«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Аспирант
Научный руководитель: Басков С.Н., кандидат технических наук, доцент, НФ НИТУ МИСиС
УДК 621.3
Введение
Для того чтобы оптимально контролировать синхронный двигатель должно быть известно положение и (или) скорость вала. Положение и скорость вала обычно определяют с помощью датчика положения. Зная положение ротора, синхронный двигатель может управляться таким образом, что он обеспечивает полный крутящий момент при нулевой скорости [1].
В настоящее время просматривается тенденция к отказу от использования датчиков механических величин (Sensorless Control) и восстановления вектора состояния системы с помощью различных оценивающих моделей [2]. Это приведет к таким преимуществам:
– повышение надежности системы электропривода;
– снижение стоимости привода;
– улучшение массогабаритных показателей;
– отсутствие датчиков определения механических величин позволит избежать помехи.
Существует достаточно большое число способов определения положения ротора без использования механического датчика, каждый из них имеет свои преимущества, недостатки и ограничения [3].
Главным недостатком большинства этих способов - это проблема определения положения ротора синхронного двигателя при нулевых и низких скоростях. Метод с использованием высокочастотной инжекции сигналов лишен данного недостатка, поэтому его использование в бездатчиковых системах электропривода является актуальным вопросом.
Целью данной статьи является проведение исследования на разработанном лабораторном стенде, позволяющее установить возможность применения метода высокочастотной инжекции в бездатчиковых системах электроприводов.
Для этого были поставлены следующие задачи:
Схема исследования углового положения ротора включает в себя:
– источник тока DC Power Supply HY 3003-2;
– генератор сигналов ГЗ-112/1;
– две емкости по 20 мкФ;
– два дросселя по 0,1 Гн;
– синхронная машина ГАБ-1-Т/230.
Схема лабораторного стенда представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема исследования углового положения ротора синхронного двигателя
Сигнал возбуждения, имеющий частоту в 1000 Гц, проходит через емкость и накладывается на сигнал, вырабатываемый источником тока, который имеет значение в 2 А. Значения фазных напряжений, снимаемых с двигателя, через АЦП поступают в компьютер для последующей обработки.
Для вычисления формулы определения углового положения ротора синхронного двигателя воспользуемся отношением ЭДС:
(1)
где ea, eb – фазные напряжения;
θ – угловое положение ротора синхронного двигателя.
Используя формулу приведения получим:
(2)
Разделим полученное выражение на sinθ. В результате получим:
(3)
Выразим из выражения ctgθ, имеем:
(4)
Следовательно, tgθ будет равен:
(5)
Тогда θ будет равен:
(6)
где n – величина равная 0 или 1 в зависимости от значения напряжения возбуждения
Для проверки правильности выведенной формулы проведем испытание, в котором измерим значение угла с помощью формулы 6. Для более высокой точности проведем измерения с шагом равным 100. Графики исходного угла и угла, вычисленного с помощью формулы 6 представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Сравнение результатов
График погрешности результатов измерений представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – График изменения относительной погрешности
Из рисунка 3 очевидно, что наибольшее значение погрешности составляет 4,95%. Таким образом, расхождения не превышает допустимый порог расхождений между реальным и рассчитанным значением.
Выводы
Рецензии:
27.04.2015, 23:26 Каменев Александр Юрьевич
Рецензия: Следует структурировать статью в соответствии с требованиями (вводная, основная и заключительная части), после чего рекомендуется к печати.