Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №17 (январь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 16.01.2015. Последняя правка: 30.01.2015.
Просмотров - 6028

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Дорохова Наталия Владимировна

КГМУ

студент

Малежикова Анастасия Вадимовна, студент. Научный руководитель: Куркина Марина Петровна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и менеджмента Курского Государственного Медицинского Университета


Аннотация:
в статье рассмотрены результаты исследования основных проблем и перспектив развития здравоохранения Курской области


Abstract:
the article describes the results of studies of the main problems and prospects of development of public health Kursk region


Ключевые слова:
преобразования; платные медицинские услуги; медицинский персонал; эффективный контракт

Keywords:
conversion; paid medical services, medical personnel; effective contract


УДК 338.24.021.8

В настоящее время в России сложилась непростая ситуация в системе здравоохранения. Одна из наиболее важных отраслей страны переживает период реформирования ряда положений законодательства, касающихся предоставления платных и бесплатных медицинских услуг населению.

Современное состояние системы здравоохранения характеризуется наличием большого количества существенных преобразований, что непосредственно напрямую влияет на организацию оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации. В настоящее время ситуация в здравоохранении усугубляется возникшим в стране экономическим кризисом. Государственный сектор здравоохранения фактически является зеркалом состояния финансов страны.  У него нет возможности самому продавать свои услуги и нет возможности накапливать средства «на черный день».  Постоянные изменения не всегда благоприятно сказываются на уровне оказания медицинской помощи. Эта проблема в настоящее время является актуальной.

Объектом настоящего исследования является Курская область.

Предметом исследования выступает система здравоохранения Курской области.

Цель работы - выявление основных проблем и перспектив развития Курской области.

Исходя из целей, задачами данного исследования являются:

  • изучение сложившейся ситуации в региональной системе здравоохранения;
  • оценка существующих проблем и путей их решения.

Так, к проблемам здравоохранения и перспективам его развития обращались авторы многих публикаций. Шаповалов К.В. считает, что одной из основных проблем здравоохранения является проблема управления им и оказания качественной медицинской помощи [6]. Чинаров В.И. и Толмачева Т.В. говорят о важной роли регионов в решении социально-экономических проблем здравоохранения [5]. По мнению Литвиновой Н.И. в первую очередь необходимо решать проблему кадрового обеспечения здравоохранения путем совершенствования непрерывного медицинского образования [3].

Важные преобразования в здравоохранении отражены в Концепции развития здравоохранения до 2020 года и план мероприятий («дорожная карта»)[1,2].

Основные направления, предлагаемые данными документами:

  • совершенствование организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);
  • развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
  • наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации;
  • формирование условий, позволяющих медицинскимработникам государственных и муниципальных медицинских организаций получитьконкурентный уровень заработной платы (внедрение «эффективного контракта»).

Ежегодно разрабатывается Программа государственных гарантий на фактический и два плановых года. В данном документе определены основные виды помощи, которые оказываются бесплатно на территории РФ, а также указываются основные нормативы оказания медицинской помощи на одного человека в натуральных единицах, в том числе средние подушевые нормативы финансирования.

На основе данной Программы каждый субъект РФ разрабатывает собственную Территориальную программу, согласно которой осуществляется деятельность по оказанию МП.

Так, в системе ОМС появились дополнительные расходы, которые ранее (в 2013–2014 годах) финансировались из федерального и региональных бюджетов, а теперь будут финансироваться из ФОМС. А именно: высокотехнологичная медицинская помощь (из федерального бюджета), скорая медицинская помощь (дотировалась за счет средств из регионального бюджета, направляемых в ТФОМС). А также появились расходы, связанные с ростом численности населения. И некоторые другие. Причем эти дополнительные расходы не будут покрыты дополнительными доходами в системе ОМС (за счет ухода от регрессивной шкалы начисления страховых взносов), поскольку их забирает минфин.

Недостаточное финансирование лечебно-профилактических учреждений со стороны государства, повлекшее их слабую материально - техническую вооружённость, невозможность оказания многих видов услуг на бесплатной основе, появление зарубежных медицинских технологий, позволяющих производить услуги и препараты, во много раз превышающие по своей эффективности деятельности отечественные, привело к появлению и развитию рынка платных медицинских услуг. Бесплатная медицина с каждым годом переквалифицируется в условно-бесплатную, так как объем ПМУ с каждым годом увеличивается.

Бюджетные учреждения Курской области вправе оказывать платные медицинские услуги и распоряжаться полученным доходом по своему усмотрению. Такой дополнительный доход служит еще одним источником финансирования ЛПУ, а так же служит источником стимулирующих выплат работникам здравоохранения (рисунок 1)


Рисунок 1 - Структура расходов средств, полученных от оказания платных медицинских услуг в Курской области за 2013 г.

По данным представленным на рисунке 1 видно, что около 45% от средств, полученных от ПМУ, расходуется на заработную плату.

Но и тут возникает проблема, связанная с тем, что ЛПУ могут предоставлять гарантированные бесплатные медицинские услуги гражданам только на платной основе, так как из-за недостатков финансирования учреждения закупают необходимые медицинские изделия и т.п. за счет собственных средств и только для оказания ПМУ.

Таким образом, можно предположить, что в условиях экономического кризиса для медицинских работников станет приоритетнее работа в негосударственных учреждениях, так как небольшие медицинские центры частной и корпоративной форм собственности уже имеют наработанную клиентскую базу, собственное помещение (как условие независимости от арендодателя) и собственную лабораторию. Широкая специализация также станет преимуществом, так как позволяет маневрировать набором услуг, быстро перебегая в наиболее востребованные сегменты рынка. Положение крупных государственных больниц будет зависеть от уровня их подчиненности, экономической грамотности их руководителей, наличия спонсоров и специализации.

Одной из главных проблем здравоохранения является дефицит врачей, неудовлетворительное качество медицинской помощи. А еще — недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях за счет государственных средств. И, наконец, неэффективное управление (неверные приоритеты и неэффективное расходование имеющихся бюджетных средств).

Проблема оттока персонала из бюджетного сектора в Курской области явно отслеживается по данным таблицы 1 [4].

 

Таблица 1 - Обеспеченность медицинскими кадрами за 2007 – 2013 гг.

 

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Численность врачей всех специальностей

6112

6267

6198

6529

6405

6360

5732

Численность среднего медперсонала

13438

13665

13235

13413

13163

13111

13161

Численность младшего медперсонала

7022

6955

6886

6310

6422

5377

5217

С каждым годом число врачей, СМП и ММП сокращается, что ведет к росту недоукомплектованности штатов, коэффициента совместительства и неудовлетворенности медицинского персонала своим трудом, так как, не смотря на увеличение объемов работы, заработная плата растет незначительно.

Это приводит к тому, что большинство работников здравоохранения переходят либо в коммерческий сектор (частные клиники), либо уходят в другую отрасль (например, становятся медицинскими представителями).

Следовательно, важная задача, которую необходимо решить, - это достижение полноты укомплектования медицинских организаций медработниками как с высшим образованием, так и со средним. Особенно остро ощущается дефицит медицинских кадров в районах.

Заработная плана врачей, бесспорно, является еще одним «козырем» для привлечения специалистов в отрасль здравоохранения. В первую очередь это стабильно работающее учреждение и соответствующий уровень зарплаты. Достойная заработная плата требует от медицинских работников и достойной работы. В программе модернизации здравоохранения в Курской области четко определено главное — зарплата зависит от определенного объема работы, причем работа должна выполняться качественно. Все выплаты стимулирующего характера зависят от качества выполненной специалистом работы, а за словом «качество» стоит многое, в том числе отношение к самому пациенту.

Президент РФ дал установки, согласно которым необходимо к 2018 году довести среднюю заработную плату врача до 200% от средней заработной платы по региону. Так, по прогнозам через пять лет средняя зарплата по Курской области должна составлять порядка 40 тыс. рублей, значит у врачей — около 80 тыс. рублей. Если говорить о 2013 годе, то в этом году средняя зарплата врача составила 26 тыс. рублей». Однако, в связи со сложившейся кризисной ситуацией в стране реализация Указа президента о повышении заработной платы отложена.

При длительном (2–3 года) экономическом кризисе государству было бы естественно сменить стратегию поведения своих лечебных учреждений (которые и до того были в сплошном кризисе), иначе может оказаться, что в фазе стабилизации здравоохранение придется создавать заново.

Из анализа следует, что бюджет здравоохранения не соответствует актуальным нуждам отрасли, что рост заработной платы медицинских работников предусмотрен только на уровне инфляции, что расходы на повышение квалификации медицинских кадров снижаются. Как следствие ключевые проблемы отрасли будут только усугубляться.

Значит, следует ожидать дальнейшего сокращения доступности и качества бесплатной медицинской помощи, гарантированной статьей 41 Конституции РФ. В результате, к 2018 году в лучшем случае сохранится прежний уровень оказания медицинской помощи в стране, в худшем — его снижение. 

Библиографический список:

1. Концепция развития системы здравоохранения в РФ до 2020 г. - Режим доступа: WWW. URL: http://www.spruce.ru/text/conceptio/02.html– 14.12.2014.
2. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2599-р О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения». - Режим доступа: WWW. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70192398/ - 14.12.2014
3. Литвинова Н.И. Возможности решения проблем кадрового обеспечения системы здравоохранения путем совершенствования непрерывного медицинского образования / Н.И. Литвинова, А.Л. Шумова//Здравоохранение: образование, наука, инновации. - 2013. - С. 616-618.
4. Федеральная служба государственной статистики РФ. – [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru
5. Чинаров В.И. Роль регионов в решении социально-экономических проблем здравоохранения / В.И. Чинаров, Т.В. Толмачева // Региональная экономика. Юг России. - 2008. - № 9. - С. 311-320.
6. Шаповалов К.В. Исследование проблем управления здравоохранением и организационные аспекты в оценке эффективности оказания медицинской помощи / К.В. Шаповалов // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 10. - С. 350-351.




Рецензии:

18.01.2015, 19:00 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, но большинство приведенных данных уже устарело. На сегодняшний день ситуация уже изменилась, и поэтому уже следует провести оценку рассмотренных в статье "перспектив" развития здравоохранения в Курской области. Рекомендуется доработать материал.

30.01.2015 14:14 Ответ на рецензию автора Дорохова Наталия Владимировна:
Уважаемая Елена Петровна! Благодарим за рецензию на нашу статью. Ваше замечание было исправлено. Просим ознакомиться с отредактированным вариантом.

1.02.2015, 15:09 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Может быть рекомендована к публикации в журнале.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх