Государственное Бюджетное образовательное учреждение "Крымский Инженерно-Педагогический Университет"
студентка
Научный руководитель: Лучинкина А.И., доктор психологических наук, зав.кафедры психологии КИПУ
УДК 316.61:004.946
Постановка проблемы. На современном этапе развития общества возрастают информационные потоки, актуализируются новые способы переработки информации. Общество постомодерна включено в знаково-символьную систему взаимодействия: человек есть информация, которую он о себе представляет. Информационное поле, в котором развивается личность, включает в себя не только СМИ, Интернет, но и те информационно-семантические структуры, которые формируются внутри каждого института социализации личности. Многофункциональность информационных источников позволяет не только поглощать поток интересующей информации, но и двояко её интерпретировать, что не всегда благоприятно сказывается на восприятие личностью картины мира в целом. Искажение картины мира личностью может привести к возникновению поведенческих девиаций и асоциальности как следствию.
С самого рождения личность является частью общества, она окружена людьми и включена во взаимодействие с ними. В процессе общения и обмена информацией человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью человеческой жизни. В.Г.Крысько утверждает, что «социализация личности - это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается - с другой».
Человек не только усваивает социальный опыт, но и интерпретирует его, воспринимая выборочно только наиболее значимые его составляющие. При этом личность многократно вступает в различные социальные связи, становясь при этом одной из составляющих общества и социального мира в целом [2].
Научная проблема заключается в выявлении института социализации, который оказывает на личность наибольшее влияние в процессе жизни.
Цель статьи: выявить ведущие институты социализации личности в современном информационном поле
Основная часть. Социализация личности начинается с момента её адаптации в обществе. Исторически сложилось так, что первым информационным источников для человека стала его национальная принадлежность: именно она давала возможность получение основ морали, нравственности и поведения, необходимых для социализации личности в обществе. В современных условиях существует множество различных средств получения информации: это как коммуникативные, так и технические средства.
Во все времена неизменно актуальными остались такие информационные источники, как школа, семья и неформальные объединения. Эти институты социализации всегда были значимыми и актуальными для общества, именно они закладывали в личности фундаментальные основы понимания норм и требований к ней от общества.
В последние годы широкое применение получил Интернет, который оказал большое влияние на развитие личности. Именно в интернет-пространстве стало возможным создание личностью нескольких образов «Я-виртуального», вследствие чего возникает сложность в перенесении виртуального образа на действительность. Проблематика состоит в том, что в интернет-пространстве у личности увеличивается количество её возможностей: это и создание себе новой псевдоличности, которая может не иметь ничего общего с реальным образом. Данный фактор будет оказывать влияние на построение взаимоотношений в реальной жизни и будет создавать барьеры для реальной коммуникации с людьми в социальном мире, в отличие от виртуальных отношений. Стоит отметить, что в настоящее время проблема социализации личности в интернет-пространстве становится всё более актуальной. Впервые термин «интернет-социализация» появляется в работах Лучинкиной А.И., что дает почву для рассмотрения виртуального пространства как отдельного и вполне самостоятельного источника, несущего в себе функции института социализации современной личности.
Увеличение количества институтов социализации ставит вопрос как об их вкладе в процесс социализации личности в целом, так и о механизмах, которые инициируют и делают возможным указанный процесс.
Ход исследования. Для исследования ведущих институтов и механизмов социализации нами использовались опросник А.И.Лучинкиной «Институты социализации» и метод свободных ассоциаций. Выборка была представлена 357 респондентами возрастом от 12 до 54 лет, из них 211 женщин и 146мужчин. Исследование проводилось в режиме онлайн и реального времени.
Опросник «Институты социализации» представлял собой 35 утверждений, которые скомбинированы в 5 блоков по институтам социализации: семья, школа, неформальные объединения, СМИ, интернет-пространство. В пределах каждого из пяти блоков рассматривались семь механизмов социализации, в частности, копирование, идентификация, внушение, социальная фасилитация, конформность, включение, самовыражение.
Опросник показал, что наибольшим приоритетом пользуется социальный институт «Семья». Он составил 65 % от общего количества выборки. Стоит отметить, что механизмом социализации у большинства опрошенных является копирование, то есть подражание и полное принятие образов, сформированных в данном институте социализации.
Вторым выбранным институтом являются «Неформальные объединения». Он составил 25 % от общего числа опрошенных. Механизмом социализации здесь преобладала идентификация – стремление к подражанию, принятию на себя чужих образов. Остальные 10 % распределились между интернет-пространством, СМИ и школой.
Проведенный статистический анализ распределения ответов по методике «Метод свободных ассоциаций» по критерию χ2 обнаружил достоверные различия между воздействиями по шкалам оценка и активность упорядоченность, сложность, комфортность (χ2 кр = 11,07 при р = 0,05 и χ2 кр = 15,086 при р = 0,01). Следует отметить, что по позитивности влияния и силе влияния семья занимает устойчивую первую позицию среди институтов социализации семьи и неформальных объединений (по оценкам респондентов).
Следует отметить, что в ходе исследования не было выявлено значимых различий по гендерным и возрастным группам.
Вывод. Современные информационные источники позволяют личности свободно взаимодействовать с информацией, принимать её, обрабатывать, адаптировать к условиям своей индивидуальности. Наиболее предпочитаемым институтом социализации была выявлена семья, что говорит о важности правильного выбора стратегии воспитания. Стоит отметить, что в семье формируется не только личность ребенка, но и его родителей. Определяющая роль семьи состоит в её влиянии как на физическое, так и на духовное развитие личности. Семья является первым социальным институтом, в который вступает человек: именно здесь он знакомится с нравственными нормами, формирует своё мировоззрение. В семье личность получает первый жизненный опыт, и поэтому данный институт всегда будет значимым для личности, даже по смене приоритетов. Мы считаем, что огромное значение для социализации личности имеет тактика обмена информацией между членами семьи: либо это будет тоталитарное «навязывание» мнения родителей или одного из них, либо демократическое право на собственную мысль каждого, вне зависимости от возраста и социального статуса личности.
Отношение в семье будут влиять не только на дальнейшую социализацию личности в других социальных институтах, но и на построение карьеры, выбор друзей, своего жизненного пути. Поэтому очень важным является предоставление ребенку наиболее достоверной информации, а также возможность самостоятельно анализировать и обрабатывать её, исходя из личного опыта.
Рецензии:
12.01.2015, 10:44 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Есть авторское видение проблемы.Данный материал представляет несомненный интерес.Однако,более верная формулировка-на наш взгляд... Рекомендуется к публикации.Назмутдинов Р.А.
12.01.2015, 14:29 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья не дает ответ в основном авторском контексте-как социализируется современная личность в информационном конструкте.Основания:
1.Институциональность процесса социализации личности не указан в границах возможного анализа и типологизации.
2.Термин "информационное поле" имеет очень широкие интерпретационные границы, в том числе сугубо семантические, терминологические, методологические, диагностические.
3.Опросник "Институты и механизмы социализации" нужно в первую очередь верифицировать по отношению традиционнй социометрической диагностической парадигмой, а потом апробиромать.
4.Исследование в указанном виде не дает основания для провеждения кореляционных выводов по отношению исследуемых лиц?