даже официальная статистика свидетельствует об обнищании населения, колоссальном росте безработицы, многократном увеличении преступности. За годы участия в ЕС уничтожена греческая промышленность. Колоссальный удар нанесён и по греческому сельскому хозяйству.
До вступления в ЕС греки экспортировали сельскохозяйственные продукты, а теперь импортируют. Раньше Греция имела несколько заводов по производству сахара и несколько крупных трикотажных фабрик. Теперь не имеет ни одной. Раньше в стране были развиты судоверфи, а теперь они практически исчезли. Директивы ЕС привели к сужению рыбной ловли, хлопководства, виноградарства и многих других форм сельского хозяйства.
После вступления в Европейский союз для греков установили квоты, введённые для того, чтобы не было перепроизводства товаров. В итоге наиболее серьёзно пострадала винная отрасль страны. Плодовые деревья и виноградники, которые не попали в квоты, были вырублены.
Вступив в единую Европу, греки отказались от самообеспечения страны и начали вписываться в общеевропейское разделение труда. Они строили постиндустриальную экономику с доминирующей сферой услуг, за что их хвалили европейские чиновники и ставили на третье место в ЕС по темпам экономического роста после Ирландии и Люксембурга.
В результате подобной политики доля сферы услуг в ВВП страны выросла с 62% (1996 год) до 75% (2009 год), а доля промышленности значительно сократилась. Однако тогда на это внимания никто не обращал, поскольку кредиты обеспечивали достаточно высокий уровень доходов основной массы населения.
Принимая Грецию в ЕС, ей поставили условие изменить отношение к собственности и ее управлению, а также приватизировать стратегические предприятия, контролируемые греческим государством.
В 1992 г. в Греции приняли закон о приватизации, которой подлежало около 700 предприятий. К 2000-му году было приватизировано 27 крупных предприятий, среди них и 5 главных банков страны. Доля государства в Национальном банке снизилась тогда до 50%, а к 2010 г. - до 33% [2]. Вслед за банками продали телекоммуникационную компанию, заводы стройматериалов и пищевую промышленность. Государство ушло из прибыльных морских перевозок и начало распродавать морские порты.
Сегодня кредиторы требуют от Греции не только экономических, но и политических уступок: сократить армию, отделить Церковь от государства, обеспечить права иммигрантов-иноверцев.
За годы участия в ЕС принят целый ряд антихристианских законов: легализованы аборты, отменён выходной воскресный день, узаконено ”свободное сожительство“ и однополые браки.
Болгария
Болгария вступила в ЕС 1 января 2007 года. Болгарии вступление в Евросоюз принесло больше минусов, чем плюсов. Экономика Болгарии, которая никак не может побороть коррупцию, фактически оказалась под контролем западных компаний. Протесты в солнечной Болгарии начались еще в 2013 г. Причиной выступлений стали счета за электроэнергию, которые болгары получили с наступлением 2013 года. Плата оказалась в 2-3 раза выше, чем в предыдущие месяцы. Глубинная причина кризиса Болгарии связана с общей неконкурентоспособностью болгарской экономики. За прошедшие пять лет страна так и не смогла оправиться от последствий кризиса 2008 года, когда экономика Болгарии рухнула на 5,5%. Надежды, связанные со вступлением в ЕС, так и не оправдались: уровень жизни в последние несколько лет рос крайне медленными темпами, около 49% населения по-прежнему проживают за чертой бедности - по данным Евростата, более 10% болгар не имеют работы, на севере страны эта цифра достигает 60%. При этом система страхования по безработице развита весьма слабо.
Следует также добавить один из самых высоких в ЕС уровень коррупции и неэффективность работы государственного аппарата. Развитие экономики происходило преимущественно за счет туристической отрасли и жилищного строительства, но для обеспечения нормального экономического развития этого недостаточно. Летом 2013 года протесты вызвал закон о лесах, упрощавший приватизацию лесных угодий.
Так как в ЕС действует единый рынок, то в Болгарию получили свободный доступ крупные компании из других стран. Чехи, немцы, американцы стали все более настойчиво действовать в болгарской энергетике, что и привело к закрытию некоторых энергокомплексов, в том числе в атомной сфере.
По данным Министерства Экономики, себестоимость электричества, производимого ВЭИ - возобновляемые источники энергии, в 15 раз дороже электроэнергии АЭС. Широкое внедрение экологически чистых солнечных электростанций вызвало удорожание электроэнергии на 8%.
Ухудшение экономического состояния страны связано с упадком предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности, составлявших крупную часть ВВП страны. Местные овощи на прилавках болгарских магазинов заменили на голландский перец, турецкие помидоры и французский картофель.
Еще одним негативным фактором вступления Болгарии в ЕС стало увеличение уровня безработицы с 6, 9% в 2007 году до 11, 8% в 2013 году [10].
К числу позитивных макроэкономических показателей 2013 года можно отнести сокращение инфляции до уровня 0,9% в среднегодовом исчислении, а также опережающий инфляцию рост средней заработной платы, которая составила 413,1 евро в месяц (+10,5%).
В целом международные рейтинговые агентства оценивают финансовое положение Болгарии как достаточно устойчивое.
Несмотря на умеренно оптимистическое развитие европейской экономики, макроэкономическая ситуация в отдельных странах остается весьма нестабильной. К примеру, Венгрия - первая страна, которой ЕС предъявил штрафные санкции. При этом Венгрия должна была сократить затраты на субсидии для малообеспеченных, государственные дотации в систему общественного транспорта. Достаточно тяжелой продолжает оставаться проблема финансовой сбалансированности, в том числе, чрезмерной внешней задолженности. Однако следует учитывать и критические экспертные замечания о наблюдаемых в венгерской экономике процессах: потенциал экономического развития Венгрии за последнее десятилетие ощутимо снизился, фактически прекратился рост эффективности производства, уровень инвестиций упал до исторического минимума. Среди главных причин - ухудшение предпринимательского климата, включая усиление административных барьеров, возросшую непредсказуемость изменений регуляторной системы, обострение проблем малых и средних предприятий, сужение возможностей для реализации хозяйственной инициативы, а также сдерживание конкуренции в инфраструктурных секторах.
Что касается Чехии, то необходимо отметить, что на экономическую ситуацию в стране повлияла стагнация экономики в странах Евросоюза и относительно нестабильная политическая ситуация в стране. Сокращение ВВП Чехии в 2013 году составило - 0,9%, что связано со снижением притока инвестиций в экономику страны и зарубежного спроса на чешскую продукцию. В течение 2013 года уровень безработицы в Чехии колебался в пределах 7,3 - 8,2%, что обусловлено созданием сезонных рабочих мест в летние месяцы. Общая занятость выросла по сравнению с показателем 2012 года в среднем на 0,9% и составила 5,12 млн. человек [8].
Одна из сильнейших экономик зоны евро - экономика Нидерландов - превысила прогнозируемые темпы сокращения в 2013 году. Уменьшение ВВП на 0,4% вызвано также растущей безработицей, что сказалось на внутреннем спросе, и затишьем на рынке жилья. Отметим, что спад экономики в стране отмечается уже третий квартал подряд. Тем не менее, власти пытаются снизить бюджетный дефицит до 3% ВВП.
Согласно последним опросам ”Евробарометра“, 81% граждан стран ЕС удовлетворены своей жизнью, 4% недовольны, а 15% не очень довольны. Наиболее оптимистичные настроения зафиксированы среди жителей Дании и Люксембурга. Пессимистичнее всего настроены венгры (13% совершенно недовольны жизнью, 36% - не очень довольны) [7]. Стоит отметить и Латвию, Литву и Словакию, в которых недовольна почти половина населения.
Безработица - главная проблема для граждан Евросоюза. В Германии, Польше и Греции об этой проблеме вспоминают во время опроса семь человек из 10. А во всех странах, недавно вступивших в ЕС, именно эту проблему считают самой важной (единственное исключение - Кипр, где безработицу ставят на пятое место в списке наиболее актуальных проблем).
Экономическое положение - основная проблема, по мнению граждан Италии, Нидерландов и Мальты.
Преступность значится среди пяти важнейших проблем во всех странах. Австрия и Бельгия считают ее одним из отрицательных последствий расширения ЕС. В Литве, Эстонии, Польше и Кипре считается, что преступность - наиболее значимая проблема.
Боязнь ухудшения системы здравоохранения особенно часто встречается среди новых членов. С другой стороны, данный вопрос считается самым важным в Ирландии, его ставят на второе место финны и шведы.
Иммиграция и терроризм, являющиеся главными опасностями с точки зрения испанцев и британцев, но фигурируют в самом конце списка в странах, недавно принятых в ЕС, где больше переживают насчет размеров пенсий и непомерно высоких налогов (в среднем 10%). Вопрос о пенсиях актуален также для голландцев, австрийцев и британцев (более 20%).
Не смотря на то, что в ведущих странах ЕС созданы в основном эффективные институты, достигнуты высокие социальные стандарты, также ЕС удалось подчинить развитие экономики целям повышения и поддержания качества жизни простых граждан, европейская модель социального рыночного хозяйства по-прежнему подвергается серьезным испытаниям.
Главные макроэкономические показатели экономики ЕС (за исключением роста уровня цен) плачевны. Вместо ожидаемой высокой динамики, высокой занятости и ликвидации отставания от США экономика ЕС за последние десять лет отметилась стагнацией и противоположным развитием. Глобальный финансовый и экономический кризис полностью открыл трудности современной формы европейской интеграции и европейской социальной модели. Шаги, предпринимаемые Европейским союзом, главным образом последовательные старания укрепить унификацию, говорят о том, что ЕС уже давно сбился с пути и вернуться на этот путь будет нелегко.
Рецензии:
24.12.2014, 10:00 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Тема исследования актуальна, в статье проведен сравнительный анализ, но не хватает обоснованных выводов в завершении. После незначительной корректировки статья рекомендуется к печати.
25.01.2015, 22:27 Закирова Оксана Вячеславовна Отзыв: Хорошая статья. Необходимая. |