Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №17 (январь) 2015
Разделы: Психология
Размещена 16.01.2015. Последняя правка: 20.01.2015.
Просмотров - 5703

ФЕНОМЕН ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ И БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Сухова Анастасия Александровна

-

Курский Государственный Медицинский Университет

студентка

Никишина В. Б. заведующая кафедрой психологии здоровья и коррекционной психологии Курского государственного медицинского университета,доктор психологических наук, профессор; Карташова Т.О., Лысых А.А., студентки 4 курса факультета клинической психологии Курского государственного медицинского университета


Аннотация:
В статье представлены данные категориально-понятийного и библиометрического анализа феномена деструктивного поведения.


Abstract:
The article presents data kategorialno-ponyatiynogo and bibliometric analysis of the phenomenon of destructive behavior.


Ключевые слова:
деструктивное поведение; библиометрически анализ; категориально-понятийный анализ

Keywords:
destructive behavior; bibliometrichesk analysis; kategorialno-ponyatiyny analysis


УДК 159.9

Поведение как объект психологического анализа попадает в поле научно-исследовательского интереса с конца 19 века.  За более чем столетнюю историю исследований поведение изучается как со стороны его структурной организации, видовой специфики, нормы и патологии его проявления. Деструктивное поведение, являясь одновременно и качественной характеристикой, и видом, и способом его организации, исследуется через сопряжение с агрессивным, девиантным, делинквентным, криминальным поведением и т.д.

Таким образом, с одной стороны сложилась глубокая исследовательская традиция в изучении деструктивного поведения, с другой стороны противоречия и многозначность исследовательского материала не дает возможность осуществлять критериально-сравнительную оценку изучаемого феномена. [14]

Целью исследования является библиометрический и категориально-понятийный анализ для изучения степени разработанности феномена деструктивного поведения в отечественной психологии в период 2004-2013гг.

Объект исследования - деструктивное поведение.

Определение степени научной разработанности проблемы изучения деструктивного поведения осуществлялось с использованием метода библиометрического анализа количественных и качественных показателей информационного пространства психологических исследований [7], анализ осуществлялся  на базе информационного пространства «eLIBRARY» [16] по ключевым словам «деструктивное поведение» в период с 2004 по 2013 год.

Общий объём исследований в системе РИНЦ составляет 4,59%, что говорит о малой освоенности данного вопроса.

Выявлена неравномерность распределения частот исследовательской активности в период с 2004 по 2013 гг. (рис.1).

Рис.1 Гистограмма частот публикационной активности  феномена деструктивного поведения на базе информационной системы «eLIBRARY» в период 2004-2013 гг.

С 2004 по 2006 гг. отмечается не проработанность проблематики данного феномена.

Анализ динамики публикационной активности в направлении изучения феномена деструктивного поведения за период 2004-2013 гг., указывает на интенсивный рост количества публикаций, начиная с 2007 года.

По содержанию представленные научные публикации за период 2004-2013 гг. преимущественно носят теоретический характер 75,4%, доля исследований эмпирического характера составляет 24,6%.

В рамках библиометрического анализа осуществлялось тематическое секторирование научных публикаций по проблеме деструктивного поведения (рис.2).

 

Рис.2 Диаграмма долевого распределения проблемологического анализа феномена деструктивного поведения на базе информационной системы «eLIBRARY» в период 2004-2013 гг.

В результате секторирования анализируемых научных исследований были выделены следующие группы: факторы возникновения деструктивного поведения; коррекция, прогноз, профилактика; феноменология; теоретико-методологический анализ; разработка методики.

Преобладающим направлением исследования деструктивного поведения является анализ факторов возникновения, включающие в себя: личностные особенности (39%), влияние профессиональной деятельности (24%), психологическое воздействие (19%), детско-родительские отношения (11%), трудности адаптации (3%), физиологические процессы (2%), параметры межполушарной ассиметрии (2%). Значимая роль отводится феноменологии, коррекции, прогнозу и профилактике.

С целью систематизации содержания понятия «деструктивного поведения» был проведен категориально-понятийный анализ, осуществляющийся  на базе информационного пространства «eLIBRARY» [16] в период с 2004 по 2013 год. Оценка осуществлялась по ключевому словосочетанию «деструктивное поведение».

На основании результатов библиометрического анализа была сформирована подборка научных публикаций, теоретико-методологического характера, на которой был проведен категориально-понятийный анализ

Весь объем исследований, описывающих содержание феномена деструктивного поведения в рамках категориально-понятийного анализа, был разделен на 2 группы. Ряд авторов использует раннее данные определения понятия «деструктивное поведение» (Е.В. Ермасов; С.С. Богдан; Л.Г. Гребенщикова; Н.В. Майсак; Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, А.В. Хаджимурадов) (табл.1); другие авторы предлагают своё понимание этого феномена (В.Б. Куликов,К.В. Злоказов; Ю.А. Клейберг; Н.Н. Кошкарова,С.Г. Нестерцова; Н.Н. Ниязбаева; В.Ц.Цыренов; Л.Г.Гребенщикова; З.К. Давлетбаева; Е.В. Ермасов; С.О. Ларионова) (табл.2).

Таблица 1.

Категориально-понятийный анализ понимания феномена деструктивного поведения в различных психологических направлениях, осуществленный на базе информационной системы «eLIBRARY» в период 2004-2013 гг.

Автор

Год

 

Определение понятия

Методологическое основание

 

Е.В.Ермасов
2009г.

Деструктивное поведение является одним из проявлений девиантного поведения, отклоняющегося от наиболее важных социальных норм, причиняющего реальный ущерб обществу и самой личности, а также сопровождающей ее социальной дезадаптацией [5].

Интегративный подход

(Е.В. Змановская)

 

С.С. Богдан
 2010г.

Деструктивность-вторичный, реактивный феномен, возникающий в результате неудовлетворения « базовых» потребностей или как производная множества детерминант (культура, среда, научение). [2].

Гуманистический подход

(А. Маслоу)

 

 

 

Л.Г. Гребенщикова
2011г.

Деструктивное поведение-это удовлетворение субъектом своих потребностей за счёт прямого или косвенного, чаще не осознанного, насилия над личностью другого человека, (или) за счёт открытого или завуалированного отвержения социальных норм, нарушения прав личности [3].

Интегративный  подход

(В.И. Гинецинский)

 

 

Н.В.Майсак
2013 г.

Деструктивное поведение-альтернативный способ адаптации отдельных индивидов и социальных групп к стрессогенному характеру жизни [12].

Интегративный подход

(Е.В. Змановская)

 

Р.В.Бисалиев, А.С.Кубекова, А.В.Хаджимурадов 2013 г.

Деструктивное поведение рассматривается как агрессивное поведение, которое проявляется в действиях, базирующихся на агрессивности и направленные на причинение физического, морального или иного ущерба людям или другим объектам окружающего мира, сопряженные с насилием против них [1].

Интегративный подход

(Т.Б. Дмитриева)

 

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что большее количество авторов используют в качестве методологического основания интегративный подход, в единичном случае используется гуманистический подход.

 

Таблица 2.

Категориально-понятийный анализ авторских определений феномена деструктивного поведения, осуществленный на базе информационной системы «eLIBRARY» в период 2004-2013 гг.

Автор

Год

 

Определение понятия

В.Б. Куликов
К.В. Злоказов
2006 г.

Деструктивное поведение -поступки  личности, которые направлены на  разрушение внешних структур и  опосредованы индивидуальными особенностями системы [8].

Ю.А. Клейберг
2008 г.

Деструктивное поведение - это поведение нарушающее, разрушающее или приводящее к распаду любой социальной связи. [6].

 

Н.Н. Кошкарова
С.Г. Нестерцова
2010 г.

Деструктивное поведение рассматривается через категорию агрессии, которая выступает как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей, принятым в том или ином обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) [7].

Н.Н. Ниязбаева
2010г.

Деструктивное поведение – наиболее активная реакция отчуждения, характеризующая в целом все разрушительные действия человека [13].

В.Ц.Цыренов
2010г.

Деструктивное поведение – любое поведение, в результате которого осуществляется причинение вреда другим людям [15].

 

Л.Г.Гребенщикова
2011г.

Деструктивное поведение – специфическая форма активного отношения субъекта к миру или самому себе, основным содержанием которой является разрушение существующих объектов и систем, остается разрушительным в любых условиях [3].

 

 

З.К. Давлетбаева
2011 г.

Деструктивное поведение есть асоциальное поведение, которое включает - собирательное – обобщающее понятие для агрессивного, аморального, делинквентного и криминального поведения [4].

Е.В. Ермасов
2011г.

Деструктивное поведение как тип переживания стресса в условиях изоляции [5].

 

 

С.О. Ларионова 2013г.

Деструктивное поведение  понимается как  негативная и неодобряемая система поступков или отдельные поступки,  действия, жесты,  слова, высказывания человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в социуме и государстве нормам, правилам, принципам, представлениям и ролевым предназначениям, а именно ценностно-нормативной системе, на определенном этапе функционирования и развития общества как результат воздействия неблагоприятных факторов, обусловливающих нарушение процесса становления и социализации личности [7].

 

Обобщая данные категориально-понятийного анализа, можно сделать вывод, что деструктивное поведение является социально-психологическим явлением, которое характеризуется у всех авторов разрушительностью и негативным воздействием на окружающий мир и самого себя. В ряде работ деструктивное поведение выступает синонимом агрессивному поведению.

Выводы:

1.В результате использования библиометрического метода, была выявлена интенсивная положительная динамика исследовательского интереса к феномену деструктивного поведения.

2. В результате использования библиометрического метода, выявлено, что основное внимание в изучении деструктивного поведения сосредоточенно на факторах его возникновения.

3. В результате использования библиометрического метода установлено, что проблема профилактики и коррекции деструктивного поведения по-прежнему является актуальной (24,6% исследований эмпирического характера, в сравнении с 75,4% исследований практического характера).

4. В результате категориально-понятийного  анализа выявлено, что большинство авторов, обращаясь к пониманию содержания деструктивного поведения, дают собственное определение, что связанно с отсутствием единой теоретико-методологической концепции. Отмечается отсутствие содержательной дифференциации терминов «агрессия» и «деструктивное поведение».

Библиографический список:

1. Бисалиев, Р.В., Кубекова, А.С., Хаджимурадов, А.В. Агрессивное поведение в структуре соматических расстройств / Бисалиев, Р.В., Кубекова, А.С., Хаджимурадов, А.В. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. № 5. С. 619.
2. Богдан С.С. Экзистенциально-гуманистический подход к проблеме человеческой деструктивности. / С.С. Богдан // Система ценностей современного общества. -2010. № 16. С. 42-46.
3. Гребенщикова Л.Г. К вопросу о соотношении понятий «деструктивное», «агрессивное» и «девиантное» поведение / Л.Г.Гребенщикова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 19. С. 61-67.
4. Давлетбаева З.К. Асоциальное поведение: понятийный аспект. / З.К. Давлетбаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2011. № 6. С. 190-198.
5. Ермасов Е. Типология переживания стресса в условиях изоляции./Е.Ермасов// Социальное пространство развития личности. – 2011.№1.С.92-118
6. Клейберг Ю.А. Типология деструктивного поведения. /Ю.А.Клейберг//Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2008.№1. С.130-135
7. Кошкарова Н.Н., Нестерцова С.Г. Индивидуализация обучения как средство контроля над речевой агрессией педагога / Н.Н. Кокарова, С.Г. Нестерцова // Система ценностей современного общества. – 2010. №12. С. 345-351.
8. Куликов, В.Б., Злоказов, К.В. Деструктивное поведение: теоретико-методологический аспект /В.Б. Куликов, К.В. Злоказов// Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3. С. 89-92.
9. Ларионова С.О. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема / С.О. Ларионова // Фундаментальные исследования. -2013. № 1-1. С. 90-94.
10. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ, 2004. – 160с.
11. Лысак И.В. Человек – разрушитель: деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. – 55с.
12. Майсак, Н.В., Великанова, Л.П. Девиативные тенденции в профессиях: сравнительные аспекты / Н.В. Майсак, Л.П. Великанова // Фундаментальные исследования. – 2013. № 10-4. С. 879-885.
13. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциальные основания отчуждения личности в педагогическом взаимодействии. / Н.Н.Ниязбаева // Мир науки, культуры, образования. – 2010.№5. С.80-82
14. Никишина В.Б. Деструктивные семейные отношения как фактор возникновения нарушений психического развития у детей. / В.Б.Никишина // Ярославский педагогический вестник.- Ярославль,2003.- №3-4(№37). –С.101-105
15. Цыренов В.Ц. Агрессивное поведение молодежи как социально-педагогическая проблема /В.Ц. Цыренов // Вестник Бурятского университета. Серия 7, Педагогика. – Улан-Удэ: БГУ, 2010. – вып.1. – С. 49-54.
16. [ http://elibrary.ru/defaultx.asp ]




Рецензии:

16.01.2015, 9:07 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Деструктивное поведение личности класическое проявление в процессе социализации личности.Статья рекомндуется к печати. Основания: 1.Значимость проблематики на основе выраженной поведенческий модели. 2.Ясные и контролируемые границы кореляционных взаимодействий в процессе диагностического анализа. 3.Активная методологическая база для методологического планирования проблематики. Корекции: 1.Нужно ясно диференцировать динамику и статистическая категоричность результатов по отношению приложение двух коренно различных методов-категориално-понятийный и библиометрический. 2.По существу предлагаю в дальнейшем использовать понятие социометрическое диагностицирование деструктивного поведения и проявления личности в процессе ее социоализации. 3.Нужно так же иметь в виду и факт что библиометрический метод обычно называют контент-анализом на основе наличия специфического конструкта.В данном случае принос к данной проблематики группой изследователей? 4.Нужно обратить внимание и на процессе пропедевтики деструктивного поведения на основе институциональности проблематики.

16.01.2015 14:14 Ответ на рецензию автора Сухова Анастасия Александровна:
Большое спасибо за рецензию.

16.01.2015, 19:55 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья написана в лучших традициях научного исследования. Рекомендуется к печати
17.01.2015 11:11 Ответ на рецензию автора Сухова Анастасия Александровна:
Большое спасибо за положительную рецензию

17.01.2015, 9:26 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Тема значима и актуальна.Положения работы опираются на серьезную научную базу.Рекомендуется к публикации.
17.01.2015 11:11 Ответ на рецензию автора Сухова Анастасия Александровна:
Большое спасибо за проявленный интерес к статье



Комментарии пользователей:

20.01.2015, 22:00 Злоказов Кирилл Витальевич
Отзыв: Любопытный инструмент анализа


21.01.2015, 12:08 Сухова Анастасия Александровна
Отзыв: Большое спасибо за отзыв и проявленный интерес!


Оставить комментарий


 
 

Вверх