Магистрат
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)
Студентка 2 курса магистратуры по направлению Мировая торговля и Международные экономические организации
Цаллагова Людмила Маратовна; профессор экономики Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова
УДК 338
Почти весь объем табачных изделий, содержащийся в обороте России, производится внутри страны[9]. Табачная промышленность в России представляется одной из самых стабильных отраслей экономики. Рост акцизов в 2008-2011гг составлял в среднем на 20-25% в год, что позволило бюджету увеличить поступления на 119%. Однако закон, принятый в сентябре 2013 года, предусматривает индексацию ставок акцизов на 2014 – 2016 годы в среднем на 40% в год [6].
Резкое повышение акциза – это один из наиболее благоприятных факторов для развития нелегальной торговли, так как это приводит к стремительному росту цен, вследствие чего легальная продукция становится менее доступной для потребителей. Облагаемые налогом и контрабандные сигареты, легко “взаимозаменяемы”[5]. Как показывает международный опыт, в странах, где резко повышали акцизы, число курильщиков практически не изменялось, однако значительная доля рынка табачной продукции быстро уходила «в тень». Исследования Международного центра по налогам и инвестициям совместно с Oxford Economics показали, что если цена пачки сигарет превышает 8% дохода потребителя, он старается найти более дешевую альтернативу [3]. В 2012 г. средний россиянин тратил на сигареты около 5% располагаемого дохода, более низкодоходная часть населения – 7%. С повышением акцизов и ростом цен Россия может вскоре столкнуться с характерными для Европы проблемами, где доля теневого рынка превышает 10%, хотя по международным стандартам, степень коррупции здесь является низкой, а налоговое администрирование и регулирование эффективным. Прибыль от контрабанды сигарет огромна. Ирландия ввела самый высокий в ЕС налог на табачные изделия, однако это не только снизило реальные поступления на 8% с 1999-2012, но и расширило незаконный рынок до 28% в 2012г [8, 1].
Успешный опыт японской акцизной политики показал, что увеличение бюджетных поступлений вместе с улучшением качества здоровья населения – следствие умеренной политики, а не жесткой и агрессивной. Эта налоговая стратегия привела к устойчивому увеличению налоговых поступлений, которые в 2012 году были на 12% выше, чем в 1999 году в реальном выражении, при одновременном сокращении распространенности курения с 34% до 21% [1].
Сегодня в России сложились благоприятные условия для развития нелегальной продукции. 60% всех потребителей табачных изделий приобретают сигареты среднего и нижнего ценового сегмента. Таким образом, в случае увеличения цен на законную продукцию, больше всего пострадает именно эта часть курильщиков [2]. Наиболее удобные страны для поставок нелегального товара - страны Таможенного союза, где действует режим свободной экономической зоны. К тому же границы Таможенного союза могут расшириться. В России есть все предпосылки для развития незаконных поставок из этих стран: низкий таможенный контроль между этими странами, снижение ценовой доступности сигарет, а также огромный разрыв в налоговых режимах. В 2012 г. ставка акциза на сигареты с фильтром в Республике Беларусь составляет 50% от ставки в РФ, на сигареты без фильтра — 6%, в Казахстане, соответственно, 52% и 32%. Возможно также возникновение на территории России нелегальных производств и появление контрафактной продукции, поскольку оборудование более 100 закрытых табачных фабрик осталось не утилизированным[5, 8].
В соответствии с исследованием компаний «БАТ- Россия» и TNS в России наблюдается устойчивая тенденция распространения контрабанды и контрафакта. В третьем квартале 2013 г. доля нелегальной табачной продукции составила 0,9% от общего объема. В 2012 г. этот показатель был на уровне 0,3%. Трехкратный рост обусловлен как распространением сигарет из Беларуси и Казахстана, так и появлением контрафакта[7]. Более того, если в 2011 году это были преимущественно области, граничащие со странами Таможенного союза, то теперь незаконные изделия можно найти в Москве, Сибири и на Урале. Для России каждый потерянный процент легального рынка стоит 3,4 млрд. руб. По мере роста ставки до 2015 цена этого процента будет ежегодно увеличиваться на 600 млн. руб.[4].
На основании проведенного нами исследования мы пришли к выводу, что существенное повышение уровня налогообложения табачных изделий главным образом заставит курильщиков переключиться на незаконную табачную продукцию. Отсюда необходимо учитывать:
- акцизные ставки следует установить таким образом, чтобы добиться оптимального уровня налоговых поступлений на долгосрочной основе, т.е. умерено повышать ставки акцизного налога, в соответствии с ростом доходов населения.
- осуществлять контроль за сбором акцизов легче при использовании специфической налоговой системы c коррекцией на инфляцию, поскольку это помогает увеличить поступления в условиях роста цен на рынке;
- акцизные ставки на сигареты, необходимо сопоставлять с аналогичными показателями в соседних странах, чтобы у людей не было стимулов заниматься контрабандой;
- необходимо проводить активную работу с партнерами по Таможенному Союзу по унификации акцизных ставок на табачные изделия, что сделает импорт из этих стран менее привлекательным;
- усилить контроль на границе может быть достаточно затратным для госбюджета, учитывая протяженность границ;
- следует ужесточить законодательство и наказание (как производителей, так и распространителей) за производство и реализацию контрафактной продукции;
- необходимость проведения грамотной и взвешенной антитабачной пропаганды и здорового образа жизни, особенно среди молодежи – потенциальных курильщиков.
Рецензии:
28.03.2015, 21:20 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Содержание статьи не соответствует заявленному названию, поэтому в таком виде к публикации не рекомендуется. Использованный материал и проведенные автором исследования безусловно интересны, поэтому должны найти отражение в другой статье.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий