Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Психология, Спорт
Размещена 10.03.2015.
Просмотров - 7133

Психологические барьеры на пути достижения спортивных высот

Белоусова Полина Олеговна

бакалавр

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

студент магистратуры кафедры Автоматизированных систем управления

Шамсутдинова Динара Фануровна, УГАТУ, доцент кафедры социологии и социальных технологий, кандидат биологических наук, доцент


Аннотация:
В данной статье рассматриваются психологические барьеры спортсменов, возникающие в соревновательный и предсоревновательный периоды, их причины и возможности устранения.


Abstract:
This article discusses sporty psychological barriers in competition and pre-competition periods, the causes and the ways to achieve the elimination of this kind of barriers.


Ключевые слова:
Спорт; психологические барьеры; психорегуляция

Keywords:
Sport; psychological barriers; psychoregulation


УДК 1

Сегодня достижение человеком высот и успехов в его деятельности зависит не только от приложенных усилий, физических данных или таланта, но и от умения правильно регулировать свое поведения, контролировать эмоции и настроение.

Подобные умения частично даются за счет воспитания, необходимости дисциплинировать себя в образовательных учреждениях и во взаимодействии с окружающими. Однако, чтобы овладеть способностью саморегуляции, необходимо специальное обучение. В ином же случае, талант и труд могут оказаться бесполезными на пути к успеху.

Несомненно, все вышеописанное напрямую относится и к спорту. Соревнования – стрессовая ситуация, когда от эмоционального состояния спортсмена зависит львиная доля успеха. Чрезмерное психическое напряжение может снизить эффективность производимых действий, что приведет к проигрышу, а затем и к депрессивному настроению.

Современный спорт отличается мощным увеличением тренировочных нагрузок, что влечет за собой возрастание психических нагрузок, состояние апатии, вызванной монотонностью труда, и перегруженности. Это требует систематической психологической подготовки, обучения методам самоконтроля и психорегуляции.

Проявление того или иного психологического барьера происходит вследствие причин объективного или субъективного характера. К субъективным причинам верно будет отнести грядущее соревнование, слабая физическая подготовленность спортсмена, ответственность за спортивные показатели, неудовлетворительное состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности личности, успех или неуспех выступлений на подобного рода состязаниях в прошлом, смущение, вызванное незнакомой обстановкой. Объективными же причинами являются: сила соперников, порядок и организация конкурса, объективность или необъективность судейства, причины, напрямую зависящие от тренера участника и предсоревновательная подготовка.

В современной спортивной практике, к сожалению, довольно частым стало явление, когда спортсмены, еще не достаточно подготовленные к старту, участвуют в состязаниях. Это явление становится заметным в период непосредственной подготовки к грядущему соревнованию, в итоге – спортсмен испытывает нежелание выступать, демобилизируется. Формируются серьезные барьеры в виде тревожности, страха, неуверенности в своих силах. В данной ситуации большую роль играет компетентность тренера, который готов, или же наоборот, не желает воспринять информацию об отношении подопечного к предстоящему конкурсу. Многократные выступления в состоянии неподготовленности вызывают у спортсмена по принципу условного рефлекса закрепление отрицательных эмоций, что преграждает дорогу к заветной вершине.

Как яркий пример недостаточной психической подготовки мы можем выделить выступление талантливой российской фигуристки Юлии Липницкой на Олимпийских играх в Сочи. Возложив на хрупкие детские плечи ответственность за успех страны, мы совсем забыли о последствиях нагрузки, которую несла юная спортсменка в течение всего периода непосредственной подготовки к старту. Психическое состояние Юлии обрело неблагоприятную направленность, следствием чего стала неудача в короткой программе. Эта неудача, в свою очередь, повлекла за собой негативные эмоции, страх, тревогу, повлиявшие на выступление в произвольной программе (стоит напомнить, что Липницкая совершила ошибку на той же части ледового покрытия, как и в короткой программе, что свидетельствует о возникновении боязни на уровне условного рефлекса).

Неблагоприятные психические состояния спортсменов подлежат глубокому анализу и осмыслению для дальнейшей борьбы с их возникновением.

Психическое состояние – психическая деятельность в определенном промежутке времени, демонстрирующая особенности протекания психических процессов, детерминированных условиями внешней среды и особенностями личности.

Верная постановка проблемы состояний спортсмена в его деятельности имеет важное значение, потому что успех в состязании зависит не только от постоянных проявлений индивидуальности спортсмена, но и от его временных психических состояний.

Останавливаясь на понятии психического состояния, нужно анализировать его, учитывая степени его проявления:

  1. 1.    Личностные и ситуативные
  2. 2.    Глубокие и поверхностные
  3. 3.    Положительные или отрицательные
  4. 4.    Продолжительные и кратковременные
  5. 5.    Осознанные в большей или меньшей степени

Такие неблагоприятные состояния нарушают сбалансированное течение психических функций, стимулируют неадекватные особенности и свойства личности, снижают результативность деятельности, ослабляют степень спортивной подготовки, негативно влияют на физическое и психическое здоровье.

Психологические барьеры могут быть связаны с гипертрофированным проявлением некоторых черт характера спортсмена. Например, навязчивая форма высокой самооценки получила имя «звездной болезни». Напротив, чрезмерная самоуспокоенность вызывает пассивность и апатию. А также большую роль играют отвлекающие аспекты, такие как увлечение собственными эмоциями по поводу личных отношений.

В предстартовой подготовке наиболее частыми являются неблагоприятные состояния:

  • Тревожности
  • Страха
  • Монотонии
  • Психического пресыщения
  • Стресса (истощение, неуверенность, фрустрация)

Динамика каждого из описанных состояний обусловлена индивидуальными свойствами нервной системы и требует продолжительного наблюдения.

Для предотвращения данных барьеров существует ряд определенных рекомендаций:

Тревожность. Развитие волевых качеств, информативная вариативность выбора для дальнейшего принятия решений, развитие адекватной самооценки, обеспечение физической и эмоциональной «страховки» в течение всего периода предсоревновательной подготовки.

Фрустрация. Предотвращение развития тревожности у спортсменов со слабой нервной системой и агрессии – у спортсменов с сильной нервной системой, снижение уровня эмоциональной возбудимости, развитие терпеливости.

Монотония. Расширение многообразия видов тренировочных занятий, введение элементов новизны в процесс физической подготовки, смена размещения тренировочных баз и темпов занятий.

Пресыщение. Наблюдение за ответной реакцией организма спортсмена на нагрузку, постоянная готовность пересмотреть режим или содержание занятий.

Страх. Учет уровня подготовки на определенный период времени, развитие волевых качеств, предотвращение травм на занятиях, использование методики внушения и обучение самовнушению перед встречей с соперником.

Стресс. Ограничение внешних раздражителей, ограждение от грубого психологического воздействия из окружающей среды, регулирование ожиданий спортсмена относительно его подготовки.

Итак, важную роль в преодолении психологических барьеров на пути достижения спортивных высот играют волевая подготовка, регулирование эмоционального фона спортсмена, обучение самообладанию и самовнушению в период подготовки к грядущему старту. Ответственность за воспитание необходимых качеств несет не только сам спортсмен, но и его тренер, его окружение, имеющее функциональное воспитательное значение в области становления и развития личности.

Библиографический список:

1. Дашкевич О. В. Средства предупреждения неблагоприят¬ных эмоций в спорте. - М.: ГЦОЛИФК, 1973.
2. Проблемы психологии спорта - сборник работ институтов физической культуры / под ред. чл.-корр. Акад. пед. наук РСФСР проф. П.А. Рудика и доктора пед. наук проф. А.Ц. Пуни. - М. : Физкультура и спорт, 1962
3. Хекалов Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция// Учебное пособие, 2008




Рецензии:

10.03.2015, 21:55 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья выверена в соответствии с квалификационными требованиями и может быть рекомендована к публикации

11.03.2015, 19:38 Расходова Оксана Алексеевна
Рецензия: В данной статье рассматриваются психологические барьеры в узком диапазоне,недостаточно проработан материал по списку литературы.Устаревшие источники литературы,список литературы оформлен с нарушением правил.Статья после доработки может быть принята к публикации. Расходова О.А.

19.03.2015, 10:55 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья соответствует всем требованиям,отличается актуальностью и перспективой дальнейшего изучения рассматриваемой проблематики.Рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх