Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №17 (январь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 03.01.2015. Последняя правка: 13.01.2015.
Просмотров - 9319

Проблемы привлечения к налоговой ответственности

Леонова Татьяна Владимировна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал

Студентка

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал)


Аннотация:
Данная статья посвящена вопросу привлечения к налоговой ответственности. Рассматриваются основные проблемы привлечения налогоплательщиков к ответственности,а также причины нарушения налогового законодательства. Представлены статистические данные из отчета Федеральной налоговой службы за 2013 год.


Abstract:
This article deals with the issue of tax prosecution. The main problem of attracting taxpayers to account, as well as the reasons for the violation of tax legislation. Presents statistics from the report of the Federal Tax Service for 2013.


Ключевые слова:
налоговая ответственность; налоговые санкции; причины правонарушений; проблемы привлечения к налоговой ответственности; минимизация налогов; оптимизация налогов.

Keywords:
tax liability; tax penalties; causes of crime; the problem of bringing the tax liability; tax minimization; tax optimization.


УДК 336.2 

Неуплата налогов – одно из наиболее распространенных экономических правонарушений. Это характерно, прежде всего, для организаций, так как у них намного больше возможностей, чем у частных лиц для утаивания доходов. Но, тем не менее, и физические лица прилагают немало усилий, чтобы если даже не полностью уклониться от уплаты налогов, то хотя бы их уплачивать не в полной мере.

Нередко налогоплательщики, желая как можно больше уменьшить суммы налогов, умышленно занижают налоговую базу путем отнесения затрат к себестоимости продукции тогда, когда это не предусмотрено действующим законодательством. Также они не всегда отражают в бухгалтерских документах часть полученных доходов, рассчитываясь со своими партнерами наличными деньгами, утаивают доходы, перечисляя полученные средства на счета подставных фирм или дочерних предприятий и др. В большинстве случаев налогоплательщики действуют умышленно, так как понимают, что осознанное нарушение законодательства о налогах и сборах может значительно снизить сумму налога по сравнению с той, которую они обязаны и должны были уплатить, в результате чего бюджету будет причинен значительный ущерб.

Организации стремятся увеличить свою прибыль за счет неуплаты налогов, уводя экономическую деятельность в тень. Индивидуальные предприниматели в не меньшей степени заинтересованы в повышении уровня своих доходов, тем более что расходование бюджетных средств, большую часть из которых составляют поступления от налогов, на данный момент не очень прозрачно. Как правило, человек просто не видит, на что расходуются налоговые поступления. Налогоплательщики обязаны знать, чем именно грозит неуплата налогов и какие при этом нарушаются законы. Ведь, экономя на налогах, тем самым завышая уровень своего дохода, в конечном итоге можно прийти к неутешительному результату. Налогоплательщики должны понимать, что намного проще и безопаснее заплатить налоги.

Ответственность налогоплательщика определена в Налоговом кодексе РФ и Уголовном кодексе РФ. Эти два основных документа поясняют, какие именно экономические санкции принимаются в случае неуплаты налогов, а также уточняют момент возникновения уголовной ответственности при неуплате налогов. Попробуем разобраться в этом вопросе более подробно. В первую очередь определим, какие именно бывают налоговые санкции.

В соответствии с обновленным законодательством, налоговые санкции носят исключительно финансовый характер. Они бывают трех видов: недоимка, штраф и пеня.

Каждый вид ответственности за неуплату налогов носит разные цели: налоговая – компенсация имущественного ущерба бюджетной системе, а административная и уголовная – возмещение вреда, причиненного «неплательщиками» общественным взаимоотношениям.
Одним из важнейших конституционных принципов является принцип невозможности повторного осуждения за одно и то же совершенное ранее преступление (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ). Применительно к налоговым правоотношениям, он конкретизируется в соответствии со ст. 108 НК РФ: никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Многие предприниматели задаются вопросом:  какая ответственность может быть возложена на них за неуплату налогов ‑ уголовная, административная или налоговая.[1]

Конечно, при решении этого вопроса необходимо понимать, что вышеуказанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом. Именно поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние применительно к неуплате налогов не срабатывает, так как санкции здесь накладываются на разных лиц. Единственное, что может объединять вышеуказанные виды ответственности за нарушение норм налогового законодательства – это наличие у них общего события правонарушения.

Привлечение к налоговой ответственности в соответствии со статьей 101.4 НК РФ не зависит от правового статуса привлекаемого лица. Оно происходит в тех случаях,  когда нет необходимости проведения налоговой проверки для выявления налогового правонарушения, и при наличии признаков следующих правонарушений:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе - ст. 116 НК РФ;

- нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке - ст. 118 НК РФ;

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, - ст. 125 НК РФ;

- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, - ст. 126 НК РФ;

- нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса - ст. 129.2 НК РФ и др.[2]

Проблема привлечения граждан к налоговой ответственности связана с понятиями «минимизация» и «оптимизация» налогов. С экономической точки зрения, несмотря на то, что понятия налоговой оптимизации и налоговой минимизации могут пересекаться, но все же отождествлять их нельзя. Налоговая оптимизация подразумевает выбор наиболее приемлемого варианта деятельности налогоплательщика, направленной на снижения уровня налоговых обязанностей. Минимизация налогов предполагает целенаправленную деятельность организации, выполняющей переход из неблагоприятного (обычного) режима налогообложения в наиболее благоприятный (необычный). Минимизация подразумевает огромное количество вопросов и проблем, которые необходимо решить. Но совсем запретить оптимизацию налогов будет нецелесообразно и даже невозможно, потому, что она разрешена практически во всех налоговых системах мира. Например, для налогоплательщиков не всегда будет выгодно максимально сократить налоговые обязанности, так как это может повредить интересам их акционеров. Тем не менее, нельзя допустить такую ситуацию, чтобы абсолютно любые схемы минимизации налогообложения были разрешены. Поэтому нужно четко прописать, какие схемы разрешены и следует применять на практике, а какие нелегальны и недопустимы к применению.

Наличие одновременно нескольких основных законов, которые предусматривают различные виды ответственности за совершение налоговых правонарушений, вносит путаницу в систему налогообложения. Чтобы как-то разъяснить это, предлагается изменить концептуальный подход к структуре законодательства в сфере налогов и сборов, а также рационально конкретизировать способы уклонения от уплаты налогов, которые наносят  огромнейший ущерб государству.

Помимо всего прочего, ситуацию также усугубляет регулярное внесение изменений в законодательство, за которыми просто не успевают следить даже представители налоговых органов, не говоря уже о налогоплательщиках.

Наибольшее значение для достоверной оценки налогового потенциала, уровней налогообложения и собираемости налогов, а также перспектив расширения налоговой базы, имеет выявление масштабов теневой экономики, степени ее воздействия на формирование основных параметров налоговой системы, системы перераспределения доходов организаций и населения, характер взаимоотношений налоговых органов с производителями и потребителями товаров, работ и услуг.

Основным побуждающим фактором, заставляющим предпринимателей уклоняться от уплаты налогов и уходить в тень, является стремление всевозможными способами уменьшить налоговые отчисления. Налоги начисляются на законную сферу деятельности, огромная доля нелегальной экономики не подвергается налогообложению. Это означает, во-первых, что уровень собираемости налогов значительно ниже, потому что практически не включает налоги на деятельность по производству товаров и услуг, учитывающуюся в объеме ВВП. Он же, в свою очередь, характеризует налоговый потенциал экономики. И, во-вторых, наоборот, уровень налоговой нагрузки на экономику намного выше оптимального.[3]

Существует множество причин, которые толкают налогоплательщиков к неуплате налогов. К ним можно отнести: моральные, политические, экономические и технические. Последние направлены на сокрытие и утаивание доходов предприятий и организаций. Политические причины, чаще всего, связаны с тем, что государство осуществляет перераспределение денежных средств в бюджет для выполнения своих дальнейших действий. Это проявляется в стремлении государства сбалансировать бюджет страны. Для России такая ситуация просто неприемлема, особенно сейчас, так как в нынешних условиях экономического спада государство всеми силами должно стремиться активизировать развитие промышленности. Но почему-то в России так сложилось, что основная доля тяжести налогового бремени легла именно на предприятия.

Определяются главные причины нарушения налогового законодательства.

1. Не могут выплачивать налоги из-за слишком обременительной налоговой нагрузки. Уплачивая все многочисленные налоги по предусмотренным ставкам, экономическая деятельность для предпринимателя становится неприбыльной или даже убыточной, то есть теряет какой-либо смысл. Данная причина вытекает из чрезмерного налогового давления, которое не выдерживают участники экономической деятельности, и решиться она может только благодаря смягчению налоговой нагрузки посредством соответствующих изменений в налоговой системе страны.

2. Не осуществляется выплата налогов из-за недоверия к власти в части бюджетного распределения собранных налогов. Налогоплательщик, наблюдая за тем, как власть «нецелесообразно» и непрозрачно использует налоговые поступления, не полностью выплачивает или доверяет государству свои заработанные денежные средства. Причина может быть решена исключительно благодаря достижению открытости и прозрачности бюджетного распределения и целесообразности его принципов и соотношений – налогоплательщики должны буквально прочувствовать и увидеть собственными глазами присутствие бюджетных расходов на социальные, коммунальные, гуманитарные цели и программы развития.

Налоговая и денежно-кредитная политика должна обеспечивать такое состояние институтов государства, при котором у участников экономики не возникло бы объективной потребности совершать нелегальные производственные, финансовые, товарообменные операции, которые подрывали бы функционирование экономических механизмов и, соответственно, ставили бы под угрозу безопасность экономики страны.

На данный период времени политика налоговых органов направлена на предупреждение совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Так, УФНС России по Липецкой области провело мониторинг случаев ухода от уплаты налогов и незаконной минимизации налогов путем смены местонахождения налогоплательщика. Именно экономическая рациональность является одним из главных признаков, указываемых на использование миграции для уклонения от уплаты налогов. В первую очередь, во внимание налоговых органов попадают организации с заявленными видами деятельности, которые не характерны для нашего региона, руководители этих организаций не проживают на территории области. Помимо этого, огромное внимание со стороны налоговых органов уделяется тем организациям, которые относятся к категории налогоплательщиков, не предоставляющих отчетность, либо предоставляющих её с нулевыми показателями. За первое полугодие 2013 года на территорию Липецкой области мигрировали 30 организаций, 9 из которых имеют задолженность перед бюджетом в сумме более 15 миллионов рублей. После проведенных налоговыми органами контрольных мероприятий один из крупнейших должников вынужден был покинуть территорию области. В 2013 году в Липецкой области изменили место регистрации 187 организаций, что на 21% меньше, чем в том же периоде 2012 года.

Рис.1- Количество организаций, изменившие место регистрации за 2012-2013 годы

Рис.1- Количество организаций, изменившие место регистрации за 2012-2013 годы

Таким образом, имеется вполне реальная возможность для исчисления объема теневой экономики на региональном уровне и неучтенных экономических операций на микроуровне. В  настоящее  время  предупреждение  налоговых  правонарушений  предполагает  ряд  важных  направлений     взаимодействия  с  налогоплательщиками: профилактическая  деятельность  (применение  каких-либо сервисов  для  передачи  информации); сервисная  деятельность  (информирование и  актуализирование  электронных  баз  данных,  включающие  нужные  сведения  для  исчисления  и  уплаты  налогов); разъяснительная  деятельность  (повышение уровня налоговой  культуры,  налоговый  аудит). Все вышеперечисленное позволит найти необходимые пути выхода, и, как следствие, повысит инвестиционную привлекательность нашей страны для внешних инвесторов и уровень собираемости доходов, укрепит бюджет страны и создаст условия для развития общественного сектора России, а именно: культура, образование и безопасность.

Библиографический список:

1. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России.-М: "Бек",-2012.384 с.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации(НК РФ), (принят ГД ФС РФ 16.07.1998),(действующая редакция от 04.11.2014)
3. URL:http://http://www.creativeconomy.ru




Рецензии:

9.01.2015, 16:23 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: статья требует доработки, много стилистических неточностей (обратите внимание на изложение причин нарушения), статья, обычно, пишется от третьего лица и слово "думаю" использовать некорректно. Приведенная статистика нечитабельна и требует табличного или графического сопровождения. Статья требует доработки

12.01.2015 14:14 Ответ на рецензию автора Леонова Татьяна Владимировна:
Большое спасибо за рецензию, постаралась исправить все неточности и ошибки в статье.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх