Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 13.02.2015. Последняя правка: 13.02.2015.
Просмотров - 3265

Роль инновационных технологий при изучении филологических дисциплин в вузах Таджикистана

Ганиев Давлатшо Махмадуллоевич

Таджикский национальный университет

Аспирант

Ашмарина Людмила Владиславовна кандидат филологических наук Таджикский Национальный Университет


Аннотация:
В статье раскрывается влияние инновационных технологий на процессы обучения и воспитания, на преподавание филологических дисциплин в вузах Республики Таджикистан. Учитывая задачи и практические потребности современных вузов, а также состояние научных исследований по данному вопросу, возрастает значимость использования инновационных технологий в учебно-воспитательной процессе.


Abstract:
The article reveals the impact of innovative technologies on the processes of learning and education, for the teaching of the Humanities in the universities of the Republic of Tajikistan. Taking into account the objectives and the practical needs of modern universities, as well as the state of scientific research on this issue, increases the importance of the use of innovative technologies in the educational process.


Ключевые слова:
инновационные технологии; учебно-воспитательный процесс; электронные доски;компьютерные обучающие программы; информационно - коммуникативная компетенция;

Keywords:
innovative technologies; the educational process; electronic whiteboard;computer training programs; informational and communicative competence;


УДК 371.13(575.3)

Учитывая возможности инновационных технологий как средства массовой информации, средства соединения слухового и зрительного восприятия, эффективного приема улучшения учебно-воспитательного процесса, мы выбрали  данную тему для нашего исследования.  

В связи с бурным развитием науки и инновационных технологий следует непрестанно совершенствовать систему высшего учебного заведения и производственного обучения с тем, чтобы информационно – коммуникативная компетенция студентов сочеталось с повышением их общеобразовательной подготовки в области общественных и естественных наук и получением филологических, экономических или других специальных знаний.

Все это свидетельствует о том, какое большое значение придается инновационным технологиям в изучении филологических, экономических и других дисциплин, развитии образования в нашей стране.  Целью нашей статьи явилось изучение инновационных технологий как важного средства подготовки квалифицированного специалиста в вузах республики Таджикистан.    

Нашими филологами и экономистами проделана определенная работа по изучению и обобщению опыта работы системы высшего учебного заведения.

Для изучения процесса развития системы инновационных технологий в изучении филологических, экономических  и  других дисциплин  в вузах Таджикистана был использован широкий круг источников.

При изучении особенностей развития современных систем образования, необходимо рассмотреть  вопрос о месте системы образования в структуре инновационных технологий;  использования в зависимости  от конкретных познавательных задач различных теоретических моделей. Можно исходить из того, что инновационные технологии есть совершающийся в глобальных масштабах коренной переворот в учебных заведениях, осуществляемый при опережающей роли науки. Связи с этим переворотом изменения в общественных отношениях рассматриваются как социальные последствия инновационных технологий. Прогресс образования,- отмечал еще Гегель, -  нельзя рассматривать как  спокойное наращивание некой цепи [1].

С вопросами дальнейше­го развития народного хозяйства и экономики страны связаны конкретные задачи в области народного образования, вос­питания и обучения молодежи на современном этапе,  подчеркивается необходимость создания условий, обеспечивающих высокий уровень образования и воспитания подрастающего поколения.

Особенно важно в современных условиях привести работу вузов в соответствие с новыми задачами инновационных технологий.

Дать молодому поколению прочные знания основ наук, вос­питывать людей, способных успешно трудиться в различных отра­слях народного хозяйства, науки, культуры, осознающих свой вы­сокий общественный долг перед народом и государством, - вот задача, на выполнение которой должны быть направлены все силы и знания преподавателей.

Однако все еще недостаточно в школах, вузах внедряются новые, активные методы и тех­нические средства обучения, не полностью используются имеющие­ся возможности для воспитания школьников, студентов в духе демократи­ческой направленности, высокой культуры поведения, сознатель­ного отношения к учебе.

Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, проводимый  в Таджикском национальном университете, стало уже практической необходимостью.

Компьютеры (проекторы), лингафонные классы являются важным эффективным средством познания учащимися  мира, но надо знать и правильно использовать эти возможности, чтобы компьютерные технологии принесли наибольший эффект и помогли преподавателям в воспитании и обучении подрастающего поколения.

 Проведение презентаций, лекций и семинаров   с использованием   компьютерных обучающих программ  на факультете русского языка илитературы (Таджикского национального университета)имеетбольшое воспитательное значение и делает занятие преподавателей, использующих эти  программы в учебном  воспитательном процессе, более эмоциональными и запоминающимися. В результате качество занятиях повышается. Например, на занятиях по  русской литературе (К.Паустовский «Заячьи лапы», (1 курс), А.С.Грибоедов “Горе от ума”, А.С.Пушкин “Повести Белкина” (2курс), Н.А.Некрасов «Дедушка» (3курс), М.Горького «Дело Артамоновых», М.Булгаков «Мастер и Маргарита»,(4 курс)) становятся интереснее и ярче, если первоначальное чтение сопроводить показом слайда и  презентацией.

Облегчается при этом и словарная работа. На занятиях с использованием электронной доски наглядность и слово взаимно дополняют друг друга. Студенты могут одновременно видеть и слышать, т.е.  слово и образ объединяются.

Итак, значение электронной доски в деле наглядности обучения и осуществления связи университета с жизнью бесспорно. Преподаватели знают и понимают это.

При использовании электронной доски необходимо учесть, что уроки лучше проходят в обычной аудиторной обстановке, где обеспечивается нормальный переход от одного вида работы к другому.

Показ учебных фильмов и кинофильмов иногда является исходным,  подготовляющим моментом к основному содержанию занятий. Это целесообразно при обучении  студентов связной речи, письму и изложениям.

С каждым годом, по мере расширения сети компьютеров и увеличения объема поисковых сетей интернета,  использование компьютерных технологий становится все более и более необходимым.

В последние пять лет опубликовано значительное количество материалов по вопросам инновационных технологий в изучении филологических дисциплин, в которых исследователи неоднократно обращали внимание преподавателей на огромные возможности компьютера.

Мы считаем, что задачей педагогической науки на современном этапе является дифференцированное исследование влияния инновационных технологий на процессы обучения и воспитания,    на  преподавание филологических дисциплин в целом, так как обучение и воспитание – это две стороны единого процесса. Учитывая задачи и практические потребности современных вузов, а также состояние научных исследований по данному вопросу, возрастает значимость использования  инновационных технологий в учебно-воспитательном  процессе.

Библиографический список:

1. Г.В.Гегель. Работы разных лет в двух томах. Том I. М.: Мысль, 1970 – С. 399.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2004
3. Ермолаев М.Г. Игра в образовательном процессе. Методическое пособие. Каро, 2008.




Рецензии:

13.02.2015, 21:05 Мирошин Дмитрий Григорьевич
Рецензия: статья носит сугубо практический характер. нет сомнения, что задачей педагогической науки на современном этапе является дифференцированное исследование влияния инновационных технологий на процессы обучения и воспитания, но следует уточнить, о каких инновационных технологиях идет речь. В статье говорится, главным образом, о применении различных информационных средств при обучении студентов - филологов. Технологии же применения этих средств на учебных занятиях могут быть самыми разнообразными. в целом статью можно рекомендовать к публикации после уточнения положений по применимости педагогических технологий, реализуемых с помощью различных информационных средств. Рецензент профессор Д.Г. Мирошин

19.02.2015 15:15 Ответ на рецензию автора Ганиев Давлатшо Махмадуллоевич:
Спасибо Вам, Мирошин Д.Г., внимательное прочтение моей статьи. Так как рамки статьи ограничены, мы не смогли рассмотреть все инновационные технологии.Думаем, что в дальнейшем мы продолжим работу в этом направлении и более подробно их рассмотрим.

14.02.2015, 8:05 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Статья представляет результаты исследования важной для практики современного профессионального образования темы. Однако, в тексте содержится много информации декларативного уровня (то есть, сегодня уже нет необходимости доводить целесообразность использования информационных технологий в процессе преподавания любой учебной дисциплины). Считаю, статья приобрела бы более наукообразный характер, если бы была выделена авторская позиция в контексте проблемы исследования. Например, желательно, чтобы автор акцентировал внимание не на общеизвестных истинах, а на каком-то конкретном подходе (или иллюстрации) конкретной формы применения информационных технологий, который представляет специфику именно дисциплин филологического цикла (как и заявлено в названии статьи). Естественно, интеграция указанного сегмента в контекст статьи (как вариант) носит рекомендательный характер. Есть замечания относительно грамотности представленного текста. Статья может быть опубликована в журнале после некоторой доработки и внесения необходимых правок.

14.02.2015, 19:24 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.Основания: 1.Приложение инновационных технологий в Вузах является проблеммой стратегического образовательного значения. 2.Стиль автора наводит на то что в концептуальном отношений конструкт публикаций ясен и имеются нужные научные основания и доказательства на то. 3.Статья дает основания разширить представительность информационных технологиях, применяемых в обучений студентов филологических специалностей.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх