-
Курский Государственный Медицинский Университет
студентка
Никишина В. Б. заведующая кафедрой психологии здоровья и коррекционной психологии Курского государственного медицинского университета,доктор психологических наук, профессор; Карташова Т.О., Лысых А.А., студентки 4 курса факультета клинической психологии Курского государственного медицинского университета
УДК 159.9
Поведение как объект психологического анализа попадает в поле научно-исследовательского интереса с конца 19 века. За более чем столетнюю историю исследований поведение изучается как со стороны его структурной организации, видовой специфики, нормы и патологии его проявления. Деструктивное поведение, являясь одновременно и качественной характеристикой, и видом, и способом его организации, исследуется через сопряжение с агрессивным, девиантным, делинквентным, криминальным поведением и т.д.
Таким образом, с одной стороны сложилась глубокая исследовательская традиция в изучении деструктивного поведения, с другой стороны противоречия и многозначность исследовательского материала не дает возможность осуществлять критериально-сравнительную оценку изучаемого феномена. [14]
Целью исследования является библиометрический и категориально-понятийный анализ для изучения степени разработанности феномена деструктивного поведения в отечественной психологии в период 2004-2013гг.
Объект исследования - деструктивное поведение.
Определение степени научной разработанности проблемы изучения деструктивного поведения осуществлялось с использованием метода библиометрического анализа количественных и качественных показателей информационного пространства психологических исследований [7], анализ осуществлялся на базе информационного пространства «eLIBRARY» [16] по ключевым словам «деструктивное поведение» в период с 2004 по 2013 год.
Общий объём исследований в системе РИНЦ составляет 4,59%, что говорит о малой освоенности данного вопроса.
Выявлена неравномерность распределения частот исследовательской активности в период с 2004 по 2013 гг. (рис.1).
Рис.1 Гистограмма частот публикационной активности феномена деструктивного поведения на базе информационной системы «eLIBRARY» в период 2004-2013 гг.
С 2004 по 2006 гг. отмечается не проработанность проблематики данного феномена.
Анализ динамики публикационной активности в направлении изучения феномена деструктивного поведения за период 2004-2013 гг., указывает на интенсивный рост количества публикаций, начиная с 2007 года.
По содержанию представленные научные публикации за период 2004-2013 гг. преимущественно носят теоретический характер 75,4%, доля исследований эмпирического характера составляет 24,6%.
В рамках библиометрического анализа осуществлялось тематическое секторирование научных публикаций по проблеме деструктивного поведения (рис.2).
Рис.2 Диаграмма долевого распределения проблемологического анализа феномена деструктивного поведения на базе информационной системы «eLIBRARY» в период 2004-2013 гг.
В результате секторирования анализируемых научных исследований были выделены следующие группы: факторы возникновения деструктивного поведения; коррекция, прогноз, профилактика; феноменология; теоретико-методологический анализ; разработка методики.
Преобладающим направлением исследования деструктивного поведения является анализ факторов возникновения, включающие в себя: личностные особенности (39%), влияние профессиональной деятельности (24%), психологическое воздействие (19%), детско-родительские отношения (11%), трудности адаптации (3%), физиологические процессы (2%), параметры межполушарной ассиметрии (2%). Значимая роль отводится феноменологии, коррекции, прогнозу и профилактике.
С целью систематизации содержания понятия «деструктивного поведения» был проведен категориально-понятийный анализ, осуществляющийся на базе информационного пространства «eLIBRARY» [16] в период с 2004 по 2013 год. Оценка осуществлялась по ключевому словосочетанию «деструктивное поведение».
На основании результатов библиометрического анализа была сформирована подборка научных публикаций, теоретико-методологического характера, на которой был проведен категориально-понятийный анализ
Весь объем исследований, описывающих содержание феномена деструктивного поведения в рамках категориально-понятийного анализа, был разделен на 2 группы. Ряд авторов использует раннее данные определения понятия «деструктивное поведение» (Е.В. Ермасов; С.С. Богдан; Л.Г. Гребенщикова; Н.В. Майсак; Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, А.В. Хаджимурадов) (табл.1); другие авторы предлагают своё понимание этого феномена (В.Б. Куликов,К.В. Злоказов; Ю.А. Клейберг; Н.Н. Кошкарова,С.Г. Нестерцова; Н.Н. Ниязбаева; В.Ц.Цыренов; Л.Г.Гребенщикова; З.К. Давлетбаева; Е.В. Ермасов; С.О. Ларионова) (табл.2).
Таблица 1.
Категориально-понятийный анализ понимания феномена деструктивного поведения в различных психологических направлениях, осуществленный на базе информационной системы «eLIBRARY» в период 2004-2013 гг.
Автор Год |
Определение понятия |
Методологическое основание |
Е.В.Ермасов |
Деструктивное поведение является одним из проявлений девиантного поведения, отклоняющегося от наиболее важных социальных норм, причиняющего реальный ущерб обществу и самой личности, а также сопровождающей ее социальной дезадаптацией [5]. |
Интегративный подход (Е.В. Змановская) |
С.С. Богдан |
Деструктивность-вторичный, реактивный феномен, возникающий в результате неудовлетворения « базовых» потребностей или как производная множества детерминант (культура, среда, научение). [2]. |
Гуманистический подход (А. Маслоу)
|
Л.Г. Гребенщикова |
Деструктивное поведение-это удовлетворение субъектом своих потребностей за счёт прямого или косвенного, чаще не осознанного, насилия над личностью другого человека, (или) за счёт открытого или завуалированного отвержения социальных норм, нарушения прав личности [3]. |
Интегративный подход (В.И. Гинецинский)
|
Н.В.Майсак |
Деструктивное поведение-альтернативный способ адаптации отдельных индивидов и социальных групп к стрессогенному характеру жизни [12]. |
Интегративный подход (Е.В. Змановская) |
Р.В.Бисалиев, А.С.Кубекова, А.В.Хаджимурадов 2013 г. |
Деструктивное поведение рассматривается как агрессивное поведение, которое проявляется в действиях, базирующихся на агрессивности и направленные на причинение физического, морального или иного ущерба людям или другим объектам окружающего мира, сопряженные с насилием против них [1]. |
Интегративный подход (Т.Б. Дмитриева) |
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что большее количество авторов используют в качестве методологического основания интегративный подход, в единичном случае используется гуманистический подход.
Таблица 2.
Категориально-понятийный анализ авторских определений феномена деструктивного поведения, осуществленный на базе информационной системы «eLIBRARY» в период 2004-2013 гг.
Автор Год |
Определение понятия |
В.Б. Куликов |
Деструктивное поведение -поступки личности, которые направлены на разрушение внешних структур и опосредованы индивидуальными особенностями системы [8]. |
Ю.А. Клейберг |
Деструктивное поведение - это поведение нарушающее, разрушающее или приводящее к распаду любой социальной связи. [6]. |
Н.Н. Кошкарова |
Деструктивное поведение рассматривается через категорию агрессии, которая выступает как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей, принятым в том или ином обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) [7]. |
Н.Н. Ниязбаева |
Деструктивное поведение – наиболее активная реакция отчуждения, характеризующая в целом все разрушительные действия человека [13]. |
В.Ц.Цыренов |
Деструктивное поведение – любое поведение, в результате которого осуществляется причинение вреда другим людям [15]. |
Л.Г.Гребенщикова |
Деструктивное поведение – специфическая форма активного отношения субъекта к миру или самому себе, основным содержанием которой является разрушение существующих объектов и систем, остается разрушительным в любых условиях [3].
|
З.К. Давлетбаева |
Деструктивное поведение есть асоциальное поведение, которое включает - собирательное – обобщающее понятие для агрессивного, аморального, делинквентного и криминального поведения [4]. |
Е.В. Ермасов |
Деструктивное поведение как тип переживания стресса в условиях изоляции [5]. |
С.О. Ларионова 2013г. |
Деструктивное поведение понимается как негативная и неодобряемая система поступков или отдельные поступки, действия, жесты, слова, высказывания человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в социуме и государстве нормам, правилам, принципам, представлениям и ролевым предназначениям, а именно ценностно-нормативной системе, на определенном этапе функционирования и развития общества как результат воздействия неблагоприятных факторов, обусловливающих нарушение процесса становления и социализации личности [7]. |
Обобщая данные категориально-понятийного анализа, можно сделать вывод, что деструктивное поведение является социально-психологическим явлением, которое характеризуется у всех авторов разрушительностью и негативным воздействием на окружающий мир и самого себя. В ряде работ деструктивное поведение выступает синонимом агрессивному поведению.
Выводы:
1.В результате использования библиометрического метода, была выявлена интенсивная положительная динамика исследовательского интереса к феномену деструктивного поведения.
2. В результате использования библиометрического метода, выявлено, что основное внимание в изучении деструктивного поведения сосредоточенно на факторах его возникновения.
3. В результате использования библиометрического метода установлено, что проблема профилактики и коррекции деструктивного поведения по-прежнему является актуальной (24,6% исследований эмпирического характера, в сравнении с 75,4% исследований практического характера).
4. В результате категориально-понятийного анализа выявлено, что большинство авторов, обращаясь к пониманию содержания деструктивного поведения, дают собственное определение, что связанно с отсутствием единой теоретико-методологической концепции. Отмечается отсутствие содержательной дифференциации терминов «агрессия» и «деструктивное поведение».
Рецензии:
16.01.2015, 9:07 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Деструктивное поведение личности класическое проявление в процессе социализации личности.Статья рекомндуется к печати.
Основания:
1.Значимость проблематики на основе выраженной поведенческий модели.
2.Ясные и контролируемые границы кореляционных взаимодействий в процессе диагностического анализа.
3.Активная методологическая база для методологического планирования проблематики.
Корекции:
1.Нужно ясно диференцировать динамику и статистическая категоричность результатов по отношению приложение двух коренно различных методов-категориално-понятийный и библиометрический.
2.По существу предлагаю в дальнейшем использовать понятие социометрическое диагностицирование деструктивного поведения и проявления личности в процессе ее социоализации.
3.Нужно так же иметь в виду и факт что библиометрический метод обычно называют контент-анализом на основе наличия специфического конструкта.В данном случае принос к данной проблематики группой изследователей?
4.Нужно обратить внимание и на процессе пропедевтики деструктивного поведения на основе институциональности проблематики.
20.01.2015, 22:00 Злоказов Кирилл Витальевич Отзыв: Любопытный инструмент анализа |
21.01.2015, 12:08 Сухова Анастасия Александровна Отзыв: Большое спасибо за отзыв и проявленный интерес! |