ЛФ РАНХиГС
студентка
Научный руководитель: Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент
УДК 336.2
При формировании налоговой политики страны огромную роль играет определение наилучшего соотношения между прямым и косвенным налогообложением. Материально-денежная система, которая основывается лишь на одном виде налога, малоперспективна, не может гарантировать государству необходимую численность денежных ресурсов для покрытия его потребностей, а так же создавать условия для финансового подъема, и лишь осмысленное сочетание прямых и косвенных налогов может привести к возникновению хорошей системы обложения налогом.
В разных государствах система прямого налогообложения выглядит следующим образом: прямые налоги доминируют в Германии, Канаде, США, Японии, а косвенные – во Франции и Италии.
Сбалансированную структуру имеют Италия и Германия, повышение роли прямых налогов произошло в Германии, Канаде, Японии и США, а косвенных – в Италии.
Использование прямых и косвенных налогов связано с социально-экономическим уровнем развития государства. Прямые налоги могут гарантировать стране полноту поступлений, если уровень дохода граждан достаточно высок, а также если у налогоплательщиков в собственности находится земля и другое недвижимое имущество. Косвенный вид налогообложения не связан с величиной дохода людей. Для косвенных налогов свойственен автоматизм изъятия и отсутствие понимания платежа.
Особенным условием к соответствию прямого и косвенного налогообложения является исполнение фискальных задач в основном косвенными налогами, а на прямые налоги возложена роль денежного регулятора заработка фирм и городских жителей, осуществление принципа справедливости.
Современная система налогообложения обязана учитывать экологические результаты подъема благосостояния. Для этого следует увеличить удельный вес прямых налогов, которые связаны с добычей и применением естественных ресурсов, с загрязнением окружающей среды. Данная категория прямых налогов предназначена для того, чтобы минимизировать значение природной ренты в доходах изготовителей, стимулировать вложения в экологически чистое производство.
Чтобы добиться в налогообложении баланса понадобится реализовать условие, при котором граница использования косвенных налогов, регрессивных по своей сути, устанавливается рамками современного прямого налогообложения.
Прослеживается взаимосвязь между общественно – финансовым развитием и реальным соответствием между прямыми и косвенными налогами в любой исторический отрезок времени. Чем ниже уровень финансового становления, тем большую долю занимают косвенные налоги, и, наоборот.
Базу налоговой системы РФ составляют такие прямые налоги, как налог на прибыль с юридических лиц, НДФЛ, и два косвенных налога – на добавленную стоимость и акцизы.
Оценка соотношения прямого и косвенного налогообложения в РФ не совсем существенна, только исходя из убеждений выбора ценностей налоговой политики, да и исходя из убеждений полномочий применения иностранного навыка. Введение интернациональных наработок в данной области должно проистекать с учетом финансовой и политической ситуации, склада ума, и еще различий государственного законодательства о налогах и сборах. К расчету оптимальной модели соотношения прямого и косвенного налога сможет привести умелое и разумное использование иностранных методологий.
Необходимо рассчитать удельный вес соотношения прямого и косвенного налогообложения, чтобы разработать оперативную, стабильную, действенную налоговую модель РФ. Помимо того, нужно оценить воздействие и соответствие видов налогов в масштабах данных двух групп налогов, т.е. придти к их приемлемой величине.
Величина налоговых доходов , рассчитываемая как доля валового внутреннего продукта, в течении последних пяти лет понизилась на 1,9 процентных пункта: с 36,5% ВВП в 2008 году до 34,6% в 2013.
Удельный вес косвенных налогов от налоговых доходов в 2013 году составил 19%, что не значительно ниже по сравнению с 2008 годом, где удельный вес налогов составил-19,2%.
В Российской Федерации важную долю заработков бюджета составляют прибыли, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи, реализации и экспорта нефти, газа и нефтепродуктов. В 2013 году степень налоговой нагрузки в РФ соответствует среднему значению показателя по государствам ОЭСР.
Уровень налоговой нагрузки без учета нефтегазовых доходов в 2013 году составил 29% к ВВП, что, собственно, ниже среднего значения налоговой нагрузки в странах ОЭСР на 5,1 процентных пункта.
В зарубежной практике, исходя из их ориентации на прямые и косвенные налоги, выделяют четыре базовых модели систем налогообложения.
1). Англосаксонская модель, где доля косвенных налогов не играет значительной роли, т.к. данная модель направлена на прямые налоги с физических лиц. К примеру, в США подоходный налог с населения создает 45% прибылей бюджета. Платежи граждан превосходят налоги с фирм. Данная модель используется еще и в Австралии, Великобритании, Канаде и в иных государствах.
2). Евроконтинентальная модель наоборот, направлена на высокую долю косвенных налогов и немалую долю отчислений на социальное страхование. Например, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 46% доходов бюджета, от косвенных налогов - 28%, а от прямых налогов - всего 18%. На данную модель нацелены следующие страны - Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия.
3). Латиноамериканская модель направлена на обложение традиционными косвенными налогами, что обусловлено высоким уровнем инфляции. В Чили удельный вес косвенных налогов в доходной части бюджета страны составил - 46%, в Боливии - 42% и в Перу - 49%.
4). Смешанная модель, которая включает в себя черты других моделей, используется практически во всех государствах. Данная модель направлена на изменение, разнообразие структуры прибылей, ориентирована на то, чтобы недопустить зависимости бюджета от определенного вида налога. В смешанной модели спецификой считается весомый перевес части прямых налогов с организаций над частью прямых налогов с физических лиц.
Российская Федерация уже на данный момент имеет возможность перейти на смешанную модель распределения налогового бремени, где прямые подоходные налоги и косвенные налоги на бизнес распределялись бы приблизительно поровну в единых налоговых поступлениях в бюджет и внебюджетные фонды.
Чтобы равномерно распределить прямые и косвенные налоги, нужно уметь рассчитывать и устанавливать конкретный баланс, т.к.определенные виды налогов и сборов должны эффективно сочетаться между собой, а налоговая система должна продуктивно сосуществовать с внешнеэкономической средой. Несмотря на это вероятно внедрение навыка иностранных государств, хотя основное – это учесть особенности финансового развития России.
Рецензии:
23.12.2014, 20:25 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Статья достаточно информативна, но требует доработки. Желательно, обновить статистику, добавив 2013 год, данные есть на сайте. Рекомендуется заменить "выслеживается взаимосвязь" на "прослеживается" и "доля" на "удельный вес"