Кременецкий областной гуманитарно-педагогический институт им. Тараса Шевченка
ассистент
УДК 378.3(477)
Введение.Принципиальные изменения в содержании общего среднего образования и трудового обучения, введение профилизации в старших классах обусловили необходимость оперативного внедрения мероприятий для выроботки новой методики подготовки будущих учителей технологий и создания соотвествующего научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Самыми важными общетеоретическими положениями, которые способствуют разработке содержания профессионально-педагогической подготовки в целом, являются научные педагогические концепции трудового обучения и воспитания в школе – главной сфере специальной деятельности учителя технологий. Теоретические обоснования направленности личности на сферу труда и производства (А. Макаренко, В. Сухомлинский и др.), содержание технологического образования (А. Коберник, М. Корец, Л. Оршанский, В. Сидоренко, А. Терещук, В. Титаренко и др.), связи трудового обучения с основами наук (В. Стешенко, В. Терещук. А. Торубара, Д. Тхоржевский и др.), путей активизации учебно-познавательной деятельности (В. Бондарь, А. Субетто, Ю. Цина и др.) органически связаны с профессионально-педагогической подготовкой учителя технологий и определяют её содержание и стратегию развития.
Актуальность.Решение задач в сфере подготовки высококвалифицированных учителей технологий, которые соответствуют требованиям сегодняшнего дня, непосредственно зависит от содержания и организации учебно-воспитательного процесса, поскольку именно в процессе его системного течения происходит профессиональное становление личности педагога.
Цели, задачи, материалы и методы. Одними из основных категорий, которые детерминируют и оптимизируют содержание профессионально-педагогической подготовки учителя технологий, являются принципы и критерии его отбора и структурное построение. На основе тщательного анализа научно-педагогической литературы и диссертаций нами предложены такие критерии выбора содержания обучения студентов народным художественным ремеслам:
1) отображение в содержании положительного опыта педагогической науки и высшей педагогической школы в сфере профессиональной подготовки учителя технологий;
2) выбор и проектирование содержания соответственно научно обоснованным дидактическим принципам;
3) соответствие содержания требованиям, которые предъявляют общеобразовательные учреждения к уровню трудовой подготовки учащихся в современных условиях, а отсюда – к учителю технологий;
4) интегративная связь теоретического материала и практической профессионально-педагогической деятельности;
5) соответствие содержания современным достижениям в науке, технике и технологии с учетом производственных и художественно-эстетических традиций региона;
6) обеспечение разноуровневой структуры содержания целостности и оптимальности учебно-воспитательного процесса;
7) гибкость и динамичность содержания, логика структурирования блоков (модулей) учебных дисциплин и интегративных связей между ними;
8) соответствие содержания принципу единого комплекса ступенчатой профессионально-педагогической, подготовки заложенной в образовательно-профессиональной программе и учебном плане на основе гармонизации и взаимосвязи всех компонентов их структуры, а также последовательность содержания учебного материала между образовательно-квалификационными уровнями;
9) развивающий характер содержания профессионально-педагогической подготовки;
10) приоритетность взаимодействия педагогической проектно-технологической и эстетической составляющей профессионально-педагогической подготовки;
11) обеспечение комплексности профессионально-педагогической подготовки благодаря: взаимосвязи и взаимодействию (межмодульной и внутреннемодульной) учебных дисциплин; основосоздающего и системно создающего характера основных учебных курсов; интегративности учебных дисциплин; структурного единства содержания на разных уровнях профессионально-педагогической подготовки; гармонизации компонентов структуры; единства содержательной и процессуальной сторон и др.;
12) содержание как составляющая активизации процесса формирования профессиональной компетентности, удовлетворение учебно-познавательной и творческо-поисковой деятельности студентов;
13) содержание как источник формирования ценностных ориентаций личности студента на основе традиций художественных ремесел и народной педагогики;
14) отображение в получении профессионально-педагогической подготовки комплексных педагогических задач, реализация которых обеспечивает готовность будущих учителей технологий к организации разных видов творческого, общественно полезного труда, реализации принципов политехнического образования, формирования творческой, информационной и экологической грамотности, развитие эстетического вкуса и национальной самосознательности, органического соединения обучения с продуктивным творческим трудом в области художественных ремесел.
Отбор, разработка содержания и организация процесса профессионально-педагогической подготовки должна соответствовать компонентам системы формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологий в процессе изучения народных художественных ремесел. Иначе говоря, спроектированное на компетентностной основе содержание профессионально-педагогической подготовки студентов предусматривает следущие условия:
1) отбор и структурирование содержания должно вытекать из логики специализации в области народных художественных ремесел, приспособленной к творческой деятельности в современных условиях с использованием автентических традиций;
2) отображение в содержании учебных дисциплин фундаментальных основ соотвествующих научных отраслей (искусствоведение, этнография, дизайн, инженерия, психология, педагогика и др.);
3) интегрирование в содержание профессионально-педагогической подготовки разных форм активной творческой деятельности (продуктивный труд в парах, небольших и больших группах, индивидуальная художественно-проектная деятельность и др.);
4) отображение в содержании принципа проблемности, аспектов мотивации студентов к творчеству, приобретение профессионально-ценностных ориентаций;
5) соответствие содержанию принципа единого дидактического комплекса профессионально-педагогической подготовки учителя технологий благодаря гармонизации и взаимосвязям всех компонентов структуры; последовательности содержания учебно-познавательного материала; структурного единства содержания на всех образовательно-квалификационных уровнях; интегративности учебных дисциплин и др;
6) гибкость и динамичность содержания и структуры учебных курсов (межмодульная и внутримодульная координация);
7) обеспечение в разноуровневой структуре содержания целостности и оптимальности осуществления учебно-воспитательного процесса.
С целью реализации названных принципов и условий отбора и проектирования содержания, нами определены учебные дисциплины (инвариантные и вариативные), направленные на формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологий в области народных художественных ремесел, а также проанализирован Отраслевой стандарт высшего образования специальности «ПМСО. Трудовое обучение» [2]. Этот анализ позволил выделить блоки учебных дисциплин, на базе которых предлагается осуществлять формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологий в области народных художественных ремесел:
1) блок дисциплин эстетической подготовки – эстетика, рисунок, композиция, компьютерная графика;
2) блок дисциплин проектно-технологической подготовки – основы проектирования и моделирования изделий; технологический практикум;
3) блок дисциплин педагогической подготовки – педагогика; психология; основы теории технологического образования; теория и методика обучения технологиям; теория и методика внешкольного образования; педагогическая практика.
Известно, что важное значение в подготовке будущего учителя технологий имеет эстетическая подготовка. Эмпирический опыт свидетельствует, что проблемы эстетического образования и воспитания органически связанны с проектно-технологической подготовкой учителя технологий. В процессе исследования проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологий установлено, что эстетическое образование, а на его основе и эстетическое воспитание, должны основываться на сформированных эстетических отношениях личности с окружающим природным и искусственным предметно-технологическим миром и обществом, которые сложились в процессе общественно-исторической практики [8] и содержать такие диалектически взаимодействующие компоненты, как деятельность, научные знания и общение (коммуникация). Их взаимодействие в учебно-познавательном процессе формирует у студентов эстетическую культуру, мировоззрение, вкусы и чувства.
Подготовка учителя технологий к творческой, художественно-трудовой деятельности, формирование его профессиональной компетентности является целостным процессом, объединенным общностью педагогических целей, задач, функций, направленных на достижение конечного результата. Поэтому отбор и построение содержания эстетической подготовки будущего педагога предусматривали органическую связь и взаимодействие с проектно-технологической и педагогической подготовкой, а также использование компетентностного подхода к её реализации в активно развивающей учебно-воспитательной среде.
Исследование структуры и содержания эстетической подготовки дало возможность прийти к выводу, что компетентностный подход к управлению педагогическим процессом этой подготовки будущего учителя технологий в профессионально-развивающем режиме должен осуществляться на принципах функционального единства с выше названными блоками учебных дисциплин.
Анализ структуры и содержания эстетической подготовки будущих учителей технологий показывает, что с первого курса студенты входят в многоаспектный и разновекторный мир эстетической деятельности, исследуя основные категории, законы, закономерности, принципы эстетики. Они знакомятся с основными этапами развития эстетической мысли, сущностью эстетического как общечеловеческой ценности. У студентов формируется правильное представление о предметном мире, эстетической среде, художественных ценностях, их роли в формировании личности, ее духовно-практической деятельности, а также основные аспекты органической взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, формы эстетической деятельности в системе "человек - природа - культура ".
Относительно проектно-технологической подготовки, выяснено, что важным условием достижения профессиональной компетентности в области народных художественных промыслов является сформированность у студентов практических умений проектирования будущего декоративно-прикладного изделия, а также подготовка конструкторско-технологической документации и его изготовление.
Возможность в процессе проектирования не обращаться к создаваемому в материале объекту, исследование его свойств и характеристик на практике - одно из условий эффективности проектирования. Эта фундаментальная особенность проектирования обеспечивается с помощью научных знаний, в которых уже установлены основные закономерности, дающие основание сделать вывод о принципиальной возможности проектируемого изделия выполнять возложенные на него функции [4, с. 28].
Итак, в процессе проектирования создается общий вид изделия, осуществляются необходимые расчеты, которые обеспечивают его принципиальное функционирование. Следующий этап - конструкторский, когда осуществляются необходимые расчеты конкретных конструктивно-технических характеристик спроектированного изделия, которые учитывают специфические условия его изготовления, и выполняются рабочие чертежи согласно регламентированным требованиям. В конце разрабатывается технология изготовления изделия, в случае необходимости осуществляется корректировка конструкции деталей (для повышения технологичности) с учетом специфики организации производственного процесса. Эти объяснения являются абсолютно необходимыми, поскольку идет речь о применении метода проектов при создании декоративно-прикладных изделий с использованием традиций народных художественных ремесел.
Относительно профессионально-педагогической подготовки будущих учителей технологий в области народных художественных ремесел, то целесообразно говорить о проектно-технологическом методе обучения, который в соответствии с логикой этой подготовки находит свое персонифицированное выражение в технологическом проекте, формируя умения и навыки собственно проектирования, конструирования и технологии изготовления декоративно-прикладного изделия, а также его экономического обоснования, презентации и тому подобное. Поэтому основными дисциплинами, направленными на реализацию проектно-технологического метода обучения, на наш взгляд, являются: "Основы проектирования изделий" и "Технологический практикум".
Стоит отметить, что основным компонентом, подсистемой целостной системы профессионального образования будущего учителя технологий является педагогическая подготовка, направленная на формирование профессиональной компетентности в организации творческой деятельности школьников в области народных художественных ремесел. Эта подготовка, взаимодействуя с эстетической и проектно-технологической, должна выполнять важнейшую творческо-педагогическую функцию: формировать в развивающей среде учебно-воспитательного процесса готовность студента к будущей педагогической деятельности и высокий уровень его профессиональной компетентности.
Исследование показало, что компетентностный подход к профессионально-педагогической подготовке учителя технологий в высшей школе предопределяет построение учебно-воспитательного процесса, который обеспечивает целенаправленное профессиональное развитие студента как активного, творческого субъекта познавательной деятельности на пути достижения им главного результата - высокого уровня профессиональной компетентности, эстетической и проектно-технологической культуры, широкой эрудиции, социальной значимости педагога и личности. Поэтому, проектируя эстетическую, проектно-технологическую и педагогическую подготовку учителя технологий, ее содержание и формы, необходимо исходить из главного и определяющего аспекта педагогического процесса - системной целостности обучения и единства содержательной и процессуальной сторон формирования профессиональной компетентности студентов в области народных художественных ремесел.
Анализ литературных источников и результаты эмпирических исследований показали, что проектирование должно основываться на основных системосоздающих педагогических факторах, таких, как цель, закономерности, принципы и содержание профессионального образования будущих учителей технологий, а также учитывать специфику и условия формирования профессиональной компетентности студентов в активно-деятельностном режиме при изучении эстетических, проектно-технологических и педагогических учебных дисциплин. Компетентностный подход к овладению отобранными учебными дисциплинами делает возможным процесс развертывания системного содержания художественно-трудовой подготовки будущих учителей технологий в логической взаимосвязи с ее процессуальной стороной - целью обучения, деятельностью преподавателей и студентов, формами, средствами и методами обучения в их единстве, множественности, разнообразии, упорядоченности, организованности и активности. Направленность художественно-трудовой подготовки на формирование профессиональной компетентности студентов во взаимосвязи и взаимодействия всех ее элементов показывает, что перечисленные выше педагогические факторы образуют целостную систему профессиональной подготовки нового поколения учителей технологий в области народных художественных ремесел.
Обстоятельный анализ содержания учебных дисциплин показал, что непосредственному изучению орнаментов, колористики и технологии изготовления традиционных декоративно-прикладных изделий (характерных для региональных, местных народных художественных ремесел) уделено недостаточно внимания, а в процессуально-педагогической подготовке - лишь вскользь раскрываются особенности организации творческого художественно-трудового процесса с использованием народных традиций в общеобразовательной школе или внешкольном учебно-воспитательном заведении. Острая потребность устранения указанных проблем обусловила разработку и апробацию спецкурса "Народные художественные ремесла и методика их преподавания", структура и содержание которого имеют интегративные связи эстетического, проектно-технологического и методического характера. Именно спецкурс, который является дополнительным интегрирующим компонентом эстетической, проектно-технологической и педагогической подготовки, стал важным фактором формирования профессиональной компетентности студентов. Структура и содержание спецкурса учитывали особенности профессионально-педагогической деятельности учителя технологий и специфику обучения различным видам народных художественных ремесел.
Содержание спецкурса было направлено на ознакомление студентов с историческими, этнографическими, искусствоведческими, художественно-проектными и технологическими особенностями отечественных художественных ремесел; проектированием и технологией изготовления декоративно-прикладных изделий с учетом региональных традиций художественных ремесел; учебно-воспитательными возможностями творческой художественно-трудовой деятельности школьников; формами, методами и средствами обучения учащихся различным видам народных художественных ремесел и тому подобное. Изучение спецкурса сделало возможным приобретение студентами знаний об истории основных центров народных художественных ремесел Украины, специфики их становления и развития, морфологии и орнаментике традиционных декоративно-прикладных изделий, технологии их формообразования и декорирования, особенности организации творческой художественно-трудовой деятельности школьников, а также способствовало формированию умений проектировать, производить и представлять современные декоративно-прикладные изделия на основе этнодизайнерского подхода, обеспечивать материально-техническую, технологическую, методическую, наглядную оснащенность учебно-воспитательного процесса в школе.
Результаты, выводы. Таким образом, на основе анализа и учета принципов и условий формирования содержания профессионально-педагогической подготовки студентов, нами выделены блоки учебных дисциплин, на базе которых предлагается осуществлять формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологий в области народных художественных ремесел. Разработан, обоснован и внедрен в учебную практику спецкурс "Народные художественные ремесла и методика их преподавания", который направлен на интеграцию эстетической, проектно-технологической, педагогической составляющих профессиональной подготовки будущих учителей технологий и позволяет успешно организовывать творческую деятельность школьников в области народных художественных ремесел.
Рецензии:
17.03.2015, 15:58 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статью рекомендуется к опубликованию.Основания:
1.Актуальность проблематики....
2.Технологическая подготовка учителей имеет мултидисциплинный характер....
3.Стиль автора и использование научный доводов и доказательств...
4.Систематизация дисциплин, имеющие парадигмальное значение по отношению подготовки будущих учителей технологий.
5.Большие возможности, которые дают етнология и етнография по отношению формирования технологической компетентности.
18.03.2015, 6:07 Котова Светлана Сергеевна
Рецензия: Содержание научной статьи актуально и соответствует тематике конференции. Научная работа рекомендуется к опубликованию.
18.03.2015, 18:53 Мирошин Дмитрий Григорьевич
Рецензия: Статья хорошо структурирована, тема актуальна. применение компетентностного подхода к проектированию содержания обучения, описанное в статье, не подлежит сомнению и подтверждается выводами автора. Статья рекомендуется к публикации.
20.03.2015, 7:17 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Статья актуальна, выполнена в соответствии с требованиями к научным работам. Может быть опубликована.
Комментарии пользователей:
17.03.2015, 17:41 Олексюк Мария Петровна Отзыв: Очень признательна за положительную рецензию. |
5.04.2015, 16:56 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Ульянова Юлия Семеновна. Совершенствование подготовки кадров, освоение передового опыта ценны, этим соображениям подчинен замысел написания статьи. В рамках преставившегося предмета рассмотрения показывается широта с учетом множественности вариантов действий, возможностей. Но, если заголовок статьи оговаривает внимание автора к "содержанию", то оно фактически к средствам, методам, результативным. Статью стоит опубликовать, предлагается скорректировать заголовок. |