Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 18.12.2014.
Просмотров - 3125

Современная гармонизация налогового законодательства в едином экономическом пространстве (ЕЭП)

Гилевская Анастасия Николаевна

-

ПолесГУ

студентка

Бондарук Марина Степановна, студент, УО Полесский государственный университет. Германович Наталья Евгеньевна, УО Полесский государственный университет, ассистент кафедры финансов


Аннотация:
В данной работе описывается современное состояние налоговой системы в ЕЭП, приводящее к сближению налоговых законодательств, призванных ускорить экономическое сотрудничество, становление общего рынка и интеграцию экономик государств. Так же проанализировано налогообложение в Республике Беларусь, России, Казахстане.


Abstract:
In this work the current state of tax system in the Common economic space leading to rapprochement of the tax law urged to accelerate economic cooperation, formation of a common market and integration of economies of the states is described. The taxation in Republic of Belarus, Russia, Kazakhstan is also analysed.


Ключевые слова:
налоговая система; налог; ставка налога; доходы; бюджет; налогообложение; НДС; Таможенный союз

Keywords:
tax system; tax; tax rate; income; budget; taxation; VAT; Customs union


УДК 33.338.001.36

Налоговая политика проводится каждой страной с учетом признания своего суверенитета, возможности самостоятельно собирать на своей территории налоги и формировать свой собственный бюджет исходя из национальных интересов. Поэтому гармонизация в области налоговой политики представляется скорее эволюционным процессом, целью которого является не создание единой налоговой системы, а именно общая координация налоговых процессов, первоначально затрагивающих сферу налогообложения в объеме, необходимом для функционирования общего рынка.

  Гармонизация налоговых систем – это не простое установление одинаковых и по возможности минимальных ставок налогов и других идентичных элементов налогообложения. Задача заключается в том, чтобы построить эффективные национальные налоговые системы, с одной стороны, обеспечивающие финансирование необходимого уровня национальных расходов, а с другой - способствующие становлению общего рынка и через него - экономическому росту, свободному движению товаров и капитала, привлечению инвестиций.

На сегодняшний момент между государствами - членами Таможенного союза и ЕЭП достаточно сближены перечни применяемых налогов, механизмы их взимания, а также принципы налогообложения взаимной торговли.

При дальнейшей гармонизации налоговых законодательств государств - членов Таможенного союза и ЕЭП придется учитывать тот факт, что экономики Беларуси, России и Казахстана имеют объективные различия. И в ближайшее время прийти к полной унификации налоговых ставок, применяемых в трех странах, не удастся. Слишком разные структуры экономик и уровни государственных обязательств. Наиболее показательно это проявляется в отношении налога на добавленную стоимость (НДС).

В настоящее время для подавляющего большинства стран НДС является главным доходным источником бюджета. В Беларуси НДС (20%) является основным доходным источником и формирует почти 33,7% доходов консолидированного бюджета. В России за счет НДС формируется 15,4% доходов бюджета (ставка - 18%), в Казахстане - 9,9% (ставка - 12%). У Российской Федерации и Республики Казахстан ставки НДС объективно ниже, поскольку, имея стратегические природные ресурсы, обе эти страны формируют значительные доходы бюджета от нефтегазового сектора. Без учета этих доходов дефицит бюджета в России в условиях 2013 г., по оценкам, составил бы минус 9,9 - 10,6% к ВВП, в Казахстане - минус 6,1 - 7,2% к ВВП. Соответственно при отсутствии данного доходного источника ни Россия, ни Казахстан не смогли бы себе позволить сравнительно невысокие ставки НДС.

Это подтверждает пример европейских стран, среди которых прослеживается четкая тенденция увеличения ставок НДС в последние годы, что обусловлено необходимостью финансирования растущих государственных расходов, в том числе связанных со стабилизацией внешнего государственного долга и выходом из долгового кризиса.

Также необходимо рассматривать снижение ставки НДС и с точки зрения повышения конкурентоспособности отечественных товаров и стимулирования экспорта. Зачетная система взимания НДС с применением к экспорту нулевой ставки налога и налогообложением импорта не оказывает искажающего влияния на условия конкуренции, в том числе в Таможенном союзе, поскольку на территории каждого государства применяются единые национальные ставки как к отечественным, так и импортным товарам. Кроме того, экспорт полностью освобождается от НДС за счет применения нулевой ставки, а импорт облагается по ставкам, действующим в стране - потребителе товара.

Таким образом, на территории каждого государства - члена Таможенного союза установлены равные условия конкуренции для всех товаров и принятия решений по унификации ставок НДС не требуется.

Необходимо отметить тот факт, что проблема налогового мошенничества, связанного с уплатой НДС, актуальна во всех странах мира, применяющих зачетную систему НДС, - не только в Беларуси. И механизм, который используется сегодня в трех странах, действительно предполагает конкретные обязанности по подтверждению уплаты этого налога. Уйти от механизма подтверждения уплаты НДС в стране назначения товара для целей освобождения от налога в стране-экспортере в ближайшее время не удастся. Но для облегчения исполнения таких административных процедур будет происходить совершенствование налогового администрирования. Налоговые органы трех стран значительно усилят электронное взаимодействие между собой, оперативная информация будет передаваться налоговыми органами и плательщиками в электронном виде. Соответственно заполнение бумажных заявлений, их почтовая пересылка сократятся.

Несправедливо уравнивать администрирование косвенных налогов в Беларуси и обязанность налогоплательщиков по контролю за уплатой налогов их контрагентами. Суть налогового администрирования в другом: налог - это всего лишь производная. Налог позволяет иметь стопроцентную уверенность в том, что товар находится за пределами государства, из которого был осуществлен его экспорт. Как бы ни была построена налоговая система в государстве, имеющем косвенные налоги, налоговая служба страны-экспортера всегда предъявляет главное требование к своему налогоплательщику. Пока налоговая система в Таможенном союзе работает именно так. Хотя в Беларуси и видят некоторые издержки такой системы. К тем модификациям налоговой системы, которые предлагает Беларусь, наши партнеры по ЕЭП по разным причинам не готовы.

Свои особенности имеет и гармонизация ставок прямых налогов, прежде всего налога на доходы и прибыль организаций. Налоги на прибыль и доходы напрямую влияют на выбор места регистрации и осуществления деятельности, а также на принятие решений по инвестированию в экономику того или иного государства. При этом прямые налоги также являются одним из основных доходных источников бюджета, что непосредственно оказывает влияние на размеры конкретных ставок налогов.

Республикой Беларусь налог на прибыль рассматривается в качестве основного налога, обеспечивающего ее инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность экономики в ЕЭП. Поэтому страна с 2012 г. установила минимальную на территории Таможенного союза ставку налога на прибыль, которая в настоящее время составляет 18%, в то время как у партнеров она равняется 20%.

В Республике Беларусь формирование налоговых доходов за I квартал 2014 года на 92,0 % обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (38,7 %), подоходного налога (17,6 %), акцизов (11,2 %), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности(10,3 %), налога на прибыль (8,3 %), налогов на собственность (5,9 %).

Определенный уровень гармонизации корпоративного налогообложения в рамках Таможенного союза необходим для устранения негативного влияния различий в налогообложении на трансграничный бизнес.

Еще одним чувствительным направлением в области налоговой гармонизации с точки зрения обеспечения дополнительной конкурентоспособности экономик стран - участниц интеграционных образований являются отчисления на социальное страхование.

Беларусь ограничена в своих финансовых возможностях в связи со сложившейся демографической ситуацией. Ценой достаточно высокого уровня пенсий в стране пока остаются высокие отчисления на социальное страхование. Другие страны в отличие от Беларуси имеют возможности финансировать дефицит своих пенсионных фондов из других источников. Поэтому Россия, например, могла себе позволить снижение общей ставки таких отчислений до 30%. У нашей страны такой возможности нет. Как временная мера рассматривается возможность снижения в Беларуси ставки отчислений в ФСЗН на ближайшие 2 года на 1 - 2%. Для снижения ставки отчислений в ФСЗН в Беларуси потребуется комплексная пенсионная реформа, которая повлечет за собой: повышение пенсионного возраста, изменение самой системы пенсионного страхования, перераспределение страховой нагрузки между нанимателями и работниками.

 Для гармонизации налоговых систем стран Таможенного союза каждое государство должно делать свою налоговую систему конкурентоспособной. Вместе с тем, необходимо  вырабатывать конкретные механизмы и коридоры сближения налоговых законодательств, призванных ускорить экономическое сотрудничество, становление общего рынка и интеграцию экономик государств - членов Таможенного союза и ЕЭП в мировые процессы экономической глобализации.

Библиографический список:

1. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/ym2014.pdf. – Дата доступа: 15.12.2014.
2. От частных интересов - к общим: как гармонизировать налоговое законодательство в ЕЭП/ Налоги Беларуси. – 2013. - №20.
3. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/. – Дата доступа: 17.11.2014.




Рецензии:

23.12.2014, 20:37 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Статья актуальна и интересна, содержит сравнительные характеристики ставок и механизмов взимания налогов, некоторые обороты не совсем корректны (чувствительные направления; пока остаются высокие отчисления)и т.д., после редактирования статья рекомендуется к печати

23.12.2014 23:23 Ответ на рецензию автора Гилевская Анастасия Николаевна:
Наталья Ивановна. нам необходимо редактировать статью?



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх