Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №17 (январь) 2015
Разделы: Медицина
Размещена 04.01.2015. Последняя правка: 09.01.2015.
Просмотров - 2408

КЛИНИКО-ПАРАКЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПИРАТОРНО-АФФЕКТИВНЫХ СУДОРОГ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Кудратов Шавкат Алимжанович

магистр

Ташкентский педиатрический медицинский институт

студент

Научный руководитель: Садыкова Гулчехра Кабуловна - д.м.н., профессор кафедры неврологии, детской неврологии и медицинской генетики


Аннотация:
В данной статье были изучены особенности клинического течения и диагностики респираторно-аффективных судорог. На основании проведенного клинико-неврологического обследования была установлена что, респираторно-аффективные приступы имеют возрастзависимый дебют (чаще 6-12-месячный интервал). В большинстве случаев респираторно-аффективные приступы протекает типично (76%) в виде невротических приступов (80%) с появлением цианоза кожных покровов (68%). Частота и продолжительность приступов имеет вариабельный характер и по- видимому зависит от наличия коморбидных состояний. На основании лабораторных методов было установлено что , в большинстве случаев у детей выявляется железодефицитная анемия, гипокальциемия. Электроэнцефалография не имел специфических паттернов которые могли бы помочь точно установить диагноз. Поэтому при диагностике нужно использовать комплексный подход, что в последующем поспособствует к назаначению адекватной терапии.


Abstract:
In this article, we have studied the peculiarities of clinical course and diagnosis of breath holding spells. On the basis of clinical and neurological examination was established that respiratory affective episodes have age-debut (usually 6-12-month interval). In most cases, breath holding spells typically flows (76%) in the form of neurotic attacks (80%) with the appearance of cyanosis of the skin (68%). The frequency and duration of attacks is variable in nature and apparently depends on the presence of comorbid conditions. On the basis of laboratory methods, it was found that , in most cases in children diagnosed iron deficiency anemia, hypocalcemia. Electroencephalography did not have specific patterns which could help to accurately diagnose. Therefore, when the diagnosis is necessary to use a comprehensive approach that in the future will contribute to the purpose of adequate therapy.


Ключевые слова:
респираторно-аффективные судороги; железодефицитная анемия; гипокальциемия;электроэнцефалография; дети раннего возраста.

Keywords:
breath holding spells;iron deficiency anemia; hypocalcemia; electroencephalography; children of early age.


УДК:616.8-009.24-053.37-036

Введение: Респираторно-аффективные судороги (РАС)  являются актуальной проблемой в нейропедиатрии, частота которых в детской популяции, по разным данным, составляет

4 до 13%[5, с 191] . Учитывая, что РАС сопровождаются апноэ и асистолией, многие авторы рассматривают их в структуре угрожающих жизни состояний. По данным некоторых авторов,

РАС составляет около 8 % таких состояний. [1,с 52; 3,с 24; 4,с 224; 6,с 5-10;]. Пароксизмы обычно возникают в возрасте от 6 месяцев до 6 лет. Редко РАС могут дебютировать в неонатальном периоде или после 2 лет. Частота РАС у ребенка может варьировать от одного приступа в час, до одного в месяц и реже. Относительно связи РАС с эпилепсией в литературе нет единого мнения. Одни авторы относят РАС всегда и безусловно к неэпилептическим пароксизмам психогенного и в тоже время гипоксического генеза [8,с 60] другие – к переходным церебральным приступам, объединяющим в себе неэпилептические и возможно эпилептические механизмы [3,с 24], третьи – к факторам риска по эпилепсии у детей [2, с 336]. Отмечено, что эпилепсия чаще развивается у детей с РАС в анамнезе, чем в среднем в популяции [4, с 191].

            Цель исследования: Изучить клинико-параклиническую характеристику респираторно-аффективных судорог у детей.

Материал и методы исследования: Нами были обследованы 80 детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. Они были разделены на 2 группы: основную группу составили 50 детей с респираторно-аффективными судорогами, в конрольную группу вошли 30 практически здоровых детей. Алгоритм обследования детей включал в себя: общеклиническое и неврологическое обследование, проведение лабораторных исследований, регистрацию электроэнцефалограммы. Обработка и анализ всех полученных данных выполнялся с использованием возможностей статистической обработки программного пакета «Microsoft Exсel». При статистической обработке вычислялись значения средней арифметической (М), среднеквадратического отклонения и стандартная ошибка (m) . Достоверность различий оценивалась по t-критерию Стьюдента.

Результаты и их обсуждение: Средний возраст детей с основной группы составил 1,60±0,29 лет, с контрольной группы 1,66±0,33 лет соответственно. По результатам исследования выявлены гендерные различия: в обеих исследуемых группах число мальчиков преобладало над числом девочек и составило следующее: в основной группе 32 (64%):18 (36%) (соотношение полов 1,78:1)  и в контрольной группе 16 (53,3%):14 (46,7%) ( соотношение полов 1,14:1) соответственно.  Распределение детей в сравниваемых группах по возрастным интервалам было следующим образом.       Большинство обследованных детей в обеих группах вошли 13-24 месячный возрастной интервал, в основной группе 20 (40%) детей, в контрольной группе 10 детей (33,3%) соответственно. Распределение оставшихся детей по возрастным интервалам было таковым: с основной группы 17 (34%) и  с контрольной группы 9 (30%) детей вошли 6-12 месячный интервал; по  8 (16%) и 7(23,3%) детей с каждой группы пришлись на 25-36 месячный интервал и наконец, самое меньшее количество детей, по 5 (10%)  и 4 (13,3%) с каждой группы, следовательно вошли в  37-60 месячный возрастной интервал.

            Дебют респираторно-аффективных приступов у 19 (38%) детей приходился на 6-12-месячный возрастной интервал. В  13-18-месячном возрасте первая манифестация  приступов наблюдалась у 17 (34%) , в 19-24 месячном возрастном интервале  и до 6 месячного возраста в равном количестве детей, то есть у 5 (10%).  После 2-летнего возраста  приступы впервые наблюдались у 4 (8%) детей.

Наблюдаемость (повторяемость) приступов имел отличительные особенности у исследованных  детей. В превалирующих случаях (наблюдениях), у 28 (56%) исследованных детей отмечались ежедневные приступы. У 17 (34%) детей приступы фиксировались еженедельно и  у оставшихся 6 (12%) детей приступы характеризовались ежемесячной повторяемостью.

Частота приступов варьировала в широком диапазоне. Исходя от вариабельности  повторяемости приступов и целью получения среднего числа приступов,  в качестве  условного  ориентира был выбран месячный период. В большинстве случаев  наблюдались более 10 приступов в месяц у 24 (48%) детей. У 20 (40%) детей число приступов в месяц доходил до 5  , у оставшихся  6 (12%) детей  число приступов варьировал от 5 до 10 приступов  в месяц.

Продолжительность приступов также различалась у обследованных детей и колебался от 5  до 40 секунд.  Для получения усредненных значений нами условно были выбраны 3 временных интервала. Таким образом, у 23 детей (46%) приступы продолжались до 10 секунд, у 21 (42%) детей 10-20 секунд. В остальных 6 (12%) случаях продолжительность приступов превышал 20-секунд.

У 31 (62%) детей в качестве провоцирующего фактора выступал неполучение желаемого, у 17 (34%) детей гнев, ярость, у 9 (18%) детей боль, укол, травма. В редких случаях, то есть у 6 (12%) детей в качестве провоцирующего фактора выступал  испуг,страх.                    

В развитии респираторно-аффективных приступов определенная роль принадлежит наследственной предрасположенности. С целью выявления наследственной предрасположенности  у обследованных детей был проведен подробный опрос родителей на предмет наличия у них  судорожных проявлений в детском и старшем возрастах,  эпилепсии, невротических проявлений, у родственников пробанда. Наследственная предрасположенность по пароксизмальным состояниям и в частности РАС  прослеживалась в 36 (72%) случаев в оставшихся 14 (28%) случаев не было отмечена наследственная предрасположенность.

Так, согласно классификации В.И.Гузевой приступы наблюдаемые у детей были разделены на 3 вида.

У 40 (80%) детей отмечались  невротические и неврозоподобные приступы, которые имели психогенную природу являясь выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. Так,  при отказе выполнения требования и  с целью обращения на себя внимания близких, ребенок начинал плакать, кричать, в результате  у ребенка происходила остановка дыхания на высоте вдоха после чего появлялся цианоз или бледность кожи. 

У 6 (12%) детей были зафиксированы аффективно-провоцируемые синкопы, которые чаще наблюдались в виде ответной реакции  на боль при падении или инъекции, и сопровождались выраженными вазомоторными нарушениями, резким побледнением кожных покровов.  У 4 (8%) детей отмечались «эпилептические» аффективно-респираторные припадки, которые протекали с  нарушением сознания,  резкой  мышечной гипотонией, кратковременными тоническими и клоническими судорогами  и непроизвольным мочеиспусканием.

Изменения цвета кожных покровов детей во время приступов тоже была различного характера. Так,  у 34 (68%) детей кожа во время приступов приобретала цианотический оттенок.

Напротив, у 9 (18%) детей отмечалось побледнение кожных покровов  во время приступов. У  7 (14%) обследованных детей временами кожные покровы приобретали цианотический и временами бледный оттенок, то есть имели смешанный характер. 

Распределение исследуемых детей в зависимости от типа течения приступов представляется следующим  образом. Так, у 38 (76%) детей отмечались типичные респираторно-аффективные приступы. Атипичные приступы имели место в  12 случаях, что составило (12 %). Из них  у 4 (%) пациентов респираторно-аффективные приступы напоминали вторично-генерализованные тонико - клонические эпилептические приступы , то есть на фоне плача   возникала задержка дыхания с вегетативными проявлениями, затем потеря сознания, резкое повышение мышечного тонуса и клонические подергивания конечностей. У других 6 (12%) пациентов имели место  приступы сопровождавшиеся внезапным снижением мышечного тонуса, обмяканием с полной потерей сознания и вегетативными проявлениями. У 2 (4%)  детей типичные респираторно-аффективные приступы сочетались  с фебрильными судорогами.

 При клинико-неврологической  оценке состояния детей с основной группы была зафиксирована  рассеянная микроочаговая симптоматика (Таблица-1 ) . Со стороны черепно-мозговых нервов у детей с основной группы были отмечены следующие симтомы: у 2 (4%) косоглазие, у 3 (6%) слабость конвергенционной функции зрачков, у 6 (12%) легкая асимметрия носогубных складок (центральный парез лицевого нерва),   у 5 (10 %) легкая девиация языка ( центральный парез подъязычного нерва).


Таблица-1. Клинико-неврологическая характеристика обследованных   детей (
P±m)%

Симптомы

Основная группа

n=50

Контрольная группа

n=30

абс.

%

абс.

%

Черепные нервы

 

 

 

 

 

 

Косоглазие

2

 

4±2,77

 

0

0

Слабость конвергенции

3

 

6±3,35

1

3,3±3,27

Легкая асимметрия носогубных складок (центральный парез VII пары)

6

12±4,9

2

6,6±4,55

Легкая девиация языка (центральный парез XII пары)

5

10±4,24

2

6,6±4,55

Пирамидные нарушения

 

 

 

 

 

 

Мышечная гипертония

5

 

10±4,55

 

1

3,3±3,27

Мышечная гипотония

7

 

14±4,9

 

2

6,6±4,55

Мышечная дистония

2

 

4±2,77

 

0

0

Рефлекторная сфера

 

 

 

 

 

 

Гиперрефлексия сухожильных рефлексов

11

22±5,85*

2

6,6±4,55

Гипорефлексия сухожильных рефлексов

9

18±5,43

3

6,6±4,55

Анизорефлексия

3

 

6±3,35

 

1

3,3±3,27

Непостоянный симптом Бабинского

5

10±4,24*

0

0

Координаторные нарушения

 

 

 

 

Неустойчивость в позе Ромберга

5

10±4,24

3

10±5,47

Легкий интенционный тремор

3

6±3,35

1

3,3±3,27

Нистагм

5

 

10±4,24

 

2

6,6±4,55

Примечание: достоверность различий между показателями в сравниваемых группах;
*-р<0,05.

Со стороны двигательной сферы были регистрированы следующие пирамидные нарушения: у 5 (10%) детей  мышечная гипертония, у 7 (14%)  мышечная гипотония, у 2 (4%) мышечная дистония.

При оценке рефлекторной сферы у детей  основной группы  была отмечена гиперрефлексия сухожильных рефлексов в 11 (22%)* случаях, гипорефлексия сухожильных рефлексов в 9 (18%) и анизорефлексия  сухожильных рефлексов только 3 (6%) случаях.  У 5 (10%)* детей был зафиксирован непостоянный симптом Бабинского.

Среди координаторных нарушений у 5 (10%) детей была выявлена  неустойчивость в позе Ромберга, у 3 (6%) детей был регистрирован легкий интенционый тремор и  у 5 (10%)  детей- нистагм.

При оценке рефлекторной сферы у детей контрольной группы полученные результаты  несколько отличались от таковых показателей с основной группы. Со стороны черепно-мозговых нервов были зафиксированы следующие симптомы: у 1(3,3%) ребенка слабость конвергенционной функции зрачков, у 2 (6,6%) детей  сглаженность носогубных складок,   2 (6,6%) детей легкая девиация языка.

Со стороны двигательной сферы были регистрированы следующие пирамидные нарушения: у 1 (3,3%)  ребенка  мышечная гипертония, у 2 (6,6%)  мышечная гипотония.

При оценке рефлекторной сферы у детей с контрольной группы  была отмечена гиперрефлексия сухожильных рефлексов в 2 (6,6%)* случаях, гипорефлексия сухожильных рефлексов в 2 (6,6 %) и анизорефлексия  сухожильных рефлексов только в 1 (3,3%)случае. 

Из координаторных нарушений у 3 (10%) детей была выявлена  неустойчивость в позе Ромберга, у 1 (3,3%) был регистрирован легкий интенционый тремор и  у 2 (6,6%)  детей - нистагм.

 При оценке моторного и психоречевого развития детей с помощью шкалы А.Гезелла у 4 (8%)*  и у 6 (12%) детей с основной группы были выявлены легкая задержка моторного и психоречевого развития. В контрольной группе моторное и психоречевое развитие всех детей полностью соответствовали возрастным нормам.

            По результатам данных общеклинического анализа крови,  у 6 (12%) детей  основной и у 17(56,6%) детей  контрольной группы показатели гемоглобина, эритроцитов и цветового индекса  соответствовали в возрастным нормам. У 9 (18%) детей  основной и 10 (33,3%)  контрольной группы была выявлена анемия 1- степени.  У 27 (54%) детей основной и у 3 (10%) детей  контрольной группы была зафиксирована анемия 2-степени. У 8 (16%) детей  основной группы была регистрирована  анемия 3- степени. Напротив  в контрольной группе дети с анемией 3-степенью отсутствовали.    

Показатели кальция у 7 (14%) детей  основной и  у 18 (60%) детей контрольной группы соответствовали к нормальным показателям.  Гипокальциемия была зафиксирована у 43 (86%) детей  основной и у 13 (43,3%) детей  контрольной группы.

Электроэнцефалография (ЭЭГ)  является основным методом диагностики респираторно-аффективных судорог, также с ее помощью можно дифференцировать эпилептические и неэпилептические пароксизмальные состояния. Всем детям основной группы был проведен рутинная электроэнцефалография. Результаты ЭЭГ исследования приведены в таблице 2. У 7(14%) детей ЭЭГ признаки соответствовали возрастной норме, у 5(10%) было выявлено признаки ирритации и вовлечения корково-подкорковых структур, у 2 (4%) детей – признаки задержки формирования возрастных ритмических диапазонов, у 6 (12%) – межполушарная асимметрия, у 6 (12%) – эпилептическая активность. У 23 (46%) детей была регистрирована судорожная готовность, из них у 14 (28%) низкий уровень судорожной готовности, у 9 (18%) – высокий уровень судорожной готовности

Таблица 2. Электроэнцефалографические характеристики обследованных детей.

 ЭЭГ признаки

абс

%

Признаки возрастной нормы

7

14

Признаки ирритации и вовлечения корково-подкорковых структур

5

10

Признаки задержки формирования возрастных ритмических диапазонов

2

4

Межполушарная асимметрия

6

12

Низкий уровень судорожной готовности

14

28

Высокий уровень судорожной  готовности

9

18

Эпилептическая активность

6

12

 

Заключение: Респираторно-аффективные судороги имеют отличительные признаки которые отличают их от других пароксизмальных состояний. В большинстве случаев дебют данных приступов приходится на 6-12 месячный интервал. Респираторно-аффективные приступы всегда наблюдаются после воздействия провоцирующих факторов приводящих к аффекту, которые в свою очередь запускают следующие шаги развития приступов. Повторяемость, частота, тип течения приступов отличаются индивуальностью и по- видимому зависит от психоэмоционального статуса ребенка , наличия коморбидных состояний (железодефицитная анемия, гипокальциемия)  у детей.   Электроэнцефалографические признаки не имеют специфического характера. Исходя из вышеуказанного можно сделать заключение о том, что диагностика респираторно-аффективных судорог требует детального изучения характеристик судорог  и результатов параклинических методов.

Библиографический список:

1.Амос Е.Г., Иванова (Гузеева) В.И., Коровин А.М. Судорожные пароксизмы у детей раннего детского возраста: Гез. докл.-М., 1991 – с 52.
2.Карлов В.А. Эпилепсия М.1990г. 336с
3. Кельин Л.Л. Пароксизмальные расстройства сознания как преморбидные проявления эпилепсии у детей. 1990. -24 с.
4. Коровин А.М. Судорожные состояния у детей. Л..- Медицина,1992 – 224с.
5.Миридонов В.Т. Церебральные пароксизмы в детской неврологической клинике. Пермь, 1994. -191 с.
6. Харитонов Р.А., Рябинин М.В. Аффективно-респираторные приступы (клиника, патогенез и реабилитация) «Жур. Невр.и псих.» 1990-6- с 5-10.
7.Школьникова М.А. Пароксизмальная брадикардия и асистолия у детей с аффективно-респираторными приступами: естественное течение, прогноз и тактика ведения. Вестник аримологии 2005г. 8с
8. Schmitt J. Crises nerveuses non epileptiques //Encycl. Med. Chil. -Paris. -1979. -17045. -A-60.





Рецензии:

4.01.2015, 14:31 Походенько-Чудакова Ирина Олеговна
Рецензия: Р Е Ц Е Н З И Я на статью Шавката Алимжановича Кудратова «Клинико-параклиническая характеристика респираторно-аффективных судорог у детей раннего возраста» Представленная статья «Клинико-параклиническая характеристика респираторно-аффективных судорог у детей раннего возраста» посвящена весьма актуальному вопросу – исследованию клинико-параклинических характеристик респираторно-аффективных судорог у детей. Работа имеет совершенно определенную прикладную направленность – повышение уровня оказания помощи пациентам с указанной патологией, что убеждает в ее целесообразности и подчеркивает несомненную актуальность темы. Статья построена по принципу оригинального исследования и состоит из: введения, цели, материалов и методов исследования, собственных результатов автора, заключения, библиографического списка источников специальной литературы в количестве 8 наименований (7 – на русском и 1 – на английском языке). Материал, представленный в публикации, изложен авторами логично, последовательно. В работе присутствуют две таблицы, облегчающие восприятие текстового материала и хорошо его иллюстрирующие. Достоверность результатов не вызывает сомнений, так как исследование выполнено на достаточном числе клинических и лабораторных наблюдений с привлечением методов статистической обработки, соответствующих определенной автором цели. Однако к представленному материалу имеется ряд замечаний и пожеланий. 1. Автору следует (в соответствии с правилами оформления статей в данном электронном издании) официально ввести в текст расшифровку сокращений АРП (в разделе «Введение») и ЭЭГ (в разделе «Результаты и их обсуждение»). 2. Имеется большое число опечаток, неудачных фразеологических оборотов и речевых ошибок, что необходимо исправить. Часть из них с возможными вариантами коррекции приведена ниже. В разделе «Результаты и их обсуждение»: – в последней строке первого абзаца, вероятно, пропущен предлог «в» и следует отредактировать в варианте «...следовательно вошли в 37–60 месячный возрастной интервал»; – в первой строке третьего абзаца следует исправить глагол «имел» на «имела», что послужит согласованию предложения; – в третьем абзаце во втором предложении «В превалирующих случаев...» следует исправить на «В превалирующих случаях (наблюдениях)...»; – в четвертом абзаце в первом предложении «Частота приступов варьировал ...» следует исправить на «Частота приступов варьировала...»; – в четвертом абзаце в конце третьего предложения «...в оставшихся 6 (12%) детей число приступов варьировал от 5 до 10 приступов в месяц» следует исправить на «...у оставшихся 6 (12%) детей число приступов варьировало от 5 до 10 приступов в месяц»; – в пятом абзаце в первом предложении следует исправить «Продолжительность приступов также различался у обследованных детей и колебался от 5 до 40 секунд» на «Продолжительность приступов также различалась у обследованных детей и варьировала от 5 до 40 секунд»; – в шестом абзаце в первом предложении следует исправить «В развитии респираторно-аффективных приступов определенную роль принадлежит...» на «В развитии респираторно-аффективных приступов определенная роль принадлежит...»; – в шестом абзаце во втором предложении следует исправить «...был проведен подробный опрос родителей про наличии судорожных проявлений...» на «...был проведен подробный опрос родителей на предмет наличия у них судорожных проявлений...»; – в шестом абзаце в третьем предложении следует исправить «...и оставшихся 14 (28%) случаев не было отмечена наследственная предрасположенность» на «...в оставшихся 14 (28%) случаях наследственной предрасположенности выявлено не было»; – не ясно к чему относится часть фразы «...выражением недовольства, неисполненного желания, гнева, т.е. имеют психогенный характер», которая в представленной статье имеет оформление седьмого абзаца. Вероятно, имеет место технический сбой и пропущена часть предложения. Это необходимо откорректировать; – в восьмом абзаце часть предложения перенесена на другую строку. Это необходимо исправить. В конце предложения «...аффективно-респираторные припадки, которые характеризовались с нарушением сознания, резкой мышечной гипотонией, кратковременными тоническими и клоническими судорогами и непроизвольным мочеиспусканием» следует исправить на «...аффективно-респираторные припадки, которые протекали с нарушением сознания, резкой мышечной гипотонией, кратковременными тоническими и клоническими судорогами и непроизвольным мочеиспусканием»; – начало одиннадцатого абзаца «Распределение исследуемых детей в зависимости от типа течения приступов было таким образом» лучше было бы представить в варианте «Распределение исследуемых детей в зависимости от типа течения приступов представляется следующим образом»; – начало двенадцатого абзаца «При клинико-неврологической оценке детей...» лучше было бы представить в варианте «При клинико-неврологической оценке состояния детей...»; – в тринадцатом абзаце и в таблице 1 используется термин «черепно-мозговые нервы», однако на современном этапе большинством специалистов согласно современной анатомической терминологии используется термин «черепные нервы»; – в шестнадцатом абзаце в части предложения «...у 5 (10%) детей был выявлен неустойчивость в позе Ромберга...» следует внести правку «...у 5 (10%) детей была выявлена неустойчивость в позе Ромберга...». Конец этого же предложения «...у 5 (10%) детей нистагм» следует откорректировать таким образом «...у 5 (10%) детей – нистагм»; – в семнадцатом абзаце в предложение «При клинико-неврологической оценки детей с контрольной группы, полученные результаты несколько отличались от таковых показателей с основной группы» следует внести некоторые правки и откорректировать его следующим образом «Результаты, полученные при клинико-неврологической оценке состояния детей контрольной группы несколько отличались от показателей основной группы»; – в первом предложении девятнадцатого абзаца «При оценке рефлекторной сферы у детей с контрольной группы ...» следует внести исправления «При оценке рефлекторной сферы у детей контрольной группы...»; – предложение, позиционируемое как двадцатый абзац «Среди координаторных нарушений у 3 (10%) детей был выявлен неустойчивость в позе Ромберга, у 1 (3,3%) был регистрирован легкий интенционый тремор и у 2 (6,6%) детей нистагм», лучше изложить в редакции «Из координаторных нарушений у 3 (10%) детей была выявлена неустойчивость в позе Ромберга, у 1 (3,3%) ребенка был регистрирован легкий интенционый тремор, у 2 (6,6%) детей – нистагм»; – во втором предложении в двадцать первом абзаце явно лишним является предлог «к» и фразу следует исправить следующим образом «В контрольной группе моторное и психоречевое развитие всех детей полностью соответствовало нормальным показателям»; – конец первого предложения двадцать второго абзаца следует представить в варианте «... соответствовали возрастным нормам»; – второе предложение двадцать второго абзаца необходимо откорректировать следующим образом «У 9 (18%) детей основной и 10 (33,3%) с контрольной группы была выявлена анемия 1степени»; – в третьем и четвертом предложениях двадцать второго абзаца также присутствуют лишние предлоги «с» и ряд других опечаток. Фразу следует представить в варианте «У 27 (54%) детей основной и у 3 (10%) детей контрольной группы была зафиксирована анемия 2 степени. У 8 (16%) детей основной группы была регистрирована анемия 3 степени. Напротив, в контрольной группе дети с анемией 3 степени отсутствовали»; – предложение позиционируемое как двадцать третий абзац должно быть изложено в следующей редакции «Показатели кальция у 7 (14%) детей основной и у 18 (60%) детей контрольной группы соответствовали данным нормы. Гипокальциемия была зафиксирована у 43 (86%) детей основной и у 13 (43,3%) детей контрольной группы»; – в предложениях двадцать третьего абзаца необходимы следующие коррективы «Электроэнцефалография является основным методом диагностики респираторно-аффективных судорог, также с ее помощью можно дифференцировать эпилептические и неэпилептические пароксизмальные состояния. Всем детям основной группы был проведен рутинная электроэнцефалография. Результаты ЭЭГ исследования приведены в таблице 2. У 7(14%) детей ЭЭГ признаки соответствовали возрастной норме, у 5(10%) было выявлено признаки ирритации и вовлечения корково-подкорковых структур, у 2 (4%) детей – признаки задержки формирования возрастных ритмических диапазонов, у 6 (12%) – межполушарная асимметрия, у 6 (12%) – эпилептическая активность. У 23 (46%) детей была регистрирована судорожная готовность, из них у 14 (28%) низкий уровень судорожной готовности, у 9 (18%) – высокий уровень судорожной готовности». При этом следует подчеркнуть, что указанные пожелания и замечания не снижают высокой научно-практической значимости представленной статьи и ее общей положительной оценки. На основании изложенного выше, считаю возможным заключить, что статья Шавката Алимжановича Кудратова магистранта Ташкентского педиатрического медицинского института «Клинико-параклиническая характеристика респираторно-аффективных судорог у детей раннего возраста» соответствует профилю электронного журнала «SCI&#61485;ARTICLE.RU» и межет быть рекомендована к опубликованию после внесения соответствующих исправлений. Заведующая кафедрой хирургической стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный» медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор И.О. Походенько-Чудакова 04 января 2015 года

09.01.2015 5:05 Ответ на рецензию автора Кудратов Шавкат Алимжанович:
Огромное спасибо за вашу помощь. Я все заново исправил статью по вашим исправлениям



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх