студент
ЧГУ им. П.Могилы
студент
Котляр Ю.В. доктор исторических наук, профессор кафедры истории ЧГУ им.П.Могилы
УДК 94(477) 396.6
«Женщина-мать», «женщина-супруга», «женщина-хранительница», как часто мы слышим такие слова? Каждый из нас хоть раз в своей жизни встречал подобные высказывания, которые преподносят в наших глазах женщину и ставят ее на незримый пьедестал. Так сложилось исторически, что женщина влияет на все социально-политические процессы в стране, даже если это не сразу заметно. М. Богачевская-Хомяк подчеркивает такое незримое присутствие женщины в историческом процессе сравнивая ее вклад с полтавской вышивкой «белым по белому», которая с первого взгляда является едва заметной[1, c.11]. Но она настолько прекрасная и утончённая, что на нее не возможно не обращать внимание - она приковывает к себе раз и навсегда.
Образ современной женщины формировался постепенно, так как в каждом веке были свои идеалы женственности, исходя из этого логически возникает цель данной статьи, которая заключается в раскрытии многогранности образа женщины-казачки в народном сознании, которое в свою очередь отображалось в народном творчестве. В связи с этим автор ставит перед собой задание, рассмотреть фольклорные материалы, выходя из них проанализировать общественное положение женщины и ее влияние на формирование общества.
Существует много документов, свидетельствующих о том, что женщины зажиточных казаков, полковой старшины, во время долгого отсутствия своих мужей по делам службы, неоднократно принимали в свои властные руки большое и сложное хозяйство. Еще большие семейные и хозяйственные обязанности ложились на плечи простых женщин, мысли и заботы которых остались за историческими документами, однако сохранились в народном творчестве.
Одним из самых распространенных видов народного творчества являются народные пословицы и поговорки. Иногда в них отражались не только обыденные вещи, но и определенные исторические реалии. Для примера можно привести такую пословицу: «Иван носит плахту, Настя - булаву»[5, c.220], в ней отражается личность Анастасии Маркович и ее вложение в развитие политической и социальной ситуации в гетманской Украине. Проанализировав пословицу, можно прийти к выводу, что Анастасия Марковна имела большое влияние на своего мужа, а через него и на политическую ситуацию в стране также она стала прообразом первой леди.
В украинских народных пословицах и поговорках о хорошей, верной жене зафиксировано уважение к женщине, ее уму, признание ее особого положения в украинской семье: «С доброй женой горе - не горе, а счастье - вдвое» [9, c. 43], «Никто так не присмотрит, как верная жена» [9, c. 42], «Нет лучшего друга, как верная супруга» [10, c. 45], «Нет цветов белее ежевики, нет рода милее чем женушка» [8, c. 142], «Без женщины так, как без ума» [8, c. 143], «Без женщины - как без рук» [9, c. 43], «Все только до времени, а женщина до смерти» [10, c. 42], «Дом женщина за три угла держит, муж четвертый» [7, c. 45]. Именно такие гармоничные отношения между мужчиной и женщиной, всегда были в почете и были идеалом для общественного мнения. И наоборот, горе той семье и мужу, который «попался в плохие руки к неверной жене» [11, c. 78]. В период с XVI - XVIII вв. на женские плечи ложилась большая ответственность, так как в условиях почти постоянного отсутствия мужа, что объяснялось внешнеполитическим фактором, женщина была не только женой, сестрой или матерью, но и хозяйкой в широком смысле этого слова.
Кроме пословиц, женский образ всплывает и в народных песнях, где он хоть и идеализируется, однако в то же время указывает на специфику общественного статуса женщины. Так, неизвестный автор в своих стихах передает этот образ идеальной женщины:
«Красная богине
І пані княгине…
Годна, щоби єї кохати,
Хоч би за тоє нагороди і не мати,
Ні подякування.
І вся тоненька,
І вся хорошейка,
Я ея люблю…
Бачу, не покину,
Хіба, що згину» [9, c. 123].
Довольно часто, в этих песнях женщина изображается печальной и разоблачается тяжесть ее судьбы дождаться с войны или мужа, сына или жениха. Примером такой песни может быть «Ехал казак за Дунай»:
«Білих ручок не ламай,
Ясних очок не стирай,
Мене з війни зо славою
К собі дожидай» 59, c. 45].
Реалии с которым сталкивалась женщины-казачки были тяжелыми, трагическими и страшными, выдержать это могли только закаленные борьбой с бедствием и тяжелой работой люди. Нападения врагов, военные походы казаков, чумачество, прощание и разлука, неизвестность и даже гибель, вот с чем сталкивалась женщина-казачка. примером такой самоотверженной жизни может служить следующая песня.
«У неділеньку та ранесенько
Сурми-труби вигравали.
В поход, у дорогу славні компанійці
До схід сонечка рушали.
Випроводжала вдова свого сина.
Ту єдиную дитину.
Випроводжала сестра свого брата,
А сірому сиротина
Випроводжала: коня напувала
До зірниці із криниці.
Виносила збрую — шаблю золотую
І рушницю-гаківницю…»[8, c.34]
В жизни украинской женщины было все: и радости, и горести, и искренняя любовь, и жизнь с нелюбимым. Все эти аспекты освещались и в народном творчестве. Прослеживается это и в творчестве Г. Левицкого, который в своем стихотворении подает нам тему несчастной любви. Стихотворение передает переживания девушки, которая жалуется на свою несчастную судьбу через брак с нелюбимым мужем:
«Я з нелюбом літа свої згублю,
Як того побачу, що я його люблю,
То ревне заплачу» [10, c. 67].
Неизвестный автор под влиянием женских чар признается в своих чувствах любимой девушке, надеясь на взаимность:
«Як рибі без води трудно,
Так мені без тебе нудно!
Гди би я мав орловії крила,
Літав би до тебе, мила.
Упав би я на твоїм дворі,
Аби тебе обачив вскорі
Дівчинонько, моя голубонько!» [9, c. 89]
Богатую гамму чувств к любимой девушке выразил в поэтическом произведении «Песнь мировая» Яков Семержинський. Здесь и любовь, и нежность, и восхищение женскими прелестями, и отчаяние по поводу наличия препятствий на пути к союзу влюбленных:
«Кара з неба, серце моє, як згадаю,
Трудно взяти возлюблену, хоч кохаю.
Ах, я не знаю, что мні діяти,
Что не позволяють мні тебе взяти.
Очі мої каренькії, чорні брови
Ах, я не знаю, что б за них дати,
Чтоб із них можна користовати.
Ой, хоч би мав воли, коні позбувати,
Аби мені позволили тебя взяти.
Ах, як же нам позволить сам Бог з неба,
Любімося, кохаймося, бо так треба.
Ах, я тебе поцілую, бо сь ти того годна,
Щоб моя душенька не була голодна!» [9, c. 74]
Следует отметить, что это взгляд с мужской точки зрения. Украинки всегда были сильными и свободолюбивыми, поэтому неудивительно, что в некоторых украинских песнях приводятся особенности женского отношения к ситуации. В подтверждение этого обратимся к словам Гийома де Боплана, который описывая украинок вспоминает шутливую украинскую песню:
«Сама рова викопала,
Сама висипала,
Сама хлопця полюбила,
Сама висватала.
Сама коня запряжу,
Сама собі їду.
Сама хлопця полюбила,
То за нього й піду»[11, c.21]
В украинском фольклоре и литературе существует образ не только мягкой и заботливой женщины, но и образ «Одарки», свободолюбивой сильной женщины, которую уважает, и в тоже время боится ее супруг-казак. В песнях ярко представляется ситуация о нерадивом хозяине, которого поучает а иногда даже физически наказывает жена и муж перед ней извиняться за свое поведение.
«Ой кобила воду пила,
Тай лід проломила,
Нещаслива годинице,
Жона газду била.
«Не гнівайся, моя жоно,
Куплю я ти пива,
Аби ти ся не гнівила,
Що ти мене била» [11, с. 21].
Анализируя эту песню можно сделать вывод, что на женских плечах держалось не только семья, но и хозяйство. Жена, привыкнув в отсутствие мужа самостоятельно решать все проблемы, не считает необходимым уступать ему это в дальнейшем. Этот пример указывает на сильное влияние женщины в формировании общества и дает возможность предпологать наличие гендерного равенства.
В любую эпоху идеалом был брак по любви, но нельзя отбрасывать и брак по договоренности. Не редко в таких браках женщины не могли стать счастливыми, поэтому не уважали, а иногда открыто ненавидели своих мужей, правда, без уважительной причины брака не разрывала. В фольклоре сохранились упоминания о не очень вежливом обращение с нелюбимым мужем, которого мать приказывала уважать перед замужеством.
«А я його шаную,
Як собаку рудую:
До прикорня припинаю,
Помоями напуваю»[11, c. 21-22].
В устном народном творчестве встречается также идеализированное отношение к браку и семье. Согласие между супругами, всегда было важным и несмотря на относительное равенство положения женщины и мужчины следует помнить, что семья была патриархальной. Но, тем не менее, семейные отношения находящихся в гармонии всегда были актуальными.
«Нагороді вишня ягідками рясна,
А я в свого миленького діточками красна.
На городі вишня корою облита,
Гарна жінка Іванова ще й разу не бита» [3, c. 22].
Гиперболизированная идеальная гармония счастливой семьи как высшее проявление совершенства взаимоотношений отражена, также в многочисленных рождественских колядках.
«… Ясен місяць – пан господар,
Красне сонце – жінка його
Дрібні зірки його діти…» [2, c. 22]
Итак, идеальный женский образ, который возникает в народном сознании, имеет следующие особенности: красивая, верная и любящая жена, подруга и советчик мужчине, хорошая хозяйка. Справедливо было бы заметить, что и в наше время такие женские черты считаются привлекательными и идеализированными. В народном творчестве одновременно с таким идеалом существует и образ сильной женщины-казачки, которая способна самостоятельно решать свою судьбу и прогибать мир под себя и свои потребности.
В настоящее время к женщине ставят слишком много требований и она, пытаясь выполнять их на достойном уровне, возвращается к той далекой, но понятной женщине-казачке, на плечах которой лежала большая ответственность. Это женщина, которую с тоской вспоминали воины, та ради которой жили и умирали.
«Украинская Роксолана», которая смогла "поставить на колени империю", эхо этой далекой и сильной женщины живет в каждом следующем поколении. Современные женщины вынуждены быть сильными, гибкими и решительными, так как общество бросает им вызов, на который необходимо дать достойный ответ. Из чего можно сделать вывод, что образ жещины-казачки и до нынешнего времени актуален и требует внимательного изучения.
Рецензии:
29.01.2015, 4:46 Жаркимбаева Дана Бактубаевна
Рецензия: Статья является актуальной по своей тематике и отражает самостоятельное исследование. Рекомендую к печати.
29.01.2015, 7:21 Бакуменко Геннадий Владимирович Отзыв: Очень интересная и актуальная, в аспекте раскрытия роли фольклора в формировании ментальных национальных черт, тема исследования Ольги Вадимовны могла бы выиграть от использования сравнительных сопоставлений образа женщины-казачки в народных песнях различных жанров: обрядовые, календарные, сатирические или лирические и т. д. Возможен и межкультурный сравнительный аспект. Образ женщины-казачки, например, присутствует в кубанском и донском казачьем фольклоре, а образ женской доли - кросс-культурный мотив всего славянского фольклора: украинского, русского, белорусского, польского, молдавского, сербского и пр. Интересно так же какие традиции сохраняет казачество в эмиграции: в США и Канаде, во Франции и Турции, - не прослеживается ли влияние образа женщины-казачки на глобальные особенности гендерных отношений? Затронутая в статье тема в целом представляется перспективной. В некоторых местах необходимо выверить текст (напр.: "на женских плечах держалось не только семья, но и хозяйство и жена", "к современной женщине ставят слишком много требований", "можно привести такую пословицу: «Иван носит плахту, Настя - булаву», в ней отражается личность Анастасии Маркович" и пр.) В последней цитате образ Насти следует трактовать более обобщенно. А то непонятно, что отражает личность Насти пословица, плахта или булава... |
29.01.2015, 11:39 Зерницкая Ольга Вадимовна Отзыв: Спасибо, за отзывы. |
30.01.2015, 9:48 Гресь Сергей Михайлович Отзыв: Уважаемая Ольга Вадимовна. В оформлении литературы указывать "ISBN: 966- 06-0361-4." нужно - исправить, не везде исправили название ВУЗа. С уважением Гресь С.М. |
30.01.2015, 16:50 Зерницкая Ольга Вадимовна Отзыв: Уважаемый Гресь Сергей Михайлович, спасибо за комментарий, простите за невнимательность. Исправила. С уважением Зерницкая О.В. |
25.02.2015, 20:08 Кистенева Ольга Алексеевна Отзыв: Уважаемая Ольга ,Ваша тема подходит для участие в конференции: «Имя народа: Украина и ее население в официальных и научных терминах, публицистике и литературе» (организатор: Институт славяноведения РАН, Отдел восточного славянства). |
26.02.2015, 13:12 Зерницкая Ольга Вадимовна Отзыв: Спасибо, за информацию. |