Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Электротехника, Физика, Машиностроение, Нанотехнологии, Техника, Управление инновациями
Размещена 19.12.2014. Последняя правка: 18.12.2014.
Просмотров - 7051

Проблема насыщения по кинетическому моменту типовых гиродинов и её решение

Тарасов Алексей Александрович

ОАО "МСВ-СДП"

Инженер

Аннотация:
В статье рассматриваются актуальные проблемы эксплуатации силовых гироскопов на космических аппаратах и предлагаются способы их устранения.


Abstract:
The article deals with topical issues of operating power gyroscopes in space and suggests ways to address them.


Ключевые слова:
космос; космический аппарат; гиродин; гироскоп; прецессия; гироскопический момент; насыщение по кинетическому моменту

Keywords:
space; spacecraft; giradin; gyroscope; precession; gyroscopic moment; the saturation of the kinetic moment


УДК 62-1/-9

Гиродин — вращающееся инерциальное устройство, применяемое для высокоточной ориентации и стабилизации, как правило, космических аппаратов (КА), обеспечивающее правильную ориентацию в полете и предотвращающее беспорядочное вращение. Это двухстепенный управляющий силовой гироскоп, выступающий в роли гиростабилизатора. На КА он заменил более простые системы на базе двигателя-маховика [1].

Принцип же работы гиродина заключается в создании гироскопического момента, действующего через опоры двухстепенного гироскопа (рисунок 1).

1.png

Однако гиродины имеют особенность насыщения по кинетическому моменту. В результате чего положительный момент, являющийся проекцией гироскопического момента, используемый для стабилизации КА становится равен нулю, а дальнейший поворот гироскопа создаст отрицательную проекцию сил, т.е. отрицательный момент (рисунок 2).

02.png

Если внешние возмущения постоянно закручивают аппарат в одну и ту же сторону, то со временем гироскоп выходит на предельный угол поворота и теряет эффективность, тогда его приходится «разгружать» (рисунок 3), включая при этом двигатели ориентации и расходуя топливо [1].

03.png

Существует новый тип гиродинов с трёхстепенным гироскопом (Рисунок 4, патент РФ №2495789) [6].

4.png

Во время своей работы гироскоп такого гиродина осуществляет синхронный поворот сразу по двум взаимно-перпендикулярным осям. Одна из которых осуществляет поворот не на 360º, а только на 180º, после чего осуществляет обратный ход (рисунок 5).

5.png

Таким образом, несмотря на то, что избежать насыщения гироскопа по кинетическому моменту не удаётся, мы получаем возможность избежать появления отрицательного момента (рисунок 6).

06.png

Поскольку гироскоп гиродина из патента РФ №2495789 после прохождения точки насыщения не меняет направление кинетического момента то период «разгрузки» для него не требуется. Это позволяет не включать двигатели ориентации и избежать расхода топлива КА.

В случае применения не одного, а двух (рисунок 7) и более гироскопов, работающих со смещением полупериодов графиков моментов, то их суммарный момент будет составлять прямую линию.

07.png

Таким образом, мы получаем устройство, осуществляющее плавное вращение КА, не требующее включения двигателей ориентации и своей остановки для проведения «разгрузки», что даёт экономию топлива.

Экономия топлива в космических условиях является очень важным и актуальным вопросом по сей день.

Так, например, в октябре 2003 г. во время предполетной расконсервации корабля "Союз ТМА2" экипаж по ошибке нажал на две кнопки, кратковременно запустив двигатели, что привело к развороту Международной космической станции на 25 градусов. «Для возвращения станции в нужное положение мы потратили большое количество топлива»,– заявил заместитель руководителя полетом МКС с российской стороны Валерий Рюмин [7].

Расхода топлива можно было бы избежать, использовав устройство из патента РФ №2495789.

Главными критериями системы для ориентации и стабилизации космических аппаратов являются:

1) малые габариты,

2) высокий КПД,

3) потребление только электроэнергии,

4) износостойкость,

5) простота в эксплуатации,

6) простота в ремонте.

Всем этим критериям соответствует упомянутое выше устройство. Это устройство можно установить на любой космический аппарат, для управления его ориентацией и стабилизацией.

Заглядывая в будущее нужно сказать:

Допустим, перед нами стоит задача по созданию космической станции нового поколения, обеспечивающей длительное пребывание персонала на её борту без негативных последствий. Защитить от космического излучения и подобных вредных факторов, находящийся внутри станции персонал, можно применяя более совершенные материалы и покрытия, но нейтрализовать негативное воздействие невесомости можно лишь искусственной гравитацией.

На сегодняшний день, практически, иллюзия гравитации может создаваться различными физическими силами, например, силой инерции – «Центробежной Силой» (рисунок 8) [5].

08.png

Рисунок 8. Традиционная схема, используемая при рассмотрении «Центробежной Силы».

Для того чтобы использовать «Центробежную Силу» максимально эффективно, космическая станция, в классическом понимании, должна иметь вид тора (рисунок 9).

09.jpg

Рисунок 9. Космическая станция в виде тора.

Строительство корпуса подобной станции не может вызвать серьёзных трудностей, но надёжная система её вращения и стабилизации до сих пор не разработана. Существует множество предложений как раскрутить такую станцию, начиная от экзотических – с применением солнечного паруса, и заканчивая самыми простыми – установив реактивные двигатели. Все эти методы не выдерживают критики, поскольку некоторые из них, такие как солнечный парус, слишком громоздки и не могут обеспечить стабильное вращение, а реактивные двигатели имеют низкий КПД, требуют наличия топлива, которое будет занимать полезный объём станции и вызовет необходимость периодической его доставки. Самым удобным вариантом будет установка на станцию устройства из патента РФ №2495789.

Искусственная гравитация необходима при освоении дальнего космоса. При длительных перелётах необходимо нейтрализовать действие невесомости на организм членов экипажа космического корабля, в этом случае космический корабль, в своей конструкции, должен иметь тороидальный элемент [4] (рисунок 10).

10.jpg

Рисунок 10. Проект космического корабля Nautilus-X с искусственной гравитацией, которая создаётся его вращением.

Здесь также удобнее всего применить устройство из патента РФ №2495789.

Библиографический список:

1. Гиродин. [Электронный ресурс] Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E8%F0%EE%E4%E8%ED (Дата обращения: 14.12.2014).
2. Гироскоп. [Электронный ресурс] Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гироскоп (Дата обращения: 14.12.2014).
3. Прецессия. [Электронный ресурс] Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E5%F6%E5%F1%F1%E8%FF (Дата обращения: 14.12.2014).
4. Искусственная гравитация. [Электронный ресурс] Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%EA%F3%F1%F1%F2%E2%E5%ED%ED%E0%FF_%E3%F0%E0%E2%E8%F2%E0%F6%E8%FF (Дата обращения: 14.12.2014).
5. Петров В. М. Рассуждения на тему «ЦЕНТРОБЕЖНАЯ СИЛА». [Электронный ресурс] petrovlam. URL: http://www.petrovlam.ru/v_stat.php?id=77&tabl=zentrob (Дата обращения: 14.12.2014).
6. Патент РФ №2495789. [Электронный ресурс] ФИПС. URL: http://www1.fips.ru/Archive/PAT/2013FULL/2013.10.20/DOC/RUNWC2/000/000/002/495/789/document.pdf (Дата обращения: 14.12.2014).
7. Экипаж корабля "Союз-ТМА-2" благополучно вернулся на Землю. [Электронный ресурс] Подробности. URL: http://podrobnosti.ua/podrobnosti/2003/10/28/84842.html (Дата обращения: 14.12.2014).
8. Раушенбах Б.В., Токарь Е.Н. Управление ориентацией космических аппаратов. М.: Наука, 1974, 600с.




Рецензии:

27.12.2014, 16:12 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: С точки зрения экономиста, в статье не хватает оценки экономического эффекта от представленной разработки. Также следует обратить внимание, что формально, структура научной статьи предполагает обоснование актуальности, цели и задач, предмета исследования, методологии, а также личного вклада автора. По содержанию разработки судить не берусь.

27.12.2014 19:19 Ответ на рецензию автора Тарасов Алексей Александрович:
Уважаемая Ольга Анатольевна. 1. Вы абсолютно правы, финансово-экономический эффект в этой статье не рассматривается, поскольку статья сконцентрирована на чисто техническом аспекте проблемы и на её решении. 2. Актуальность проблемы экономии топлива на космических аппаратах вряд ли нуждается в каких-либо обоснованиях. Маховики, двигательная установка, магнитные катушки – три способа ориентации спутников являющихся наиболее распространенными в настоящее время. Маховики требуют «разгрузки», а реактивные двигатели и магнитные катушки имеют очень низкий КПД. Поэтому, наличие новой высокоэффективной системы ориентации и стабилизации КА, которая вместо топлива использует только энергию аккумуляторных и солнечных батарей, легко восполняемой в космосе, открывает новые возможности космических исследований. 3. О моём личном вкладе в решение проблемы сказано здесь: http://www.freepatent.ru/patents/2495789 и здесь: http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/ в графе «патентообладатель».

27.12.2014, 21:19 Каменев Александр Юрьевич
Рецензия: Согласен с предыдущим рецензентом - главное, что недостает чёткой формулировки личного вклада автора. Следует разобраться с этим, после чего статья может быть рекомендована к печати.
29.12.2014 10:10 Ответ на рецензию автора Тарасов Алексей Александрович:
Уважаемый Александр Юрьевич. Как я уже писал ранее, о моём личном вкладе в решение проблемы сказано здесь: http://www.freepatent.ru/patents/2495789 и здесь: http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/ в графе «патентообладатель». Если Вам этого недостаточно, то прошу Вас пояснить более подробно, что Вы имеете ввиду под фразой: «недостает чёткой формулировки личного вклада автора»?

29.12.2014, 11:38 Каменев Александр Юрьевич
Рецензия: Следует кратко процитировать основные положения патента с указанием - что конкретно сделал автор.
29.12.2014 15:15 Ответ на рецензию автора Тарасов Алексей Александрович:
Уважаемый Александр Юрьевич. Всё что касается моего изобретения всё разработано мной. Что конкретно Вас интересует?



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх