Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №16 (декабрь) 2014
Разделы: Спорт, Физическая культура
Размещена 25.12.2014. Последняя правка: 25.12.2014.
Просмотров - 4615

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Саскевич Михаил Петрович

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия

студент

Саскевич Алексей Петрович, магистр педагогических наук, ДЮСШ Ивацевичского района, г. Ивацевичи, Беларусь


Аннотация:
В данной статье показан уровень выполнения упражнений, характеризующих физическую и техническую подготовленность юных футболистов в период проведения педагогического исследования (3 года). Произведено сопоставление результатов исследования на начальном и итоговом этапах эксперимента, показана их динамика при тестировании того или иного физического качества.


Abstract:
This article shows the level of exercise that characterize the physical and technical readiness of young football players during the pedagogical research (3 years). Comparison of results of research produced at the initial and final stages of the experiment, their dynamics is shown during testing of a physical quality.


Ключевые слова:
физическая подготовка; техническая подготовка; футбол; юные спортсмены; педагогический эксперимент

Keywords:
physical training; technical training; football; young athletes; pedagogical experiment


УДК 796.085

Введение. На современном этапе назрела практическая задача по выявлению связи физического развития детей с режимом специальных физических упражнений в процессе длительного периода тренировок, а так же в потребности практики обучения и тренировки футбольных школ в разработке вопроса об организации наиболее благоприятного для физического развития детей режима учебно-тренировочного процесса, а так же анализа применения наработанных действий в игровой и соревновательной деятельности [7].

Следовательно, возникает необходимость в разработке программы физической (ФП) и технической (ТП) подготовки при отборе и индивидуализации юных футболистов на основе дифференциации ФП и ТП, исследований динамики развития физических качеств и двигательных навыков, начиная с этапа предварительной подготовки. Достаточно большое внимание, на основе вышеперечисленного, рекомендуется уделять значимым физическим качествам, которые определяют успех в том или оном виде спорта, тем самым формируют устойчивую мотивацию к последующим занятиям футболом [9].   
Цель – экспериментально обосновать эффективность методики физической и технической подготовки юных футболистов 11-13 лет в процессе спортивного совершенствования.
Главная задача заключалась в анализе динамики показателей уровня физической и технической подготовленности юных футболистов в серии формирующего педагогического эксперимента.
Методы исследования.Для реализации поставленной цели использовались: анализ и обобщение научной и методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; спортив­но-педагогическое тестирование уровня физической и техникой подготовленности; методы математической статистики.
Организация исследования. Апробация разработанной методики проходила в ходе формирующего педагогического эксперимента с апреля 2010 года по апрель 2013 года, на базе Центра физической культуры и спорта УО «Полесский государственный университет» (ЦФК и С УО «ПолесГУ») и УСУ «ДЮСШ Пинского района» (г.Пинск, Республика Беларусь). В эксперименте приняли участие 58 юных футболистов в возрасте 11-13 лет. Экспериментальная группа (ЭГ) (n=29) - дети, занимающихся в секции футбола на базе ЦФК и С УО «ПолесГУ» футбольная команда «Blak Panters», Контрольная группа (КГ) (n=29) - дети, занимающиеся в секции футбола на базе УСУ «ДЮСШ Пинского района». (г.Пинск). Занятия в каждой группе проводились 3-4 раза в неделю по 90 минут: в ЭГ - с использованием разработанных средств и методов; в КГ - по традиционной методике. Формирующий педагогический эксперимент был проведен в соответствии с методическими принципами и положениями, изложен­ными в работах В.М. Зациорского [2] и Е.А. Масловского [6].
Результаты исследования и их обсуждение. Для апробации разработанной методики были использованы тесты программы по ФП («Подтягивание в висе на перекладине, количество раз»; «Прыжок в длину с места, см»; «Челночный бег 3x10 м, с»), которые применяются на всех этапах тренировок, и специальные тесты. Специальные тесты («Бег по ломанной, с»; «Бег 15 м., с»; «Спринт – бег трусцой – спринт 50 м., с») подбирались согласно результатам корреляционного анализа как наиболее связанные с качеством вы­полнения технических действий и валидные тесты, отражающие разнохарактерность ФП («Бег 300 м, с»; «Бег 60 м, с»; «Подъем туловища на наклонной скамье из положения лёжа за 30 с, количество раз»;). Целью серии фор­мирующего педагогического эксперимента было совершенствование специальной физической подготовки (СФП) с применением разработанной методики применения упражнений комплексного воздействия для обес­печения усвоения ТП. Методика реализовывалась на каждом занятии. Адекват­ность и уровень нагрузки определялись по изменениям ЧСС пальпаторно; частота дыхания - визуально. Круговая тренировка, использовавшаяся как форма применения упражнений комплексного воздействия, включала 5-8 «станций» и применялась 5-6 раз в месяц.
Для апробации предложенной системы подготовки были использованы тесты, характеризующие уровень ТП («Вбрасывание мяча (аут), м»; «Челночный бег 3x10 м, с», «Ведение мяча 30 м, с»; «Удары по воротам (ПЗ), количество раз», «Челночное ведение мяча 30 м, с», «Обводка футбольным мячом стоек 15 м, с», «Маятник, с»), которые применяются не всех этапах тренировок, подбирались согласно результатам корреляционного анализа как наиболее связанные с качеством вы­полнения ТП и валидные тесты, отражающие разнохарактерность ФП.
Из полученных данных следует отметить, что результаты всех упражнений в большей или меньшей мере были одинаковы как у ЭГ, так и у КГ. При исходном тестировании уровня ФП и ТП спортсменов ЭГ и КГ в начале первой серии педагогического исследования - все без исключения показатели предложенных двигательных действий оказались не достоверными (р>0,05). Дынные статистические показатели свидетельствуют об однородности и несущественных колебаниях среди ЭГ и КГ при выполнении упражнений именно технической направленности.
Как указывалось выше, данная серия формирующего педагогического эксперимента была на­правлена на повышение уровня общей физической подготовки (ОФП), СФП и ТП испытуемых ЭГ и КГ, развитие основных физических качеств (скоростно-силовые качества, быстрота, ловкость, выносли­вость).
Многочисленные данные научных исследований [1] свидетельствуют о том, что среди физических качеств человека мышечная сила значима для успешного осуществления деятельности. Cкоростно-силовая подго­товка считается базой достижения высоких спортивных результатов в большинстве видов спорта. Даже в тех спортивных дисциплинах, где специальными являются другие физические качества, сила мышц, ловкость и быстрота составляет двигательную ос­нову любого технического действия [4]. Материалы их исследований являются, на наш взгляд, достаточно веским основанием для утверждения, что выбор средств и методов скоростно-силовой подготовки, быстроты и ловкости должен рассматриваться как одно из наиболее приоритетных направлений в ряду актуальных проблем изучения двигательной функции.
В ТП юных футболистов скоростно-силовые качества, быстрота и ловкость играют ведущую роль [3]. Именно поэтому в процессе ОФП особое внимание уделялось развитию у испытуемых указанных выше групп мышц. Особо следует оговорить вопросы развития координационных способностей, реализуемых в точности двигательных действий, что, на наш взгляд, явля­ется весьма актуальным для совершенствования ТП. Сами по себе физические качества могут не только развиваться, но и деградировать.
В апреле 2013 года было проведено итоговое тестирование с использованием методик, применявшихся при проведении серии формирующего педагогического эксперимента. Сопоставление результатов исходного (апрель 2010 года) и итогового (апрель 2013 года) тестирования уровня ФП и ТП испытуемых ЭГ и КГ в серии формирующего педагогического эксперимента выявило их положительную динамику (таблица). 
Таблица – Уровень ФП и ТП юных футболистов ЭГ и КГ в начале и в конце формирующего педагогического эксперимента (апрель 2013 г.)

Упражнения ЭГ КГ Достоверность различий
по t-критерию Стъюдента
x m `sigma`  x m `sigma`
Подтягивание в висе
на перекладине, колич. раз
4,10 0,10 0,53 3,66 0,18 0,99 < 0,05 (t=2,16)
 Бег 15 м, с  2,87 0,02 0,09 2,98 0,01 0,05  < 0,001 (t=5,79)
Челночный бег 3х10 м, с   7,63 0,02 0,13  7,89  0,02  0,09  < 0,001 (t=8,84)
Бег по ломанной, с   18,30 0,11  0,60  18,64  0,09  0,46  < 0,05 (t=2,41)
Ведение мяча 30 м, с   5,48 0,03  0,15  5,82  0,06  0,30  < 0,001 (t=5,41)
Челночное ведение
мяча 30 м, с 
 16,84 0,08  0,41  17,63  0,06  0,34  < 0,001 (t=8,02)
Удары по воротам (ПЗ),
колич. раз 
 4,69 0,21  1,11 3,86  0,17  0,90  < 0,01 (t=3,13)
Вбрасывание мяча (аут), м   11,73 0,16  0,84  9,25  0,11  0,60  < 0,001 (t=12,96)
Бег 60 м, с   9,43 0,06  0,31  10,02  0,06  0,33  < 0,001 (t=7,09)
Подъём туловища на наклоной
скамье из положения лежа, колич. раз 
 13,41 0,19  1,01  13,55  0,25  1,35  > 0,05 (t=0,44)
 Бег 300 м, с  59,67 0,76  4,11  60,43  0,34  1,83  > 0,05 (t=0,92)
Маятник, с   14,39 0,34  1,85  13,79  0,37  2,00  > 0,05 (t=1,19)
Прыжок в длину с места, см   189,1 1,73  9,34  169,7  0,91  4,89  < 0,001 (t=9,92)
 Обводка мячом стоек 15 м, с  5,99 0,02  0,11  6,05  0,02  0,08  < 0,05 (t=2,65)
Спринт-бег трусцой-спринт 50 м, с   19,81 0,12  0,65  20,40  0,16  0,85  < 0,05 (t=2,95)

В обеих группах в процессе применения педагогических воздействий произошли некоторые изменения показателей ФП и ТП. По итогам тестирования показателей ОФП и СФП юных спортсменов ЭГ и КГ в конце формирующего педагогического эксперимента, при сопоставлении данных обеих групп, мы можем наблюдать значительные улучшения некоторых тестовых показателей. Только два показателя оказались недостоверными (р>0,05) – это упражнения «Бег 300 м., с» и «Подъем туловища на наклонной скамье из положения лёжа за 30 с, количество раз» все же остальные упражнения оказались достоверными, но на разных уровнях: упражнения «Подтягивание в висе на перекладине, количество раз», «Бег по ломанной, с», «Спринт – бег трусцой – спринт 50 м, с» - все они достоверны на уровне р<0,05. Упражнения «Бег 15 м, с», «Челночный бег 3х10м., с», «Прыжок в длину с места, см» и «Бег 60 м., с» оказались на высоком статистически достоверном уровне при р<0,001, что свидетельствовало о значительном улучшении скоростно-силовых качеств испытуемых.

Что же касается уровня ТП, то достоверность отмечена при выполнении всех упражнений, кроме «Маятник, с» (р>0,05). Самой высокой статистической достоверностью (р<0,001) отмечены четыре предложенные упражнения: «Вбрасывание мяча (аут), м»; «Ведение мяча 30 м., с» и «Челночное ведение мяча 30 м, с». В свою очередь, такое упражнение, как «Удары по воротам (ПЗ), количество раз» - они оказались достоверны на уровне р<0,01. На самом низком статистически достоверном уровне при р<0,05 оказалось только одно упражнение «Обводка футбольным мячом стоек, 15 м, с». Анализ представленных результатов свидетельствует о наличии значи­мых различий по всем представленным показателям у ЭГ.

Выводы. Применение методики ФП и ТП с использованием упражнений комплексного воздействия в процессе ОФП и СФП юных футболистов ЭГ показало ее преимущество по результатам итогового тестирования юных спортсменов ЭГ и КГ, которое было проведено в конце апреля 2013 года.

Поэтому, для повышения уровня ФП и ТП юных футболистов - важнейшего аспекта игровой деятельности, имеются все основания говорить о необхо­димости разработки и внедрения новой структуры ФП и ТП, учитывающей их тендерные, индивидуаль­ные, морфофункциональные особенности, физкультурно-спортивные интересы и базирующейся на адекватном подборе средств, отвечающих требованиям профессиональной деятельности юных спортсменов.

В результате сравнительного анализа и обсуждения полученных данных, анализа динамики уровня показателей ФП и ТП юных футболистов, получены результаты, отражающие некоторые нюансы в развитии физических способностей юных спортсменов на основе дифференцированного отбора, что представляет несомненный практический интерес, позволяющий усовершенствовать процесс ФП и ТП юных футболистов на этапе начальной подготовки.

Поиск методических новаций, позволяющих усовершенствовать процесс ФП и ТП юных спортсменов в игре в футбол, обусловлен противоречием, существующим между исходным недостаточным уровнем данных видов подготовки детей и требованиями к подготовке программ ДЮСШ и СДЮШОР и новыми требованиями по подготовке, исходящих от тренеров прогрессивной формации. 

Библиографический список:

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. М.: изд-во «Физкультура и спорт», 1988. 330 с.
2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М.: изд-во «Советский спорт», 2009. 200 с.
3. Зеленцов А.С. Технико-тактические действия футболистов: проблемы совершенствования / А.С. Зеленцов, В.В. Лобановский, Е.А. Разумовский // Футбол. Ежегодник. 1982. № 4. С. 9-13.
4. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич; М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: изд-во «Просвещение», 2004. 126 с.
5. Масловский Е.А. Использование программы по физической подготовке юных футболистов в период проведения двухгодичного педагогического исследования / Е.А. Масловский, А.Н. Яковлев, А.П. Саскевич // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4. С. 155-159.
6. Масловский Е.А. Теоретические и методические основы использования индивидуально-сопряженного подхода в физическом воспитании школьников и подготовке юных спортсменов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Мн., 1993. 49 с.
7. Cаскевич А.П. Атакующие и оборонительные ТТД с мясом юных футболистов и их реализация в условиях соревновательной деятельности / А.П. Саскевич, Е.А. Масловский // Научный потенциал молодёжи – будущему Беларуси. Пинск., 2014. С. 300-302.
8. Саскевич А.П. Комплексы специально-подготовительных упражнений для обучения технике игры в футбол с подключением периферического зрения на этапе начальной спортивной специализации: практические рекомендации. Пинск: изд-во Полесского гос. ун-та, 2012. 14 с.
9. Яковлев А.Н. Определение рациональной структуры физической подготовки юных спортсменов в стуктуре технических навыков игры в футбол / А.Н. Яковлев, Е.А. Масловский, А.П. Саскевич // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 10. С. 177-182.




Рецензии:

29.12.2014, 15:11 Масловский Евгений Александрович
Рецензия: Достаточно подробно, точно и лаконично описан процесс проведения педагогического эксперимента. В данной статье прослеживается четкое разделение составных её частей и структурных элементов. Исследуемая тема является актуальной для детского и юношеского футбола. Наглядно продемонстрированы результаты исследования и сделаны необходимые выводы. Данную статью рекомендую к опубликованию.

30.12.2014 12:12 Ответ на рецензию автора Саскевич Михаил Петрович:
Благодарим Вас за положительную рецензию статьи.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх