бакалавр
Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
студент магистратуры кафедры Автоматизированных систем управления
Богданова Диана Радиковна, кандидат технических наук, доцент кафедры вычислительной математики и кибернетики, УГАТУ
УДК 004
Анализ работы предприятия и необходимость реинжиниринга
Управляющий персонал имеет возможность применять наиболее правильные решения в любых ситуациях с помощью набора моделей, описывающих взаимоотношения различных аспектов компании.
Целями моделирования бизнес-процессов могут являться: стратегический анализ организации бизнес-процессов компании как последовательный шаг за построением организационно-функциональной модели, что включает в себя:
Аспекты функционирования бизнес-модели напрямую связаны с тесным взаимодействием ее элементов – люди, трудовые задания, менеджеры и ценности. Существует так называемая “алмазная модель” (рис.1), где заглавным элементом являются бизнес-процессы компании, иными словами, способ, с помощью которого осуществляется работа, вторым – трудовые задания и организационная структура, третьим – системы оценки результатов, четвертым – культура и ценности работников.
Рисунок 1 Алмазная модель системы внутрифирменного управления
Ф. Уллах и М.Робсон отмечают ошибочное мнение некоторых людей о реинжиниринге бизнес-процессов: они считают это переходом на использование только лишь технологии, на практике же – это лишь одна из движущих сил, помимо, например, современных методов мотивации персонала. [1]
Е. Ойхман же обращает внимание на то, что модель бизнеса, которая позволяет прояснить функции компании во внешнем мире представляется самой важной. Техника моделирования должна позволять как построение моделей компаний в общем, так и детальное описание ее элементов и их взаимодействие. [2]
Реинжиниринг процессов проводится людьми, поэтому важное значение для последующих результатов имеет именно тот, кто его проводит. Способ отбора и организации людей для компании является ключом к успеху во всем начинании.
М. Хаммер отмечает, что существует определенный необходимый набор персонажей для проведения реинжиниринга:
М.Робсон и Ф.Уллах подчеркивают важность 6-ти ключевых ролей: владельца процесса, лидера команды, коммуникатора, участника команды, внешнего консультанта и координатора. За каждый процесс существует свой ответственный.
Реинжиниринг на примере компании “IBM CREDIT”
Рассмотрим классический пример реинжиниринга, проведенный в компании “IBM Credit”. В деятельности этой компании по выдаче кредитов существовали определенные проблемы:
- бизнес-процесс по выдаче кредитов длился долго и составлял от 4-х до 14 дней
- процесс был неуправляемым из-за того, что ответственный за выдачу кредита не обладал необходимой информацией о стадии оформления кредита
Операции и распределение ответственности до реинжиниринга по бизнес-процессу «Оформление кредита»:
Рисунок 2 DFD-схема бизнес-процесса
Постановка задачи
Для улучшения работы компании необходимо было укоротить время оборота работ в рамках оформления кредита и переназначить ответственных за процессы.
Меры для решения задачи
Для того, чтобы решить проблемы управляемости и уменьшить время оформления кредита, было принято решение внедрить систему контроля. Эта система позволила отслеживать стадии процесса по обработке кредита и, соответственно, торговый представитель получил возможность воздействовать на данный процесс, имея в распоряжении больший ресурс информации.
Также при усовершенствовании процесса был введен контрольный пост, через который стали пропускаться все результаты работ. Теперь бизнес-процесс стал состоять из следующих операций с новыми структурными подразделениями:
Рисунок 3 DFD-схема процесса
Результаты
Однако, первый этап реинжиниринга не дал желаемых результатов, после чего был проведен новый анализ, который выявил большое количество простоев. Результаты работ ждали своей очереди, и это занимало 80% времени оформления кредитов. Такие выводы натолкнули на сокращение структурных единиц ввиду их простоты и односложности. Теперь было необходимо разделить кредиты на простые и сложные, чтобы не занимать время экспертной группы простыми запросами.
Бизнес-процесс по оформлению кредита после проведения реинжиниринга стал состоять из трех операций:
Рисунок 4 DFD-схема процесса
Как итог, время выполнения бизнес-процесса сократилось на 90%, производительность труда выросла в 100 раз и часть персонала была сокращена. [3]
Процесс реинжиниринга, по мнению М.Робсона, должен основываться на последовательной процедуре отбора стратегически важных задач и соответствующих владельцев процессов. Именно таким образом можно достичь управления качеством процессов.
Заключение
Таким образом, компания, рассчитывающая на увеличение эффективности работы предприятия путем реинжиниринга, должна управлять бизнес-процессами, ресурсами и различными потоками событий, для того, чтобы достичь адекватного уровня экономических результатов и подгатавливать персонал соответственно протекающим процессам во избежание чрезмерных затрат ресурсов и времени, что позволит повысить производительность труда.
Рецензии:
7.03.2015, 11:39 Давлеткиреева Лилия Зайнитдиновна
Рецензия: Статья логичная, есть проблема, есть выводы. Возможно стоит сузить проблематику моделирования в названии статьи, до конкретной проблемы предметной области. например, "Моделирование и реинжиниринг бизнес-процесса «Оформление кредита» на примере компании "IBM CREDIT". Рекомендована к публикации.