Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования — Чайковский государственный институт физической культуры
ст. преподаватель кафедры "Туризма и менеджмента", макгистр
Нугуманова Рамиля Римовна, студентка кафедры ТиМ ЧГИФК
УДК 376
В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально - экономического и экологического характера здоровье населения России, детей и подростков в особенности, ухудшилось и находится в критическом состоянии (Китайкина Н.А., Сетяева Н.Н.). Проведенные еще в конце XX столетия обследования школьников показали, что от 30 до 60% имеют нарушения функции опорно-двигательного аппарата, т.е. разного рода искривления позвоночника, и как следствие – неправильную осанку. Через 10 лет эти цифры возросли до 50–90%.
Распространенность искривлений позвоночника растет от младших классов к старшим. Даже в детских спортивных школах обнаружено немало учащихся с нарушениями осанки и сопутствующими им заболеваниями. Осанка портится по нескольким причинам (Котишева И.А.). Это и неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности: сидения за столом, сгорбившись; передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка). Это и различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной [1, 2].
Средства оздоровительной физической культуры в настоящее время приобретают все большую популярность, в том числе при проведении оздоровительных мероприятий с детьми, имеющими нарушения осанки. В практике коррекционной гимнастики используются ушу, работа на кардио и силовых тренажерах, аквафитнес, фитбол гимнастики, элементы оздоровительной аэробики (Калугина Г., Федорова А., Шарманова С.). Анализ научно-методической литературы показывает, что победители конкурсов педагогического мастерства все чаще обращаются к методикам фитнеса в процессе физического воспитания и укрепления позвоночника в том числе.
Профилактический и лечебный эффект при дозированной тренировке возможен при соблюдении ряда принципов: систематичности, регулярности, длительности, дозировки нагрузки, индивидуализации [3, 4, 5].
Объект исследования. Процесс коррекции нарушений осанки младших школьников в условиях реабилитационного центра.
Предмет исследования. Применение средств оздоровительной физической культуры в коррекции нарушений осанки младших школьников.
Гипотеза. Предполагается, что применение средств оздоровительной физической культуры в рамках коррекции осанки позволит разнообразить и повысить эффективность занятий в реабилитационном центре. Использование фитбол гимнастики, гантельной гимнастики, элементов ушу и аэробики будет способствовать укреплению мышц спины и мышечного корсета в целом, возрастут показатели координации движений и интереса к лечебной физической культуре.
Цель исследования. Совершенствование процесса коррекции осанки средствами оздоровительной физической культуры.
Задачи исследования.
Практическая значимость. Разработаны и реализованы комплексы ОФК (ушу, фитбол гимнастика, гантельная гимнастика, аэробика) в рамках коррекции нарушений осанки младших школьников в условиях реабилитационного центра. Продемонстрированы способы взаимодействия ЛФК и ОФК в рамках повышения эффективности коррекционных мероприятий.
Методы исследования: анализ научно - методической литературы, педагогическое наблюдение, анализ статистической документации, опрос, метод математической статистики, методы исследования при комплексной оценке состояния здоровья больных сколиозом.
Организация исследования: исследование проводилось на базе ЦГДБ г. Чайковский. В исследование приняли участие 10 детей занимающихся в группе ЛФК. Весь процесс подготовки настоящей курсовой работы с определенной долей условности можно представить в следующем виде:
I этап (сентябрь 2009 – май 2010 года): выбор темы исследования, заключение договора о взаимном сотрудничестве с центром восстановительного лечения, организация занятий СПС и педагогической практики для студентов специализации физкультурно-оздоровительные технологии. Разработка комплексов ОФК с применением простейшего инвентаря и силовых тренажеров, имеющихся на базе центра.
II этап (сентябрь 2010 года – май 2011 года): экспериментальные исследования по сбору материала. Непосредственное проведение занятий, разработка структуры занятия, недельных циклов и комплекса домашних заданий. Консультации с сотрудниками центра по медицинским параметрам изменения состояния осанки. Выполнение 1-3 глав нашего исследования, составление таблиц и графиков.
III этап сентябрь 2011 – февраль 2012 года. Оформление работы, обсуждение полученных результатов, анализ статистической отчетности отделения восстановительного лечения, определение перспектив дальнейшего сотрудничества.
Формулировка выводов и практических рекомендаций, заключительное оформление работы, процедура предварительной защиты работы, предоставление разработанных комплексов инструктору ЛФК.
Педагогическое наблюдение осуществлялось в отделении восстановительного лечения Чайковской городской детской больницы. Ею изучены методики проведения занятий по ЛФК и возможность применения средств ОФК; изучены показатели нарушений осанки, изменения угла наклона позвоночника, параметров физического развития. Нами проведены занятия с включением средств ОФК, таких как гантельная гимнастика, фитбол гимнастика, ритмическая гимнастика, элементы йоги. Определена эффективность занятий в группе детей младшего школьного возраста и группы подростков. В педагогическом наблюдении приняло участие 10 детей. Разработанные комплексы упражнений проведены в рамках СПС и педагогической практики.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы и обобщения:
1. Программа занятий в качестве инновационных подходов может сочетать двухразовые в неделю занятия ОФК и одного занятия покоррекционнойаквааэробике; включение в вариативную часть программы трех курсов в год лечебно - оздоровительного массажа, фитотерапии, физиопроцедур, занятий по психокоррекции. Исследователи изучают эффективность применения хатха-йоги, гимнастики тайцзицюань, гидрокинезотерапии, фитбол гимнастики.
Комплекс мероприятий по формированию и устранению нарушений осанки включает в себя в первую очередь контроль в семье, это касается двигательного режима ребенка, его положения тела во время выполнения уроков, уровня освещенности помещения, а также использование метода убеждения в коррекционных мероприятиях.
2. Разработанное содержание занятий в группе ЛФК на основе средств ОФК в коррекции нарушений осанки, положительно повлияло на процесс реабилитации детей. К использованным средствам относятся: детская йога, фитбол гимнастика, гантельная гимнастика, оздоровительная аэробика. Разработанные методические рекомендации и комплексы упражнений представлены детям индивидуально, учитывая вид нарушений осанки.
В течение двух лет удалось сократить процент нарушений осанки со 100% до 75,5%. Наибольшие значения составляет С – образный левосторонний сколиоз, его динамика от 55,3% снизился до 38,9%. Положительная тенденция S – образного сколиоза, его показатели снизились от 28,4% до 25,2%. На начальном этапе у занимающихся процесс восстановления (стандартный тест) был на удовлетворительном уровне. К концу исследования на уровне нормы: около 70% испытуемых полностью восстанавливаются от нагрузок за 1 минуту, 25% испытуемых – за 2 минуты, а остальным 5% для восстановления требуется более 3 минут.
3. Проведенные мероприятия положительно повлияли на состояние опорно-двигательного аппарата. Результат подмышечной складки справа составлял от 7,5 см до 7,0 см. Различия не достоверны. В упражнении наклон вперед результат от -5 см до 2,5 см (положительная динамика). На эффективный прирост подвижности позвоночника при разгибании в положении лежа на животе повлияли следующие упражнения: разгибание спины с опорой на скамейку, на фитбол, упражнений «самолет» - разгибание спины с опорой на пол, руки в стороны; статические асаны из детской йоги лежа на животе, прогнувшись в спине. Динамика сгибания – разгибания рук в упоре на коленях составила от 13,8 до 35,1 раз, различия достоверны.
Положение «планки» от 15,9 до 45,0 секунд, различия достоверны. Упражнение «планка» проводилось 1 раз в неделю от 10 сек до 30 секунд, также применялись статические упражнения для укрепления спины с фитболами, из детской йоги – статические асаны в упорах лежа, на локтях, на коленях.
Комментарии пользователей:
8.02.2015, 10:36 Пустовалова Наталья Ивановна Отзыв: В данной статье описываются результаты дипломного исследования, которые заслуживают внимания практических работников. Однако, в содержании статьи отсутствует научный подход. Желательно, чтобы в статье присутствовал не только научный аппарат дипломной работы, но и описано, как были реализованы автором, поставленные задачи исследования и продемонстрированы те средства, которые более эффективно способствовали коррекции осанки детей. Статья может быть размещена после доработки. |
16.02.2015, 21:10 Эминова Елена Александровна Отзыв: Педагогическое наблюдение автор Нугуманова Рамиля Римовна осуществляла в отделении восстановительного лечения Чайковской городской детской больницы. Ею изучены методики проведения занятий по ЛФК и возможность применения средств ОФК; изучены показатели нарушений осанки, изменения угла наклона позвоночника, параметров физического развития. Нами проведены занятия с включением средств ОФК, таких как гантельная гимнастика, фитбол гимнастика, ритмическая гимнастика, элементы йоги. Определена эффективность занятий в группе детей младшего школьного возраста и группы подростков. В педагогическом наблюдении приняло участие 10 детей. Разработанные комплексы упражнений проведены в рамках СПС и педагогической практики. |