Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №19 (марта) 2015
Разделы: Социология
Размещена 21.03.2015. Последняя правка: 21.03.2015.
Просмотров - 20929

Социальная работа с девиантными подростками

Фантров Павел Петрович

Отсутствует

Волгоградский государственный университет

Ассистент кафедры социальной работы и педагогики

Аннотация:
Автор анализирует наиболее актуальные направления социальной работы с девиантными подростками, а также определяет основные проблемы эффективности данного вида деятельности. Выявлена роль специалистов по социальной работе по профилактике отклоняющегося от нормы поведения. Сделан вывод о том, что комплексное планирование и реализация всех этапов социальной работы с подростками «группы риска» позволит социальным работникам улучшить результаты своей деятельности в данной сфере.


Abstract:
The author analyzes the main directions of social work with deviant teenagers and the basic problems of efficiency of the activity. The role of specialists in social work for the prevention of aberrant behavior is identified. It is concluded that integrated planning and implementation of all phases of social work with adolescents "at risk" will enable social workers to improve the results of their activities in this field.


Ключевые слова:
социальная работа; девиантное поведение; подросток; социальная дезадаптация; социальная проблема; социальная профилактика; социальная защита

Keywords:
social work; deviant behavior; adolescent; social exclusion; social problems; social prevention; social protection


УДК 364.27

Упадок нравственных норм в обществе, переоценка ценностей и отсутствие видимых ориентиров создают благодатную почву для взращивания разнообразных форм поведенческих отклонений подростков и обращают на себя общественное внимание к решению данной проблемы.

Все эти социальные проблемы не могут быть решены без привлечения служб социальной работы в практику деятельности по диагностике, профилактике и коррекции девиантного поведения в современном обществе.

Социальная работа с подростками, как одно из эффективных средств решения проблем подрастающего поколения, является для России определяющим условием успешного экономического и политического реформирования общества [4, с. 166].  Данный вид деятельности способствует созданию благоприятных условий развития и становлению личности молодых людей, включая их, тем самым, в процесс полноценного участия в жизни общества, а также полному обретению всех прав и свобод, не противоречащих нормам общественного устройства.

В деле профилактики девиантного поведения основное внимание должно уделяться развитию условий, которые должны обеспечить сохранение физического, личностного, а также социального здоровья и защиту от неблагоприятных влияний на него целой системы социальных факторов.

На данный момент проблема реабилитации лиц девиантного поведения, а в частности – подростков, является распространенной и наиболее успешно решаемой. Она предполагает комплексное исследование выявления взаимосвязей влияния социального окружения индивида и природной среды на категорию здоровья населения. Данный комплекс мероприятий призван улучшить положение устойчивости индивида к влиянию неблагоприятных факторов.

Однако на пути реализации реабилитационной работы с девиантными подростками возникают определенные проблемы. Проблема девиаций в молодежной среде является комплексной проблемой и обусловлена различными компонентами: социальными, медицинскими, психологическими. Что в свою очередь требует организации слаженной работы социальных институтов: учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, а также государственных служб защиты населения, центров социальной помощи семье и детям и т.д. Но несовершенная координация работы, несогласованность усилий ставят их в положение невозможности выполнения возложенных на них задач, совершенной беспомощностью в деле борьбы против таких явлений как подростковый алкоголизм и наркомания. Только объединение усилий учреждений, занимающихся проблемами подростковых девиаций, или только  косвенно связанных с ними решит вопрос с необходимой организацией в деле решения этой проблемы.

В деятельности социального работника с девиантными подростками необходимо выделить несколько основных направлений и характерных особенностей социальной работы с каждой из представленных ниже категорий:
- работа с подростками с патогенной дезадаптацией (испытывающих потребность в медицинском уходе);
- работа с психосоциально дезадаптированными подростками (педагогическая запущенность);
- работа с социально дезадаптированными подростками (социальная запущенность).

К первой группе следует отнести подростков с отклонениями в области функциональных отклонений, нервно-психического здоровья, психосоматики, которые нуждаются в уходе и медицинской помощи: умственно отсталые подростки, инвалиды, индивиды с врожденными соматическими заболеваниями, с различными функциональными нарушениями. Объектом внимания в данном случае становятся подростки с выраженными и устойчивыми поведенческими расстройствами, которые находят своё проявление в психической жизни девианта. Социальный работник может получить информацию о состоянии заболевания подростка путем расспроса его родителей, друзей, знакомых, но как показывает опыт, эти сведения носят лишь только общий характер и не являются полными. Поэтому сбор данных лучше всего проводить, воспользовавшись заранее подготовленными опросниками, а те или иные данные уточнять в индивидуальной беседе. В некоторых случаях может потребоваться проведение социально-психологической работы с родителями по ознакомлению с особенностями болезни, повышению их осведомленности [4, с. 145]. Также, помимо разъяснительной работы с родителями, требуется проведение подобной работы с педагогами, непосредственно контактирующими с подростком: для создания оптимальной системы взаимоотношений нужна осведомленность педагога о психофизиологических особенностях индивида и соответственно о соразмерных к нему требованиях.

Особенностью социальной работы с подростками, которые имеют различные отклонения по медицинским показаниям, служит выполнение социальным работником, прежде всего, посреднической функции, роли консультанта между подростком и его социальным окружением: семьей, педагогами, врачами, одноклассниками и т.д. Конечно, помимо посреднической функции специалист по социальной работе оказывает также и социально-психологическое воздействие, работая с конкретными проявлениями личности и поведения подростка. Итак, при работе с подростками, испытывающими необходимость в медицинском уходе, деятельность социального работника заключается, прежде всего, в оказании родителям и подросткам консультаций по валеологическим вопросам.

Следующим направлением социальной работы является категория педагогически запущенных подростков. Трудности в обучении, испытываемые данной группой подростков, могут быть обусловлены:
- проблемой низкого уровня интеллектуального развития;
- нарушением в работе некоторых процессов познания – восприятия, памяти, внимания;
- поведенческими отклонениями; проблемами в социальной адаптации и т.д.

Причиной тому может быть нарушения в самосознании подростка Я-концепции, дисгармоничность психического развития. Анализ познавательной деятельности девиантного подростка является важным этапом психодиагностики его состояния [3, с. 25]. Проведенный анализ предоставляет социальному работнику такие сведения, как оценка интеллектуального развития, характеристику психической и интеллектуальной деятельности с описанием выявленных особенностей, а также оценку его потенциальных способностей и умственной работоспособности. Кроме того, в целях снижения вероятности появления различных нарушений в психической деятельности предоставляется необходимым проведение комплексного психолого-медицинского обследования с участием квалифицированных специалистов. Подростки, испытывающие трудности в обучении нуждаются в индивидуальном учительском подходе, коррекционных программах, определенном режиме обучения и семейной поддержке. Однако во многих школах по различным причинам не реализуются коррекционные программы обучения и нуждающиеся в них дети остаются без надлежащей социально-психологической и диагностико-коррекционной поддержки и помощи. Вытекающим отсюда обстоятельством является неуспеваемость в учебе, возникающий дискомфорт, который подталкивает неуспевающих подростков к поискам другой среды общения, внешкольной, оказывающей определяющее влияние на их социализацию.

Следующей особенностью деятельности специалиста по социальной работе с категорией педагогически запущенных подростков следует признать умение определять границы собственного профессионального влияния и находить свое место в общественной системе социальных и административно-правовых органов, выполняя в работе с подростками роль посредника в психореабилитационной и психокоррекционной помощи через взаимодействие с социальными службами, психологами, коррекционно-образовательными учреждениями и т.д.

К третьей категории относятся социально дезадаптированные подростки, с особо выделяющимся девиантным или преступным поведением. Подростки данной категории нередко противятся воспитательным воздействиям и их можно отнести к особой «группе риска». Социальному работнику следует различать в поведении подростка признаки криминального или законопослушного образа действий. Основными причинами возникновения социальной дезадаптации могут быть ошибки воспитания подростка, влияние асоциальной подростковой группы, внешкольной среды общения и т.д. После проведения социальной диагностики социальный работник определяет необходимую технологию работы, а также свою роль в оказании помощи и поддержки подростку. Такими избираемыми технологиями могут быть: социальная профилактика, социальная защита, социальная коррекция и социальная реабилитация. Выбор тех или иных технологий определяет формы и методы достижения гармонизации процессов развития личности подростка. Процесс решения определенной социальной проблемы сводится к следующим этапам:  на предварительном этапе ведется определение существующей проблемы и определяется вероятная эффективность выбранных технологий работы; на этапе целеполагания производится выбор и формулировка главной цели, а также уточнение задач; третий этап предполагает выбор форм и методов решения, а также реализацию поставленных задач; на последнем, аналитическом этапе оценивается результативность проведенной работы, происходит осмысление возникших трудностей и делается прогноз на динамику изменения состояния подростка.

Нельзя не согласиться с тем, что основой девиантного поведения принято считать личностную дезадаптацию, а в качестве основной технологии работы с девиантными подростками специалистом по социальной работе стоит выбрать социальную профилактику. Однако коррекция и реабилитация остаются не менее значимыми аспектами в деле решения проблем отклоняющегося поведения. Если же профилактические мероприятия проводятся в основном в школах, в различных учебно-воспитательных и социальных учреждениях, то программы реабилитации для несовершеннолетних осужденных реализуются на базе воспитательных колоний. М. А. Ковальчук полагает, что учебно-воспитательная работа является главным элементом реабилитационной программы, и включает в себя как профессиональное, так и общеобразовательное обучение [1, с. 70]. Поэтому получение специальности в воспитательной колонии является важным условием реабилитации. При выборе профессии обеспечивается принцип добровольности, учитываются потребности рынка труда и отраслевой направленности региона, а также возраст и психофизиологические особенности воспитанника. Средства общеобразовательного обучения призваны обеспечить процесс перевоспитания осужденных. В качестве основных форм воспитательной работы выступают лекции, беседы, встречи с интересными людьми. В последнее время все больше стали практиковаться встречи с бывшими осужденными, которые исправились и стали вести честный образ жизни, с родственниками воспитанников колонии, а также с представителями различных общественных организаций.

Ещё одной особенностью социальной работы считается привлечение к участию в организации комплекса воспитательных мероприятий медицинских работников, педагогов, психологов и других специалистов, которые, объединив усилия, смогли бы добиться впечатляющих результатов. Их совместная деятельность является важнейшим направлением работы, и в данном конкретном случае направлена на помощь социально дезадаптированным подросткам.

Таким образом, проблема девиантного поведения подростков содержит в себе различные аспекты: социальные, педагогические, психологические, юридические и т.д., но лишь решение конкретных задач, стоящих перед социальным работником, позволит эффективно решать проблемы предупреждения и коррекции девиантного поведения подростков. Социальное консультирование и роль специалиста по социальной работе как связующего звена между клиентами и различными общественными институтами становятся основными формами предоставления помощи.

Библиографический список:

1. Ковальчук М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – СПб: Изд-во Владос-Пресс, 2010. – 288 с.
2. Парсиева Л. К., Гацалова Л. Б. социальная работа с молодежью: к постановке проблемы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 9-3. С. 166-167.
3. Простяков В. В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / В.В. Простяков // Юридическая психология. – 2011. – №1. – С.24-26.
4. Шипунова Т. В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 240 с.




Рецензии:

21.03.2015, 15:47 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Социальная работа с подростками, которые нуждаются в этом деле, важна, важно охватить всех их, найти выигрышные подходы и осуществлять их. Автор статьи доступно разъясняет эту задачу, оговаривает разные варианты действий с указанием тех органов, лиц, которые должны быть привлечены. Сравнительно легко следить за ситуацией в семье, школе, и труднее во дворе, в составе друзей, что тоже влияют. Ценность работы в информации будущих специалистов по социальной работе, официальных должностных лиц, которые будут склоняться к соучастию в действиях, будущих родителей. Статья достойна публикации.

25.03.2015, 19:07 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статя рекомендуется к опубликованию!Основания: 1.Актуальность проблематики в условиях новых образовательных реальностей в Россий в поле социальной пропедевтики. 2.Многоаспектность проявления девиантного отклонения в поведенческом социуме подростков показан достаточно ясно в контекстуальном аспекте, а также же и в функциональном плане. 3.Систематика основных категориях социальной работой с подростками с девиантом отклонений от поведения по моему методологически верно и балансированно показана. 4.Институциональность и управление девиантного поведения социальными инструментами достаточно убедительно обоснованы.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх