Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №18 (февраль) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 02.02.2015. Последняя правка: 06.02.2015.
Просмотров - 3375

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УКРАИНЕ

Быгар Любомир Иванович

Черновецкий национальний университет имени Юрия Федьковича

преподаватель кафедры физического воспитания

Аннотация:
Эффективное профессиональное развитие педагога физической культуры опосредовано уровнем развития его профессиональной компетентности и набором приобретенных специальных компетенций для физического воспитания студентов специальной медицинской группы


Abstract:
Effective professional development of the teacher of physical culture is mediated by the level of development of its professional competence and acquired a set of specific competencies for physical education students of special medical group


Ключевые слова:
компетентносный подход; преподаватель; профессиональное развитие; физическое воспитание; физическая культура; специальная медицинская группа; студент университета

Keywords:
competence-based approach; teacher-educator; professional development; physical education; physical culture; special medical group; student of university


УДК 378 : 796 : 61-059.2 : 005.336.2 (477)
 
Введение. Актуальность темы обусловлена значеним физического здоровья для нормальной жизнедеятельности человека. Существенную роль в этом процессе занимает период обучения в вузе.Физическое воспитание в вузе, являясь базовой его формой, призвано содействовать устранению отклонений в состоянии здоровья и его укреплению, всестороннему физическому развитию, воспитанию профессионально значимых качеств и способностей, устранению возможных вредных влияний объективных условий образовательного процесса на студента на протяжении всего периода обучение в вузе.
Модернизация системы образования в Украине является одним из приоритетных направлений развития государства. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что современное профессиональное образование, в том числе в подготовке педагогов физической культуры, подвержены процессам активного внедрения понятия «профессиональная компетентность».В этой связи особую важность приобретает проблема конкурентоспособности, в том числе педагогов физической культуры.
Исследуя проблемы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре, ученые подчеркивают важность теоретико-методического и физического аспектов (С.Ю. Балбенко, Н.Башавец, Ю.Бойчук,Л.В. Волков, О.Д. Дубогай, Г.Мешко, Ю.Паличук,         Б.Н. Шиян, О.Шукатка), профессионально - педагогической направленности (Е.С. Вильчковский, Н.Ю. Зубанова, А.П. Федик), развития профессионально важных способностей (Л. Головата, М.В. Кричфалуший, В.Т. Яловик), использовании диференийованого подхода (А.В. Цьось), активизации самостоятельной работы студентов (В.И. Наумчук, Т.Г. Овчаренко) и др.
Цель статьи заключается в обосновании проблемы подготовки специалистов по физической культуры для работы со студентами специальных медицинских групп.
 Задача статьи: Обосновать необходимость формирования профессииональной компетентности преподавателя физической культуры в процессе физического воспитания и реабилитации студентов специальной медицинской группы в университетах Украины.
 Методы исследования. Для реализации поставленной цели использовались: теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы. В частности, в педагогической науке представлено значительный объем исследований, посвященных совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей. По мнению украинских ученых В. Андрущенко, М. Евтух, М. Чобитько и других, профессиональная подготовка является процессом накопления фонда знаний, умений и навыков в определенной области деятельности, процессом формирования готовности будущего учителя к профессиональной деятельности с учащимися общеобразовательной школы (в том числе и студентами) [1, с. 71; 5, с. 68; 14, с. 36].
Основное содержание статьи. Конкурентоспособность педагога определяется его профессионализмом, успешность деятельности педагога физической культуры, тренера в спорте, бакалавра физической культуры в различных спортивно–физкультурных организациях напрямую зависит от уровня профессионализма. «Профессионал – специалист, овладевший умениями в профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный, творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе» [9, с. 147–158].По мнению Л.И. Лубышевой и В.А. Магина, процессы модернизации профессионального физкультурного образования обусловлены необходимостью преодоления сложившейся проблемной ситуации, в которой выделяются противоречия между качеством профессиональной подготовки педагогов и требованиями социальной практики к состоянию развития сферы физической культуры и спорта [8, с.15].
Неуклонно возрастающие потребности общества требуют от современного педагога, в частности педагога физической культуры, глубокой нравственности, сформированной в сознании системы ценностей и убеждений, чёткой гражданской позиции, заинтересованности в развитии творческого потенциала своих подопечных, способности к новаторской деятельности, профессиональной активности, но что наиболее важно – постоянному самосовершенствованию как своего интеллектуального состояния, так и физического. Это обстоятельство определяется специфическим двухкомпонентным характером учебной и профессиональной деятельности педагога в области физической культуры [4, с. 108].
Наиболее употребляемые подходы, которые влият на подготовку учителей физической культуры, являются философско-валеологический и компетентностный подходы.
Философско-валеологический подход к содержанию физкультурного образования в вузе предполагает создание педагогической среды, призванной обеспечить комфортное вхождение каждого студента на природосообразных началах в мир здоровья и гармоничного развития личности. В педагогическом вузе большое значение приобретает формирование ценностного отношения будущих педагогов к здоровью, поскольку образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации, в процессе которой среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
Компетентностный подход применяется в большей степени.Компетентность педагога в вопросах здоровья – важная составляющая его профессиональной культуры, требующая постоянного пополнения психолого-медико-педагогических знаний по вопросам рациональной организации учебного процесса, разработки и внедрения оздоровительных программ и здоровьесберегающих технологий.
Базовой дефиницией понятия «профессиональная компетентность», как и понятия «компетентность» является слово «компетенция», семантическая сущность которого заключается, в соответствии со словарным толкованием, в «круге вопросов, в которых кто–либо хорошо осведомлён» [12, с. 353].
Компетенция в другом словарном значении обозначает (от лат. «compete») – «добиваюсь, соответствую, подхожу». Более прикладным образом к области педагогических наук, под компетенцией понимают наличие у индивидуума приобретённых качеств и состояний, но ещё не гарантирующих наличие у бакалавра, тем более у будущего, развитых способностей применять приобретённые качества знаний в практической деятельности [6, с. 204].
Компетентность, применительно к сфере профессионального образования, в частности высшего профессионального образования, трактуется как приобретённые в период обучения в вузе качества, свойства бакалавра, обеспечивающие совокупное его соответствие требованиям избранной занятости, профессии. Совокупность этих требованию, согласно предположению В. Курысь и Л. Слядневой, включает в себя, применительно к сфере физической культуры, профессиональное физическое, психическое и духовное соответствие специфической педагогической деятельности, то есть профессиональному здоровью педагога [7, с. 73].
В соответствии с утверждением украинского ученого М. Мруги, что концепция компетентности, соответствует приведенному определению, основывается на функциональном подходе, при котором человек является компетентным не сам по себе, а в отношении реализации внешних функций, то есть успешно функционирует в ответ на индивидуальные или социальные требования, осуществляет деятельность или выполняет задачи. Внешнее проявление зависит от внутренней индивидуальной структуры компетентности, которая является конгломератом знаний, когнитивных умений, манипуляционных навыков,  мотивации, нравственных и этических ценностей, отношений, эмоций и других социально-психологических компонентов, мобилизуемых для эффективного действия. Такую компетентность приобретают в течение жизни, и роль социальных институтов, в том числе образовательных учреждений, в приобретении компетентности чрезвычайно важна [10, с. 90].
                   Компетентностный подход предполагает профессиональную ориентацию содержания учебного материала. Это способствует формированию физкультурной компетентности будущего педагога.
         На основании теоретических исследований в содержание понятия «компетентность педагога в области оздоровительной физической культуры» включены: теоретические знания педагогов о специфике физкультурно-оздоровительной деятельности, требования, которые предъявляются к личности педагога, осуществляющего ее (деятельность): сознательное положительное отношение, интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности; стремление реализовать личностные потребности, руководствуясь оздоровительными ценностями; сформированность личностных качеств и практических умений, навыков, необходимых педагогу для применения средств физической культуры в воспитательной работе со школьниками.
Физкультурная компетентность студентов специальной медицинской группы формируется в процессе методико-практических занятий по физической культуре; студентам преподается методика физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на укрепление своего здоровья и здоровья школьников.
Технология реализации данного подхода связана с оптимальным сочетанием теоретических, методико-практических и практических занятий, комплексным использованием интегративных средств и методов оздоровительной физической культуры, повышением профессионально-прикладной направленности учебного процесса, его устойчивой ориентацией на будущую педагогическую деятельность студентов [3, с. 41].
Одной из базовых компетенций учителя физической культуры является требование здоровьесохранению, которое предусматривает реализацию педагогом технологий укрепления здоровья каждого ученика (студента). Раскрывая особенности подготовки будущего учителя к здоровьесохраняющей деятельности, российский исследователь Н. Бордовская определяет ведущую компетенцию, должное овладение которой позволяет будущему учителю быть успешным относительно профессиональной деятельности. Это так называемая профессиональная компетенция ПК-7, характеризующая готовность будущего учителя к обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся (студентов) как в учебно-воспитательном процессе, так и во внеклассной и внешкольной деятельности [2, с. 126].
Украинские ученые и зарубежные практики также обращают особое внимание на формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей физической культуры для работы. По утверждению Б. Шияна, для того, чтобы учитель физической культуры стал мастером в решении педагогических задач, ему необходимо целенаправленно развивать свои общепедагогические и специальные (с учетом специфики своей профессии) способности. Учитель-профессионал должен владеть теорией обучения и воспитания, предметами медико-биологического цикла, теорией и методикой физического воспитания, методике применения ТСО, компьютерных технологий и др. [13, с. 372].
По мнению другого отечественного исследователя С. Присяжнюк, компетентностный подход к физическому воспитанию студентов в контексте международных соображений связан с умениями действовать, собственно жить в современном обществе. Прежде всего, эта образовательная методология имеет целью формирование у личности таких способностей: автономное (самостоятельное) действие (способность защищать и заботиться о соответствии, правах, интересах других; составлять и реализовывать личностные проекты), интерактивное использование средств (способность интерактивно применять язык, символику и тексты, знание и информационную грамотность, новые интерактивные технологии), умение работать в социально гетерогенных группах (способность успешно взаимодействовать с другими; сотрудничать; решать конфликты).
Кроме этого, важно указать на те компетентности, которые, по решению Совета Европы, должны быть сформированы у молодых европейцев, в частности: 1) политические и социальные компетентности - способность брать на себя ответственность, участвовать в групповых дискуссиях, решать конфликты мирным путем, участвовать в развитии демократического общества; 2) компетентности, связанные с жизнью в многокультурном обществе - на основе толерантности образование должно культивировать в молодых людях умение признавать и принимать различия, уважая других, умение жить с людьми других культур, языков и религий; 3) компетентности, касающиеся владения устным и письменным общением, включая знания более чем одного языка; 4) компетентности, связанные с развитием информационного общества - владение новейшими информационными технологиями, понимание возможностей и путей их применения, сильные и слабые стороны, способность критически воспринимать информацию, которая распространяется СМИ; 5) умение учиться является базисом для обучения в течение жизни как в профессиональном, так и социальном контекстах [11, c. 3].
В результате анализа литературных источников мы пришли к выводу, что необходимо учитывать предоставленные рекомендации и материалы по совершенствованию профессионального развития преподавателей физической культуры  в процессе физического воспитания студентов специальных медицинских групп носят ознакомительный характер с возможностью внедрения в учебный процесс вуза и формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов. Осуществление всех научно-практических рекомендаций зависит от высокой профессиональной компетентности преподавателя физической культуры вуза, а также непрерывного самосовершенствования в новейшей индустрии физической культуры и спорта, возможности внедрения инновационных подходов в учебный процесс. Главное, на что стоит обратить внимание, это на состояние здоровья студентов специальной медицинской группы, их индивидуальную их предрасположенность с учетом противопоказаний к определенным физическим нагрузкам и видам спорта. В совокупности это позволит сохранить или улучшить общее состояние здоровья студентов на протяжении всего учебного процесса и сформировать навыки здорового образа жизни на дальнейшую профессиональную деятельность.
Выводы. Итак, используя компетентностную методологию к физическому воспитанию студентов специальных медицинских групп с разным уровнем психофизиологических возможностей организма должны применяться такие педагогические технологии, которые позволят улучшить, укрепить и усовершенствовать здоровье будущих специалистов, сформировать у них способности практического решения жизненных проблем и вывести каждого на уровень физической подготовленности в соответствии с требованиями образовательно-квалификационных характеристик Реализация компетентносного подхода в новой парадигме непрерывного профессионального развития преподавателя физической культуры в процессе физического воспитания контингента студентов специальной медицинской группы вуза способствуют его основной цели — поддержанию здоровья, подготовке специалиста соответствующего уровня, конкурентоспособного на рынке труда и постоянно поддерживающего свое физическое и психологическое здоровье. Процесс физического воспитания должен быть направлен не на объём информации по проблеме сохранения здоровья и формирования здоровьесберегающей компетенции студентов специальной медицинской группы, а на их умения разрешать проблемы, возникающие в ситуациях познания и самостоятельной работы над собой.
 Дальнейшие исследования будут направлены на изучение практической реализации условий формирования профессиональной компетентности преподавателей для работы со студентами специальных медицинских групп.

Библиографический список:

1. Андрущенко В. Високі педагогічні технології / В. Андрущенко, В. Олексенко // Вища освіта України. – 2007. – № 2. – С. 70–77.
2. Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учеб. пособие / Н. В. Бордовская. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 408 с.
3. Загревская А.И. Методология построения содержания физкультурного образования студентов специальной медицинской группы [Электронный ресурс] / А.И. Загревская. – С. 39-44. 24.10.2014г. http://lib.psunbrb.by/bitstream/112/1077/3/7.pdf.
4. Денисенко В.С. Развитие двигательных способностей будущего специалиста в области физической культуры как проблема формирования его профессиональной компетентности / В.С. Денисенко // Сборник материалов международной студенческой научно–практической конференции, 31.03.11. – 02.04.11. г. Ростов–на Дону. – ПИЮФУ, 2011. – С. 106–111.
5. Євтух М. Б. Пріоритети професійної підготовки вчителя в системі університетської освіти / М. Б. Євтух // Розвиток педагогічної і психологічної наук в Україні 1992–2002: зб. наук. праць до 10-річчя АПН України. – Харків: ОВС, 2002. – С. 66–76.
6. Курысь В.Н., Денисенко В.С. Физическая подготовка будущего бакалавра физической культуры как условие его эффективной учебной и будущей профессиональной деятельности // Журнал «Вестник СКФУ». - Ставрополь, 2013. - № 6. - С. 202–205.
7. Курысь В.Н., Сляднева Л.Н. Взгляды на общее непрерывное образование в области физической культуры в пространстве педагогической антропологии // Теория и практика физической культуры. - 2004. – №12. – С. 73.
8. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторский проект) / Л.И. Лубышева, В.А. Магин // Теория и практика физической культуры. - 2003. – №12. – С.13–17.
9. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд Знание , 1996. - 312 с.
10. Мруга М.Р. Визначення поняття професійної компетентності / М.Р. Мруга // Науковий вісник Миколаївського державного університету: Зб. наук. праць. Педагогічні науки: У 2-х т. – 2005. – Вип. 10, Т.2. – С. 89-93.
11. Присяжнюк С.І. Обгрунтування змісту моделі здоров’язбережувальних технологій студентів спеціального медичного відділення засобами фізичного виховання. 24.10.2014г. http://www.sportpedagogy.org.ua/html/journal/2013-01/13psipef.pdf
12. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 С56 слов. – СПб.: «Дуэт», 1994. –752 с.
13. Шиян Б. М. Підготовка вчителя фізичної культури третього тисячоліття / Б.М. Шиян // Концепція розвитку галузі фізичного виховання і спорту в Україні: зб. наук. праць. – Рівне: Принт Хауз, 2001. – Вип. 2. – С. 371–374.
14. Чобітько М. Г. Особистісно орієнтована професійна підготовка майбутнього вчителя: теоретико-методологічний аспект: монографія / М. Г. Чобітько. – Черкаси: Брама Україна, 2006. – 560 с.




Рецензии:

2.02.2015, 10:47 Мирошин Дмитрий Григорьевич
Рецензия: Научная статья представляет собой описание завершенного исследования. Отличается хорошим научным стилем и научной новизной в области решения прикладных задач развития компетенций преподавателей физической культуры. Может быть рекомендована к публикации. Рецензент доцент кафедры ТМС РГППУ Д.Г. Мирошин

06.02.2015 22:22 Ответ на рецензию автора Быгар Любомир Иванович:
Мы искренне благодарим рецензента статьи Мирошина Дмитрия Григориевича за положительную рецензию.

2.02.2015, 12:30 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Проблема актуальна и, несомненно, требует системных исследований. Подход автора, касающийся стратегии исследования верный, ибо отражает современные тенденции модернизации профессионального образования, реализующийся на компетентносной основе. Есть существенные замечания относительно представления результатов исследования в форме статьи: 1. Нет четкой структурной организации информации, поэтому сложно проследить логику развития темы; 2.Название статьи не соотносится с поставленными задачами и выводами; 3. Главная цель статьи не реализована, поскольку, представленные разными авторами интерпретации понятий (а не подходы к проблеме) не анализируются и не обосновываются. 4.Рекомендации в выводах – это очень неожиданно и в контекст статьи не вписывается. Считаю, что статья может быть рекомендована к печати после ее структурной реорганизации и адекватного содержательного наполнения всех ее составляющих.
06.02.2015 22:22 Ответ на рецензию автора Быгар Любомир Иванович:
Мы искренне благодарим рецензентов статьи Франчу Татьяну Иосифовну и Сычикову Яну Александровну за рецензию статьи и сделанные замечания. По- скольку, замечания во многом совпадают мы взяли на себя смелость дать общий ответ на замечаия. Мы изменили название статьи .Теперь оно соответствует содержанию. Статья была проструктуирована: акткальность, наличие описания работ исследователей по данной проблемой, цель статьи, основное содержание статьи, выводы, планы дальнейших исследований. Аргументированы выводы. Исправлены неудачные выражения. Еще раз благодарим рецензентов за анализ нашей статьи и пожелания. Надеемся, что мы их учли ы справили. С уважением Бигар Л.И.

2.02.2015, 22:49 Сычикова Яна Александровна
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ на статью преподавателя кафедры физического воспитания Черновецкого национального университета имени Юрия Федьковича Быгара Любомира Ивновича «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УКРАИНЕ» Статья Быгара Любомира Ивновича «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УКРАИНЕ» посвящена проблеме эффективного развития преподавателя физической культуры в процессе физического воспитания студентов специальной медицинской группы. Тема статьи является актуальной, и результаты исследований могут быть полезными для педагогов, занимающихся вопросами профессиональной компетентности. Автор предлагает рекомендации для эффективной реализации профессионального развития преподавателя физической культуры в процессе физического воспитания и реабилитации студентов специальной медицинской группы в университетах Украины. Автор дает несколько трактовок понятию «профессиональная компетентность», опираясь на исследования авторитетных ученых. Интересным является анализ компетентностей, признанных Советом Европы. Список литературы насчитывает 14 источников, которые включают последние исследования в данной области. Однако, есть несколько замечаний к структуре статьи. Актуальность выносится в самое начало статьи, то есть первые три абзаца – это и есть актуальность. В статье принято писать либо выводы, либо заключение (а не одновременно), эти два элемента можно объединить. Есть замечания к стилистике изложения. Непонятным остается смысл предложения: «По согласны с утверждением украинского ученого М. Мруги, что концепция компетентности, соответствует приведенному определению, основывается на функциональном подходе, при котором человек является компетентным не сам по себе, а в отношении реализации внешних функций, то есть успешно функционирует в ответ на индивидуальные или социальные требования, осуществляет деятельность или выполняет задачи.» Таким образом, статья доказательна, приведенная аргументация и аналитические данные не вызывают сомнений. В ней четко обозначен личный вклад автора в решение заявленной научной проблемы. Статья рекомендуется к публикации в журнале «SCI-ARTICLE.RU» после доработки. Рецензент: кандидат физико-математических наук, доцент кафедры методики преподавания физико-математических дисциплин и информационных технологий в обучении Бердянского государственного педагогического университета Сычикова Я. А. 02.02.2015.
06.02.2015 22:22 Ответ на рецензию автора Быгар Любомир Иванович:
Мы искренне благодарим рецензенту статьи Мирошниченко Дмитрия Григориевича за положительную рецензию. Мы искренне благодарим рецензентов статьи Франчу Татьяну Иосифовну и Сычикову Яну Александровну за рецензию статьи и сделанные замечания. По- скольку, замечания во многом совпадают мы взяли на себя смелость дать общий ответ на замечаия. Мы изменили название статьи .Теперь оно соответствует содержанию. Статья была проструктуирована: акткальность, наличие описания работ исследователей по данной проблемой, цель статьи, основное содержание статьи, выводы, планы дальнейших исследований. Аргументированы выводы. Исправлены неудачные выражения. Еще раз благодарим рецензентов за анализ нашей статьи и пожелания. Надеемся, что мы их учли ы справили. С уважением Бигар Л.И.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх