Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №18 (февраль) 2015
Разделы: Образование
Размещена 24.02.2015. Последняя правка: 02.03.2015.
Просмотров - 3054

Организация непрерывного образовательного процесса в системе колледж - университет

Мирошин Дмитрий Григорьевич

кандидат педагогических наук, доцент

ФГАОУ ВПО РГППУ, УрИ ГПС МЧС России

профессор

Костина Ольга Валентиновна, Российский государственный профессионально-педагогический университет, старший преподаватель кафедры технологи машиностроения


Аннотация:
В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса в образовательном пространстве «колледж-университет». Обосновывается возможность сокращения сроков обучения посредством исключения из образовательной программы одинакового содержания учебных дисциплин колледжа и университета


Abstract:
The article considers peculiarities of organization of educational process in educational space "College-University". Demonstrates the possibility of reducing the training time by exclusion from the educational program with the same-holding academic disciplines of the College and University


Ключевые слова:
образовательное пространство; родственные дисциплины; инвариантный учебный план; индивидуальный учебный план; перезачет дисциплин; образовательный стандарт

Keywords:
educational space; related by discipline; invariant curriculum; individual learning plan; transfer of disciplines; educational standard


УДК 378.145.3

В настоящее время актуализируется проблема перехода к образовательным стандартам четвертого поколения, которые обуславливают возможность организации сквозного обучения в системе колледж-вуз в рамках реализации образовательным программ бакалавриата.

Анализ проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования позволяет утверждать, что в настоящее время стандарты условно предусматривают два варианта организации профессионального обучения в вузе: прикладной и академический бакалавриат. При этом прикладной и академический бакалавриат,  в содержательном плане, отличается, во первых, тем, что в  рамках его образовательной программы отсутствует организационно-проектировочная деятельность, как один из видов деятельности бакалавра, во-вторых – прикладной бакалавриат предусматривает прктикоориентированное обучение в условиях, приближенных к профессиональному пространству прикладного бакалавра [5].

Обучение в системе среднего профессионального образования носит явно выраженный практикоориентированный характер, поэтому  можно говорить об организации сквозного образовательного процесса в корпоративном образовательном пространстве «колледж-вуз» с учетом того, что в настоящее время создаются крупные образовательные корпорации, включающие базовый вуз и спектр колледжей, ведущих подготовку техников по профилям, родственным направлению подготовки в вузе, [1].

Организация сквозного образовательного процесса предполагает установление взаимосвязей содержания подготовки в вузе и колледже по родственным профилям подготовки и возможное исключение модулей содержания, изученных в условиях колледжа, из образовательной программы вуза путем проведения входного контроля абитуриентов-выпускников колледжа при переходе в вуз на родственный профиль [4]. При этом под модулем содержания мы понимаем логически завершенную часть учебного материала, направленную на формирование одной или нескольких профессиональных компетенций [2].

Указанное содержание образования вычленяется в ходе анализа рабочих программ родственных дисциплины и в ходе вступительных испытаний может быть перезачтено абитуриентам, что позволяет увеличить объем практик в вузе и в некоторой степени ускорить образовательный процесс.

Может быть предложена следующая методика организации ускоренного образовательного процесса в условиях корпоративного образовательного пространства «колледж-вуз» [3].

На первом этапе, в  ходе организации корпоративного образовательного пространства «колледж-вуз», устанавливается принципиальная возможность ускорения образовательного процесса. Для этого проводится сравнительный анализ учебных планов подготовки по родственным профилям и рабочих программ родственных учебных дисциплин.

 На основании сравнительного анализа учебных планов и рабочих программ основной образовательной программы СПО по профилю,  родственному  профилю подготовки в вузе (например по профилю «Машиностроение и материалообработка»), реализуемой в условиях колледжа, входящего в образовательную корпорацию, разрабатывается инвариантный учебный план ускоренного обучения.

При этом сравниваются дисциплины, родственные по наименованию и родственные по содержанию. Сравнение рабочих программ дисциплин позволяет заключить, какое содержание и какой объем дисциплины колледжа, входящего в образовательную корпорацию с вузом, соответствует основной образовательной программе подготовки в вузе по данному профилю. Определенные таким образом содержание и объем часов составляют объем часов, подлежащих перезачету (см. пример для учебных дисциплин гуманитарного и профессионального модулей, приведенный в таблице 1). 

Таблица 1 – Выявление общего содержание дисциплин колледжа и вуза (пример для учебных дисциплин гуманитарного и профессионального модулей)

Дисциплина вуза

*Содержание дисциплины

Объем часов, которые могут быть перезачтены

Дисциплина колледжа

*Содержание дисциплины

Объем часов, которые должны быть перезачтены

 

История

Первая революция в России.

Участие

8

История России

 

Российская империя в конце XIX-нач. ХХ века.

Русско-японская война и Первая революция в России, ее итоги и уроки.

10

 

России в Первой мировой войне.

6

 

Революция 1917 года и гражданская война.

10

 

Участие России в Первой мировой войне.

6

 

Октябрьская революция в России. Гражданская война. Образование СССР.

6

 

СССР в годы

 Великой Отечественной войны)

12

 

СССР в годы Великой Отечественной войны)

14

 

ИТОГО

36

ИТОГО

36

 

Технология машиностроения

Базирование и базы в машиностроении.

16

Технология машиностроения

Основы базирования. Виды баз. Принципы базирования.

12

 

Производственный и технологический процессы. Структура технологического процесса.

20

 

Производственный процесс и его структура.

8

 

Технологический процесс и его структура.

16

 

ИТОГО

36

ИТОГО

36

 

 *Примечание. Предлагается выбирать содержание дисциплины, которое однозначно изучается и  в вузе и в колледже, что и отражено в примере.

Инвариантный учебный план ускоренного обучения является базовым для оценки возможности обучения абитуриентов – выпускников иных колледжей по данному учебному плану.

На втором этапе производится сравнительный анализ количества зачетных единиц и часов по дисциплинам инвариантного учебного плана (подлежащим полному или частичному перезачету) и часов по учебным дисциплинам, изучаемым в колледже, входящем в образовательную корпорацию, и приведенным в приложениях к дипломам выпускников колледжа, претендующих на ускоренный срок обучения. При этом формируются индивидуальные учебные планы для студентов – выпускников колледжа, входящего в образовательную корпорацию. Адекватность сформированных индивидуальных учебных планов инвариантному плану обосновывается по форме, приведенной в таблице 2, в которой приведен пример обоснования родственности индивидуального учебного плана студента инвариантному учебному плану ускоренного обучения по родственному профилю подготовки.

Таблица 2 – Пример обоснования для переаттестации студента Иванова И.И.

Фамилия

Иванов И.И.

Дисциплины для переаттестации в вузе

ВУЗ

Часы на переаттестацию

Дисциплина колледжа

Часы

Количество переатестуемых часов

**А

**Б

**В

**Г

**Д

**Е

История

108

36

История России

157

36

Философия

108

36

Основы философии

61

36

Иностранный язык

180

108

Иностранный язык

101

108

Экономическая теория

108

36

Основы экономики

85

36

Культура речи

108

36

Русский язык и культура речи

72

36

Физическая культура

72

72

Физическая культура

215

72

Математика

108

36

Математика

228

72

Информатика

216

108

Информатика

131

36

Физика

108

36

Физика

203

108

Экология,

108

36

Экология, экологические основы природопользования

86

36

Безопасность жизнедеятельности

108

36

Основы БЖД

52

36

Информационные технологии в профессиональной деятельности

108

72

Информационные технологии в профессиональной деятельности

77

36

Практикум по профессии

540

288

Практикум, Практика по профилю специальности

840

288

Химия

144

72

Химия

152

72

Прикладная математика

144

36

Математика

72

36

Нормирование точности и технические измерения

72

72

Нормирование точности, Метрология, стандартизация, сертификация

174

72

Начертательная геометрия и компьютерная инженерная графика

180

108

Инженерная графика

183

108

Материаловедение

216

108

Материаловедение

102

108

Теоретическая механика

144

72

Тех механика

234

72

Сопротивление материалов

144

36

Тех механика

234

36

Электротехника и электропривод

72

72

Элеткротехника и электроника

204

72

Детали машин

180

72

Тех механика

234

72

Теория резания металлов

180

72

Процессы формообразования и инструменты

183

72

Металлорежущие инструменты

180

72

Процессы формообразования и инструменты

183

72

Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации

288

144

Технологическое оборудование, оборудование машиностроительного пр-ва

223

144

Технология машиностроения

324

72

Технология машиностроения

282

72

Учебная практика

108

108

Практика слесарно-станочная

432

108

*Примечание. Указанная строка введена для дальнейшего обоснования возможности студента обучаться по образовательной программе вуза в ускоренные сроки.

 

На третьем этапе производится сравнение зачетных единиц и часов, отводимых на переаттестацию в инвариантном учебном плане и зачетных единиц и часов, уже изученных в колледже, по которым возможна переаттестация. На основании сравнения делается вывод о возможности или невозможности переаттестации указанных зачетных единиц и часов.

Могут быть следующие результаты сравнения и предлагаемые решения:

1. Д ≤ Б, следовательно,  возможен полный перезачет зачетных единиц и часов, указанных в инвариантном учебном плане ускоренного срока обучения.

2. Д > Б, следовательно, требуется частичная переаттестация по данной дисциплине в объеме зачетных единиц и часов, указанных в инвариантном учебном плане ускоренного срока обучения (ликвидация академической разницы).

На четвертом этапе по каждой из дисциплин, подлежащих переаттестации, оформляются программы переаттестации, включающие количество переаттестуемых часов, содержание дисциплины, подлежащее переаттестации, задания для самостоятельной работы с целью ликвидации академической разницы и задания для переаттестации.

При этом если после сравнения по этапу 2 (сравнительный анализ зачетных единиц и часов по дисциплинам инвариантного учебного плана (подлежащим полному или частичному перезачету) и часов по учебным дисциплинам, приведенным в приложениях к дипломам выпускников колледжа, претендующих на ускоренный срок обучения) получается:

- результат Д ≤ Б -  по дисциплине проводится камеральная перетаттестация, по результатам которой оформляется деканатом и заполняется кафедрой переаттестационная ведомость, которая служит основанием для формирования заключения учебно-аттестационной комиссии о возможности перевода студента на ускоренный срок обучения.

- результат Д > Б -  по дисциплине проводится ликвидация академической разницы в рамках самостоятельной работы студентов (во внеучебное время), а затем  проводится реальная переаттестация по результатам которой  оформляется деканатом и заполняется кафедрой переаттестационная ведомость, которая служит основанием для формирования заключения учебно-аттестационной комиссии о возможности перевода студента на ускоренный срок обучения. Академическая разница должна быть ликвидирована до начала изучения данной дисциплины в вузе, студент может прийти к началу дисциплины и сдать зачет в рамках ликвидации академической разницы.

Результатом переаттестации могут быть: зачет по содержанию, подлежащему переаттестации, или незачет по этому содержанию (то есть только зачет/незачет, без указания балльной оценки, поскольку переаттестовывается только часть дисциплины). Экзаменационная же оценка выставляется по изученному в вузе содержанию дисциплины.

На пятом этапе результаты переаттестации (зачеты по дисциплинам, подлежащим переаттестации) заносятся в зачетную книжку и личное дело студента. Примеры оформления результатов приведены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 – Пример оформления результатов переаттестации в личном деле студента (для тех, кто имеет полную переаттестацию).

На основании протокола УАК № ____ от _________ студент И.И. Иванов переаттестован по следующим дисциплинам

Дисциплина, подлежащая переаттестации

Кол-во переаттестованных ЗЕТ

Кол-во переаттестованных часов

Результат переаттестации

История

1

36

Зачет

Философия

1

36

Зачет

Иностранный язык

3

108

Зачет

Экономическая теория

1

36

Зачет

Культура речи

1

36

Зачет

Студент И.И. Иванов может обучаться по ускоренному учебному плану направления, профиля.

 

Таблица 4 – Пример оформления результатов переаттестации в личном деле студента (ля тех, кто имеет ликвидацию академической разницы).

На основании протокола УАК № ____ от _________ студент П.П. Петров переаттестован по следующим дисциплинам

Дисциплина, подлежащая переаттестации

Кол-во переаттестованных ЗЕТ

Кол-во переаттестованных часов

Результат переаттестации

История

1

36

Зачет

Философия

1

36

Зачет

Иностранный язык

3

108

Зачет

Экономическая теория

1

36

Зачет

Культура речи

1

36

Зачет

Студент П.П. Петров может обучаться по ускоренному учебному плану направления, профиля при условии ликвидации академической разницы по следующим дисциплинам в установленные сроки

Дисциплина, подлежащая переаттестации

Кол-во переаттестованных ЗЕТ

Кол-во переаттестованных часов

Семестр до начала которого должна быть ликвидирована академическая разница

Результат переаттестации

Подпись преподавателя

Основы технологии машиностроения

2

72

3

Зачет

Иванов

Металлорежущие инструменты

2

72

3

Зачет

Петров

               

Если при сравнительном анализе ЗЕТ и часов по дисциплинам инвариантного учебного плана (подлежащим полному или частичному перезачету) и часов по учебным дисциплинам, приведенным в приложениях к дипломам выпускников колледжей, претендующих на ускоренный срок обучения, обнаружено, что  студент обучался в колледже после получения полного общего образования (нормативный срок обучения в колледже 2 г 10 мес.) переаттестация общеобразовательных дисциплины (Физика, Химия, История, Математика) проводится на основании и образовательного стандарта полного общего образования.
Можно полагать, что приведенная в статье методика организации ускоренного образовательного процесса в корпоративном образовательном пространстве "колледж-вуз" не противоречит основным положениям Федерального закона "Об образовании" № 273-ФЗ, которые предусматривают возможность ускорения образовательного процесса при обучении по родственным специальностям (профилям подготовки) при условии составления индивидуальных учебных планов ускоренного обучения. При этом ускорение образовательного процесса, как результат, может быть достигнуто не только посредством интенсификации образовательного процесса (увеличения темпов изучения учебного материала), что противоречит требованиям образовательного стандарта (не более 54 общих учебных чсов в неделю), но и за счет перезачета содержания родственных дисциплин, который приводит к сокращению учебного материала, изучаемого в вузе.

Таким образом, организация сквозного образовательного процесса в корпоративном образовательном пространстве «колледж-вуз» позволяет не только подготовить прикладных бакалавров, отличающихся высоким профессиональным уровнем и способных к профессиональной деятельности в условиях, предлагаемых работодателем, но и позволяет организовать образовательный процесс в ускоренные сроки и обеспечить тем самым ускоренную социализацию и профессионализацию выпускника и ликвидировать дефицит подготовленных кадров на рынке труда.

Библиографический список:

1. Мирошин Д.Г. Виртуальная образовательная среда: феноменологический и практический аспект // Современная педагогика, 2014. - № 4 (17). - С. 17.
2. Мирошин Д.Г., Костина О.В. Модульный подход к организации корпоративной подготовки рабочих // Современные проблемы науки и образования, 2014. - № 1. - С. 86 - 96.
3. Прохоров В.Т., Осина Т.М., Мишин Ю.Д., Карабанов П.С. Некоторые аспекты формирования качественного образовательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования, 2010. – № 2 – С. 101-110.
4. Сафонов С.В. Проектирование сквозных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования (На примере специальностей машиностроительного профиля): Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 : Воронеж, 2002. - 170 c Проект Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 44.03.04 "Профессиональное обучение" (по отраслям) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kpfu.ru/umu/normativnoe-obespechenie/obrazovatelnye-standarty/proekty-fgos-3




Рецензии:

24.02.2015, 16:10 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: 1) На наш взгляд, методика автора подразумевает все же не ускорение (относительно задаваемого объема ресурса (освоения ), а сокращение объема, а это -разные вещи. 2) Методика как авторское решение предполагает аргументацию - сравнение результатов, где наглядно представлено различие "в пользу автора". 3) Статья рекомендуется к авторской доработке и усиления аргументации,в сравнении "с уже достигнутым", в данном случае - с компетентностным подходом действующего (обоснованного) стандарта 3-го поколения. Автором предлагается спорный прикладной подход к решению проблемы (один из распространенных, но не однозначных как научная истина) подходов - ориентирование "на социальный заказ".

02.03.2015 11:11 Ответ на рецензию автора Мирошин Дмитрий Григорьевич:
Уважаемая Галина Валентиновна. Огромное спасибо за содержательную рецензию. Без сомнения, Вы правы в оценке некоторых аспектов нашей статьи, что безусловно позволит на довести ее до до состояния, допускающего решение о публикации. Отвечая на Ваши справедливые замечания хотелось бы внести некоторые пояснения. 1. Приведенная в статье методика направлена на ускорение образовательного процесса. При этом ускорение мы понимает как результат действия методики, ибо ускоренное образование не противоречит требованиям ФЗ № 237 "Об образовании". Действительно, в предлагаемой нами методике речь идет об ускорении посредством сокращения учебного материала, изучаемого в вузе. То есть сокращение учебного материала - способ ускорения образовательного процесса. Второй метод - метод интенсификации образовательного процесса противоречил бы положениям ФГОС четвертого поколения, который жестко регламентирует количество общего учебного времени в неделю - 54 часа, поэтому интенсификация за счет прямого увеличения темпов изучения учебного материала, на наш взгляд, невозможна. Возможна внутренняя интенсификация, т.е. в рамках рабочих программ дисциплин, однако, такая интенсификация также приведет к сокращению учебных часов и следовательно к сокращению изучаемого учебного материала. 2. Мы согласны в Вами, что различие представлено в пользу автора, однако отметим, что это "авторское различие" уже задано родственностью профилей подготовку в систем колледж-вуз, которая обуславливает и родственность содержания обучения, подлежащего перезачету. Согласен, что мы, как говорят в медицине, работаем методом "обоснования диагноза", а не "дифференциальной диагностики", но сей метод, мы полагаем, отлично работает и при верификации научных гипотез. 3. К сожалению, стандарта, о котором идет речь еще нет, точнее есть только его проект, рассматриваемый в Минюсте, но ссылку на проект мы привели в перечне использованных источников. 4. Предлагаемый в нашей статье подход действительно не есть абсолютная истина, это всего лишь описанный подход, который позволяет, в отличие от других подходов, опираясь на положения как образовательного стандарта, так и Закона "Об образовании" реализовывать ускоренный образовательный процесс. И действительно ускоренный образовательный процесс ориентирован на "на социальный заказ", как и любой другой образовательный процесс.

25.02.2015, 5:14 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Оптимизация образовательного процесса - важная составляющая в организации учебной деятельности учащихся. В этом смысле тема статьи актуальна. Однако работу необходимо несколько доработать: детальнее вычитать (присутствуют опечатки), стилистически "выровнить", усилить выводы, определить нормативную базу.
27.02.2015 8:08 Ответ на рецензию автора Мирошин Дмитрий Григорьевич:
Уважаемая Елена Геннадьевна. Спасибо за положительную оценку нашей статьи. Безусловно, все Ваши замечания справедливы и мы их непременно устраним. Вместе с тем хотелось бы отметить только то, что ФЗ № 273 предусматривает возможность ускоренного (но не сокращенного) обучения и декларирует только то, что такой тип обучения возможен только по индивидуальным учебным планам, тогда как какие-либо государственные нормативные документы по этому вопросу отсутствуют.Вероятно, это обусловлено тем, что методика "ускорения" обучения отдана на откуп образовательным организациям, и при наличии ускоренного обучения образовательная организация должна обосновать такую возможность. В нашей статье предлагается всего лишь проработанный подход к организации ускоренного обучения, но ускорением мы видим не в интенсификации учебного процесса, а в сокращении сроков обучения посредством сокращения учебного материала, который уже изучался в колледже. Федеральный закон же не регламентирует той или иной методики. Еще раз спасибо за рецензию.

25.02.2015, 8:53 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к печати.Основания: 1.Переход от колледжа к Вузе является стратегической проблемой образовательного пространство и не рещается нормативными актами. 2.Подборка научных доводов дочнинена на активизаций основного образовательного конструкта-сертифицированный учебный план. 3.Построение логических частей в статьи подчинены основного контексуального замысла автора. 4.Стиль довольно ясен и категоричен по отношению основных выводов и аргументов. 5.Понятие "оптимизация", о которой пишут некоторые рецензенты не касает процессе перехода от колледжа к Вузе так как у них имеются разные образовательные парадигмы! 6.Переход решается именно на основе "организационного селектирования" разного пропедевческого темпа обучения для каждого студента на основе междупредметной интегративности.

27.02.2015, 13:34 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья актуальна, практически ориентирована, логично выстроена. Обладает неоспоримой новизной и авторским подходом к решению проблемы. После стилистических доработок рекомендуется к печати.
02.03.2015 10:10 Ответ на рецензию автора Мирошин Дмитрий Григорьевич:
Уважаемая Галина Ивановна. Огромное спасибо за положительную оценку нашей статьи. Все правки мы ввели и несколько расширили вывод, дабы показать жизнеспособность и законность предлагаемой нами методики ускорения образовательного процесса



Комментарии пользователей:

21.03.2015, 11:48 Закирова Оксана Вячеславовна
Отзыв: Проверьте знаки препинания и строение сложных предложений.


Оставить комментарий


 
 

Вверх