-
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ "БелГУ")
студентка
Научный руководитель: Погарская Ольга Сергеевна, старший преподаватель, кафедра экономики НИУ «БелГУ», г. Белгород
УДК 628-1/-9
проанализировать жизненный цикл вузовских разработок;
определить стадии жизненного цикла производства инновационного продукта;
увязать оценку вузовских разработок на каждой стадии жизненного цикла с возможностью получения инвестиций для успешной коммерциализации.
зарождением, которое сопровождается реализацией необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектированием и созданием партии разработки;
рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
зрелость (стадия, характеризующаяся массовым производством и увеличенным объемом продаж);
насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
упадок (снижение объемов производства и уход разработанной инновации с мирового рынка).
Существуют также жизненные циклы разработок, различающиеся видами инновационных проектов. Эти отличия характеризуют прежде всего общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри отдельного цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла зависят от особенностей той или иной разработки. Однако у каждой из данных инноваций имеется "стержневая", т.е. базовая основа жизненного цикла, имеющая определенные стадии [4, с. 756].
Различают жизненный цикл инновационного продукта и жизненный цикл инновационной операции или процедуры.
Жизненный цикл инновационного продукта представляет собой период его наличия на мировом рынке или теория, которая описывает реализацию продукта с момента его поступления на рынок и до завершения процесса его производства или совершения замены на более актуальный и востребованный товар.
Существуют следующие общие характеристики отдельных видов продуктов:
каждый товар обладает определенным периодом времени пребывания на рынке;
жизненный цикл продукции представлен отдельными фазами, следующими друг за другом;
каждая фаза подразумевает отдельный подход и применение особой стратегии к каждому отдельно взятому продукту [5, 738].
Стадии жизненного цикла каждого продукта:
разработка нового товара;
его выход на рынок;
развитие мирового рынка;
стабилизация данного рынка;
уменьшение рынка;
подъем рынка;
падение рынка.
Стадия разработки совершенно нового товара подразумевает организацию производителем инновационного процесса. На данной стадии происходит вложение капитала. На данном этапе осуществляются разработки нового проекта, маркетинговые исследования в целях прогнозирования возможного объема спроса на данный продукт. Именно на данной стадии предприятие должно окончательно решить - на какие именно продукты и рынки необходимо обращать наибольшее внимание. Необходимо понять, чего именно стремится достичь та или иная организация в ходе разработки и распространения новой продукции - получения наибольшей прибыли и наиболее выгодного положения на данном рынке или же каких-то иных целей.
На данный момент существует большое количество источников идей для разработки новых проектов и товаров. Одним из них являются потребители. На основе проведенного анализа жалоб и предложений потребителей, обсуждений и опросов группы можно определить наиболее значимые потребности и найти пути их удовлетворения.
Такие пути удовлетворения человеческих потребностей следует преобразовать в замыслы товаров. Замысел товара - это проработанный вариант идеи, который выражен наиболее важными для потребителя понятиями. Проверка замысла товара определяется его применением для удовлетворения соответствующих потребностей потребителей. Рыночные исследования характеризуют возможную перспективу товара на рынке.
Этап выведения на рынок наступает с момента распространения продукции и ее продажа. Процедура выведения товара на рынок нуждается в определенном количестве времени, а сбыт в этот период обычно происходит медленно. Данный этап характеризуется также низким объемом продаж, высокими расходами, низкой долей прибыли на единицу продукции, незначительной конкуренцией.
Стадия развития рынка характеризуется увеличением объема продаж продукции. Продолжительность такого периода показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.
На стадии роста существенно возрастает спрос, что позволяет расширить производство данной продукции. Сбыт на этой стадии зависит от признания и распространения (или диффузии) товара. Кроме того, на данном этапе можно наблюдать превышение спроса над предложением и увеличение прибыли.
Для максимального продления периода интенсивного роста объема продаж и быстрого роста рынка можно увеличить качество новой продукции, наделив ее дополнительными свойствами; использовать новые направления распределения; своевременно уменьшить цены с целью привлечения дополнительного наибольшего числа потребителей.
Стадия стабилизации рынка показывает, что рынок уже содержит большой объем данного товара, продажа достигает какого-то определенного предела и дальнейшего ее роста уже не предвидеться.
На этапе зрелости сокращаются темпы роста объемов продаж, сбыт осуществляется по мере насыщения рынка. Потребление на душу населения уменьшается. Конкуренция достигает максимального значения. На данном этапе можно использовать стратегию улучшения качества, которую используют с целью совершенствование функциональных характеристик продукта, в том числе долговечности, надежности, скорости, вкуса. Данная стратегия будет эффективной в том случае, если качество можно улучшить.
Стадия уменьшения рынка (упадок) характеризуется сокращением сбыта товара, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все необходимые предпосылки к увеличению объема продажи данной продукции. Две последних стадии могут отсутствовать, поскольку их наличие можно наблюдать при диверсификации рынка.
Стадия подъема рынка - продолжение предыдущего этапа. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает рассматривать условия спроса, изменять свою кадровую и ценовую политику, применять различные способы и формы материального стимулирования продажи продукта как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки).
Все это позволит производителю или продавцу увеличить объем продажи товара на какой-то временной период. Но он уже не сможет возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка характеризуется значительно коротким периодом времени и переходит в последний этап – стадию падения рынка [4, с. 790].
Стадия падения рынка показывает резкое уменьшение объемов продажи товара, т.е. его падение до нуля. На этом этапе осуществляется полная реализация продукта или полное приостановление его продажи из-за его ненужности покупателям.
Данная стадия представляет собой устойчивое сокращение спроса и рынка. Покупатели теряют интерес к тому или иному товару, возникают лишние производственные мощности. Создаются товары-заменители, осуществляется уменьшение цен и производства товара [5, с. 735].
Существуют также и другое понимание относительно основных стадий жизненного цикла продукции. В зависимости от особенностей, различий форм существования продукции, способов воздействия на ее свойства можно выделить следующие стадии:
Исследование и проектирование.
Изготовление.
Обращение и реализация.
Использование, эксплуатация.
Утилизация [3, с. 424].
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что жизненный цикл нового товара представляет собой продолжительность периода его существования от начальной формы до выхода продукции из употребления и ее утилизации.
Развитие бизнеса многих организаций основано на управлении жизненным циклом инновационных проектов. Недочеты в процессе управления жизненным циклом приводят к ряду различных последствий, которые негативно сказываются на всей деятельности предприятия [6, с. 239].
Можно насчитать 5 укрупнённых стадий жизненного цикла инноваций:
исследовательская, которая представляет собой создание новых идей (изобретений, патентов, открытий), их аккумуляции, конкурсного отбора и формирования предложений для коммерческого использования и продвижения;
техническая – фильтрация предлагаемых идей и разработок, превращение их в действующие прототипы и добавление к прототипам технологии производства, предложение инновационных проектов предпринимателям;
производственная, представляющая собой отбор инновационных проектов, выпуск новой наукоёмкой продукции в мелкосерийном и массовом производстве;
диффузия инноваций – государственное, хозрасчётное, корпоративное и рыночное распространение нововведений;
рутинизация, т.е. растворение и перенос новизны нововведения.
Достоинства жизнециклической концепции инноваций проявляются в обеспечении:
Рецензии:
27.12.2014, 15:07 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Сама идея автора применить концепцию ЖЦТ к вузовским разработкам интересна и имеет практическую значимость. Однако при характеристике отдельных стадий ЖЦТ используются формулировки, характерные для товара, а не для научной разработки. Рекомендую адаптировать подход применительно к вузовским разработкам в соответствии с идеей автора. Статья нуждается в доработке.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий