магистр
Ташкентский педиатрический медицинский институт
студент
Научный руководитель: Садыкова Гулчехра Кабуловна - д.м.н., профессор кафедры неврологии, детской неврологии и медицинской генетики
УДК:616.8-009.24-053.37-036
Введение: Респираторно-аффективные судороги (РАС) являются актуальной проблемой в нейропедиатрии, частота которых в детской популяции, по разным данным, составляет
4 до 13%[5, с 191] . Учитывая, что РАС сопровождаются апноэ и асистолией, многие авторы рассматривают их в структуре угрожающих жизни состояний. По данным некоторых авторов,
РАС составляет около 8 % таких состояний. [1,с 52; 3,с 24; 4,с 224; 6,с 5-10;]. Пароксизмы обычно возникают в возрасте от 6 месяцев до 6 лет. Редко РАС могут дебютировать в неонатальном периоде или после 2 лет. Частота РАС у ребенка может варьировать от одного приступа в час, до одного в месяц и реже. Относительно связи РАС с эпилепсией в литературе нет единого мнения. Одни авторы относят РАС всегда и безусловно к неэпилептическим пароксизмам психогенного и в тоже время гипоксического генеза [8,с 60] другие – к переходным церебральным приступам, объединяющим в себе неэпилептические и возможно эпилептические механизмы [3,с 24], третьи – к факторам риска по эпилепсии у детей [2, с 336]. Отмечено, что эпилепсия чаще развивается у детей с РАС в анамнезе, чем в среднем в популяции [4, с 191].
Цель исследования: Изучить клинико-параклиническую характеристику респираторно-аффективных судорог у детей.
Материал и методы исследования: Нами были обследованы 80 детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. Они были разделены на 2 группы: основную группу составили 50 детей с респираторно-аффективными судорогами, в конрольную группу вошли 30 практически здоровых детей. Алгоритм обследования детей включал в себя: общеклиническое и неврологическое обследование, проведение лабораторных исследований, регистрацию электроэнцефалограммы. Обработка и анализ всех полученных данных выполнялся с использованием возможностей статистической обработки программного пакета «Microsoft Exсel». При статистической обработке вычислялись значения средней арифметической (М), среднеквадратического отклонения и стандартная ошибка (m) . Достоверность различий оценивалась по t-критерию Стьюдента.
Результаты и их обсуждение: Средний возраст детей с основной группы составил 1,60±0,29 лет, с контрольной группы 1,66±0,33 лет соответственно. По результатам исследования выявлены гендерные различия: в обеих исследуемых группах число мальчиков преобладало над числом девочек и составило следующее: в основной группе 32 (64%):18 (36%) (соотношение полов 1,78:1) и в контрольной группе 16 (53,3%):14 (46,7%) ( соотношение полов 1,14:1) соответственно. Распределение детей в сравниваемых группах по возрастным интервалам было следующим образом. Большинство обследованных детей в обеих группах вошли 13-24 месячный возрастной интервал, в основной группе 20 (40%) детей, в контрольной группе 10 детей (33,3%) соответственно. Распределение оставшихся детей по возрастным интервалам было таковым: с основной группы 17 (34%) и с контрольной группы 9 (30%) детей вошли 6-12 месячный интервал; по 8 (16%) и 7(23,3%) детей с каждой группы пришлись на 25-36 месячный интервал и наконец, самое меньшее количество детей, по 5 (10%) и 4 (13,3%) с каждой группы, следовательно вошли в 37-60 месячный возрастной интервал.
Дебют респираторно-аффективных приступов у 19 (38%) детей приходился на 6-12-месячный возрастной интервал. В 13-18-месячном возрасте первая манифестация приступов наблюдалась у 17 (34%) , в 19-24 месячном возрастном интервале и до 6 месячного возраста в равном количестве детей, то есть у 5 (10%). После 2-летнего возраста приступы впервые наблюдались у 4 (8%) детей.
Наблюдаемость (повторяемость) приступов имел отличительные особенности у исследованных детей. В превалирующих случаях (наблюдениях), у 28 (56%) исследованных детей отмечались ежедневные приступы. У 17 (34%) детей приступы фиксировались еженедельно и у оставшихся 6 (12%) детей приступы характеризовались ежемесячной повторяемостью.
Частота приступов варьировала в широком диапазоне. Исходя от вариабельности повторяемости приступов и целью получения среднего числа приступов, в качестве условного ориентира был выбран месячный период. В большинстве случаев наблюдались более 10 приступов в месяц у 24 (48%) детей. У 20 (40%) детей число приступов в месяц доходил до 5 , у оставшихся 6 (12%) детей число приступов варьировал от 5 до 10 приступов в месяц.
Продолжительность приступов также различалась у обследованных детей и колебался от 5 до 40 секунд. Для получения усредненных значений нами условно были выбраны 3 временных интервала. Таким образом, у 23 детей (46%) приступы продолжались до 10 секунд, у 21 (42%) детей 10-20 секунд. В остальных 6 (12%) случаях продолжительность приступов превышал 20-секунд.
У 31 (62%) детей в качестве провоцирующего фактора выступал неполучение желаемого, у 17 (34%) детей гнев, ярость, у 9 (18%) детей боль, укол, травма. В редких случаях, то есть у 6 (12%) детей в качестве провоцирующего фактора выступал испуг,страх.
В развитии респираторно-аффективных приступов определенная роль принадлежит наследственной предрасположенности. С целью выявления наследственной предрасположенности у обследованных детей был проведен подробный опрос родителей на предмет наличия у них судорожных проявлений в детском и старшем возрастах, эпилепсии, невротических проявлений, у родственников пробанда. Наследственная предрасположенность по пароксизмальным состояниям и в частности РАС прослеживалась в 36 (72%) случаев в оставшихся 14 (28%) случаев не было отмечена наследственная предрасположенность.
Так, согласно классификации В.И.Гузевой приступы наблюдаемые у детей были разделены на 3 вида.
У 40 (80%) детей отмечались невротические и неврозоподобные приступы, которые имели психогенную природу являясь выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. Так, при отказе выполнения требования и с целью обращения на себя внимания близких, ребенок начинал плакать, кричать, в результате у ребенка происходила остановка дыхания на высоте вдоха после чего появлялся цианоз или бледность кожи.
У 6 (12%) детей были зафиксированы аффективно-провоцируемые синкопы, которые чаще наблюдались в виде ответной реакции на боль при падении или инъекции, и сопровождались выраженными вазомоторными нарушениями, резким побледнением кожных покровов. У 4 (8%) детей отмечались «эпилептические» аффективно-респираторные припадки, которые протекали с нарушением сознания, резкой мышечной гипотонией, кратковременными тоническими и клоническими судорогами и непроизвольным мочеиспусканием.
Изменения цвета кожных покровов детей во время приступов тоже была различного характера. Так, у 34 (68%) детей кожа во время приступов приобретала цианотический оттенок.
Напротив, у 9 (18%) детей отмечалось побледнение кожных покровов во время приступов. У 7 (14%) обследованных детей временами кожные покровы приобретали цианотический и временами бледный оттенок, то есть имели смешанный характер.
Распределение исследуемых детей в зависимости от типа течения приступов представляется следующим образом. Так, у 38 (76%) детей отмечались типичные респираторно-аффективные приступы. Атипичные приступы имели место в 12 случаях, что составило (12 %). Из них у 4 (%) пациентов респираторно-аффективные приступы напоминали вторично-генерализованные тонико - клонические эпилептические приступы , то есть на фоне плача возникала задержка дыхания с вегетативными проявлениями, затем потеря сознания, резкое повышение мышечного тонуса и клонические подергивания конечностей. У других 6 (12%) пациентов имели место приступы сопровождавшиеся внезапным снижением мышечного тонуса, обмяканием с полной потерей сознания и вегетативными проявлениями. У 2 (4%) детей типичные респираторно-аффективные приступы сочетались с фебрильными судорогами.
При клинико-неврологической оценке состояния детей с основной группы была зафиксирована рассеянная микроочаговая симптоматика (Таблица-1 ) . Со стороны черепно-мозговых нервов у детей с основной группы были отмечены следующие симтомы: у 2 (4%) косоглазие, у 3 (6%) слабость конвергенционной функции зрачков, у 6 (12%) легкая асимметрия носогубных складок (центральный парез лицевого нерва), у 5 (10 %) легкая девиация языка ( центральный парез подъязычного нерва).
Таблица-1. Клинико-неврологическая характеристика обследованных детей (P±m)%
Симптомы |
Основная группа n=50 |
Контрольная группа n=30 |
||
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Черепные нервы |
|
|
|
|
Косоглазие |
2
|
4±2,77
|
0 |
0 |
Слабость конвергенции |
3
|
6±3,35 |
1 |
3,3±3,27 |
Легкая асимметрия носогубных складок (центральный парез VII пары) |
6 |
12±4,9 |
2 |
6,6±4,55 |
Легкая девиация языка (центральный парез XII пары) |
5 |
10±4,24 |
2 |
6,6±4,55 |
Пирамидные нарушения |
|
|
|
|
Мышечная гипертония |
5
|
10±4,55
|
1 |
3,3±3,27 |
Мышечная гипотония |
7
|
14±4,9
|
2 |
6,6±4,55 |
Мышечная дистония |
2
|
4±2,77
|
0 |
0 |
Рефлекторная сфера |
|
|
|
|
Гиперрефлексия сухожильных рефлексов |
11 |
22±5,85* |
2 |
6,6±4,55 |
Гипорефлексия сухожильных рефлексов |
9 |
18±5,43 |
3 |
6,6±4,55 |
Анизорефлексия |
3
|
6±3,35
|
1 |
3,3±3,27 |
Непостоянный симптом Бабинского |
5 |
10±4,24* |
0 |
0 |
Координаторные нарушения |
|
|
|
|
Неустойчивость в позе Ромберга |
5 |
10±4,24 |
3 |
10±5,47 |
Легкий интенционный тремор |
3 |
6±3,35 |
1 |
3,3±3,27 |
Нистагм |
5
|
10±4,24
|
2 |
6,6±4,55 |
Примечание: достоверность различий между показателями в сравниваемых группах;
*-р<0,05.
Со стороны двигательной сферы были регистрированы следующие пирамидные нарушения: у 5 (10%) детей мышечная гипертония, у 7 (14%) мышечная гипотония, у 2 (4%) мышечная дистония.
При оценке рефлекторной сферы у детей основной группы была отмечена гиперрефлексия сухожильных рефлексов в 11 (22%)* случаях, гипорефлексия сухожильных рефлексов в 9 (18%) и анизорефлексия сухожильных рефлексов только 3 (6%) случаях. У 5 (10%)* детей был зафиксирован непостоянный симптом Бабинского.
Среди координаторных нарушений у 5 (10%) детей была выявлена неустойчивость в позе Ромберга, у 3 (6%) детей был регистрирован легкий интенционый тремор и у 5 (10%) детей- нистагм.
При оценке рефлекторной сферы у детей контрольной группы полученные результаты несколько отличались от таковых показателей с основной группы. Со стороны черепно-мозговых нервов были зафиксированы следующие симптомы: у 1(3,3%) ребенка слабость конвергенционной функции зрачков, у 2 (6,6%) детей сглаженность носогубных складок, 2 (6,6%) детей легкая девиация языка.
Со стороны двигательной сферы были регистрированы следующие пирамидные нарушения: у 1 (3,3%) ребенка мышечная гипертония, у 2 (6,6%) мышечная гипотония.
При оценке рефлекторной сферы у детей с контрольной группы была отмечена гиперрефлексия сухожильных рефлексов в 2 (6,6%)* случаях, гипорефлексия сухожильных рефлексов в 2 (6,6 %) и анизорефлексия сухожильных рефлексов только в 1 (3,3%)случае.
Из координаторных нарушений у 3 (10%) детей была выявлена неустойчивость в позе Ромберга, у 1 (3,3%) был регистрирован легкий интенционый тремор и у 2 (6,6%) детей - нистагм.
При оценке моторного и психоречевого развития детей с помощью шкалы А.Гезелла у 4 (8%)* и у 6 (12%) детей с основной группы были выявлены легкая задержка моторного и психоречевого развития. В контрольной группе моторное и психоречевое развитие всех детей полностью соответствовали возрастным нормам.
По результатам данных общеклинического анализа крови, у 6 (12%) детей основной и у 17(56,6%) детей контрольной группы показатели гемоглобина, эритроцитов и цветового индекса соответствовали в возрастным нормам. У 9 (18%) детей основной и 10 (33,3%) контрольной группы была выявлена анемия 1- степени. У 27 (54%) детей основной и у 3 (10%) детей контрольной группы была зафиксирована анемия 2-степени. У 8 (16%) детей основной группы была регистрирована анемия 3- степени. Напротив в контрольной группе дети с анемией 3-степенью отсутствовали.
Показатели кальция у 7 (14%) детей основной и у 18 (60%) детей контрольной группы соответствовали к нормальным показателям. Гипокальциемия была зафиксирована у 43 (86%) детей основной и у 13 (43,3%) детей контрольной группы.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) является основным методом диагностики респираторно-аффективных судорог, также с ее помощью можно дифференцировать эпилептические и неэпилептические пароксизмальные состояния. Всем детям основной группы был проведен рутинная электроэнцефалография. Результаты ЭЭГ исследования приведены в таблице 2. У 7(14%) детей ЭЭГ признаки соответствовали возрастной норме, у 5(10%) было выявлено признаки ирритации и вовлечения корково-подкорковых структур, у 2 (4%) детей – признаки задержки формирования возрастных ритмических диапазонов, у 6 (12%) – межполушарная асимметрия, у 6 (12%) – эпилептическая активность. У 23 (46%) детей была регистрирована судорожная готовность, из них у 14 (28%) низкий уровень судорожной готовности, у 9 (18%) – высокий уровень судорожной готовности
Таблица 2. Электроэнцефалографические характеристики обследованных детей.
ЭЭГ признаки |
абс |
% |
Признаки возрастной нормы |
7 |
14 |
Признаки ирритации и вовлечения корково-подкорковых структур |
5 |
10 |
Признаки задержки формирования возрастных ритмических диапазонов |
2 |
4 |
Межполушарная асимметрия |
6 |
12 |
Низкий уровень судорожной готовности |
14 |
28 |
Высокий уровень судорожной готовности |
9 |
18 |
Эпилептическая активность |
6 |
12 |
Заключение: Респираторно-аффективные судороги имеют отличительные признаки которые отличают их от других пароксизмальных состояний. В большинстве случаев дебют данных приступов приходится на 6-12 месячный интервал. Респираторно-аффективные приступы всегда наблюдаются после воздействия провоцирующих факторов приводящих к аффекту, которые в свою очередь запускают следующие шаги развития приступов. Повторяемость, частота, тип течения приступов отличаются индивуальностью и по- видимому зависит от психоэмоционального статуса ребенка , наличия коморбидных состояний (железодефицитная анемия, гипокальциемия) у детей. Электроэнцефалографические признаки не имеют специфического характера. Исходя из вышеуказанного можно сделать заключение о том, что диагностика респираторно-аффективных судорог требует детального изучения характеристик судорог и результатов параклинических методов.
Рецензии:
4.01.2015, 14:31 Походенько-Чудакова Ирина Олеговна
Рецензия: Р Е Ц Е Н З И Я
на статью Шавката Алимжановича Кудратова
«Клинико-параклиническая характеристика респираторно-аффективных судорог у детей раннего возраста»
Представленная статья «Клинико-параклиническая характеристика респираторно-аффективных судорог у детей раннего возраста» посвящена весьма актуальному вопросу – исследованию клинико-параклинических характеристик респираторно-аффективных судорог у детей. Работа имеет совершенно определенную прикладную направленность – повышение уровня оказания помощи пациентам с указанной патологией, что убеждает в ее целесообразности и подчеркивает несомненную актуальность темы.
Статья построена по принципу оригинального исследования и состоит из: введения, цели, материалов и методов исследования, собственных результатов автора, заключения, библиографического списка источников специальной литературы в количестве 8 наименований (7 – на русском и 1 – на английском языке).
Материал, представленный в публикации, изложен авторами логично, последовательно. В работе присутствуют две таблицы, облегчающие восприятие текстового материала и хорошо его иллюстрирующие.
Достоверность результатов не вызывает сомнений, так как исследование выполнено на достаточном числе клинических и лабораторных наблюдений с привлечением методов статистической обработки, соответствующих определенной автором цели.
Однако к представленному материалу имеется ряд замечаний и пожеланий.
1. Автору следует (в соответствии с правилами оформления статей в данном электронном издании) официально ввести в текст расшифровку сокращений АРП (в разделе «Введение») и ЭЭГ (в разделе «Результаты и их обсуждение»).
2. Имеется большое число опечаток, неудачных фразеологических оборотов и речевых ошибок, что необходимо исправить. Часть из них с возможными вариантами коррекции приведена ниже.
В разделе «Результаты и их обсуждение»:
– в последней строке первого абзаца, вероятно, пропущен предлог «в» и следует отредактировать в варианте «...следовательно вошли в 37–60 месячный возрастной интервал»;
– в первой строке третьего абзаца следует исправить глагол «имел» на «имела», что послужит согласованию предложения;
– в третьем абзаце во втором предложении «В превалирующих случаев...» следует исправить на «В превалирующих случаях (наблюдениях)...»;
– в четвертом абзаце в первом предложении «Частота приступов варьировал ...» следует исправить на «Частота приступов варьировала...»;
– в четвертом абзаце в конце третьего предложения «...в оставшихся 6 (12%) детей число приступов варьировал от 5 до 10 приступов в месяц» следует исправить на «...у оставшихся 6 (12%) детей число приступов варьировало от 5 до 10 приступов в месяц»;
– в пятом абзаце в первом предложении следует исправить «Продолжительность приступов также различался у обследованных детей и колебался от 5 до 40 секунд» на «Продолжительность приступов также различалась у обследованных детей и варьировала от 5 до 40 секунд»;
– в шестом абзаце в первом предложении следует исправить «В развитии респираторно-аффективных приступов определенную роль принадлежит...» на «В развитии респираторно-аффективных приступов определенная роль принадлежит...»;
– в шестом абзаце во втором предложении следует исправить «...был проведен подробный опрос родителей про наличии судорожных проявлений...» на «...был проведен подробный опрос родителей на предмет наличия у них судорожных проявлений...»;
– в шестом абзаце в третьем предложении следует исправить «...и оставшихся 14 (28%) случаев не было отмечена наследственная предрасположенность» на «...в оставшихся 14 (28%) случаях наследственной предрасположенности выявлено не было»;
– не ясно к чему относится часть фразы «...выражением недовольства, неисполненного желания, гнева, т.е. имеют психогенный характер», которая в представленной статье имеет оформление седьмого абзаца. Вероятно, имеет место технический сбой и пропущена часть предложения. Это необходимо откорректировать;
– в восьмом абзаце часть предложения перенесена на другую строку. Это необходимо исправить. В конце предложения «...аффективно-респираторные припадки, которые характеризовались с нарушением сознания, резкой мышечной гипотонией, кратковременными тоническими и клоническими судорогами и непроизвольным мочеиспусканием» следует исправить на «...аффективно-респираторные припадки, которые протекали с нарушением сознания, резкой мышечной гипотонией, кратковременными тоническими и клоническими судорогами и непроизвольным мочеиспусканием»;
– начало одиннадцатого абзаца «Распределение исследуемых детей в зависимости от типа течения приступов было таким образом» лучше было бы представить в варианте «Распределение исследуемых детей в зависимости от типа течения приступов представляется следующим образом»;
– начало двенадцатого абзаца «При клинико-неврологической оценке детей...» лучше было бы представить в варианте «При клинико-неврологической оценке состояния детей...»;
– в тринадцатом абзаце и в таблице 1 используется термин «черепно-мозговые нервы», однако на современном этапе большинством специалистов согласно современной анатомической терминологии используется термин «черепные нервы»;
– в шестнадцатом абзаце в части предложения «...у 5 (10%) детей был выявлен неустойчивость в позе Ромберга...» следует внести правку «...у 5 (10%) детей была выявлена неустойчивость в позе Ромберга...». Конец этого же предложения «...у 5 (10%) детей нистагм» следует откорректировать таким образом «...у 5 (10%) детей – нистагм»;
– в семнадцатом абзаце в предложение «При клинико-неврологической оценки детей с контрольной группы, полученные результаты несколько отличались от таковых показателей с основной группы» следует внести некоторые правки и откорректировать его следующим образом «Результаты, полученные при клинико-неврологической оценке состояния детей контрольной группы несколько отличались от показателей основной группы»;
– в первом предложении девятнадцатого абзаца «При оценке рефлекторной сферы у детей с контрольной группы ...» следует внести исправления «При оценке рефлекторной сферы у детей контрольной группы...»;
– предложение, позиционируемое как двадцатый абзац «Среди координаторных нарушений у 3 (10%) детей был выявлен неустойчивость в позе Ромберга, у 1 (3,3%) был регистрирован легкий интенционый тремор и у 2 (6,6%) детей нистагм», лучше изложить в редакции «Из координаторных нарушений у 3 (10%) детей была выявлена неустойчивость в позе Ромберга, у 1 (3,3%) ребенка был регистрирован легкий интенционый тремор, у 2 (6,6%) детей – нистагм»;
– во втором предложении в двадцать первом абзаце явно лишним является предлог «к» и фразу следует исправить следующим образом «В контрольной группе моторное и психоречевое развитие всех детей полностью соответствовало нормальным показателям»;
– конец первого предложения двадцать второго абзаца следует представить в варианте «... соответствовали возрастным нормам»;
– второе предложение двадцать второго абзаца необходимо откорректировать следующим образом «У 9 (18%) детей основной и 10 (33,3%) с контрольной группы была выявлена анемия 1степени»;
– в третьем и четвертом предложениях двадцать второго абзаца также присутствуют лишние предлоги «с» и ряд других опечаток. Фразу следует представить в варианте «У 27 (54%) детей основной и у 3 (10%) детей контрольной группы была зафиксирована анемия 2 степени. У 8 (16%) детей основной группы была регистрирована анемия 3 степени. Напротив, в контрольной группе дети с анемией 3 степени отсутствовали»;
– предложение позиционируемое как двадцать третий абзац должно быть изложено в следующей редакции «Показатели кальция у 7 (14%) детей основной и у 18 (60%) детей контрольной группы соответствовали данным нормы. Гипокальциемия была зафиксирована у 43 (86%) детей основной и у 13 (43,3%) детей контрольной группы»;
– в предложениях двадцать третьего абзаца необходимы следующие коррективы «Электроэнцефалография является основным методом диагностики респираторно-аффективных судорог, также с ее помощью можно дифференцировать эпилептические и неэпилептические пароксизмальные состояния. Всем детям основной группы был проведен рутинная электроэнцефалография. Результаты ЭЭГ исследования приведены в таблице 2. У 7(14%) детей ЭЭГ признаки соответствовали возрастной норме, у 5(10%) было выявлено признаки ирритации и вовлечения корково-подкорковых структур, у 2 (4%) детей – признаки задержки формирования возрастных ритмических диапазонов, у 6 (12%) – межполушарная асимметрия, у 6 (12%) – эпилептическая активность. У 23 (46%) детей была регистрирована судорожная готовность, из них у 14 (28%) низкий уровень судорожной готовности, у 9 (18%) – высокий уровень судорожной готовности».
При этом следует подчеркнуть, что указанные пожелания и замечания не снижают высокой научно-практической значимости представленной статьи и ее общей положительной оценки.
На основании изложенного выше, считаю возможным заключить, что статья Шавката Алимжановича Кудратова магистранта Ташкентского педиатрического медицинского института «Клинико-параклиническая характеристика респираторно-аффективных судорог у детей раннего возраста» соответствует профилю электронного журнала «SCIARTICLE.RU» и межет быть рекомендована к опубликованию после внесения соответствующих исправлений.
Заведующая кафедрой хирургической
стоматологии учреждения образования
«Белорусский государственный»
медицинский университет»,
доктор медицинских наук, профессор И.О. Походенько-Чудакова
04 января 2015 года