доктор философских наук, профессор
Северо-Кавказский федеральный университет. Филиал в г. Пятигорске
профессор кафедры "Истории и философии права"
УДК 394
Диаспоры людям известны давно, но специального, теоретического рассмотрения они удостоились с задержкой, если не добавлять их игнорирование государственной политикой. Интерес к ним в России пробудился недавно, в связи с тем, что после распада СССР немалое число лиц наций этого Союза переехало в другие страны, осело там, уменьшив, тем самым, численность населения ставших самостоятельными республик. Кроме того, часть лиц этих наций оказалась отсеченной от своих национальных республик бывшими внутренними, но ставшими внешними межреспубликанскими границами, что превратило «внутренние диаспоры» во «внешние». Если обычно, диаспоры возникают переездами при неподвижности границ, то в этом случае иначе. В числе последствий этих изменений не только ухудшение жизни преобладающей части тех, кто стал членом диаспоры. Вместе с этим не только желание власти родной республики переезда этих «иностранцев» в «родную страну». Пришлось неотложно формировать в содержании зарубежной национальной политики диаспориальный компонент ради возвращения обособившихся членов своих наций к себе назад. Где сильно постарались, там создали «Министерство диаспор» (Израиль, Грузия, Армения [1]).
Действия в этих направлениях д//остались неотложно власти России [2], Казахстана [5], поскольку русских лиц оказалось в немалой численности на противоположной стороне, а казахов у себя. Те же русскоязычные оказались и в Прибалтийских республиках, став недовольными возникшим положением. Контакты сторон по данному поводу поднялись до уровня СНГ. Чтобы действовать в такой ситуации стал выпускаться «Информационно- аналитический бюллетень: «Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье» (с 1996 г., директор Затулин К.Ф.). «Русскоязычными» названы члены зарубежных диаспор всех тех наций, основные части которых находятся в России. Выход к ним в целях установления с ними политических, культурных контактов затруднился тем, что диаспоры не удостоились в СССР идеологического, научно-познавательного внимания. По тому времени зарубежные национальные меньшинства определились, в основном, после окончания в России гражданской войны. Выехавшие предстали в странах западной Европы, США. После эмиграции белогвардейцев произошло выселение неугодных оппозиционеров за рубеж, что слабым образом повторилось в 1960- гг. при преследовании диссидентов. Ныне воздержание от политического признания «своих зарубежцев», контактов с ними ликвидировано. Доступны труды зарубежных исследователей диаспор: Скиннера Э. (Skinner E., 1982 г.), Эсмана М. (Esman M., 1986 г.), Мариенстраса Р. (Marienstras R., 1989 г.), Сафрана У. (Safran W., 1991 г.), Дабага М. (Dabag M., 1993 г.), Плата К. (Platt K., 1993 г.), Коэна Р. (Cohen R., 1995 г.), Тололяна Х. (Tololyan K., 1996 г.) и др. Но, если к этому времени диаспоры описывались преподавателями, учеными из членов диаспор, то к ним присоединились ученые родных им стран, которые стали осуществлять узкопредметные культурологические, социологические, политологические исследования. В этом плане примечательны: Арутюнов С.А., Аствацатурова М.А. [2], Бубашвили Г.Э., Дятлов В., Калустьянц Ж.С., Ким А.С. [4], Назаров Р.Р., Мыльников М.А., Полоскова Т.В., Ручкин А.В., Тишков В.А [8]., Хабибулина Н.Н. [9] и др. [6].
С их действиями подошла потребность всестороннего, комплексного рассмотрения диаспор с выражением всех общих, преобладающих показаний бывших и наличных в мире. На выражение такой интегративной науки претендуют: «теория национальных диаспор», «этнодиаспороведение», «этнодиаспорология». Их выработка осуществляется с учетом опыта случаев формирования комплексных наук – биологии, конфликтологии, науковедения, экологии и др. В составе источников «этнология» [3].
Построение такой науки осуществляется сочетанием исторического и теоретического подходов. В первом случае имеет место учет, выражение порождения, этапов развития, хода изменений социальных групп, угадывание перспектив их будущего. Во втором случае выясняются внутренние компоненты всей целостности с учетом среды обитания, их взаимосвязей, но с учетом изменчивости. При этом происходит не просто учет тех же исторических условий, но и позиций стран, из которого люди вышли, и куда они вступили.
Этнодиаспорологии приходится исходить из социально-философских представлений возникновения наций, государств [7], распределенности членов немалой численности наций по меньшей численности государств, что важно для этносоциологии, политологии наций. Выяснение этого распределения склоняет к учету войн, пленения лиц другой нации, потоков беженцев, расширения территорий. Пересекали границы государств торговцы, пропагандисты религии, путешественники, а ближе к современности - туристы, отдыхающие, неудачливые политики, выселенные властью лица, обучающиеся за рубежом, трудовые иммигранты, предприниматели и др.
Случилось так, что вначале исследователи стали искать приемлемое определение «диаспоры» и только потом разъяснять причины их возникновения. Но этим охват случаев был сужен. Выгоднее вначале брать все случаи государственно-территориального обособления части наций от ее основной массы и лишь, затем задавать содержание понятия «диаспора».
Но случилось также так, что оказались не обособленными причины их возникновения и виды обустройства. Ни одно из них необходимым образом не определяет другое, заметны сочетания разных случаев. Когда находящиеся за рубежом члены нации «диаспорой» не считаются, то руководствуются политическими соображениями: кому власти родного государства следует оказывать материальную помощь, а кому нет.
По диаспорам просматривается организационное сплочение, определение активистов и лидеров, наличие национального дома культуры, выпуск газеты, обучение детей своих членов родному языку, проведение встреч, конкурсов, выступлений национальных ансамблей и т.д., которые удерживают всех от ассимиляции. Учитываются регистрация этнического объединения, контакты его лидеров с местной властью. Придается значение наличию единоязычных диаспор зарубежной нации во множестве регионов страны, их объединению на государственном уровне. Выше их стоят интеграции межгосударственного ранга. Но в таких случаях влияние диаспор на власть родной страны оказывается сильнее, даже на международную политику.
Как власть родного государства, так и государства обустройства диаспоры могут относиться к этой малой социальной группе как позитивно, так и негативно. Эти отношения оказываются зависимыми от отношения властей указанных двух стран друг к другу. Максимальный выигрыш при дружелюбии этих государств. Хуже, когда они враждебны. Но в этом случае, каждая из этих сторон старается использовать диаспору в своих интересах. Однако служить в этом случае, одновременно этим двум сторонам нелегко, если распад диаспоры не желателен. История показала случаи одоления соседней страны, присоединения ее к себе через наращивание там членов своей нации, провоцирования ими гражданской войны с присоединением к военным действиям страны родной. Но были также случаи использования эмигрантской диаспоры для смены власти в их родной стране с пользой для себя. Формирующаяся этнодиаспорология сведуща о лоббистском использовании диаспор от своих наций в странах их нахождения.
Этой науке достается внимание случаям, тенденциям ассимиляции, в чем власть государства расположения диаспор может быть сильно заинтересована. Учитывается также склонность диаспор, обрести территориальное самоуправление, стать губернией. Но по таким случаям подходит допущение выхода из государства нахождения, обретение независимости. Не оставлены в стороне потоки трудовых эмигрантов из экономически слабо развитых стран в страны развитые, в чем немалый вклад разной в них рождаемости. Местных лиц беспокоят и отличающиеся от своих привычных проявления культуры прибывших, и большая их склонность к несоблюдению потребных юридических норм.
Объединение показаний разных наций, государств свидетельствует о росте в составе населении земли доли граждан диаспориального статуса. Увеличивается число стран, где оказываются члены взятой нации, а также численность наций, которые располагают своими отдаленными от себя диаспорами во взятой стране. Многонациональность государства с составом аборигенных наций, «титульных» и «малых» все чаще выражается с наличием диаспориальных. Такая ситуация подводит этнодиаспорологию к исследованиям глобалистического содержания, где ищут, выражают разные направления, механизмы всевозможного сближения государств, наций.
Ценность этнодиаспорологии не просто в соединении разных частных показаний отдельных стран. Это соединение кроме дополнительного синергетического эффекта, имеет методологическую ценность, вводно- профессиональную. Эта строящаяся комплексная наука не только показывает сходства и различия всевозможных случаев, выражает основательное, главное и производное, отличающееся. Подаются возможные проявления, которые следует искать, определять по поводу любой интересующей нации, любого государства.
Учебное освоение такой науки способно облегчать изучение диаспор, наций, многонациональности в историческом, социальном, культурном, политическом аспектах. Помощь и изучению нужной диаспоры во взятой стране по нужному периоду времени. Такая дисциплина достойна преподавания «по выбору».
Выводы:
- интерес в России к рассмотрению диаспор порожден распадом СССР;
- велико значение желания репатриации «соотечественников»;
- политико-практический интерес породил учебный, в связи с чем научно- исследовательский;
- эти факторы оправдывают интеграцию важнейших показаний общественных наук в комплексность под названием «Этнодиаспорология».
- в этом случае исторические рассмотрения отдельных диаспор по историческим периодам и избранным нациям сочетаются с теоретическими, которые касаются всех их, но с разделением показаний;
- у всех диаспор есть экономические, социальные, политические и духовно-культурные показатели, рассмотрение которых досталось действующим частным общественным наукам;
- данная интегративная наука выясняет сходство всех случаев, частную позицию ряда показаний, а также единичные характеристики, которые нельзя принимать за предыдущие;
- «Этнодиаспорология» в состоянии быть вводной дисциплиной к последующему изучению показаний каждой из основательных частных наук.
Рецензии:
23.12.2014, 14:17 Петрунина Любовь Яковлевна
Рецензия: Автор статьи, видимо, испытывает трудности в изложении на русском языке своих мыслей, из-за этого возникают стилистические сбои, которые могут привести к неточности высказывания и искажениям в понимании. Однако статья поднимает актуальные проблемы и после доработки может быть размещена на сайте.
26.12.2014, 8:25 Петрунина Любовь Яковлевна Отзыв: Я желаю всяческих успехов автору статьи, тем более что тема действительно актуальная. Тем не менее хочется напомнить, что в научных редакциях замечания коллеги-читателя воспринимались обычно с благодарностью, ибо они могли улучшить текст. Относительно стилистики отмечу, что словосочетание "потребной информационной базы", употребленное в Вашем ответе, едва ли можно считать корректным научным оборотом. Это еще раз свидетельствует о необходимости шлифовать стилистически свои высказывания. |