Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 17.12.2014. Последняя правка: 17.12.2014.
Просмотров - 2861

АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ВУЗОВСКИХ РАЗРАБОТОК

Денисова Екатерина Александровна

-

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ "БелГУ")

студентка

Научный руководитель: Погарская Ольга Сергеевна, старший преподаватель, кафедра экономики НИУ «БелГУ», г. Белгород


Аннотация:
В статье рассматривается жизненный цикл вузовских разработок и особенности каждой стадии их жизненного цикла; сформулированы основные задачи, решаемые на каждой стадии жизненного цикла вузовских разработок.


Abstract:
The article discusses the life cycle of University development and the peculiarities of each stage of its life cycle; the main tasks to be solved at each stage of the life cycle of University development.


Ключевые слова:
жизненный цикл; стадии; оценка; коммерциализация

Keywords:
life cycle stage; evaluation; commercialization


УДК 628-1/-9

Жизненным циклом инновации является определенный период времени, на протяжении которого инновационный проект обладает активной жизненной силой и приносит производителю или продавцу прибыль или иную реальную выгоду. Концепция жизненного цикла вузовских разработок играет огромную роль в процессе планирования производства инноваций и организации инновационного процесса в вузах.
Объектом исследования в данной статье являются вузовские разработки, предметом – процесс аккумуляции знаний для оценки потенциала коммерческой значимости вузовских разработок в течение жизненного цикла.
Цель: повысить эффективность экспертиз в области выбора разработок, имеющих наибольшую вероятность успешной коммерциализации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
  1. проанализировать жизненный цикл вузовских разработок;

  2. определить стадии жизненного цикла производства инновационного продукта;

  3. увязать оценку вузовских разработок на каждой стадии жизненного цикла с возможностью получения инвестиций для успешной коммерциализации.

Теоретической и методологической основой данной статьи являются труды Гличева А.В., Малеева С.Б., Медынского В.Г., Ильдеменова С.В., Маслобоева А.В.
В данной статье использованы методы синтеза,анализа, индукции и аналогии. Методология исследования состоит в системном подходе.
Информационную базу составила научная литература по теме работы.
Повышение роли высокотехнологичной наукоемкой продукции на мировом рынке требует особого внимания по отношению к разработке и внедрению совершенно новой или обновленной продукции или технологии. Наиболее значимым составляющим  модели инновационного развития (модели Тройной спирали, которая основана на изучении сложного взаимодействия трех ключевых элементов: университеты – бизнес – власть) являются именно ВУЗы, которые на данный момент времени представляют собой важнейшие элементы научно-технического развития страны [1].
Наиболее актуальными признаются вопросы уничтожения существующего разрыва между стадией НИОКР и применением на практике полученных результатов в производстве, которое является причиной провала многих отечественных и зарубежных инновационных проектов [2, с. 510].
Предотвратить такой разрыв можно с помощью реализации такого подхода, при котором наиболее значимым ресурсом и источником конкурентных преимуществ выступают способности реагировать на изменения и возможности реконфигурирации комбинаций определенных ресурсов на каждой стадии развития проекта.
Жизненный цикл вузовской разработки - это определенный период времени, в течение которого инновация имеет активную жизненную силу и приносит производителю и/или продавцу какую - либо реальную выгоду (прибыль). Концепция жизненного цикла разработок оказывает большое влияние на планирование производства и на организацию инновационного процесса. Данная роль заключается в следующих положениях:
• концепция жизненного цикла инновационного проекта заставляет руководителя хозяйствующего субъекта подводить итог хозяйственной  деятельности как в настоящем времени, так и по отношению к будущему;
• данная концепция делает необходимым проведение систематической работы по планированию производства высокотехнологичной продукции, а также по приобретению новейших разработок;
• концепция жизненного цикла разработок представляет собой основу анализа и планирования инновации. При анализе можно определить, на какой стадии жизненного цикла находится та или иная разработка, какова ее перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование [3, с. 421].
Жизненный цикл каждого инновационного проекта представлен следующими стадиями:
  • зарождением, которое сопровождается реализацией необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектированием и созданием партии разработки;

  • рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);

  • зрелость (стадия, характеризующаяся массовым производством и увеличенным объемом продаж);

  • насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);

  • упадок (снижение объемов производства и уход разработанной инновации с мирового рынка).

    Существуют также жизненные циклы разработок, различающиеся видами инновационных проектов. Эти отличия характеризуют прежде всего общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри отдельного цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла зависят от особенностей той или иной разработки. Однако у каждой из данных инноваций имеется "стержневая", т.е. базовая основа жизненного цикла, имеющая определенные стадии [4, с. 756].

    Различают жизненный цикл инновационного продукта и жизненный цикл инновационной операции или процедуры.

    Жизненный цикл инновационного продукта  представляет собой период его наличия на мировом рынке или теория, которая описывает реализацию продукта с момента его поступления на рынок и до завершения процесса его производства или совершения замены на более актуальный и востребованный товар.

    Существуют следующие общие характеристики отдельных видов продуктов:

  • каждый товар обладает определенным периодом времени пребывания на рынке;

  • жизненный цикл продукции представлен отдельными фазами, следующими друг за другом;

  • каждая фаза подразумевает отдельный подход и применение особой стратегии  к каждому отдельно взятому продукту [5, 738].

    Стадии жизненного цикла каждого продукта:

  1. разработка нового товара;

  2. его выход на рынок;

  3. развитие мирового рынка;

  4. стабилизация данного рынка;

  5. уменьшение рынка;

  6. подъем рынка;

  7. падение рынка.

    Стадия разработки совершенно нового товара подразумевает организацию производителем инновационного процесса. На данной стадии происходит вложение капитала. На данном этапе осуществляются разработки нового проекта, маркетинговые исследования в целях прогнозирования возможного объема спроса на данный продукт. Именно на данной стадии предприятие должно окончательно решить - на какие именно продукты и рынки необходимо обращать наибольшее внимание. Необходимо понять, чего именно стремится достичь та или иная организация в ходе разработки и распространения новой продукции - получения  наибольшей прибыли и  наиболее выгодного положения на данном рынке или же каких-то иных целей.

    На данный момент существует большое количество источников идей для разработки новых проектов и товаров. Одним из них являются потребители. На основе проведенного анализа жалоб и предложений потребителей, обсуждений и опросов группы можно определить наиболее значимые потребности и найти пути их удовлетворения.

    Такие пути удовлетворения человеческих потребностей следует преобразовать  в замыслы това­ров. Замысел товара - это проработанный вариант идеи, который выражен наиболее важными для потребителя понятиями. Проверка замысла товара определяется его применением для удовлетворения соответствующих потребностей потребителей. Рыночные исследования характеризуют возможную перспективу товара на рынке.

    Этап выведения на рынок наступает с момента распространения продукции и ее продажа. Процедура выведения товара на рынок нуждается в определенном количестве времени, а сбыт в этот период обычно происходит медленно. Данный этап характеризуется также низким объемом продаж, высокими расходами, низкой долей прибыли на единицу продукции, незначительной конкуренцией.

    Стадия развития рынка характеризуется увеличением объема продаж продукции. Продолжительность такого периода показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

    На стадии роста существенно возрастает спрос, что позволяет расширить производство данной продукции. Сбыт на этой стадии зависит от признания и распространения (или диффузии) товара. Кроме того, на данном этапе можно наблюдать превышение спроса над предложением и увеличение прибыли.

    Для максимального продления периода интенсивного роста объема продаж и быстрого роста рынка можно увеличить качество новой продукции, наделив ее дополнительными свойствами; использовать новые направления распределения; своевременно уменьшить цены с целью привлечения дополнительного наибольшего числа потребителей.

    Стадия стабилизации рынка показывает, что рынок уже содержит большой объем данного товара, продажа достигает какого-то определенного предела и дальнейшего ее роста уже не предвидеться.

    На этапе зрелости  сокращаются темпы роста объемов продаж, сбыт осуществляется по мере насыщения рынка. Потребление на душу населения уменьшается. Конкуренция достигает максимального значения. На данном этапе можно использовать стратегию улучшения качества, которую используют с целью совершенствование функциональных характеристик продукта, в том числе долговечности, надежности, скорости, вкуса. Данная стратегия будет эффективной в том случае, если качество можно улучшить.

    Стадия уменьшения рынка (упадок) характеризуется сокращением  сбыта товара, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все необходимые предпосылки к увеличению объема продажи данной продукции. Две последних стадии могут отсутствовать, поскольку их наличие можно наблюдать при диверсификации рынка.

    Стадия подъема рынка - продолжение предыдущего этапа. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает рассматривать условия спроса, изменять свою кадровую и ценовую политику, применять различные способы и формы материального стимулирования продажи продукта как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки).

    Все это позволит производителю или продавцу увеличить объем продажи товара на какой-то временной период. Но он уже не сможет возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка характеризуется значительно коротким периодом времени и переходит в последний этап – стадию падения рынка [4, с. 790].

    Стадия падения рынка показывает резкое уменьшение объемов продажи товара, т.е. его падение до нуля. На этом этапе осуществляется полная реализация продукта или полное приостановление его продажи из-за его ненужности покупателям.

    Данная стадия представляет собой устойчивое сокращение спроса и рынка. Покупатели теряют интерес к тому или иному товару, возникают лишние производственные мощности. Создаются товары-заменители, осуществляется уменьшение цен и производства товара [5, с. 735].

    Существуют также и другое понимание относительно основных стадий жизненного цикла продукции. В зависимости от особенностей, различий форм существования продукции, способов воздействия на ее свойства можно выделить следующие стадии:

  1. Исследование и проектирование.

  2. Изготовление.

  3. Обращение и реализация.

  4. Использование, эксплуатация.

  5. Утилизация [3, с. 424].

    Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что жизненный цикл нового товара представляет собой продолжительность периода его существования от начальной формы до выхода продукции из употребления и ее утилизации.

    Развитие бизнеса многих организаций основано на управлении жизненным циклом инновационных проектов. Недочеты в процессе управления жизненным циклом приводят к ряду различных последствий, которые негативно сказываются на всей деятельности предприятия [6, с. 239].

    Можно насчитать 5 укрупнённых стадий жизненного цикла инноваций:

    1. исследовательская, которая представляет собой создание новых идей (изобретений, патентов, открытий), их аккумуляции, конкурсного отбора и формирования предложений для коммерческого использования и продвижения;

    2. техническая –  фильтрация предлагаемых идей и разработок, превращение их в действующие прототипы и добавление к прототипам технологии производства, предложение инновационных проектов предпринимателям;

    3. производственная, представляющая собой отбор инновационных проектов, выпуск новой наукоёмкой продукции в мелкосерийном и массовом производстве;

    4. диффузия инноваций – государственное, хозрасчётное, корпоративное и рыночное распространение нововведений;

    5. рутинизация, т.е. растворение и перенос новизны нововведения.

      Достоинства жизнециклической концепции инноваций проявляются в обеспечении:

  • учета фактора времени,
  • выявления центральной тенденции процесса,
  • наглядности динамики преобразований,
  • логики развертывания инновационного процесса,
  • наглядности и прозрачности материальных, информационных и финансовых потоков,
  • возможности математического моделирования стадий и процессов,
  • возможности применения альтернативных методов прогнозирования [9, с. 569].
    Наиболее важным преимуществом жизнециклической концепции является создание математических моделей жизненных циклов. Наиболее результативные возможности для принятия оптимальных решений инновационный менеджер получает на основании анализа и детального изучения жизненного цикла организации как открытой системы [8, с. 854].
    Инновационное предпринимательство, выступая в качестве бизнес-процесса, включает в себя такие стадии, как: поиск инновационной идеи, создание бизнес-плана инновационного проекта, поиск необходимых ресурсов, управление созданным предприятием.
    Следует также отметить, что на каждой из данных стадий аналитик располагает достаточно различным объемом, качеством и полнотой исходной информации для оценки эффективности инвестиционного проекта [2, с. 511].
    С учетом того, что накопление знаний по проекту осуществляется нарастающее по мере его перехода на новый этап, появляется необходимость привлечения новых знаний для принятия верного управленческого решения в отношении конкретного проекта.
    Последствия неверных решений, принятых на ранней стадии развития технологии (РСРТ), увеличиваются по мере прохождения стадий жизненного цикла, поэтому конкурентные преимущества той или иной продукции должны быть обеспечены уже на РСРТ [1].
    Чем раньше будет осуществлена корректировка показателей качества проекта, тем легче его будет коммерциализовать. Для обеспечения конкурентоспособности вузовских разработок рекомендуется на следующий этап проектирования переходить только после достижения необходимого уровня экономической эффективности, качества и конкурентоспособности товара средствами предыдущего этапа, имея при этом полный набор необходимых и достаточных знаний.
    Инновационный цикл проектов не позволяет получить детальное представление о том, что нужно делать с идеей, чтобы нарастить ее коммерческий потенциал [7, с. 460].
    С целью решения этой проблемы, необходимо управление знаниями посредством комплементарного взаимодействия между различными «игроками», как в пределах цепочки создания стоимости, так и вне ее. Для согласования позиций различных игроков относительно единой для всех цели в условиях неопределенности внешних и внутренних условий и разнонаправленности векторов интересов, наиболее эффективными являются методы использования экспертного знания, позволяющие существенно повысить точность как оценочных, так и прогнозных моделей за счёт расширения круга рассматриваемых параметров, как количественных, так и качественных, что значительно позволяет приблизить модели к реальности. Такая оценка на каждом этапе жизненного цикла вузовских разработок позволит повысить эффективность процедуры экспертизы проекта вузовских разработок и снять неопределенности получения экономической выгоды.

Библиографический список:

1. Kalugin V.A., Pogarskaya O.S., Malikhina I.O. The principles and methods of the appraisal of commercialization projects of the universities innovations // World Applied Sciences Journal. – 2013. – Volume 25. – Number 1.
2. Погарская О.С. Университетский трансфер технологий как ключевой фактор развития российской экономики знаний // Международный научно-теоретический журнал «Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права». - 2013. – Вып. 4 (48) . – 504 – 512 с.
3. Гличев А.В. Жизненные циклы инновации. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. – 420 - 424 с.
4. Малеева С.Б., Савруков Н.Т. Экономические основы технологического развития. СП6: Политехника, 2000, - 740 - 792 с.
5. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, - 735 - 743 с.
6. Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Воробьев В.П. Инновационный менеджмент. — М.:ИНФРА-М, 2002, - 234 – 245 с.
7. Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2001, - 456 – 464 с.
8. Инновации в технологических системах и их развитие: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2001, - 854 с.
9. Кондратьева С.И. Развитие технологических систем в экономике: Практикум. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»: МУПК, 2002, - 566 - 570 с.




Рецензии:

27.12.2014, 15:07 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Сама идея автора применить концепцию ЖЦТ к вузовским разработкам интересна и имеет практическую значимость. Однако при характеристике отдельных стадий ЖЦТ используются формулировки, характерные для товара, а не для научной разработки. Рекомендую адаптировать подход применительно к вузовским разработкам в соответствии с идеей автора. Статья нуждается в доработке.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх