Таджикский национальный университет
Аспирант
Ашмарина Людмила Владиславовна кандидат филологических наук Таджикский Национальный Университет
УДК 371.13(575.3)
Учитывая возможности инновационных технологий как средства массовой информации, средства соединения слухового и зрительного восприятия, эффективного приема улучшения учебно-воспитательного процесса, мы выбрали данную тему для нашего исследования.
В связи с бурным развитием науки и инновационных технологий следует непрестанно совершенствовать систему высшего учебного заведения и производственного обучения с тем, чтобы информационно – коммуникативная компетенция студентов сочеталось с повышением их общеобразовательной подготовки в области общественных и естественных наук и получением филологических, экономических или других специальных знаний.
Все это свидетельствует о том, какое большое значение придается инновационным технологиям в изучении филологических, экономических и других дисциплин, развитии образования в нашей стране. Целью нашей статьи явилось изучение инновационных технологий как важного средства подготовки квалифицированного специалиста в вузах республики Таджикистан.
Нашими филологами и экономистами проделана определенная работа по изучению и обобщению опыта работы системы высшего учебного заведения.
Для изучения процесса развития системы инновационных технологий в изучении филологических, экономических и других дисциплин в вузах Таджикистана был использован широкий круг источников.
При изучении особенностей развития современных систем образования, необходимо рассмотреть вопрос о месте системы образования в структуре инновационных технологий; использования в зависимости от конкретных познавательных задач различных теоретических моделей. Можно исходить из того, что инновационные технологии есть совершающийся в глобальных масштабах коренной переворот в учебных заведениях, осуществляемый при опережающей роли науки. Связи с этим переворотом изменения в общественных отношениях рассматриваются как социальные последствия инновационных технологий. Прогресс образования,- отмечал еще Гегель, - нельзя рассматривать как спокойное наращивание некой цепи [1].
С вопросами дальнейшего развития народного хозяйства и экономики страны связаны конкретные задачи в области народного образования, воспитания и обучения молодежи на современном этапе, подчеркивается необходимость создания условий, обеспечивающих высокий уровень образования и воспитания подрастающего поколения.
Особенно важно в современных условиях привести работу вузов в соответствие с новыми задачами инновационных технологий.
Дать молодому поколению прочные знания основ наук, воспитывать людей, способных успешно трудиться в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры, осознающих свой высокий общественный долг перед народом и государством, - вот задача, на выполнение которой должны быть направлены все силы и знания преподавателей.
Однако все еще недостаточно в школах, вузах внедряются новые, активные методы и технические средства обучения, не полностью используются имеющиеся возможности для воспитания школьников, студентов в духе демократической направленности, высокой культуры поведения, сознательного отношения к учебе.
Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, проводимый в Таджикском национальном университете, стало уже практической необходимостью.
Компьютеры (проекторы), лингафонные классы являются важным эффективным средством познания учащимися мира, но надо знать и правильно использовать эти возможности, чтобы компьютерные технологии принесли наибольший эффект и помогли преподавателям в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Проведение презентаций, лекций и семинаров с использованием компьютерных обучающих программ на факультете русского языка илитературы (Таджикского национального университета)имеетбольшое воспитательное значение и делает занятие преподавателей, использующих эти программы в учебном воспитательном процессе, более эмоциональными и запоминающимися. В результате качество занятиях повышается. Например, на занятиях по русской литературе (К.Паустовский «Заячьи лапы», (1 курс), А.С.Грибоедов “Горе от ума”, А.С.Пушкин “Повести Белкина” (2курс), Н.А.Некрасов «Дедушка» (3курс), М.Горького «Дело Артамоновых», М.Булгаков «Мастер и Маргарита»,(4 курс)) становятся интереснее и ярче, если первоначальное чтение сопроводить показом слайда и презентацией.
Облегчается при этом и словарная работа. На занятиях с использованием электронной доски наглядность и слово взаимно дополняют друг друга. Студенты могут одновременно видеть и слышать, т.е. слово и образ объединяются.
Итак, значение электронной доски в деле наглядности обучения и осуществления связи университета с жизнью бесспорно. Преподаватели знают и понимают это.
При использовании электронной доски необходимо учесть, что уроки лучше проходят в обычной аудиторной обстановке, где обеспечивается нормальный переход от одного вида работы к другому.
Показ учебных фильмов и кинофильмов иногда является исходным, подготовляющим моментом к основному содержанию занятий. Это целесообразно при обучении студентов связной речи, письму и изложениям.
С каждым годом, по мере расширения сети компьютеров и увеличения объема поисковых сетей интернета, использование компьютерных технологий становится все более и более необходимым.
В последние пять лет опубликовано значительное количество материалов по вопросам инновационных технологий в изучении филологических дисциплин, в которых исследователи неоднократно обращали внимание преподавателей на огромные возможности компьютера.
Мы считаем, что задачей педагогической науки на современном этапе является дифференцированное исследование влияния инновационных технологий на процессы обучения и воспитания, на преподавание филологических дисциплин в целом, так как обучение и воспитание – это две стороны единого процесса. Учитывая задачи и практические потребности современных вузов, а также состояние научных исследований по данному вопросу, возрастает значимость использования инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Рецензии:
13.02.2015, 21:05 Мирошин Дмитрий Григорьевич
Рецензия: статья носит сугубо практический характер. нет сомнения, что задачей педагогической науки на современном этапе является дифференцированное исследование влияния инновационных технологий на процессы обучения и воспитания, но следует уточнить, о каких инновационных технологиях идет речь. В статье говорится, главным образом, о применении различных информационных средств при обучении студентов - филологов. Технологии же применения этих средств на учебных занятиях могут быть самыми разнообразными. в целом статью можно рекомендовать к публикации после уточнения положений по применимости педагогических технологий, реализуемых с помощью различных информационных средств. Рецензент профессор Д.Г. Мирошин