г.Самара,Поволжская государственная социально-гуманитарная академия Факультет психологии
магистрант
Шарапов В.В., ПГСГА Факультет психологии, Доцент кафедры общей и социальной психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии
УДК 658.336
Способность организации к изменениям – обязательное условие выживания в динамичной, изменчивой среде. Осуществляя те или иные изменения, организация стремится сохранить или повысить текущий уровень эффективности и упрочить свои конкурентные позиции [1]. Трудовая мотивация сотрудников является одним из путей повышения эффективной работы в организации. Рассмотрим мотивацию как способ управления сотрудниками с целью увеличения прибыли в организации. Основываясь на гуманном пути достижения эффективности, использовать социально - психологические факторов. Управлять знаниями, духовной и общественной активностью, мотивирование сотрудника на проявление инициативы в труде, познании. В процессе работы сотрудник должен получать удовлетворение от выполняемой работы и общения с коллегами.
Каждый из сотрудников может привнести новшества в трудовую деятельность, чтобы процесс работы шел более эффективно. Для этого их необходимо мотивировать, коллектив должен ощущать свою значимость в организации, видеть профессиональную и социальную перспективу.
К некоторым аспектам нематериальной мотивации повышения эффективности трудовой деятельности в организации относятся:
1. Социальная трудовая мотивация.
2. Коммуникативная мотивация.
3.Желание достигнуть цели, стремление к успеху.
4.Мотивы аффилиации (заслужить положительную оценку).
Рассмотрим примеры вариантов не материальной мотивации, которые можно применять в организационной культуре организации:
Один из вариантов таких мотивов является - вовлеченность в процесс принятия решений для повышения эффективности трудового процесса. То есть, когда сотрудник чувствует, что он может повлиять на решения руководства по развитию трудовой деятельности и знает свою непосредственную роль, сотрудник становиться более лояльным, так как у него появляется мотивация быть оценимым и замеченным руководителем.
По результатам ежегодного опроса вовлеченности работников одной из организаций в России, выяснилось, что сотрудники хотят иметь возможность делиться собственными идеями, воплощать их в жизнь - реализовывать свой креативный потенциал.
Так, « руководитель электронного проекта « Фабрика идей» организовал тему, суть которой заключалась в том, что сотрудники могут:
- выдвигать идеи
- давать друг другу советы
- демонстрировать свою инновационную активность.» [4]
Если идея экспертом одобрена, то она рассматривается директором по профилю, который принимает решение по ее внедрению и отвечает за реализацию этой идеи. Также возможно рассмотрение идеи несколькими департаментами, а так же сотрудниками непрофильных отделов. И самое главное участие самого автора в этом процессе.
Таким образом, осуществляется вовлеченность сотрудника в «принятие решения» по развитию организации.
Наряду с этим, руководитель организации может применять способы поощрения, для того чтобы сотрудник был оценен и замечен руководством. Например, реализованные идеи персонала или удачно выполненный проект сотрудника оценивается руководителем с помощью таких стимулов как :
Остановимся на поощрительных мероприятиях:
Мероприятия могут проводиться, например, после какой- либо успешной выполненной работы, в котором принимали участие сотрудники одного из отделов. Руководитель подчеркивает значимость работников и в качестве награды предоставляет корпоративную поездку, например, заграницу или посещение театра.
Для повышения эффективности трудового процесса немало важную роль играет организованность коллектива и их совместная деятельность.
Этого результата мы можем добиться с помощью ускорения процесса адаптации новых сотрудников, сплочения коллектива, что в свою очередь увеличивает их лояльность. Совместная деятельность— лучший способ узнать друг друга, особенно если эта деятельность протекает в экстремальной ситуации. В такой ситуации развиваются особо близкие и доверительные отношения между людьми. [ 1]
Перечислим способы стимулирования:
1) Поддерживание празднования дней рождения сотрудников, различных торжеств и корпоративных мероприятий.
В этой связи необходимо увеличить посещаемость мероприятий:
«- как можно больше давать информации о предстоящем празднике (Интернет, корпоративная газета, плакаты)
- проводить праздник в рабочий день, то есть в дополнительный выходной
- сделать мероприятие добровольным» [2]
- говорить сотрудникам, что их ждут призы и сюрпризы, присвоение различных статусов по результатам тренингов
- предложить принять участие в подготовке мероприятия: выбрать артистов для программы, место проведения, предложить принять участие каждого из отделов в конкурсе или игре; чтобы сотрудник почувствовал свое непосредственное участие в мероприятии
-пригласить членов своей семьи (жену или мужа), чтобы, впоследствии познакомившись со своей второй половиной можно было дружить семьями, тем самым сплочая коллектив
2)Проведение образовательных мероприятий
Эффекты от корпоративных тренингов и семинаров не только в повышении квалификации сотрудников, но и в организованности коллектива, совместной работы и приобретенных навыков, которые могут, применятся тут же на практике.
В таких образовательных мероприятиях одновременно совмещается отдых группы и обсуждение деловых вопросов. Что привносит вклад в развитие организации.
Применение такой мотивации нашло отклик в одной из организации
(г. Москва): «Мы широко используем корпоративные поездки для дополнительной мотивации сотрудников. Один из примеров: «Стратегический диалог». Проводиться раз в год в разных городах страны. Стандартная поездка: обсуждение стратегических вопросов бизнеса, обучение и рассмотрение лучших практик разбавляется глубоко проработанной программой. Традиция менять место проведения мероприятия и программу настолько укоренилась в культуре компании, что каждый год все участники ждут новой поездки.» [3]
На атмосферу социально-психологического климата в группе влияют корпоративные и образовательных мероприятия, коллектив сплочается, а также адаптируетсяться новым сотрудникам в организации. Из этого следует, что прочность межличностных взаимодействий влияет на:
- производительность труда
- продуктивность
- уровень трудовой и общественной активности
- кадровую стабильность
Таким образом, перечисленные аспекты трудовых мотиваций и вовлеченность сотрудников в трудовую деятельность повышают эффективность трудового процесса, обеспечивают достижение поставленных целей, получение необходимого результата, повышение производительности индивидуального и совместного труда, роста и развития организации.
Рецензии:
19.03.2015, 16:39 Давлеткиреева Лилия Зайнитдиновна
Рецензия: Хотелось бы в статье увидеть конкретные приложения теории на практических примерах или в виде статистики. Также есть грамматические и орфографические ошибки. Если будет исправлено и добавлено, то можно рекомендовать к публикации.
2.04.2015, 7:37 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Содержание и оформление статьи не соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. Нет обоснования актуальности темы, постановки задачи, анализа последних публикаций по исследуемой проблеме с выделением нерешенных частей, имеются ошибки. Статью необходимо доработать, вычитать и только после этого размещать на сайте для рецензирования.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий