НИ ТПУ
Студент
Научный руководитель: Давлетгареева Татьяна Борисовна, Кандидат экономических наук, Доцент, Кафедра инженерного предпринимательства, Национальный исследовательский Томский Политехнический Университет
УДК 339.187.4
На сегодняшний день компании – поставщики поставлены перед необходимостью предоставлять покупателям отсрочку платежа. Срок отсрочки варьируется от 20 до 45 дней, это зависит от способности продаваемого товара быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной (ликвидности). Для покупателя явно выражены плюсы такого кредита как товарный: нет предоплаты или оплаты по факту, поэтому из оборота не выводят денежные средства, самостоятельное планирование по погашению задолженности, покупатель не получает недоброкачественный товар. При согласии компаний – поставщиков на предоставление товарного кредита возникают некоторые негативные последствия такие как понижение ликвидности, а как следствие сокращение оборотных средств, снижение финансовой устойчивости и временный недостаток денежных средств, которые являются необходимыми для финансирования наступивших очередных расходов по бюджету, что в итоге отрицательно отражается на рентабельности и получаемой прибыли бизнеса. Не соблюдение покупателем сроков, указанных в договоре по поставкам с отсрочкой платежа значительно усложняет долговые обязательства по поставкам. Это приводит к нарушению синхронности денежных и товарных потоков и временному недостатку денежных средств, необходимых для финансирования наступивших очередных расходов по бюджету поставщика. Но несмотря на это, значительным преимуществом на рынке является предоставление или увеличение отсрочки платежа, в некоторых случаях и решающим аргументом в выборе поставщика.
Дебиторская задолженность систематически подвергается наблюдению, поставщики таким образом стараются не допустить просроченных долгов. За перечисление на расчетный счет денежных средств в компании зачастую отвечают менеджеры по продаже, что является не верным решением. Управление дебиторской задолженностью результативно при контроле факторинговой компании. Банк привлекаемый для факторингового обслуживания, то есть банк-фактор берет на себя функцию проверки платежной дисциплины и репутации покупателей, функцию контроля оплаты в назначенный срок дебиторами, управление рисками с отсрочкой платежа.
У факторинга есть одна главная задача- создать отношения с покупателем такие, с которыми поставщику можно было предлагать отсрочки платежа для своего круга клиентов, а оборотные средства недолжны при этом испытывать дефицита. Это можно осуществить с помощью заблаговременного финансирования поставок с отсрочкой платежа банком-фактором, в таком режиме, который будет наиболее удобным для поставщика.
Если рассматривать схему факторинга, то можно увидеть, что происходит, сначала осуществляется поставка товара, на условиях отсрочки платежа, затем, уступают право требования долга по поставке банку, сразу после поставки, финансирование, следовательно, далее производится оплата за товар и в конце выплачивается остаток, учитывая вычет комиссии Фактора.
В день, когда предоставляется накладная на отгруженный товар осуществляется финансирование.
Досрочный платёж по размеру до 90 % взятый от суммы поставки, приводит к остатку после того как покупатель оплатил поставку, который возвращается, за вычетом комиссии Фактору.
В следствии этого поставщику предоставляется возможность планировать свои финансовые потоки, не зависимо от ситуации с платёжной дисциплиной самого покупателя.
Банковский кредит сравнивают с факторингом, но это не верное представление, ведь эти финансовые продукты удовлетворяют различные между собой потребности поставщиков.
Например, платежи долгосрочные которые получают в связи с факторинговым обслуживанием компании используются для того чтобы финансировать деятельность текущую, а если брать кредитные ресурсы, то можно сказать, что, их используют как инновационные ил инвестиционные средства.
Перед кредитом факторинг имеет свои преимущества. Оформление большого количества документов не требуется при факторинговом обслуживании. В таких случаях покупатели просто должны быть уведомлены об изменении реквизитов для того чтобы оплатить поставки. Возвратность кредита закладывается в полном объёме, что и раскрывает его суть, это требует вывода из оборота нужного объёма денежных средств поставщиком.
А факторинг представляет собой такую систему в которой подразумевается возврат средств самими покупателями. Ещё одним плюсом при факторинге является то, что размер финансирования не ограничен и даже может увеличиваться в зависимости от роста продаж у клиента. Следовательно, поставщик при факторинге получает деньги в необходимом количестве и на необходимый для него срок. И если говорить о кредите, то даже если его погасить, то это не обязательно предоставит возможность для получения нового, а обслуживание факторинговое, представляет собой систематический характер.
Сравнение банковских продуктов[1]
Таблица 1
Кредит |
Факторинг |
Заемщиком банку возвращается кредит |
Погашается из денег, поступающих от дебиторов клиента |
Фиксированный срок выдачи кредита |
Выплачивается на срок фактической отсрочки платежа |
Выплата происходит в день оговоренный в кредитном договоре |
Выплата происходит в день поставки товара |
Заемщик переходит в банк на расчетно-кассовое обслуживание |
Переход компании в банк на расчетно-кассовое обслуживание не требуется |
Выдается только под залог (обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа) |
Обеспечения не требует |
Кредит выдается на определенную сумму |
Размер финансирования без ограничения и увеличивается в связи с ростом объема продаж клиента |
Погашается в обусловленный день |
Погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товара |
Оформление огромного количества документов |
Выплачивается автоматически при предоставлении счета-фактуры и накладной |
Погашение кредита не гарантирует получение нового |
Продолжается бессрочно |
Банк не оказывает заемщику никаких дополнительных услуг |
Сопровождается обслуживанием, в который включено: покрытие рисков, которые непосредственно связанны с поставками на условиях отсрочки платежа, управление дебиторской задолженностью и многое другое |
Банк, в рамках факторинга управляет дебиторской задолженностью поставщика. Таким образом освобождая его от практической работы. Для принятия управленческих решений компании- поставщика используют информацию, которую получают от банка, она помогает им сосредоточить усилия на развитии производства, изучении различных рынков и решении организационных и других различных вопросов.
Необходимо отметить тот факт, что банком при факторинге покрываются риски поставщика, которые считаются основными, возникая при отгрузках с отсрочкой платежа, таковыми являются риски при оплате поставки покупателем, проблемы могут возникнуть, если поставка полностью не оплачена, либо оплачивалась несвоевременно.
Компаниям, которые используют факторинг открывается возможность повышения ликвидности дебиторской задолженности, ликвидации кассовых разрывов, страхование рисков, привлечение новых покупателей и развитие отношений с нынешними, расширение на рынке своей доли.
В преимуществах факторинга для поставщика можно выделить то, что если случается задержка со стороны покупателей, то потери будут не велики, или, например, плюсом является увеличение товарооборота, предоставление покупателям эластичных сроков оплаты, наличие в необходимом объёме оборотных средств.
Также выделить можно и преимущества факторинга для покупателей, такие как, самостоятельное планирование графика для погашения задолженности, увеличение покупательной способности и выгодные условия оплаты.
В деятельности компании оценка эффективности использования факторинга демонстрирует все преимущества данного финансового инструмента. Будет достаточно сделать анализ роста объёма продаж товаров при таких условиях, когда финансирование и организационное обеспечение можно назвать практически неограниченным. С каждой конкретной поставки неизбежным становится тот факт, что размер выручки за факторинг сокращается комиссией банка, но при этом увеличивается объём итоговой выручки, благодаря росту количества отгрузок, это оказывает положительное влияние на относительные и абсолютные показатели деятельности компании.
Факторинг по сей день успешно применяется в работе поставщиков продуктов питания, продукции алкогольного ряда, товаров канцелярии, медикаментов, бытовой химии и многого другого. Высокая ликвидность товаров, которые продаются объединяет все эти отрасли, потому что спрос на них постоянно высокий. Но нужно отметить, что факторинг может применяться в такой отрасли, где существует практика отсрочки платежа, существуют торговые связи и имеет место безналичный расчёт/.
Рецензии:
29.12.2014, 9:45 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: В статье очень детально описана технология одного из финансовых инструментов управления финансовыми ресурсами, но целью научной статьи должно быть исследование факторинга среди других инструментов или что-л. аналогичное. Название статьи соответственно необходимо конкретизировать. А так это инструкция работников предприятий, учреждений и пр. На доработку.